Как Российская империя просто решила сложный вопрос Нагорного Карабаха
1 октября Кирилл Шишкин
источник: avatars.mds.yandex.net
«Генерал Котляревский штурмует крепость Ленкорань 31-го декабря 1812 года», художник Франц Алексеевич Рубо, 1893 год.
Сейчас снова много говорят о том, что проблема Нагорного Карабаха не имеет решения. Хотя при этом все знают это самое единственное решение, но редко кто его осмеливается озвучить.
На самом деле, долгий конфликт между армянами и азербайджанцами решается лишь одним способом, каким он был решен русским императором: надо просто сделать всех русскими. Ну или говоря более современным языком — россиянами. Что уже один раз было в истории.
Дело было во время русско-персидской войны, длившейся с 1804-го по 1813-й годы. Уже по датам видно, что пришлась она далеко не на самый спокойный период нашей истории, когда русской армией пришлось воевать и с турками, и со шведами, а самое главное, с Наполеоном. Потому события той войны с персами остались в тени.
После присоединения к России большей части грузинских земель (в связи с горячим желанием самих грузин, которым очень уж несладко жилось в Османской империи), Россия продолжила экспансию в сторону азербайджанских ханств, входивших в состав Ирана. Персидская армия была серьёзным противником, в смелости отказать им точно было нельзя. Правда вот обучены персы были плохо несмотря на все старания английских инструкторов. Потому русские войска (в которых было много и грузин, и армян) под командованием генерала Цицианова одерживали победы даже над существенно большим по численности противником.
Уже в 1905 году был подписан договор, по которому Карабхское ханство переходило в подданство России. Но война затянулась (с перерывами) на семь лет. И далась нам очень нелегко.
Были неудачи. Крайне неприятная ситуация сложилась в сражении при Султанабуде (900 русских против 5-10 тыс. персов), когда остатки русского батальона, потеряв почти всех офицеров и истратив боеприпасы, сдались в плен. Но для нашей армии такое в редкость, потому и запомнили, тогда как стратегического значения это события не имело.
Был предательски убит во время переговоров генерал Цицианов, сменивший его генерал Гудович неудачно провел осаду Эривани, где русская армия понесла огромные потери.
Неудачи скрывать не следует, но они не повлияли на общий исход.
Решающие поражения нанесли войска одного из великих, но забытых русских генералов, Петра Степановича Котляревского, которого недаром называли Кавказским Суворовым. Вся его военная карьера прошла на Кавказе, там же, увы, и закончилась. Одержав славные победы при Араксе и Асландузе, он вписал одну из самых славных страниц нашей военной истории — взятие Ленкарани. Немногим более полутора тысяч русских солдат 1-го января 1913 года взяли крепость, считавшуюся неприступной, которую оборонял втрое больший, отлично вооруженный гарнизон. Персы не сдавались и погибли все, у наших полегло две трети.
Но этой кровью был завоевана победа в войне.
В селении Гюлистан (это в Карабахе) был подписан договор, по которому Иран признавал переход к России Дагестана, Картли, Кахетии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии, а так же Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского и Кубинского ханств.
Конечно, нельзя сказать, что национальная вражда между закавказскими народами прекратилась, она будет вспыхивать не раз.
Однако, важным было то, что после 1913 года все, и армяне, и азербайджанцы, и прочие народы Закавказья, стали российским подданными, а их национальность стала их личным делом, и нигде не фиксировалась. Негоже подданным между собой воевать.
К сожалению, история Российской империи спустя век после упомянутых событий завершилась.
После революции был сделан ещё один важный шаг, который мог примерить народы: все религии были заменены коммунистической идеологией. Вместо мусульман-азербайджанцев и христиан-армян, все стали советским гражданами. Что было вполне понятным, и, в какой-то мере, разумным шагом. Любая создаваемая империя должна иметь свою религию, или ещё шире — идеологию.
К сожалению, это был тот самый случай, когда один шаг вперёд и два назад.
В созданном советском государстве появилось понятие национальность. Но что ещё страшнее, было создано национально-территориальное деление. Чего ни в одном многонациональной империи делать нельзя — это в любом случае мина замедленного действия, которая обязательно рванёт. Мало того, границы между национально-территориальными образованиями были проведены крайне произвольно. Хотя их и нельзя было провести точно, слишком давно жили там люди и слишком сильно они перемешались. Никто же не думал разделяться, все хотели жить дружно веками.
Впрочем, в СССР, наивно считали, что все эти границы не имеют значения, так как империя будет стоять века.
Но советская империя не простояла и одного века, зато заложенные в ней проблемы до сих пор аукаются. И часто, увы, очень большой кровью.