Картина коронавируса в регионах России вызвала ужас
Коронавирус в российских регионах повергает людей в отчаяние: заболевшие не могут добиться элементарной врачебной помощи, здоровые — с ужасом прикидывают эти варианты на себя или борются за родных. Башкирия, Бурятия, Псков, Красноярск, Свердловская область — мы собрали свидетельства о том, что там происходит с COVID-19. Картина жуткая: людей даже с 50% поражения легких не кладут в больницы, медиков и лекарств не хватает
Башкирия: «В палате умерли все»
Серьезная ситуация с коронавирусом в республике Башкирия. В Уфе практически одновременно в городской больнице № 18, перепрофилированной под ковидный госпиталь, умерли председатель Мелеузовского районного суда, 48-летний Венер Галиев и бывшая тележурналистка, 53-летняя Зиля Ахмерова. Судья два дня пролежал в коридоре, а потом его перевели в реанимацию, но тщетно — спасти мужчину не сумели. Ахмерова лечилась в палате № 646 и провела в больнице около трех недель. Пациенты оставались без надлежащего медицинского внимания.
Именно благодаря Зиле Ахмеровой, например, стало известно на всю страну, что бабушка, упавшая с кровати в ее палате, пролежала на полу три часа. Женщина, которая сама находилась в тяжелом состоянии, сняла на телефон, как несчастная старушка корчится на линолеуме, а в палату никто не заходит. Ахмерова отправила видео сыну Руслану с просьбой «сделать что-нибудь». Лишь после того, как ролик появился в соцсетях, больную подняли. Правда, в самой больнице все отрицали и утверждали, что за всеми пациентам ведется необходимый уход. Как бы то ни было, в палате № 646 умерли все — и сама автор видео, и две ее престарелые соседки.
Коронавирус «косит» и врачей, и медседсестер. В трехэтажной больнице в Кармаскалинском районе Башкирии не осталось ни одного медика — все они «переехали» лечиться в недавно построенный инфекционный госпиталь в поселке Зубово.
Как уже признают в башкирском Минздраве, внебольничная пневмония, количество заболеваний которой также растет, может быть вызвана коронавирусной инфекцией. И если больных с подтвержденным COVID-19 в республике фиксируют около 60-70 человек в день, то количество диагнозов «внебольничная пневмония» регистрируют уже более двухсот в сутки.
Чтобы снизить дефицит докторов, в Башкирии формируют бригады врачей-стажеров из студентов-старшекурсников для работы в инфекционных госпиталях. Также студенты-выпускники будут работать в поликлиниках, чтобы помогать терапевтам обслуживать коронавирусных больных, которые лечатся дома.
На оперативном совещании, состоявшемся в правительстве в Башкирии в понедельник, глава РБ Радий Хабиров сообщил, что в борьбе с коронавирусом «мы снова вошли в тяжелую фазу». По словам руководителя региона, «эта фаза по количеству заболевших, по числу смертности, является гораздо более сложной, чем мы проходили весной».
Мест в медучреждения уже не хватает, люди лежат в коридорах в несколько рядов. А в аптеках исчезают лекарства. Как рассказал нам житель Стерлитамака, его родственникам пришлось столкнуться с массой проблем, когда в городскую больницу № 3 попала его 70- летняя бабушка Валентина Михайлова.
— Лечащий врач проинформировала нас об отсутствии кислорода в больнице и предложила самостоятельно приобрести его в аптеках города, — жалуется он. – Также она сказала, что мы должны самостоятельно приобрести и привезти некоторые базовые лекарственные препараты, которых не хватает в больнице: аскорбиновую кислоту, капельницы с физраствором. Еще врач сообщила нам, что в больнице из-за нехватки систем ИВЛ введена процедура медицинской̆ сортировки, и наша бабушка не попадает в число тех, кому будут обеспечены реанимационные мероприятия с применением аппаратов искусственного дыхания.
Глава Башкирии пообещал, что «любое первое требование министра здравоохранения по выделению денежных средств на борьбу с коронавирусной инфекцией будет рассматриваться в первоочередном порядке». «Даже в ущерб, может быть, других наших трат, потому, что это самое главное сейчас», — сказал г-н Хабиров.
В ближайшее время на республиканских предприятиях появятся медицинские инспекторы.
— На каждом предприятии должны выбрать человека, который будет осуществлять функцию медицинского инспектора, — пояснил Радий Хабиров. — Утром встречать на проходной, анализ состояния здоровья, проверка санитарного режима и так далее.
Для людей с сахарным диабетом и кардиологическими заболеваниями глава региона поручил подумать о возможности введения особого режима. Причем соблюдение диабетиками режима самоизоляции будут проверять. Также всем руководителям предприятий и организаций рекомендовали отправить домой беременных женщин с сохранением зарплаты. Уйдут на «удаленку» и чиновники — все совещания будут проводить в режиме онлайн.
Хабиров признался, что ему «скоро работать не с кем будет». «У нас несколько вице-премьеров болеют, министры — все живые люди», — сообщил он. По слухам, тяжело переносит COVID-19 мэр Уфы Ульфат Мустафин.
В республике до 1 декабря отменили все массовые мероприятия, а также запретили проводить в кафе и ресторанах свадьбы, поминки, караоке, дискотеки и корпоративы, а из 50 кинотеатров оставили работать только 3. Каникулы школьников обещают продлить и после 4 ноября, если число заболевших не уменьшится. Сегодня в Башкирии почти тысяча детей болеют простудой и свыше 200 — коронавирусом. Также коронавирус выявили более, чем у 150 педагогов.
Бурятия: не приходят ни врачи, ни медсестры
Тяжелая ситуация с оказанием медицинской помощи и в Бурятии. Жительница Улан-Удэ рассказала нам, что к ней за две недели не добрался ни один врач: «Вчера дозвонилась чудом до поликлиники, там сказали: «Ничем помочь не можем, мы перегружены».
«Я понимаю, что перегруз. Но ощущение, что меня просто бросили. Хоть я сама медик». Сэсэг Бадмаева (имя изменено. – прим. ред.) работает в одной из медицинских организаций Улан-Удэ. Каждую неделю сдает тест на коронавирус. 8 октября у нее обнаружили инфекцию и отправили домой. На следующий день заболевшей позвонили из Роспотребнадзора, наказали сидеть в квартире и пообещали взять анализ у ее 8-летней дочки и 72-летнего отца. Роспотребнадзор так и не пришел. Как и не пришел и ни один врач (или хотя бы медсестра) из поликлиники.
При этом нельзя сказать, что болезнь у Сэсэг проходит бессимптомно. Ее мучает сильный кашель («Так я еще никогда в жизни не кашляла», — говорит она). Больше всего женщина переживает за домашних. Несколько дней у отца Сэсэг тоже начался кашель. А у ее дочки сегодня утром поднялась температура. «Я даже не знаю, болеют ли мои родные коронавирусом или нет», — вздыхает она.
Бадмаева, естественно, пыталась лечить себя сама, купила лекарства. За спасение утопающих отвечают сами утопающие. «Самое обидное, что я медик, сутками сам работала, — говорит женщина. – А тут такое отношение. Как сама заболела, никому ты не нужна становишься».
Нынешнюю ситуацию с COVID-19 в Бурятии местные жители называют «коллапсом». Соцсети переполнены рассказами людей, к которым не приезжают, чтобы брать тесты, не приезжают, чтобы лечить, не приезжают, чтобы госпитализировать. Дозвониться на горячие линии Минздрава, в местные поликлиники просто невозможно. Если летом за сутки в республике прибавлялось по 30 заболевших, то сейчас по 170-190. И все чувствуют, что это не предел.
Медики валятся с ног из-за усталости и из-за нехватки других медиков. Им в помощь отправляют районных врачей и студентов медицинских вузов. Все равно не хватает.
В местном медцентре, где можно сдать анализы платно, — только запись. Ближайшее окно – через 10 дней. Пройти тест на COVID-19 в обычной поликлинике – тот еще квест. В первую волну пандемии больных распределяли по трем стационарам, тогда этого было достаточно. За последние две недели «ковидные» койки открыли, кажется, везде. Разве что, не в морге. Заболевших COVID-19 теперь лечат в кожно-венерологическом диспансере, госпитале ветеранов войн, центре восточной медицины, филиалах детских больниц… В некоторых учреждениях больных кладут в коридоры.
«Я не против, главное, я рядом с врачами, это меня успокаивает», — пишет пожилая женщина в местном популярном паблике. В Улан-Удэ упорно муссируются слухи, что скоро в стационар превратят и физкультурно-спортивный комплекс (огромный по местным меркам).
«Самое главное — в городе нет лекарств, от слова «совсем», — пишет еще один заболевший. — Лично я пыталась найти в аптеках хотя бы витамин, и фармацевты смеялись мне в лицо».
При этом нельзя сказать, что правительство региона работает в расслабленном режиме. В Бурятии до сих пор закрыты театры, не проводится никаких массовых мероприятий и концертов. В сентябре местные школьники вышли было на учебу. Но через месяц их уже отправили на дистанционку. Сейчас на занятия в школы Улан-Удэ приходят только ученики 9-х и 11-х классов. Не ведутся личные приемы во многих учреждениях, все перешли на удаленный режим.
На фоне закручивания гаек странным выглядело то, что в прошлый понедельник в Бурятии разрешили открыться кинотеатрам. Жители Бурятии массово возмущались: «Детей по домам рассаживаете, а сами кино запускаете!». Глава республики Алексей Цыденов аргументировал это решение тем, что меры федеральной поддержки пострадавшим отраслям кончились. И чиновникам пришлось выбирать – либо открывать кинотеатры сейчас, либо их совсем закрывать.
Региональные чиновники готовы к ужесточению и введению непопулярных мер. Так, зампред председателя правительства РБ Петр Мордовской за последнем оперативном совещании заявил, что в регионах России граждан, которые в автобусах и трамваях едут без маски, «просто высаживают». Причем это делают или сами пассажиры, или кондуктор, или водитель». Мордовской сообщил: «Мы тоже пойдем по этому пути». При этом он подчеркнул, что путь хоть и непопулярный, но «по-другому никак нельзя».
На утро 21 октября в Бурятии было зарегистрировано 9403 случая COVID-10, за сутки – 190 новых заболевших. В первую весеннюю волну максимум составлял 88 человек.
Псков: заболевшего с онкологией отправили домой пешком
Псковичке Елене Тимохиной (женщина попросила изменить имя) чуть больше 50. Она мама взрослого, уже женатого сына, в семью которого около двух недель назад пришёл коронавирус.
За свой счёт мужчина сделал КТ, чтобы узнать состояние лёгких (поражение оказалось 20%), и самоизолировался с женой дома. После новости о подтверждённом коронавирусе сын, у которого есть основное заболевание – онкология, рассчитывал на визит врача и назначение лечения. Однако добиться этого оказалось не так-то просто. В поликлинике в вызове врача было отказано с оговоркой: «Мы не хотим, чтобы наши врачи тут все заразились». На вопрос, «так что же делать», дали номера горячей линии.
Приехавшие специалисты «скорой» предложили госпитализировать мужчину как пациента из группы риска. Но в приемном покое дежурный врач отправила мужчину домой — пешком с температурой, со словами «вызывайте терапевта на дом». И выдала бумажку с назначениями. Круг замкнулся. После жалоб матери во все инстанции сына в новую «инфекционку» все-таки положили. Температура все еще 39, но зато под присмотром врачей. Невестка так и не получила ответ на тест, лечится сама.
«Дело не во врачах, — уверена Елена. — Они просто исполняют предписания. Дело в том, что не отлажена система. Населению не объяснили, как поступать, когда заболел, и куда звонить. В регистратуре на дом врача к ковидным не посылают, есть другие врачи, которых искать нужно почему-то самим».
Новую инфекционку, которую рекордно быстро построили военные строители, в Пскове открыли две недели назад, и все 200 коек уже заняты. Еще одну больницу летом построили в Великих Луках, там сто коек, 50 пациентов уже приняли. Работает также COVID-центр на базе городской больницы Пскова, и закрывать его нет смысла – ежедневно в регионе выявляют по 80 новых больных, и многим из них требуется стационарная помощь.
Еще в августе в Псковской области фиксировали по 20-30 заболевших в день. Сейчас – по 80 с лишним, и власти решили пойти на кардинальные меры. Школы Пскова с 19 октября распустили на двухнедельные каникулы и запретили на этот же срок работу всех детских секций и кружков. Про «удаленку» речи пока нет. Школы в других городах и деревнях области работают в обычном режиме.
В автобусах и такси в Псковской области с 17 октября можно ездить только в масках. Полиция проверяет транспорт каждый день. На одного строптивого пассажира составили протокол. Некоторые псковичи в соцсетях артачатся, говорят, что маски – это, дескать, бред, а коронавирус – заговор, но никто не хочет платить штраф, так что в автобусах в масках – 99,9%. Выгоняют без масок и из магазинов.
Красноярск: 50% поражения легких — это «не страшно»
Жители Красноярска жалуются на то, что в городе стало практически невозможно вызвать «скорую помощь», а в поликлиниках тяжело попасть к врачу. Люди с симптомами коронавируса и с проблемами с дыханием ждут медиков по несколько часов.
Блогер Дмитрий Блинников рассказал «МК в Красноярске», с какими трудностями в получении медицинской помощи столкнулись его родные после обнаружения коронавируса. «У дяди жены на работе в его отделе в энергосбытовой компании у нескольких человек подтвердилась корона, на «удаленку» никого не отправили. Заболел вскоре и дядя, сначала температура поднялась до 37, он остался дома и пытался вызвать Скорую. В первый день никто не приехал вообще, — описывает события блогер. — Дальше ему стало хуже. На следующий день спустя несколько часов ожидания «скорая» приехала — взяли мазок. Через три дня был результат — положительный.
После этого ещё сутки пришлось потратить, чтобы снова вызвать «скорую», температура уже была 39, также заболела жена. «Скорая» приехала спустя 5 часов, его отвезли в краевую больницу делать КТ — поражение лёгких показало до 50%. Но его отправили лечиться домой своим ходом. Потому что в больнице нет мест и нет свободного персонала. Он отказывался ехать самостоятельно, ждал четыре часа, но с такой температурой (плюс он ещё задыхается из-за болезни) не выдержал и поехал домой на такси», — поделился Дмитрий.
«Вчера ночью ему стало хуже. Температура 39,8. Он ждал скорую 8 часов. Пришлось поднять на уши всех, дать комментарии СМИ, написать в телеграме, и вот только сейчас машина приехала. Аппарат КТ в краевой больнице сломан, места нет даже в коридоре,» — рассказал блогер.
У «МК в Красноярске» есть информация о нехватке мест в краевой больнице. Также о переполненности заявляют врачи инфекционного отделения больницы №4, госпиталь в которой открылся только на прошлой неделе.
За комментариями «МК в Красноярске» обратился в Минздрав. В министерстве края рассказали только, что занятость коечного фонда для больных с пневмонией выросла уже до 87,8%. Всего в больницах лежат 3 тысячи 13 пациентов с пневмонией, у 2132 подтвержден COVID-19. На аппаратах ИВЛ находятся 77 человек, в реанимации лежат 182 человека. В резерве есть 1 тысяча 260 коек по краю, в том числе 540 коек в самом Красноярске. Рассказали, что с 16 октября организована работа поликлиники по выходным дням. Ситуацию со «скорыми» никто не прокомментировал.
По рекомендациям Роспотребнадзора, в крае оставили третий этап ослабления ограничений. Это тот же режим, что ввели в конце августа – можно работать торговым центрам, общепиту, театрам, кинотеатрам и концертным организациям. Но
при этом продлевается запрет на проведение некоторых массовых мероприятий, дискотек и на работу ночных клубов. Работу кафе, баров и ресторанов планируют ограничить до 23 часов. Кроме того, в крае действует масочный режим. За отсутствие маски — штраф 30 000 рублей.
С маршрутов снимаются автобусы, в которых были обнаружены нарушения. Но несмотря на тяжесть ситуации, правительство Красноярского края вводить новые ограничения из-за коронавируса не спешит.
Свердловская область: лечатся инстаграмом губернатора
В Свердловской области – те же проблемы. Жители жалуются на нехватку мест в больницах. Местная жительница Татьяна Ларина попросила решить проблему у депутата Госдумы Антона Шипулина на его странице в Инстаграме. «Когда откроют больницу для больных ковидом в Краснотурьинске? Мест свободных нет ни в Карпинске, ни в Серове. У нас кошмар какой-то происходит. У меня мама болеет ковидом. Сделали КТ, у нее 40 процентов поражения легких, и ей сказали лежать и лечиться дома, так как нет свободных мест в больницах», – сообщила она.
В ответ Антон Шипулин сообщил, что в Краснотурьинске скоро откроют больницу для больных коронавирусом, персонал уже набрали.
На работу больниц жалуются в Екатеринбурге, Ревде, Первоуральске, в других городах региона. Например, в Нижнем Тагиле, по словам местного жителя, врача не могли вызвать на дом в течение трех дней.
Жалуются и на работу «скорой помощи». Региональные власти, в свою очередь, просят граждан лишний раз не вызвать «скорую». По словам замгубернатора Свердловской области Павла Крекова, в 20% случаев уральцев вызывают врачей, когда у них легкая форма заболевания. Им уже назначено лечение, но они считают, что их обязаны госпитализировать. Если эти 20% случаев вызовов будет обслуживать не «скорая помощь», то она успеет к тем, кому реально нужна срочная помощь.
Страница губернатора Евгения Куйвашева в социальной стала, наверное, самым популярным местом для жалоб свердловчан. Одна из них с ником «amily_ortega» пишет, что ее мама после посещения больницы умирает, она просит помощи у губернатора. Ее маме сделали операцию по удалению глиомы, а через несколько дней перевели в инфекционное отделение, так как у одного из лечащих врачей выявили коронавирус, и он заразил пациентов.
«Ночью у моей мамы поднялась температура до 40 градусов. Три дня – 16, 17, 18 октября 2020 года – не осуществлялись перевязки, а у мамы была сложная операция с трепанацией череп. Больным не давали обезболивающие, необходимые препараты, ни осуществлялось лечение от коронавирусной инфекцией, – пишет женщина. – Неужели по каждому подобному случаю необходимо писать вам? Ситуация не терпит отлагательств, моя мама умирает, лечения ей не оказывают».
Вывод по области можно сделать следующий: «скорая помощь» приезжает медленно, в больницах очередь, врачей не хватает. Региональные власти пытаются решить вопросы загруженности больниц, и для этого просят уральцев в простых случаях не вызвать «скорую помощь».
Вместе с тем в регионе применяются примерно те же меры, что и по всей стране. Действует указ губернатора о режиме повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции. Согласно указу, для граждан старше 65 лет и людей, имеющих хронические заболевания, действует режим самоизоляции до 26 октября. Также граждане, вернувшиеся из-за границы на территорию Свердловской области, должны соблюдать изоляцию дома до получения отрицательного результата теста на COVID-19. От работы должны быть отстранены сотрудники не только с повышенной температурой, но и те, у кого имеются признаки ОРВИ. По всей области действует масочный режим в закрытых помещениях.