Росатом": о реакторах и новаторах

отметили
12
человека
в архиве

Благодаря технологическим достижениям «Росатом» заново открывает мирный атом. Модульные реакторы для поставки атомной энергии в любую точку мира стали реальностью", — пишет Forbes в своей немецкоязычной версии.

Сбылась многовековая мечта исследователей и экспертов в области логистики: строительство атомных ледоколов нового поколения превращает Северный морской путь в глобальную транспортную артерию. Данный маршрут в Северном Ледовитом океане вдоль побережья Евразии протяженностью более 6,5 тыс. километров соединяет два океана: Атлантический и Тихий. Несмотря на то, что маршрут для международных морских перевозок был открыт еще в 1967 году, его использование было возможно в основном лишь в летний период. Благодаря ядерным технологиям государственного концерна «Росатом» стало возможным безопасно и экономически выгодно использовать Северный морской путь круглый год.

Это открывает совершенно новые возможности для мировой экономики. Перевозки по привычным морским маршрутам, например, из Роттердама в Токио через Суэцкий каналпротяженностью 21,1 тыс. километров, занимают много времени. При этом если использовать Северный морской путь, время доставки груза сократится на треть.

В будущем по этому новому северному маршруту можно будет осуществлять значительную часть мировых грузоперевозок, в то время как значение более длинных переходов через Тихий и Индийский океаны может снизиться.

Ядерная энергетика с постоянными инновациями

Возможность круглогодичного использования Северного морского пути — лишь один из примеров того, как «Росатом» стал лидером в разработке новых методов и форм использования ядерной энергетики. Российская государственная компания «Росатом» управляет атомной отраслью России и имеет более 150 производственных и исследовательских подразделений. Почти все ядерные материалы России находятся в ведении концерна. Объединение всех этих видов деятельности позволило «Росатому» предложить конкурентоспособный ассортимент продукции на мировом рынке.

Помимо стандартных реакторов большой мощности «Росатом» также начал производство компактных и мобильных ядерных реакторов, включая модульные реакторы, такие как плавучие атомные электростанции. Это позволяет сделать энергию доступной даже в самых отдаленных районах, где строительство стационарных атомных электростанций было бы экономически нецелесообразным. Первый опытный образец такого реактора уже используется на побережье российского региона Чукотка, а следующие обязательно появятся, ведь такой реактор де-факто может быть установлен ​​где угодно.

Сторонники ядерной энергетики утверждают, что данный вид энергии не вызывает выбросов CO2. На климатическом саммите Организации Объединенных Наций (ООН) в 2015 году ядерная энергия — наряду с возобновляемыми источниками энергии — была признана единственным способом достижения «цели двух градусов» и, таким образом, сдерживания изменения климата. Однако критики обеспокоены нерешенной проблемой ядерных отходов, которые возникают при расщеплении атомов и для которых еще не найдено подходящей формы хранения. Но «Росатом» и здесь работает над техническим решением: реакторы на быстрых нейтронах, которые Россия впервые в мире ввела в строй, решают проблему ядерных отходов. Отходы реакторов старого типа теперь используются в качестве топлива для реакторов нового поколения. Благодаря этим инновациям могут возникнуть совершенно новые рыночные и ценовые реалии: в будущем операторы атомных реакторов смогут платить «Росатому» за вывоз ядерных отходов из реакторов старого типа. Таким образом ядерные отходы превращаются в энергоносители.

Энергетика как политический фактор

Энергоснабжение и транспортные маршруты всегда были геостратегическим политическим вопросом. При этом рыночные позиции государственной корпорации «Росатом» внимательно отслеживаются не только конкурентами, но и политическими деятелями. В данном контексте рассматривается и геополитическое значение контролируемого Россией Северного морского пути в привязке к Арктике и спорному газопроводу «Северный поток-2».

Западные государства пока не выработали единой линии отношения к данной проблематике. Будет ли выработан консенсус в данном вопросе, покажет время. Однако все это пока не смущает «Росатом»: недавно, в августе 2020 года, государственная корпорация отпраздновала 75-летие гражданской атомной отрасли России.

Rosatom: Von Reaktoren und Innovatoren — Forbes

Единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть» прибыл в порт Петропавловска-Камчатского, чтобы встать под погрузку и отправиться обратно в Санкт-Петербург. Подробнее о рейсе и о том, как Росатом развивает Северный морской путь:

m.vk.com/wall-37706009_86731
Добавил precedent precedent 4 Сентября 2020
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать