"Понятная доходность": зачем бизнесу строить школы

Правительство утвердило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и ее долгосрочные структурные изменения. Согласно имеющемуся в распоряжении ТАСС документу, правительство видит возможность вывода экономики из кризиса после пандемии в том числе за счет создания новых финансовых инструментов и перезапуска институтов развития, чья деятельность будет интегрирована в общенациональную повестку. Примером подобной работы может стать взаимодействие корпорации развития ВЭБ.РФ с Минпросвещения России и Сбером, которые уже разрабатывают проекты строительства новых школ с применением механизма государственно-частного партнерства.
Как отмечали в Минпросвещения России, на сегодняшний день дефицит учебных мест в школах составляет более 720 тыс., и удовлетворить такую потребность только за счет средств федерального бюджета невозможно. Как этот механизм поможет властям и зачем инвесторам строить школы, порталу «Будущее России. Национальные проекты» рассказала управляющий директор и руководитель Центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская.
Проба первого камня
Еще до того как Минпросвещения вместе с ВЭБ.РФ и Сбером начало работать над проектами строительства школ с применением государственно-частного партнерства (ГЧП), подобные проекты уже воплощались в жизнь, правда, только на региональном уровне, а потому частные инвесторы не получали на них федеральных субсидий.
«Федеральные средства для регионального проекта были выделены первый раз только на образовательный комплекс на 4,5 тыс. мест в Нижнем Новгороде (к 800-летию города — Прим. ред.)», — напомнила Багинская.
Торжественная закладка первого камня новой школы состоялась 1 июня. Как сообщал глава региона Глеб Никитин, проект строительства реализуется в рамках концессионного соглашения между регионом и Первой концессионной компанией «Просвещение» (входит в одноименную группу компаний). Инвестиционные затраты составили почти 7 млрд рублей, из которых 1,5 млрд приходится на выделяемый Минпросвещения РФ грант. Остальные же средства, по словам губернатора, «будут возмещены регионом по концессии в течение 15 лет».
Министр просвещения Сергей Кравцов назвал тогда проект «беспрецедентным», но все же выразил надежду на то, что «школа будет построена в срок».
«По итогам этого опыта Минпросвещения России было продемонстрировано, что подобный механизм, основанный на принципе концессионного соглашения, доказал свою эффективность», — сказала Багинская.
Школу в «ипотеку»
По словам руководителя Центра ГЧП Сбербанка, в других проектах с применением концессионного соглашения будет действовать та же механика, что и при строительстве школы в Нижнем Новгороде: не менее чем на 20% расходов будет предоставлен капитальный грант из муниципальных, региональных или федеральных средств, а остальные 80% инвестор должен вложить сам или же привлечь дополнительные источники. На эти деньги он возводит объект, вводит его в эксплуатацию, а затем после получения всех необходимых лицензий обязан зарегистрировать школу в качестве собственности концедента, то есть государства.
«Только после этого включается механизм платы концедента, который расплачивается с концессионером субсидиями за ввод этой школы в эксплуатацию. То есть получается, что это ровно та инфраструктурная ипотека, о которой говорили годы назад», — пояснила Багинская.
Выгода государства в этом случае ясна: ему не нужно закладывать в бюджете большие суммы на строительство одной школы. Вместо этого стоимость возведения распределяется на несколько лет, в течение которых концессионер отвечает за эксплуатацию здания (как правило, это около 15 лет). При этом государство получает гарантии, что школа будет не только построена качественно и в срок, но и эксплуатироваться в необходимом государству объеме и виде.
Баланс интересов
Главный вопрос заключается в том, какую выгоду от подобной сделки получает сам инвестор. По словам Багинской, сам по себе подобный социальный объект, конечно, не является коммерческим, «его невозможно и не нужно сдать на вечер» и получить выгоду. Однако при таком механизме и для бизнеса все же есть ряд преимуществ.
«Во-первых, всегда есть строительная и эксплуатационная маржинальность, поэтому на самой стройке инвестор тоже зарабатывает в пределах стандартных строительных доходов. В то же время он понимает, что это баланс интересов: с одной стороны, ты можешь построить дешевле, но тебе же потом это здание эксплуатировать, поэтому его нужно сделать так, чтобы потом не пришлось перестраивать или тратиться на ремонт», — напомнила она.
Во-вторых, пусть и единственный, но постоянный дополнительный доход, который инвестор может получить от эксплуатации школы сверх выплачиваемых ему субсидий от государства, — это доля от оплаты кружков и секций дополнительного образования, которые работают в учебном заведении.
«Поэтому еще на стадии строительства концессионер должен предусмотреть техническую возможность организации в школе дополнительного образования — доход от него будет тем самым дополнительным заработком, который инвестор получит сверх государственных субсидий», — поясняет представитель Сбера.
Таким образом, еще на стадии заключения соглашения и концедент, и концессионер знают, какие доходы и расходы их ждут.
«Это не благотворительность, потому что иначе не привлекало бы инвесторов „в долгую“<…>. Здесь мы получаем очень длительный по срокам, но при этом очень стабильный по доходам проект, где твой плательщик, по сути, государство. Тем самым инвестор обеспечивает себе длительный портфель понятной доходности», — говорит Багинская.
В конечном счете выбранный механизм концессии понятен как государству, так и инвестору, добавляет эксперт. «Принимая во внимание, что государству нужны управляемые общеобразовательные школы, речь идет именно о концессии, как о единственном зарекомендовавшем себя механизме, позволяющем привлечь частные инвестиции для строительства государственной собственности. Банком уже было подготовлено типовое концессионное соглашение (»коробочное решение") и успешно протестировано на ряде крупных проектов, например, в ХМАО. Проверенные на практике условия лягут в основу качественных требований к концессиям в рамках новой госпрограммы и могут использоваться любыми финансирующими организациями", — привела пример Багинская.
Согласно паспорту нацпроекта «Образование», к 2024 году в России должно появиться 25 новых школ, построенных с применением механизма ГЧП. Будет ли параметр скорректирован в ходе работы по «донастройке» нацпроектов, неизвестно, отметила представитель Сбера. Однако, учитывая потребность в новых учебных местах и готовность Минпросвещения работать над такими проектами, какие-то изменения в этой части, по мнению Багинской, «могут быть внесены».
Читайте также:
Зачем школьникам искусственный интеллект: Греф и Чернышенко провели цифровой урок
Глава Центра ГЧП: концессия — один из самых защищенных механизмов для бизнеса и государства
Школьные стендапы и подкасты с родителями: как создать комфортную воспитательную среду
Учиться, чтобы учить: как семья педагогов из Нижнего Новгорода стремится к знаниям
