Хватит кормить офшоры

отметили
41
человек
в архиве

Поступления налогов в федеральный бюджет снижаются на фоне дешёвой нефти и пандемии COVID-19. Правительству приходится увеличивать госзаимствования и вводить налог на банковские депозиты. Вместе с тем, целый ряд экспертов считает, что Россия может обеспечить рост бюджетных доходов и без этих непопулярных шагов. Рецепт простой: платить налоги должны все.

На минувшей неделе стали известны подробности о подготовке правительством нового налогового манёвра. Министерство финансов предложило повысить ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для чёрной и цветной металлургии, а также для производителей удобрений. По информации ТАСС, ставки могут вырасти в среднем в 3,5 раза. Эта новость вызвала критику со стороны металлургических и химических гигантов, которые, по данным «Коммерсанта», получили поддержку со стороны главы Минпромторга Дениса Мантурова и министра экономического развития Максима Решетникова.

Минфин подготовил ещё одну поправку в Налоговый кодекс, которая предполагает отмену с 2021 года налоговых льгот по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти. Сейчас этой льготой пользуются почти все крупнейшие нефтяные компании страны. На фоне падения цен на нефть и ухудшения ресурсной базы, именно эта отрасль по-прежнему обеспечивает более 40% доходов федерального бюджета. Эксперты считают, что сохранение такого подхода может больно ударить по отрасли. Судя по всему, понимает это и глава российского правительства.

«Важно помнить, что бюджет – это документ не о цифрах, а о людях, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика», – заявил в минувшую среду Михаил Мишустин.

Позиция премьер-министра позволяет надеяться, что государство сумеет установить равные условия для разных сфер экономки, которые простимулируют стабильное развитие страны. Тем более, что ресурсы для развития у нас есть.

Дело на 1,7 трлн рублей

Валерий Андрианов

Аналитики компании VYGON Consulting, которая изучает ситуацию в топливно-энергетическом комплексе, считают, что крупнейшие сырьевые компании РФ способны увеличить доходы бюджета на 1,7 трлн рублей в год. В своём исследовании «Налоговая нагрузка в отраслях: операция “Балансировка”» эксперты указали, что в последнее время налоговое регулирование нефтяной отрасли сводится к корректировке различных коэффициентов. Главной целью этого было наполнение бюджета, и потому коэффициенты менялись без глубокого анализа проблем стратегического развития нефтянки. Вместе с тем, действующая налоговая система, по сути, не обращала внимание на сверхдоходы в других отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых.

В результате этого, считают специалисты VYGON Consulting, нефтяные компании в России платят в пять раз больше налогов, чем другие сырьевые отрасли вместе взятые. Даже с учетом льгот валовые налоги (экспортная пошлина и НДПИ) составляют около 60% от цены нефти. Чуть лучше обстоят дела в газовой отрасли: у «Газпрома» доля налогов в цене сырья составляет 30-40%, у независимых производителей – 15-23%. При всём при этом в цене продукции металлургических, золото- и алмазодобывающих предприятий доля налогов не превышает 10%.

Если оценивать долю налогов в свободном денежном потоке российских нефтяных компаний, то, по мнению аналитиков, в течение последних пяти лет она в 1,5-9 раз выше, чем у других сырьевиков. При том что рентабельность EBITDA у нефтяников значительно ниже, чем у металлургов и производителей удобрений – цены на продукцию последних стабильно растут.

«Подход к налогообложению других сырьевых секторов России в виде установления фиксированных или адвалорных (% от цены) ставок практически не позволяет изымать конъюнктурную ренту за счет роста цен», – считают авторы исследования. По их словам, для комплексных руд Красноярского края при росте цены на 25% эффективная ставка налога и вовсе снижается.

Если всё так, то возникает вопрос: нынешняя система возникла в виде недоразумения или у неё есть конкретные бенефициары?

Ударить по офшорной экономике

Михаил Делягин

Известный экономист, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин согласен с тем, что доля нефтяной промышленности в бюджете несовоставима с её долей в экономике. «Мизерное налогообложение других сырьевых отраслей создаёт гигантские денежные потоки, направляемые не на инвестиции, а прежде всего на выплату дивидендов, выводимых, насколько можно понять, в офшоры», – комментирует он свежие инициативы Минфина. «Такие металлургические компании как «НЛМК», «ММК» недавно изменили свою дивидендную политику, отныне они направляют весь свободный денежный поток на выплаты акционерам. При этом до 90% уставного капитала этих компаний принадлежит иностранцам. Большинство в совете директоров того же «Русала» составляют «независимые» американцы», – продолжает Делягин.

С ним солидарен старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. «Вместо того чтобы балансировать налоговую нагрузку, Минфин предпочел добавить фискального груза на хребет нефтяной отрасли. К чему это привело? Может быть, прочие сырьевые секторы, прежде всего металлургия, использовали такую благоприятную ситуацию и направили «недоплаченные» в бюджет деньги на модернизацию производств, создание новых мощностей, повышение зарплат работникам? Нет! В прошлом году «Полюс Золото», «НЛМК» и «ММК» выплатили акционерам порядка 470 млрд рублей. Компании направили на дивиденды весь свободный денежный поток», – отмечает он.

По мнению экспертов, исправить ситуацию можно посредством двух шагов. Во-первых, правительству необходимо ввести прогрессивные ставки НДПИ для компаний, чья деятельность связана с добычей и экспортом полезных ископаемых, обеспечив равные условия компаниям нефтяного сектора. Во-вторых, следует увеличить налоговую нагрузку на предприятия, которые не инвестируют в развитие бизнеса на территории России и ориентируются на максимизацию дивидендных выплат акционерам, расположенным в иностранных юрисдикциях.

Конкретно

По итогам своего исследования, аналитики VYGON Consulting также пришли к выводу, что увеличить доходы бюджета могут не только сырьевые отрасли, но и другие секторы экономики. В частности, речь идёт о банках и телекоммуникационных компаниях, которые могут получать сверхприбыли за счёт доминирующего положения на рынке и разнице процентных ставок. В среднем за последние пять лет рентабельность по EBITDA российских телекомов достигает 38%, что заметно выше показателей зарубежных компаний. Корректировка показателей рентабельности этих компаний до уровня США позволит бюджету получать 115 млрд рублей ежегодно. Аналогичные расчеты для банковского сектора предполагают, что за последние пять лет сверхдоходы отрасли составили порядка 450 млрд рублей.

Леонид Крутаков

Леонид Крутаков, доцент департамента политологии Финансового университета при правительства России:

– Диспропорции в налоговой системе сложились исторически при вступлении нашей страны в ВТО в 2012 году. Далее они лишь увеличивались из-за снижения (вплоть до обнуления) экспортных пошлин на никель, алюминий, медь и ряд других видов сырья. Чтобы вы поняли сумму возможных потерь бюджета приведу простейшие расчеты, буквально на коленке. Если привязать ставки НДПИ к экспортному «нетбэку» выручки сырьевых отраслей страны, то годовой эффект для бюджета составит 1,2 трлн рублей.

Поскольку большинство акционеров некоторых наших металлургических холдингов являются иностранными резидентами, это ещё один способ легального ухода от налогов и вывода средств за границу. Цены на их продукцию растут, а инвестиций в развитие производства мы не видим.

Добавил precedent precedent 19 Сентября 2020
Комментарии участников:
precedent
+1
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Нефтяники и газовики у нас, конечно, самые сильные в Мире. Платят в бюджеты, инвестируют, привлекают инвестиции больше всех в Мире из реальных секторов экономики, несмотря ни на что. Но, уже достаточно времени прошло, чтобы другим не только нагуливать жирок за счет нефтянки. 

Какие — то уж слишком сладкие условия и для металлургов, и для банков, и для «химиков». 

Ecce Homo
-4
Ecce Homo, 19 Сентября 2020 , url

«у нас»

«до 90% уставного капитала этих компаний принадлежит иностранцам»

precedent
+1
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Это — преувеличение серьёзное. Но, даже если бы было все 100 процентов (мы заинтересованы и в иностранных инвестициях), это — наши рабочие места, наши налоги, наша юрисдикция, наша продукция. 

precedent
-1
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Займись, займись образованием или самообразованием, если сможешь.  Прекрати смешить народ. 

vvsupervv66
+1
vvsupervv66, 19 Сентября 2020 , url

наши налоги

 О налогах в российский бюджет как раз речь и идёт. В случае ухода средств в иностранные офшоры Россия пролетает и мимо налогов, и российскую юрисдикцию можно спокойно обойти.

У вас смешалось всё в одну кучу.

precedent
0
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Не совсем так. Налоги с ЗП, много всего, таможенные пошлины и т.д. И т. п.  Да и организации химической и металлургической отрасли в основном все таки не в офшорах.  Немножко намерено сгустили краски. 

vvsupervv66
0
vvsupervv66, 19 Сентября 2020 , url

По вашему «краски сгущает» Михаил Владимирович Мишустин? У человека по роду его деятельности и должности вся информация в руках. И вот к каким выводам пришел Премьер министр -

«Важно помнить, что бюджет – это документ не о цифрах, а о людях, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика»

precedent
0
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Нет, некоторые респонденты СМИ сгущают, их же оценки опубликованы. 

Цитировать лишний раз Премьера не надо.  Я его цитату и так выделил. 

Речь об адаптации налогового режима, налогового регулирования к текущим условиям. Об этом новость.  Остальное — комментарии . 

vvsupervv66
-1
vvsupervv66, 19 Сентября 2020 , url

Я согласен с названием статьи, но с одним главным дополнением -

Хватит кормить иностранные офшоры.

Свои российские имеют смысл на существование, но в целях поднять именно дотационные регионы России.

Там брать-то и так мало, но есть смысл львиную долю налогов оставлять в этих регионах на развитие. И делать это помимо федеральной помощи. И естественно под жёстким контролем

И с этим согласен -

Во-вторых, следует увеличить налоговую нагрузку на предприятия, которые не инвестируют в развитие бизнеса на территории России и ориентируются на максимизацию дивидендных выплат акционерам, расположенным в иностранных юрисдикциях.

 Под такую категорию подходит Сбербанк.

Сбербанк это тоже предприятие, но в сфере банковской деятельности. Не правда ли?

precedent
0
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Какие акцизы? Для какого населения налоги увеличиваются? Они у нас очень низкие. Особенно для  состоятельных людей. 

Ты про это, что ли? 

Силуанов: налог для богатых затронет не более 1% работающих россиян

Денег у России очень и очень много, хватает даже на совершенно гигантские мега- проекты. 

У России другая проблема (в США она еще хуже): разрыв между «бедными и богатыми»

Поэтому, с одной стороны ФС ГД РФ, Президент РФ, Правительство РФ увеличивают различные социальные выплаты, Господдержку (по той же ипотеке), а с другой должны корректировать налогообложение богатых. Период формирования внутренних инвесторов за счет крайне высокой лояльности к богатым, уже состоялся 

precedent
-1
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Это — не «повышение цен». Если цена не растёт с ростом индекса цен, то происходит снижение цены. Речь об индексации. Нет цен, нет доходов и расходов в «вакууме». 

Насчёт малообеспеченных -13,5 млн, а не 20.  Это — много, но эту проблему решил сложней, чем повторять лозунги, однако её решают. 

precedent
-1
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Всего- навсего два- три экранизированных произведения классиков ни к месту цитируют сетевые отбросы.  Почему так мало? Заняты очень, хватает? 

Трушин
-2
Трушин, 19 Сентября 2020 , url

сетевому клоноводу/пропагандисту не нравится его место высказанное в прямой форме?

Трушин
0
Трушин, 19 Сентября 2020 , url

а вы кто? Откуда будете? С ближнего зарубежья на зряплате пишите чернуху?

precedent
0
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Юлька, ты, когда свои клоны перечислял, этот почему не сдал? 

precedent
0
precedent, 19 Сентября 2020 , url

Хоть «Юлька», хоть «Лентач», хоть " Путин", хоть «Трампом» назовись.  Один и тот же унылый хохлосрач. 



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать