Дебет воды и кислород для форели: как одна ферма планирует снабжать рыбой весь Татарстан

Предприниматель Джейхун Намазов из Татарстана уже 30 лет занимается оптовой торговлей мясом и рыбой. В прошлом году он вместе с сыном Русланом открыл ферму по разведению форели — для покупки специального оборудования использовали грант нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Портал «Будущее России. Национальные проекты» пообщался с фермером об особенностях выращивания форели и о том, чего не хватает предприятию для более быстрого развития.
Компенсировать дефицит
Джейхун Намазов занимается поставками рыбы и мяса с 1990-х. За разведение форели в природных условиях предприниматель взялся в 2018 году, а свое решение объяснил дефицитом этой продукции на рынке.
«Есть определенный дефицит свежей охлажденной или живой рыбы. Если изучать конкурентоспособность ближайших регионов или посмотреть, откуда к нам везут форель, то это Карелия, Северная Осетия, Армения. Если мы говорим не про замороженную, а именно про свежую охлажденную рыбу, то это очень далеко, это сильно влияет на сроки хранения», — говорит Джейхун.
«Когда я изучал историю, была информация, что к столу Екатерины Великой форель возили именно из нашего региона, хотя границы были и не такие, как сейчас. Именно из этой местности возили раньше, то есть форель водилась у нас в речках. Отчасти и тема возрождения немного подтолкнула к занятию этим делом», — добавляет фермер.
Форель — рыба прихотливая. Главное для нее — качественная вода, уровень кислорода и температура, поэтому подходящее место для будущей фермы искали долго. Выбор остановили на живописном месте в Лениногорском районе Татарстана — вдали от оживленных трасс, среди лесов и холмов. До ближайшей асфальтовой дороги больше 2 км, все пространство до нее — родники. Идеальные условия для разведения форели, говорит Джейхун.
На первом этапе инвестиции в ферму составили 10 млн рублей. Позднее запустили инкубационный цех — здесь из икры выводятся мальки, которые впоследствии доращиваются до товарной рыбы. В ходе строительства цеха помог грант «Агростартап» на 3 млн рублей, который выделяется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
«Производительность инкубационного цеха — 80 тыс. мальков икры за цикл длительностью четыре месяца. Сейчас поступают заказы из Санкт-Петербурга на малька, на него вообще очень большие заказы, — рассказывает Джейхун. — Если говорить о том, что мы будем закладывать четыре цикла в год, — это 320 тыс. мальков, то есть тут можно развиваться. Все зависит от дебета воды, а здесь все просчитано, воды хватает».
Наращивать бизнес, но сохранить уникальность
Сейчас форелевая ферма представляет собой несколько бассейнов, садки и инкубационный цех. Предприятие работает по принципу полного цикла: из икры вырастают мальки, часть из которых продают, а часть — доращивают до товарной продукции.
Пока форель поставляется в ближайшие города: Альметьевск, Лениногорск и Бугульму, на очереди — Набережные Челны, Нижнекамск и Казань. О своей продукции предприниматели рассказывают в соцсетях: делятся историями о жизни на ферме, рецептами приготовления и отзывами покупателей.
Изначально рыбу продавали в рестораны, но за время пандемии хозяйство переориентировалось на работу с частными лицами, то есть на доставку до конечного потребителя.
«Трудности двигают нас что-то делать, менять стратегию. В итоге мы вышли на конечного потребителя. Сейчас это другое направление, которое в стратегии развития вообще никак не фигурировало. Нам пришлось выйти на конечного потребителя, и это выстрелило, — рассказывает Джейхун. — Мы еще не запускали большие города, но заявки уже зашкаливают».
Для доставки живой рыбы используется специальный транспорт с емкостью для воды, подачей кислорода и контролем температуры — так клиенты получают живую форель прямо с фермы. Несмотря на планы по развитию, предприниматель уверен в необходимости «сохранить крафтовость бизнеса, его качество, которое достигается ручной работой, и не растерять это с увеличением объемов». Поэтому пока фермеры не стремятся значительно наращивать продажи.
«У нас просят рыбу те компании, которые хотят поставлять ее в крупные города. Существуют, например, компании, которые занимаются поставкой фермерских продуктов, и мы продумываем такую возможность, чтобы не потерять в качестве. Потому что это тонкое дело — »охлажденка". Чуть-чуть на складе кладовщик нарушит правила хранения, и это сразу скажется на потребителе и на производителе, на нашем имени", — объясняет Джейхун.
На то, чтобы вырастить форель, уходит примерно 10 месяцев при условии соблюдения всех технологических процессов. Приходится учитывать и погодные условия: зимой мальки растут медленнее, летом — быстрее. Вывод одного 50-граммового малька обходится фермерам в 9 рублей 20 копеек, включая затраты на корм и энергоносители, при продаже его цена достигает уже 50 рублей.
Пока икру возят из Адлера, но к 2023 году рассчитывают иметь свое маточное стадо, от которого будут получать икру, — тогда форели хватит на всю республику. До недавнего времени почти вся форель в Татарстан приходила из соседней Башкирии и других регионов России.
В этом году предприятие запланировало реализовать 15 тонн рыбы. Можно было бы и больше, признается Джейхун, но на развитие нужны средства, а претендовать на новый грант можно не раньше, чем через четыре года. В дальнейших планах — наладить переработку продукции, а также организовать на ферме экскурсии и рыбалку.
«Хочется, чтобы закон был гибче, критерии оценки должны быть индивидуальными, — считает Джейхун. — Мы, к примеру, заявили, что в этом году будет 15 тонн рыбы. Мы можем сделать больше. Если какая-то фирма перевыполняет заявленные показатели, лучше, чтобы к ней было особенное отношение».
Читайте также:
Кабмин РФ упразднил акты из сферы сельхоза и рыболовства в рамках «регуляторной гильотины»
Роскачество: живая рыба, приобретаемая в магазине, должна двигаться и не быть раздутой
