Российские врачи получат право отказывать пациентам в медицинской помощи. Захотел – взял на лечение, не захотел – нет.

отметили
11
человек
в архиве

Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в законопроект «Об обязательном медицинском страховании в РФ», среди которых – исключение из части 5 статьи 15 закона об ОМС положения о том, что медорганизация не имеет права отказать застрахованным пациентам в медицинской помощи.

«Теперь все организации страны могут отказывать пациенту в оказании медицинской помощи. Захотел – взял на лечение, не захотел – нет. Это не только прямое нарушение прав пациента на доступность медицинской помощи, гарантированное Конституцией, но и прямая подстава врачей медицинских организаций под 124 статью Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному», – заявил член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

Сейчас отказ пациенту невозможен, так как нарушает Федеральный закон «Об основах здоровья граждан РФ», медорганизации несут ответственность в случае отказа от предоставления медпомощи. Новые законодательные изменения сводят это правило на нет.

Эксперты считают, что за этим стоит банальное желание Фонда обязательного медстрахования сэкономить средства на оказание медпомощи. Уже сегодня средств ОМС на финансирование здравоохранения не хватает, а, как отмечает глава Фонда, «в любых ограниченных ресурсах должны быть правила их распределения и потребления».

«Сегодня потребность россиян в медпомощи не соответствует нормативам её финансирования, установленным органами управления здравоохранения в регионах. Но, решая вопрос экономических расчётов в системе ОМС, чиновники попросту не думают о человеке, о пациенте. Пациенты будут массово сталкиваться с такими ненаказуемыми отказами», – подчеркнул Старченко.

Добавил Олегжоп Олегжоп 31 Октября 2020
проблема (17)
Комментарии участников:
axes
+1
axes, 31 Октября 2020 , url

— Есть много подводных камней, о которых почему-то не говорят. Если поправки в закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) будут приняты, то доступность и качество медицинской помощи снизится: пациенты будут ограничены в выборе места лечения, а медицинские организации получат право отказать больным в медицинской помощи.

Во-первых, из части 5 статьи 15 326-ФЗ об ОМС планируется исключить положение о том, что медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи. Ранее любая и в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в ОМС, должна была быть оказана в полном объеме в соответствии с программой госгарантий. Медицинские организации говорили: «К нам направили пациента на лечение, как мы можем отказать? Нет такого права». Теперь вроде бы оно есть, судя по проекту изменений в закон. Теперь все организации страны — и федеральные, и региональные — получат индульгенцию: они смогут отказывать пациенту в оказании медицинской помощи. Захотел — взял на лечение, не захотел — нет. А это прямое нарушение прав пациента на доступность медицинской помощи, гарантированных Конституцией, положениями закона ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где заложены нормы о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, о чем, кстати, указывает правовое управление Госдумы.

— Как же так могло произойти, что пункт, гарантирующий пациенту право на доступность каждому пациенту медицинской помощи, исключен из закона?

— Все очень просто: авторы проекта изменений, исключая это положение из проекта 326-ФЗ, преследуют свои экономические цели — нужно как-то решить вопросы оплаты, а именно, сократить медицинскую помощь, которая оказана сверх запланированных объемов программы ОМС. Сегодня потребность россиян в медпомощи не соответствует нормативам ее финансирования, установленным органами управления здравоохранения в регионах. Но, решая вопрос экономических расчетов в системе ОМС, чиновники попросту не думают о человеке, о пациенте. И если объемы, например, в федеральных центрах, которые специализируются на оказании сложной и дорогостоящей высокотехнологичной помощи и которым сейчас выделяется отдельный бюджет, будут исчерпаны, а у клиник есть гарантированное право отказать пациенту, то чиновникам гораздо проще не увеличивать финансирование сверх плана, а просто отказать пациенту.

Но это не единственная проблема законопроекта. Качество оказание медицинской помощи в регионах снизится за счет того, что планируется перераспределение средств бюджета ФОМС.

— За счет чего?

— И снова дьявол кроется в деталях. В условиях ограниченных ресурсов понятно же, что где-то прибывает, а где-то убывает. Тогда откуда возьмутся эти деньги на отдельное финансирование федеральных клиник? Из субвенций, положенных регионам. А это неизбежно приведет к сокращению территориальных программ ОМС и, как следствие, к снижению качества медицинской помощи в регионах.

В бюджете Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021 год предусмотрено 119,4 млрд рублей на финансирование федеральных клиник по ОМС. Это практически эквивалент всей сумме, потраченной ФОМС в 2019 году на оплату высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), погруженной в ОМС, по всей России — 129,5 млрд, т. е. на оплату всем медицинским организациям страны, которые эту помощь пациентам оказывают. Сейчас федеральные клиники оказывают только 14% от всей ВМП, погруженной в ОМС. Получается, что поправки в закон — это элементарное административное перераспределение потоков из региональных медучреждений в федеральные центры. Причем административным методом. Примечательно, что речь идет не только о ВМП, но и о специализированной медицинской помощи в федеральных центрах, т. е. той, что на сегодняшний день выполняется в областных больницах. Выделив отдельный сегмент, решили проблему гарантированной оплаты лечения «иногородних» пациентов в федеральных клиниках. Но ведь больные выбирают не только федеральные центры, а «сильные» региональные, областные больницы своих и соседних регионов. А ведь качество и своевременность оказания этим пациентам в этих организациях играет решающую роль. Случай «средней» тяжести может перерасти в «тяжелый» из-за проблем в оказании медицинской помощи. Теперь выбора не будет. С высокой долей вероятности в регионах будет определен перечень оперативных вмешательств, который обязаны оказывать именно в федеральных центрах. Таким образом, врачи не смогут давать направление на лечение в областных больницах, а пациенты не смогут выбрать, в каких именно федеральных клиниках они захотят лечиться. Больного просто направят туда, куда чиновники сочтут нужным. Сейчас застрахованные лица могут обратиться за медицинской помощью в любую медицинскую организацию за помощью, вне зависимости от территориального расположения. А вот вносимые поправки в пункт 4 части 1 статьи 16 326-ФЗ как раз говорят о том, что выбор пациента федеральной клиники ограничивается порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На это также обращает внимание правовое управление Государственной думы РФ.

— Вы же не будете отрицать, что теперь сложные пациенты, которым нужна помощь федеральных центров, смогут ее гарантированно получить? Разве это плохо?

— Это хорошо. Но здесь могут возникнуть абсолютно другие сложности для пациента. Есть одна хитрость. Чтобы попасть на госпитализацию в федеральный центр в плановом порядке (например, по поводу коронарного шунтирования или при онкологических заболеваниях) необходимо пройти целый спектр медобследований. Но все эти исследования проводятся амбулаторно, а амбулаторное звено федеральной медицинской организации не входит в выделенный им бюджет ФОМС, затраты на диагностику включены в территориальные программы. Здесь есть риск, что результаты исследований, полученные пациентом в регионе, могут по каким-то причинам не устроить федеральную клинику. И тогда пациент вынужден будет дополнительно оплачивать исследования. А не заплатишь — не получишь госпитализацию. И по поводу сложных пациентов также есть сомнения. Я не исключаю, что тяжелобольные могут остаться на лечении в региональных больницах. Все тяжелые операции, которые сопровождаются длительной реанимацией, тяжелой сопутствующей патологией и требуют длительного лечения — это очень затратные больные. В чем могут быть заинтересованы федеральные клиники? Принимать менее затратных пациентов, которые действительно требуют высокотехнологичного, дорогостоящего лечения, но все же на начальных стадиях заболевания. И по-настоящему «тяжелого» больного, федеральные медорганизации могут не взять — койки-то заполнены «легкими», но дорогостоящими больными. Как только начнется искусственное администрирование потоков в федеральные клиники, федералы получат неограниченный доступ к «селекции» больных и к объемам, с которыми, возможно, не смогут справиться.

regnum.ru/news/polit/3099234.html
Lynnot78
+1
Lynnot78, 31 Октября 2020 , url

Ничего личного — это просто бизнес...



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать