«Сначала кричал, что не хочет ничего слышать про мост, а сейчас затих». Как Крымский мост изменил жизнь людей на юге

отметили
20
человек
в архиве
«Сначала кричал, что не хочет ничего слышать про мост, а сейчас затих». Как Крымский мост изменил жизнь людей на юге

Два с половиной года назад открылось движение по Крымскому мосту, который многие называют самым важным и значительным строительным проектом в истории современной России. 19-километровый мост через Керченский пролив соединил Краснодарский край с Крымским полуостровом и навсегда изменил жизнь и экономику региона.

Как именно изменил? Юга.ру решили не только вспомнить историю, но и спросить об изменениях самих жителей Тамани и Крыма — предпринимателей, фермеров и обычных людей. Предупреждаем, что мы не искали героев с определенной или «нужной» позицией, кроме того, многие из них нашли нас сами. 

Ураганные штормы и обледенение

— Раньше как, ветер подует больше 20 метров — все вставало. Вот поехали мы, например, в Керчь на пароме, а назад не можем уехать, сутками сидели, ждали, пока шторм закончится, — вспоминает жительница поселка Ильич в Темрюкском районе Ирина Гридина. — А сейчас мост доступен в любую погоду. И Керчь, я считаю, должна только радоваться. Это тоже мой любимый город, я там все детство провела. Мама на работу, а мы раз на паром — и на тот берег. А вы знаете, как мы любили паром? Брали булку хлеба с собой — чайки уже были приучены, на лету хватали хлеб. Хотя паром — это, конечно, романтично, но мост нужен. Это прелесть, ты уже не боишься, что ветер поднимется, и не сможешь домой попасть.

Ирина вспоминает, как ее бабушка долгие годы ждала моста, о котором и политики, и простые люди «говорили каждые пять лет… и в советские годы, и при Ельцине». Дальше разговоров дело не шло.

— А что у нас творилось последние годы, какие пробки были перед переправой, когда Крым вошел [в состав России], мама дорогая. Очередь от переправы стояла до Запорожской (около 20 км — прим. Юга.ру). Я из Темрюка домой ехала, а меня не пропускали. Люди обезумевшие стояли по пять суток на жаре и дорогу перекрывали. Женщины верещали, думали, что я без очереди. Я им показывала паспорт, что я здесь живу и домой еду. И я их понимаю, какой это ужас с детьми там стоять сутками.  

Когда несколько лет назад снова заговорили насчет моста, я уже не верила. А потом, когда стало понятно, что это реальность, конечно, мы думали, что хорошо бы, чтобы мост в Крым пошел через Чушку. Это же и работа, и сколько всего построили бы. Было несколько проектов, но Чушку отбросили, потому что очень узкая коса.

Первые предложения по строительству моста через Керченский пролив стали поступать как минимум на рубеже XIX и XX веков. Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволит круглогодично возить товары с Тамани. Проект так и не состоялся в связи с началом Первой мировой войны и дальнейшими революционными событиями в стране. Во время Великой Отечественной войны немцы планировали построить мост через пролив для переброски войск и вооружения в целях дальнейшего вторжения в Иран. Из Германии успели завезти стройматериалы, технику и даже начали строительство.

Осенью 1943 года, после того как немецкие войска были изгнаны с Тамани, советское руководство приняло решение о сооружении моста через Керченский пролив. Сваи и балки для строительства было решено использовать немецкие. Ввиду ограниченности времени чертежи разрабатывались и утверждались прямо в процессе строительства. Возведение переправы заняло семь месяцев — в ноябре 1944 года по Керченскому мосту прошел первый поезд.

Из-за нехватки времени и сил забить дополнительные сваи, отсыпать каменные опоры, дамбы и построить ледорезы строители не успели. Тормозили строительство ураганные штормы и обледенение. Не хватало техники, материалов и рабочей силы. Кроме того, сказались и ошибки, допущенные при проектировании. Спустя 3,5 месяца под напором пришедшего из Азовского моря льда опоры моста начали разрушаться. Правительственная комиссия рекомендовала разобрать мост и выстроить новый. Несколько лет шли дискуссии о проектах, сроках и бюджетах, но в 1950 году строительство моста свернули и решили построить паромную переправу, проработавшую в итоге долгие десятилетия.

816 дней

Вопрос о сухопутной дороге через пролив поднимался в 1970-х, его многократно обсуждали в 1990-х, но каждый раз ситуация упиралась в одно — нехватку денег. В 2014 году, после вхождения Республики Крым в состав РФ, фактически единственным способом связи с полуостровом стала Керченская паромная переправа, действовавшая начиная с середины 1950-х годов между портами Кавказ и Крым в самом узком месте пролива — шириной менее 4,5 км. Переправа имела ограниченную пропускную способность и сильно зависела от погоды и скорости ветра в проливе. 19 марта 2014 года было принято решение построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив.

Экспертная группа рассматривала несколько вариантов транспортного перехода, большая часть которых предполагала, что переход в Крым будет построен в самом узком месте пролива — от косы Чушка до побережья Керчи. Учитывали протяженность перехода, возможность строительства подъездных путей и дополнительной транспортной инфраструктуры, ледовую обстановку и даже наличие на территории вулканов. В итоге было решено строить маршрут не от Чушки, а от располагавшейся южнее косы Тузла. Одним из важных факторов выбора стало то, что строительство от косы Чушка потребовало бы прекращения работы действующей переправы, а это осложнило бы связь Крыма с материком.

Некоторые из финальных вариантов предполагали сооружение туннеля. Но от него в итоге решили отказаться — во-первых, срок строительства в этом случае увеличивался бы до четырех лет, во-вторых, тоннель обладает меньшей сейсмостойкостью и его сложнее восстановить в случае природной или техногенной катастрофы.

После выполнения всех проектировочных работ, зимой 2016 года, началось строительство моста — уже в апреле соорудили первую опору. Некоторые сваи опускали на глубину до 105 метров. Район строительства характеризовался сложными условиями: геологическими — илистое дно, тектонический разлом, сейсмологическая активность в проливе — и климатическими: сильные ветра, штормы с грозами и ливнями, многодневные туманы.

570 томов или 30 гигабайт — объем проектной документации моста
Более 15 тысяч инженеров и рабочих участвовали на пике строительства 
7 тысяч свай погружено на глубину от 12 до 105 м
595 опор держат 260 тысяч тонн (вес 36 Эйфелевых башен) металлоконструкций пролетов
100 тысяч литров краски (это две железнодорожные цистерны) ушло на покраску двух арок моста
5 млн автомобилей проехали по мосту за первый год работы

Мост через Керченский пролив протяженностью 19 км, ставший одним из крупнейших транспортных переходов России, был открыт 16 мая 2018 года — всего через 816 суток после начала строительства. К вечеру этого дня суммарно в обе стороны по мосту проехали около 14 тыс. автомобилей, тем самым побив рекорд Керченской паромной переправы. В декабре 2019 года завершили строительство железнодорожной части моста.

Сейчас транспортный переход состоит из двух параллельных мостов — автодорожного и железнодорожного, которые начинаются на Таманском полуострове, проходят по Тузлинской косе и острову Тузла, огибают мыс Ак-Бурун и завершаются в Керчи. Разрешенная скорость скорость движения — 90 км/ч, пропускная способность моста — 40 тыс. автомобилей в сутки. Железнодорожный мост рассчитан на 47 пар поездов в сутки, передвигающихся со скоростью до 120 км/ч. Крымский мост способен выдержать землетрясение до 9 баллов. По словам строителей, ремонт моста не потребуется как минимум в ближайшие 100 лет.

Строительный бум

— Самое сложное было в начале — никто не понимал, даже из наших руководящих работников, когда им называли стоимость бетона на материке и стоимость бетона в Крыму, которая сильно различалась. Нам говорили, что этого не может быть, обвиняли в том, что мы пытаемся на этом заработать. А причем здесь мы? Ребята, у вас материал стоит 250 рублей, а у нас — 2 тыс. рублей, — вспоминает генеральный директор крымской компании «Бэст-Бетон» Борис Павловский. — В 2014 году полуостров оказался отрезан от всего. Местные материалы годятся для гражданского строительства, но для строительства дорог, мостов, железнодорожных туннелей и других инфраструктурных объектов они непригодны.

источник: yuga.ru

Борис Павловский

Когда начали строить мост, многие не понимали, что будут проблемы. Ну, казалось бы, что тут такого, песок или щебень стоили по 250 рублей за тонну. Но к нам-то попасть было нельзя, кроме как через паромную переправу. Часть материалов поставлялась из Ростова баржами, а большую часть песка и щебня везли из Краснодарского края железнодорожными вагонами до Порт-Кавказа. И там грузы перегружались на машины, которые переправлялись на паромах, в том числе и обычных гражданских. Потом груз попадал к нам на базу, и только после этого начиналось движение материала.

Работы до этого вообще не было — мы находились на краю географии. А в итоге смогли принять участие в таких проектах. Работали круглые сутки...

 

По словам Павловского, участие в строительстве стало для его компании настоящей манной небесной:

— Работы до этого вообще не было — мы находились на краю географии. А в итоге смогли принять участие в таких проектах. Работали круглые сутки. Поучаствовали в строительстве всех железнодорожных подходов к мосту, в строительстве туннеля, построили все мосты и развязки от Керчи до Феодосии.

После того как открылось автомобильное сообщение, ситуация со стройматериалами стала гораздо проще — цена материала упала почти в два раза. Следующий шаг — открытие железнодорожного сообщения.

— Мы уже получили первые составы с материалами. Это еще на 30% сократило стоимость. И сейчас привезти материал из Краснодарского края дешевле себестоимости местного материала. Он и по качеству лучше, и везти его дешевле, — объясняет бизнесмен.

По словам строителей, уже упала цена на возведение инфраструктурных объектов и в Крыму случился строительный бум. Только в Керчи сейчас строится несколько жилых комплексов, заложен дом для переселенцев, намечено строительство стадиона, детского сада и комплекса по перекачке воды.

— Для многих переправа была серьезным препятствием, в том числе и для строителей. После того как появился мост, здесь тут же возникло движение. Сразу можно было увидеть наплыв туристов. Люди приезжают, и это требует развития инфраструктуры, — рассказывает Павловский. — Мы уже открыли гостиницу прямо на набережной. Как только перешли в Россию, сразу стали строить. Часть гостиницы уже запустили, также пустили на коммерческие площади арендаторов, в планах открытие шикарного ресторана. Открыли часть номеров, и у нас каждый день стопроцентная заполняемость, хотя номер стоит недешево. Так что мост позволяет такие вещи строить, и мы надеемся на то, что все это даст результат. Я уверен, что все номера нашей гостиницы будут забиты.

Орден на груди планеты

В 80-х годах в Крыму каждый год отдыхали около 10 млн человек. Последние два года регион демонстрировал рекордные показатели за весь постсоветский период. Так, в 2018 году здесь побывало 6,8 млн туристов (до открытия моста их было 5,2 млн человек), в 2019-м — 7,4 млн человек. В этом году из-за коронавируса курортный сезон начался с задержкой, и, по разным оценкам, республика могла потерять до 2 млн отдыхающих. Хотя в июле и августе Крым посетили более 3,5 млн туристов.

Коронавирус повлиял, и повлиял отрицательно: мы потеряли больше чем месяц сезона, и это ничем компенсировать нельзя. Есть мнение, что отельеры в итоге заработали на росте цен, — так вот это миф. На росте цен могут заработать бабушки, сдающие койки. Бюджеты на следующий сезон составляются в конце предыдущего, продажи начинаются в предыдущем году, и на тот момент, когда случилась ковидная катастрофа, все было фактически продано по ценам, которые были раньше.

Если возникает такая манна небесная, как в данном случае закрытые Турция и Египет, то мы от этой манны ничего не получаем. У нас в этом году цены вообще не поменялись. В основном все заранее куплено, — объясняет ситуацию директор сети отелей «Ателика» Павел Марциновский. — Если сравнивать с тем, что было несколько лет назад, то, естественно, автомобилей стало гораздо больше. Если через паром на своих автомобилях приезжали, предположим, 7—8% от общего числа туристов, то после открытия моста число таких туристов возросло, и уже до 15% наших гостей приезжали на личных автомобилях. Почему рост не такой кардинальный? Потому что не была готова трасса «Таврида» и очень проблемно было ездить. Мост был, а дороги нет. Народ, который раньше часами стоял перед паромом, стал стоять часами в пробках, особенно в районе Феодосии или Симферополя.

В этом году, по словам отельера, большая часть отдыхающих по-прежнему прибывает в Крым на самолетах, но число автотуристов превысило 20% от общего числа. Люди приезжают со всей страны, даже из Сибири. Особенно много туристов из Москвы и Московской области. Несмотря на рост общего числа туристов, на перспективы опытный отельер предпочитает смотреть осторожно.

Мы, конечно, все знаем, что Крым — лучшее место в мире. Что, по словам поэта Пабло Неруды, это орден на груди планеты Земля. Все это так, но у людей есть индивидуальные предпочтения — если человеку хочется в турецкий all inclusive, его удовлетворит только он...

 

Для того чтобы принимать гостей, одного моста и железной дороги мало. Да, отлично, когда много гостей. Но, если они приедут в условия, когда нет в достаточном количестве комфортных мест размещения, когда существует дефицит воды, когда, несмотря на открытие моста, не решена проблема высоких цен… Гость не должен стоять в бесконечных очередях к достопримечательностям, не должен проводить свой отпуск в пробках. Возникает вопрос, какой смысл в увеличении числа гостей? Если это приведет к общему снижению качества, нанесет удар по репутации и вызовет снижение турпотока. Нам это надо? Нет, не надо, — сам же отвечает на поставленный вопрос Павел Марциновский. —Мы, конечно, все знаем, что Крым лучшее место в мире. Что, по словам поэта Пабло Неруды, это орден на груди планеты Земля. Все это так, но у людей есть индивидуальные предпочтения — если человеку хочется в турецкий all inclusive, его удовлетворит только он. У кого-то любимое место Ялта, у кого-то Сочи, у кого-то Геленджик, а у кого-то Анталия. Я к тому, что всегда губительно искусственное нарушение рынка. Все вещи, связанные с закрытием границ, с ковидом и прочим, это всегда плохо, в том числе и потому, что чревато откатами назад. 

У некоторых наших местных отельеров возникла иллюзия, что следующий сезон будет еще более прекрасным, чем нынешний. Я боюсь, что их ждет очень большое разочарование, — считает отельер. —Рост турпотока должен происходить плавно и вслед за обеспечением всех необходимых элементов этого турпотока. Гости должны ехать уже на подготовленные, удобные для них места. Следующий сезон точно не будет лучше, чем этот, — а если откроют границы, он точно будет хуже.

Даже белорусы признают

После открытия моста на крымском направлении увеличился поток не только туристический, но и грузовой. Если раньше фуры из Центральной России добирались в Крым около недели (с учетом того, что в Керченском проливе не будет затяжного шторма), то сейчас срок сократился до двух-трех суток.

источник: yuga.ru

Анатолий

Знакомый парень возит картошку в Крым из Брянска. Очень быстро — одна нога здесь, другая там, — с радостью соглашается на интервью дальнобойщик Анатолий. 13 лет он ездит по всей стране, часто бывает за границей. В этот раз везет на полуостров груз пластиковых водостоков. — Я патриот и боюсь, что вам не понравится то, что я скажу. У меня старший брат живет в Крыму. Два института окончил, со своими, в общем, тараканами — он из тех, кто в советское время слушал Окуджаву по ночам. Так он сначала кричал, что не хочет ничего слышать про мост, — а сейчас затих, как построили. Ну реально удобно стало. И дороги лучше стали, хотя по открывшейся «Тавриде» я еще не ездил — самому интересно, как там.

С начала работы автодорожной части моста (с 16 мая 2018 года) по нему проехало более 11,6 млн машин, в том числе почти 140 тысяч автобусов и более 1,4 млн грузовых транспортных средств. Согласно статистике, суточная интенсивность движения составляет до 33 тысяч автомобилей. 16 августа 2020 года зафиксирован рекорд трафика — 37 374 транспортных средства за сутки.

По словам Анатолия, раньше он и его коллеги мечтали о том, чтобы быстрее доехать до европейской границы, попасть на нормальную трассу. Сейчас все чаще бывает наоборот.

Сказать, что там намного лучше, чем у нас, нельзя. Если совсем откровенно, то и в Польше приличное количество не самых хороших дорог. И я по радио польскому слышал, что там в новостях говорили, что кто-то растащил деньги, которые выделили им на новую дорогу. Сейчас у нас намного лучше стало, это даже белорусы признают. Раньше было как — едешь зимой по России, лишь бы дотянуть до границы, и вот в Беларуси все, расслабон — все ровненько и хорошо. А сейчас трасса Гомель — Брест стала намного хуже, и сами белорусы говорят, что побыстрей бы от Минска доехать до Смоленска, до нормальной дороги. В Смоленской области такое чувство, что они тремя слоями посыпают, там снег на асфальте тяжело увидеть. А к ним в Беларусь заезжаешь, и там шишки эти накатанные — экономят они или хватку потеряли?

Еще раньше дальнобойщиков удобство моста признали местные жители — и крымчане, и жители Тамани. По словам жителя Керчи Александра Еременко, поездки в Краснодарский край перестали быть путешествиями, которые требуют подготовки.

— Ну правда, никто мне не платит, чтобы я вам это сказал — обалденный мост. Раньше в Темрюк к родственникам съездить было ответственным делом, не говоря уже о поездке в Краснодар к брату. Надо было прогноз погоды смотреть, зимой, опять же, особо не поездишь. Да и в гостях раньше, когда шторм был, попадали на три-четыре дня. И через Ростовскую область объезжать как-то пришлось лет восемь назад. Правда, удобно стало. Жаль, что на ценах мост не так сильно сказался, как хотелось бы — у вас на Кубани продукты дешевле.

Правда, удобно стало. Жаль, что на ценах мост не так сильно сказался, как хотелось бы — у вас на Кубани продукты дешевле...

 

Действительно, долгожданного падения цен на продукты после открытия моста не случилось. Это признают даже власти и объясняют низкой конкуренцией: крупные торговые сети не работают в Крыму из-за санкций. Еще одна причина — неразвитая оптовая торговля и отсутствие крупных логистических центров. Тем не менее, по словам местных предпринимателей, после открытия моста хотя бы прекратились перебои с доставкой продуктов и на прилавках появилось больше скоропортящихся товаров, ввозить которые раньше не рисковали.

Еще одна проблема — цены на топливо. По словам местных, стоит переехать на кубанский берег, как цена на бензин сразу падает на несколько рублей. На заправке перед мостом со стороны Краснодарского края всегда очереди — переплачивать никто не хочет. Мы тоже останавливаемся, чтобы залить полный бак.

Теперь мы первые

Пока крымчане ждут падения цен на продукты и топливо, кубанские производители уже сейчас учатся получать прибыль в новых реалиях.

— К нам приезжают из ближайших станиц, но значительная масса это автотуристы, которые едут на отдых и с удовольствием заезжают к нам. Есть уже постоянные клиенты, которые приезжали еще в прошлом году. И вот они снова едут на море и по пути обязательно к нам заезжают, — рассказывает владелец сыроварни On Cheese Сейран Геворкян. — Покупатели разные приезжают. Очень много новых: кто в этом году не смог никуда уехать, приехали к нам и открыли для себя, что у нас очень много интересного.

У Сейрана есть успешный ресторанный бизнес в Москве. Несколько лет назад, побывав на Кубани у друзей, решил купить виноградники в станице Запорожской, расположенной на северо-западе Таманского полуострова, и с нуля открыл сыроварню.

— Я сначала думал открыться в районе Анапы, но решил начать дело здесь. Сейчас понимаю, что это было правильное решение. Все на меня смотрели с удивлением. Ну как же, кто-то что-то непонятное делает в чистом поле. Но все получилось, и планы на развитие большие — будем разводить коз, построим спа-комплекс, пиццерию, зону отдыха с гостевыми домами.

Конечно, за последние два года после открытия моста поток автомобилей увеличился. Но, сами понимаете, если вы будете делать некачественный продукт, то никого не привлечете, даже мост не поможет — никто к вам не поедет. Трафик пытаемся сами создать. Этим и занимаемся.

Сегодня сыроварня Геворкяна производит десятки видов качественных и вкусных (мы попробовали) сыров. Объем производства — до трех тонн в месяц. Продукция поставляется в кафе Симферополя, Сочи и даже в одно из заведений в Санкт-Петербурге. Это не предел, у владельца большие планы на расширение поставок в Крым и Краснодарский край. Из видимых препятствий сыровар выделяет только одно:

— Очень дорогое электричество в Краснодарском крае. У нас в Москве предприятие находится в пределах Бульварного кольца, и там электричество стоит дешевле, чем здесь в станице. Это сильно влияет на развитие. Не хочется задирать цену — хочется сделать хороший продукт, который доступен людям. У нас очень маленькое предприятие, но платить приходится по коммерческим тарифам. Поэтому в будущем планируем переходить на солнечную энергию.

Темрюкский район считается одним из самых солнечных регионов России. А из-за богатых урожаев бахчевых культур его заслуженно называют арбузной столицей Кубани.

Теперь, когда оптовики из Крыма залетают на Кубань, мы первые — с поливной землей, первые с перцем, с баклажанами, с капустой...

 

— В 1984 году делали анализ совхозной земли, и оказалось, что в этой земле у нас в радиусе 5060 км очень много калия. А калий как раз и отвечает за сахар в ягодах и в арбузах. Это не заслуга людей, живущих здесь, что у них получаются обалденные арбузы. Самые сладкие кубанские арбузы растут на Тамани. Но влияет на это не только почва, а вся сумма качеств: питание, климат, ветра, дожди. А вот дыни у нас не получаются — Кучугуры, Фонталовская, кусочек Крыма с Керчью — это дынная зона. Так и с остальными овощами — мы никогда здесь не вырастим помидоры, которые выращивают люди от Крымска до Джигинки. Там находится томатная зона, — объясняет Александр Ерохин, бахчевод и овощевод из поселка Стрелка. По его словам, открытие Крымского моста серьезным образом изменило жизнь местных фермеров.

— Раньше у нас была проблема — Темрюкский район был самым дальним, в углу. Во времена переправы Крым у нас ничего не брал. Туда и отдыхающие по три дня попасть не могли, какая уж там сельхозпродукция. Они оттуда мотались в Херсон. Теперь, когда оптовики из Крыма залетают на Кубань, мы первые — с поливной землей, первые с перцем, с баклажанами, с капустой.

Ввод в эксплуатацию Крымского моста способствовал удешевлению грузоперевозок в Крым на треть и роста обратных поставок на 45%

По словам Ерохина, важно не просто знать технологию и выращивать хорошую продукцию, но нужно иметь знания и чутье, чтобы понимать, чего и сколько посадить в какой год.

— На Крым нужен перец сорта «белозерка», цвета слоновой кости. На Кубань идет перец зеленого цвета — ну такие вкусы у людей. Поэтому ты должен знать, что посадить, когда и в каком количестве, — поясняет овощевод. — В Крыму же дефицит воды, но очень популярны те культуры, которые трудно без воды вырастить, — капуста, перцы с баклажанами. Вот и приезжают за этим в Темрюкский район, в Крымский и Славянский. Ну а зачем дальше ехать?

Помимо арбузов, которых в его хозяйстве более 200 гибридов, Александр Ерохин выращивает болгарский перец, помидоры, баклажаны, капусту и другие овощи. А еще весной он сделал прогноз, что в этом году будет год закруток. Люди посидели дома и поняли, что дома без запасов нельзя. По словам Ерохина, чтобы успешно работать, нужно быть не только агрономом, но и аналитиком.

— В этом году у ребят в мае была обалденная капуста, но они ее не продали. Капуста отличная и красивая, но она оказалась никому не нужна — перепроизводство. В этом году арбузы стоят столько, сколько никогда в жизни не стоили. Цена высокая, и теперь только ленивый не посадит арбузы. Но больше такой цены не будет. В следующем году арбузов появится столько, что цена упадет в несколько раз. А что будет в цене? То, на чем люди влетели в этом году, на чем понесли убытки. То есть капуста! Ее и надо сеять на будущий год. Принцип качелей работает всегда.

По словам Александра Ерохина, рентабельность сельского хозяйства с каждым годом будет только увеличиваться. Главная причина — всемирный голод. Ну а чтобы быть на коне, нужно делать качественный продукт, а покупатель такого производителя всегда найдет:

— И из Крыма приедут, и из Краснодара. Если вкусно будет.

Добавил liuba.demur4ewa liuba.demur4ewa 16 Сентября 2020
проблема (5)
Комментарии участников:
sant
0
sant, 16 Сентября 2020 , url

Достойная, хорошая статья!

И пускай у скачущих рвёт всё, что рвётся...



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать