Минпромторг рассказал об отказе иностранных компаний поставлять системы для российских самолетов. Закупка российской техники должна стать правилом хорошего тона для госкомпаний ТЭК
30 сентября 2020, 10:10
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
источник: forum.awd.ru
Иностранные поставщики комплектующих для российской авиации единовременно отказались от сотрудничества с Россией, заявил директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак.
«Наши иностранные партнеры, которые поставляют готовые системы для наших самолётов, кто-то гласно, кто-то негласно проинформировали наших авиастроителей, что ни по действующим контрактам, ни по новым контрактам взаимоотношений с нашими авиастроителями продолжать не будут», – цитирует РИА «Новости» Шпака.
По его словам, таким образом Запад пытается остановить отечественные проекты в области гражданского авиастроения.
Он отметил, что дальнейшие ограничения могут коснуться микроэлектроники.
Шпак добавил, что Россия довела до 80% объем отечественной радиационностойкой электроники в космических аппаратах.
«Мы практически каждый год открываем большое количество работ по этому направлению. И значительную часть импортозамещения в космических аппаратах мы на сегодняшний момент уже провели. Больше 80% электронной компонентой базы на сегодняшний момент в космических аппаратах – это уже электронно-компонентная база российской разработки как минимум», – сказал он.
Под отечественными компонентами, пояснил Шпак, подразумевается микроэлектроника, разработанная и произведенная в России, и разработанная в России, но произведенная за рубежом. По его словам, подход заказывать непосредственное изготовление в странах Юго-Восточной Азии – это общемировая практика.
Шпак отметил, что правительство держит под контролем ситуацию с созданием электроники для космической техники.
«Эта проблема в фокусе, все время находим возможность направлять на нее ресурсы. Ситуация меняется в лучшую сторону», – рассказал Шпак.
По его словам, только в этом году начались больше 30 работ над отечественной электронной компонентой базой.
Шпак отметил, что в российском вооружении и военной технике используется около 60% отечественной электроники.
«На сегодняшний момент точно совершенно больше 60%, если в целом по больнице температуру мерить, это отечественные компонентная база. Но я вам могу другую цифру назвать. Исследование 2018 года. Американцы исследовали, сколько у них импортной электронно-компонентой базы в вооружении, военной и специальной технике. 80% – Китай и Тайвань. Это (большая доля импортных компонентов) не только для нас характерно», – сказал Шпак.
По его словам, импортозамещение в этом направлении в России ведется, но с недостаточной скоростью. «Нам, чтобы полностью себя обеспечивать российской компонентной базой, нужно очень серьезные усилия предпринять», – сказал Шпак.
Напомним, в июле новый российский космический робот лишился импортных деталей.
Замминистра промышленности и торговли: закупка российской техники должна стать правилом хорошего тона для госкомпаний ТЭК
Михаил Иванов рассказал, как кризис повлиял на отрасль нефтегазового машиностроения
источник: interfax.ru
Москва. 4 августа. INTERFAX.RU - Проблема выпуска отечественного оборудования для нефтегазовой отрасли, вставшая перед Россией из-за санкций, обострилась в начале года — почти все страны закрыли свои границы в связи с коронавирусом. И вряд ли кто-то мог предугадать такой сценарий еще год назад. Это усложнило въезд зарубежных специалистов в Россию для техобслуживания и установки иностранного оборудования, и чуть не поставило под угрозу реализацию крупных инвестпроектов.
Заместитель министра промышленности и торговли Михаил Иванов в интервью «Интерфаксу» рассказал, как кризис повлиял на отрасль нефтегазового машиностроения, что делается для снижения зависимости российского ТЭК от импорта, как предприятия химического комплекса перестроили свою работу во время пандемии и грозит ли России дефицит сырья для антисептиков.
— Какие еще проблемы, связанные с технологиями и оснащенностью оборудованием, испытывает российский нефтегазовый сектор? Понятно ли, как их решать? Как сами компании пересмотрели свои ключевые задачи и планы в этом направлении из-за коронавируса и цен на нефть?
— Компании нефтегазового сектора ощутили влияние пандемии весной. Мы начали получать от них сигналы о рисках приостановки текущих ремонтов и новых строек из-за задержек поставок иностранного оборудования. Очевидно, что с учетом осложнения экономической ситуации компании ТЭК стали обращать больше внимания на производителей отечественного оборудования. Более того, считаю, что работа с российским нефтегазмашем должна в дальнейшем стать «правилом хорошего тона» в отрасли, особенно для компаний с государственным участием.
Кстати говоря, мы провели серьезную работу с «Газпромом» и уже в июне подписали план обеспечения надежности изготовления, поставок продукции и оказания услуг в интересах компании. Запланированные мероприятия будут способствовать обеспечению бесперебойной деятельности «Газпрома» при реализации инвестиционных проектов, а также позволят локализовать наиболее зависимую от импорта продукцию для нужд отрасли.
Помимо экономических трудностей, предприятия отрасли столкнулись с проблемой въезда иностранных специалистов на территорию России, которые участвуют в пуско-наладочных работах и техобслуживании иностранного оборудования. При содействии Минпромторга в сжатые сроки был утвержден специальный порядок въезда таких специалистов, чтобы не допустить нарушения сроков реализации инвестпроектов. Механизм оказался очень востребованным.
— Какую долю занимал импорт нефтегазового оборудования в 2019 году? Получится ли достичь цели по снижению импорта до 43% в 2020 году в связи с новыми экономическими условиями? Будет ли пересмотрен план по импортозамещению нефтегазового оборудования из-за пандемии?
— В прошлом году доля импорта составляла 45%, в этом мы стремимся достигнуть значения в 43%.
— Как из-за кризиса поменялись приоритеты развития отрасли? Теперь мы больше заточены на то, чтобы «спасать и поддерживать», чем расти и развиваться?
— И на то, и на другое. Для оперативного контроля за обстановкой в отрасли мы актуализировали перечень системообразующих организаций и наладили регулярный мониторинг их финансово-экономического состояния.
Мы также работаем над усилением присутствия российской продукции на международных рынках. Министерство сделало запросы во все российские нефтегазовые компании, чтобы получить информацию о реализуемых ими за рубежом проектах и о возможности применения в них российского оборудования. В настоящее время мы получаем ответы и планируем проработать возможность поставки российской продукции по каждому проекту.
— Раньше Минпромторг говорил, что Россия имеет большой потенциал в области поставок нефтегазового оборудования в ОАЭ. Идет ли работа в этом направлении?
— Да, безусловно. В ноябре 2019 года межправительственная российско-эмиратская комиссия по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству утвердила подгруппу по сертификации и стандартизации нефтегазового оборудования. Это необходимый шаг для допуска российской продукции к тендерам на территории ОАЭ.
Сейчас по итогам достигнутых договоренностей эмиратская сторона сопоставляет полтора десятка российских стандартов в области насосного оборудования, систем измерения количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов, электроприводов, с теми стандартами, которые применяются Национальной нефтяной компанией Абу-Даби «ADNOC». Мы, в свою очередь, формируем дополнительный список российских стандартов, а также перечень лабораторий для сертификации нефтегазового оборудования, которые затем будут направлены эмиратской стороне.
— Программа модернизации российской энергетики предполагает использование российского энергооборудования, в частности, новых турбин большой мощности. Сроки их поставок и так весьма сжаты, а в этом году ряд поставщиков комплектующих для энергетики (для сетевых компаний, например), приостанавливали свое производство в связи с введением ограничений на фоне пандемии коронавируса. Повлиял ли вирус на сроки поставки оборудования для модернизации? Выполнят ли поставщики свои обязательства по поставке оборудования генкомпаниям в срок?
— Мнения о срыве поставок техники действительно существуют. Но они исходят от компаний, реализующих программу модернизации на импортном оборудовании, ввоз которого оказался под угрозой из-за пандемии. Российские же предприятия энергетического машиностроения уже запустили проектирование и производство промышленной продукции, закупили необходимые комплектующие. Во время действия ограничений, связанных с распространением коронавируса, наши предприятия энергетического машиностроения не останавливали производство. Поэтому мы не видим рисков нарушения сроков поставок отечественного энергетического оборудования на объекты модернизации в связи с пандемией.
