«Письмо сорока двух» в поддержку Ельцина, опубликованное 5 октября 1993 года .

отметили
4
человека
в архиве

Письмо сорока двух писателейв поддержку Бориса Ельцина и с призывом к решительным мерам против коммунистическо-националистической оппозиции, опубликованное в «Известиях» 5 октября 1993 года, и двадцать лет спустя продолжает разделять литературное сообщество. COLTA попросила писателей, подписавших в свое время этот документ, и их коллег, занимавших противоположную позицию, вспомнить октябрьские дни 1993 года.

Текст письма:

Нет ни желания, ни необходимости подробно комментировать то, что случилось в Москве 3 октября.
Произошло то, что не могло не произойти из-за наших с вами беспечности и глупости, — фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть.
Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом, не раскололись, не позволили перерасти кровавой авантюре в гибельную гражданскую войну, ну а если бы вдруг?..
Нам некого было бы винить, кроме самих себя. Мы «жалостливо» умоляли после августовского путча не «мстить», не «наказывать», не «запрещать», не «закрывать», не «заниматься поисками ведьм». Нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми.
 
Добрыми… К кому? К убийцам? Терпимыми… К чему? К фашизму?

И «ведьмы», а вернее — красно-коричневые оборотни, наглея от безнаказанности, оклеивали на глазах милиции стены своими ядовитыми листками, грязно оскорбляя народ, государство, его законных руководителей, сладострастно объясняя, как именно они будут всех нас вешать...
Что тут говорить? Хватит говорить… Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли её продемонстрировать нашей юной, но уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии? Мы не призываем ни к мести, ни к жестокости, хотя скорбь о новых невинных жертвах и гнев к хладнокровных их палачам переполняет наши (как, наверное, и ваши) сердца. Но… хватит! Мы не можем позволить, чтобы судьба народа, судьба демократии и дальше зависела от воли кучки идеологических пройдох и политических авантюристов.

Мы должны на этот раз жёстко потребовать от правительства и президента то, что они должны были (вместе с нами) сделать давно, но не сделали:

1. Все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений должны быть распущены и запрещены указом президента.

2. Все незаконные военизированные, а тем более вооруженные объединения и группы должны быть выявлены и разогнаны (с привлечением к уголовной ответственности, когда к этому обязывает закон).

3. Законодательство, предусматривающее жёсткие санкции за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти, за призывы к насилию и жестокости, должно наконец заработать. Прокуроры, следователи и судьи, покровительствующие такого рода общественно опасным преступлениям, должны незамедлительно отстраняться от работы.

4. Органы печати, изо дня в день возбуждавшие ненависть, призывавшие к насилию и являющиеся, на наш взгляд, одними из главных организаторов и виновников происшедшей трагедии (и потенциальными виновниками множества будущих), такие, как «День», «Правда», «Советская Россия») «Литературная Россия» (а также телепрограмма «600 секунд»), и ряд других должны быть впредь до судебного разбирательства закрыты.

5. Деятельность органов советской власти, отказавшихся подчиняться законной власти Россия, должна быть приостановлена.

6. Мы все сообща должны не допустить, чтобы суд над организаторами и участниками кровавой драмы в Москве не стал похожим на тот позорный фарс, который именуют «судом над ГКЧП».

7. Признать нелегитимными не только съезд народных депутатов, (Верховный Совет) но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд). История ещё раз предоставила нам шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности. Не упустим же такой шанс ещё раз, как это было уже не однажды!

Алесь Адамович — член союза писателей СССР, доктор филологии, членкор АН БССР, беспартийный;

Анатолий Ананьев — член союза писателей СССР, участник ВОВ, Герой Социалистического труда, член КПСС;

Артём Анфиногенов — член союза писателей СССР, беспартийный;

Белла Ахмадулина,- член союза писателей СССР, Лауреат Госпремии ССС, беспартийная;

Григорий Бакланов — член союза писателей СССР, Лауреат Госпремии СССР, участник ВОВ, член КПСС;

Зорий Балаян — советский армянский писатель, народный депутат СССР, беспартийный;

Татьяна Бек, — член союза писателей СССР, беспартийная;

Александр Борщаговский — старейший член союза писателей СССР, член КПСС;

Василь Быков — член союза писателей СССР, участник ВОВ, майор Советской Армии;

Борис Васильев — член союза писателей СССР;

Александр Гельман — член союза писателей СССР, Лауреат Госпремии СССР, офицер Советской Армии, член КПСС;

Даниил Гранин — член союза писателей СССР, участник ВОВ, Герой Социалистического труда, член КПСС;

Юрий Давыдов — член союза писателей СССР, участник ВОВ, офицер ВМФ, 1949-1954 — был репрессирован;

Даниил Данин — советский писатель, популяризатор науки, участник ВОВ; член КПСС;

Андрей Дементьев — член союза писателей СССР, Лауреат премии Ленинского комсомола, Лауреат Госпремии СССР, член КПСС;

Михаил Дудин — член союза писателей СССР, Лауреат Госпремии СССР, Герой Социалистического труда, член КПСС;

Александр Иванов — писатель-сатирик, беспартийный;

Эдмунд Иодковский — поэт-песенник, автор популярных комсомольских песен, беспартийный;

Римма Казакова — член союза писателей СССР, поэтесса, член КПСС;

Сергей Каледин — русский писатель, драматург, беспартийный;

Юрий Карякин — литературовед, член СП СССР, Лауреат премии президента РФ;

Яков Костюковский — советский драматург, сценарист, член СП СССР;

Татьяна Кузовлева — поэт, член СП СССР;

Александр Кушнер — поэт, член СП СССР;

Юрий Левитанский — член СП СССР, участник ВОВ, офицер СА, награждён орденами и медалями СССР, был репрессирован, судимости сняты, беспартийный;

академик Д.С. Лихачёв — член СП СССР, Герой Социалистического труда, Лауреат Сталинской премии, судимость за антисоветскую пропаганду — 1928-1932 гг. судимости сняты, награждён орденами и медалями СССР, народный депутат СССР;

Юрий Нагибин — член СП СССР, отец дворянин, белый офицер, расстрелян во время Гражданской войны, шесть раз женат;

Андрей Нуйкин — член СП СССР; Булат Окуджава — член СП СССР, член КПСС, участник ВОВ с 17 лет, Лауреат Госпремии СССР, отец коммунист, расстрелянный в 1937 г. по ложному доносу;

Валентин Оскоцкий — литературный критик, беспартийный;

Григорий Поженян — русский поэт, член СП СССР, Лауреат Госпремии России, капитан-лейтенант ВМФ СССР, беспартийный;

Анатолий Приставкин — член СП СССР, Лауреат Госпремии СССР, член КПСС;

Лев Разгон — член ВКП(б) с 1932 года, работник НКВД, 1938 арестован, 1955 освобождён, восстановлен в партии, основатель общества «Мемориал»;

Александр Рекемчук — член СП СССР, член КПСС, отец расстрелян в 1937 году;

Роберт Рождественский — член СП СССР, член КПСС;

Владимир Савельев — литератор, беспартийный;

Василий Селюнин — член СП СССР, журналист, беспартийный;

Юрий Черни, беспартийный;

Андрей Чернов — литератор, беспартийный;

Мариэтта Чудакова — литературовед, доктор филологии, Лауреат премии Московского комсомола, беспартийная;

Михаил Чулаки — литератор, беспартийный;

Виктор Астафьев — член СП СССР, Герой Социалистического труда, дважды Лауреат Госпремии СССР, участник ВОВ, всю войну прошёл солдатом, в тридцатых годах его отец по ложному доносу был репрессирован «за вредительство».

Мариэтта Чудакова:

Скажу сразу: «письмо сорока двух» я подписала бы и сегодня — не колеблясь. Пусть имеют это в виду те, кто ведет учет смертей подписавших и аккуратно время от времени сообщает в интернете: «сдох». И продолжает ошибочно считать себя православным.

Теперь к истокам этого письма. Совершенно не помню, кто именно предложил мне его подписать. Напомню только, что писем было несколько — подряд.

С августа 1993 года, когда многим мыслящим людям стало ясно, что нужны срочные политические действия, иначе страна заходит в тупик, сложилась группа людей, одинаково оценивающих ситуацию. Помню, именно в августе я куда-то улетала, оставался час до выхода из дома. Мне принесли открытое письмо, предложили подписать. Далеко не все понравилось в тексте — по форме, к которой я всегда внимательна. Но сказали, что править уже поздно, многие подписали именно этот текст. Можно было только подписать или не подписать. Прекрасно понимаю, что бывают ситуации, когда не до стиля. С содержанием письма я была совершено согласна. И подписала.

Осень 1993 года была очередной развилкой в истории России. Кто этого не понимает, вряд ли поймет нашу драматическую историю минувшего века.

Вернувшись, я узнала, что президент Ельцин прочел наше письмо и пригласил подписавших встретиться и обсудить ситуацию. Эта встреча продолжалась пять часов. Президент готовился объявить досрочные выборы и явно нуждался в нашей поддержке.

Добавил truth truth 14 Октября 2020
проблема (5)
Комментарии участников:
Барин
+5
Барин, 14 Октября 2020 , url

С августа 1993 года, когда многим мыслящим людям стало ясно, что нужны срочные политические действия, иначе страна заходит в тупик

ну-ну.

RussiaRulit
+5
RussiaRulit, 14 Октября 2020 , url

У неё (в полном тексте) есть ещё такой пассаж

Необходимо было установить причину гибели каждого. Если пуля снайпера — чей снайпер. Погибло около 150 человек, известны все поименно. Тогда говорили: нет, в десять раз больше.

 Вот да… Установить причину гибели каждого. И чьи снайпера… И количество убитых. 

Возможно, еслиб это было бы установленно она была бы в шоке.... 

Барин
+7
Барин, 14 Октября 2020 , url

Вообщем-то я думаю джентльмены не питаю тикаких иллюзий, что около-культурный бомонд, как мрази подпишут любую петицию. Не им же потом последствия расхлебывать.

sant
+1
sant, 14 Октября 2020 , url

Они просто жутко боялись, что их тоже расстреляют, как Верховный Совет...

Вот и поставили на кровавого внушаемого алкоголика, ведь он оказался победителем...

Ведь кто подписанты? Литераторы, пейсатели — самая продажная клика в СССР...

Sportloto
0
Sportloto, 15 Октября 2020 , url

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудакова,_Мариэтта_Омаровна

Мариэ́тта Ома́ровна Чудако́ва (девичья фамилия — Хан-Магомедова; род. 2 января 1937, Москва) — советский и российский литературовед, историк, текстолог. Доктор филологических наук, писательница и мемуаристка, общественный деятель, педагог
...
В 2007 году вошла в первую тройку кандидатов партии СПС на выборах в Госдуму. СПС не преодолела 5-процентный барьер, получив менее 1 % голосов избирателей.
...
В апреле 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

Подписала все открытые письма, которые писались в России в поддержку Украины. В частности, в марте 2014 года подписала письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины

https://ru.wikipedia.org/wiki/Письмо_сорока_двух#Позднейшая_позиция_подписавших_и_возможные_подделки_подписи

Позднейшая позиция подписавших и возможные подделки подписи

Мариэтта Чудакова в 2012 году на вопрос о том, не жалеет ли она о том, что подписала «письмо 42», ответила: «Подписала бы и сегодня!»; в 2013 году свою прежнюю позицию подтвердили, наряду с ней, Александр Гельман и Александр Рекемчук; по мнению Гельмана, «если бы в октябре 1993 года пришли к власти Хасбулатов, Руцкой и Макашов, положение страны сегодня было бы ещё хуже, чем есть».

30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» Андрей Дементьев отрицал своё подписание «письма сорока двух», а также его подписание Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой… Под сомнение ставит ряд подписей под письмом и поэтесса Надежда Кондакова, ссылаясь на свой разговор с одним из инициаторов письма Артёмом Анфиногеновым.

В 2013 году бывший главный редактор литературного журнала «Аврора» Эдуард Шевелёв заявил, что подпись поэта Михаила Дудина под письмом была подделана. Шевелёв сказал, что тяжелобольной и скончавшийся в тот год Михаил Дудин в разговоре с ним называл подписавших «мерзавцами», а появление своей подписи — «сволочной провокацией». Будучи лично знакомыми с Робертом Рождественским, Шевелёв и Владимир Бушин ставят под сомнение подлинность его подписи.

По утверждению Юрия Кублановского, Виктор Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать