источник: solidarnost.org
Запредседателя профсоюза работников здравоохранения Андрочников прокомментировал высказывание вице-премьера Голиковой о невозможности вернуться к бюджетному финансированию медицины: во время коронавируса сильно проявились недостатки страховой системы. Он сравнил бюджетное и страховое финансирование с предоплатным и постоплатным принципом и рассказал об их различиях применительно к здравоохранению.
– При страховом финансировании вам платят по тарифу после того, как вы оказали услугу. Бюджетное финансирование предполагает (вне зависимости от результатов), что средства будут поступать, например, в фонд оплаты труда, даже если больных не будет. Сейчас при коронавирусе сложилась ситуация, когда были закрыты стационарные лечебные учреждения на прием плановых пациентов. И очень большая часть медицинских работников осталась на одной трети зарплаты в ряде территорий. Поскольку они не оказывали никаких услуг, им ФОМС денег не платил. При бюджетном финансировании такого быть не могло – выделенную заработную плату все равно бы получали, – говорит Андрочников.
По аналогии можно перевести на страховое финансирование и службы МЧС, пожарных и полицию, предположил Андрочников. По его мнению, зарубежная модель страховой медицины не совсем подходит для России, так как тарифы в разы выше российских, где они не покрывают даже затрат.
– При бюджетном финансировании рассчитывается смета лечебного учреждения, в ней заложен фонд оплаты труда за определенное количество времени. Он не очень был привязан к результату, это издержки этой системы, но по крайней мере минимум, который врачи должны получать, заложен вне зависимости от эпидемий. А страховая система обладает таким изъяном, что если вы что-то не сделали, вы денег не получите, – отметил Андрочников.
По информации зампреда профсоюза, в борьбе с коронавирусной инфекцией в России задействованы 400 тысяч из двух с лишним миллионов медицинских работников.
– То есть пятая часть рискует, получает стимулирующие выплаты, а остальные медицинские работники в карантинный период находились в простое и потеряли очень много денег – это те, кто не прошел переподготовку и не работал в ковидных госпиталях. Страховая система абсолютно не приспособлена для эпидемических мероприятий. А ведь это, по сути, чрезвычайная ситуация. Это все равно, что перевести МЧС на страховое финансирование: ждите пожара, потушите – тогда вам деньги заплатят. Но здравоохранение – это тоже отрасль, которая предотвращает биологические угрозы, – подчеркнул Михаил Андрочников.
Напомним, вернуться к бюджетному финансированию медицины невозможно из-за высокого неравенства регионов России в плане экономики. Об этом вице-премьер Татьяна Голикова заявила 23 октября. Как полагает вице-премьер, в создавшейся ситуации проще дорабатывать существующую систему страховой медицины.
Автор материала: Елена Мелик-Шахназарова
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
источник: osnmedia.ru
13:49 26 октября 2020
Автор: Дмитрий Здорников
В России нельзя полностью отказаться от бюджетной медицины — это лишит граждан возможности получать высокотехнологичную помощь и помощь наркологов с психотерапевтами. Об этом Общественной службе новостей рассказал член комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич.
Напомним, вице-премьер России Татьяна Голикова
выступила против возвращения к бюджетной медицине в РФ. По ее словам, лучше заняться устранением недостатков страховой медицины. Голикова подчеркнула: возврат к бюджетной медицины может негативно сказаться на качестве услуг. Кроме того, произойдет неравномерное перераспределение доходов.
Однако, как уверен Борис Менделевич, сейчас невозможно перевести все услуги на ОМС. Но и отказываться от страховой медицины нельзя — она обеспечивает высокую конкуренцию.
Страховая медицина — это механизм, который заставляет лечебные заведения конкурировать
«Сначала нужно разобраться, что такое бюджетная медицина. Я считаю, что многие неправильно поняли Голикову. Весь бюджет здравоохранения, который у нас сегодня есть — состоит из двух вещей. Первая — фонд обязательного медицинского страхования. А вторая — либо федеральный, либо региональный бюджет. Доля страхования увеличивается, а доля бюджета уменьшается. В принципе, это совершенно нормально. Потому что страховая медицина — это тот механизм, который заставляет лечебные заведения конкурировать между собой. Эта конкуренция приводит к повышению качества услуг. Но не всё возможно перевести на ОМС. Есть некоторые виды медицинских услуг, которые должны оставаться напрямую в бюджете», — считает депутат.
По его словам, в такие услуги должны обязательно входить высокотехнологичные операции и специализированная медицинская помощь. Например, наркология, психиатрия, лечение туберкулёза и другие.
«Конечно, там тоже есть ОМС, но доля бюджета там больше. И она должна оставаться таковой. Я согласен, что для развития здравоохранения нужна страховая медицина. Но другое дело — медицинские организации. Тот функционал, который они должны выполнять и те идеи, которые заложены в них — не выполняются. Страховые медицинские организации должны не просто быть перекачивающим органом из фонда в больницы. А быть основным защитником пациента. Чтобы любой застрахованный пациент мог получить помощь качественную, в удобном месте и бесплатно», — резюмировал он.
В октябре Госдума на пленарном заседании приняла законопроект о продлении автоматического начисления выплат на детей до трех лет до 1 марта 2021 года.