Система управления госимуществом в России превратилась в хаос. У государства нет достоверных сведений о том, сколько госкомпаний ему принадлежит и какой объем собственности находится на балансе казны.
К таким выводам пришла Счетная палата, проверив деятельность Росимущества за 2017-19 гг.
При том что доля государства в экономике растет год от года и, по оценкам МВФ, достигает 40-50%, более 90% государственных акционерных обществ функционируют в «серой зоне» — их деятельность никак не анализируется и почти никак не контролируется.
Даже точное число госкомпаний государству неизвестно. В системе Росстата зарегистрированы 1059 государственных АО и 760 ФГУПов. Но на уровне Росимущества 34 АО и 134 ФГУПа неожиданно пропадают. Ведомство декларирует, что государство владеет только 1025 компаний первого типа и 626 — второго.
При этом из базы налогоплательщиков ФНС по неизвестной причине исчезает уже более 600 предприятий: «налоговая» видит только 218 госАО 792 ФГУПа.
О финансовых результатах деятельности подавляющего большинства госкомпаний у правительства информации нет, констатирует Счетная палата: Минэкономразвития отчитывается лишь об 1% государственных АО.
При этом выборочный анализ материалов по оставшимся юрлицам «показал, что многие из них нестабильны или имеют отрицательную динамику», говорится в отчете СП.
Хотя поступления в федеральный бюджет от прибыли и дивидендов госкомпаний выросли (на 30% по ФГУПам и 76% по АО), 97% итоговой суммы заплатили 20 акционерных обществ.
В то же время свыше 500 компаний в 2017-2019 годах вообще не платили дивиденды в казну, а задолженность по прибыли ФГУПов за три года выросла в 3,7 раза, до 718,2 млн рублей.
Размеры вознаграждения топ-менеджеров в госкомпаниях не зависят от экономических результатов и могут в десятки раз превышать среднюю зарплату остальных сотрудников, отмечает СП. Например, для руководства ФГУП «УВО Минтранса» зарплата установлена как 22 средние зарплаты работников, для ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго — как 14,9 средней зарплаты.