Эксперт объяснил, почему «Газпром» не спешит с «СП – 2»: это – последний совместный проект с Европой для России, поскольку ЕС «старательно, упорно показывает себя как ненадежный экономический партнер»

отметили
58
человек
в архиве

источник: static.mk.ru

Реализация строительства газопровода так или иначе будет идти медленнее, если этим займется лишь одно судно-трубоукладчик.

Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич в интервью Sputnik Литва объяснил, почему компания «Газпром» может не торопиться достраивать «Северный поток – 2» до конца этого года.

По его словам, одного судна для достройки будет недостаточно лишь потому, что процесс будет идти медленно. Тем более имеет значение и погода на Балтийском море. Однако российской компании нет необходимости спешить из-за нынешних условий, считает Марцинкевич.

«Будут шторма – ничего не сделаем, потому что если использовать только одно судно, то скорость укладки порядка трех километров в сутки, там осталось порядка 150 километров, просто физически не хватает. С другой стороны, для „Газпрома“ никакой необходимости торопиться нет, потому что транзитные мощности „Ямал-Европа“ и ГТС Украины в соответствии с соглашением с учетом уровня закаченности подземных хранилищ на территории Европы этот сезон позволяют пройти совершенно без спешки», – рассказал эксперт.

Марцинкевич предположил, что «Северный поток – 2» – последний совместный проект с Европой для России, поскольку ЕС «старательно, упорно показывает себя как ненадежный экономический партнер». Он подразумевал введение в ЕС Третьего энергопакета, который предполагает разделение газовых компаний по видам деятельности, что может повлиять на газопровод.

«Северный поток – 2»

Проект подразумевает прокладку двух ниток магистрали общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Он также пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны Финляндии, Швеции и Дании.

Против «Северного потока – 2» активно выступают Соединенные Штаты, продвигающие в Европу свой сжиженный природный газ. В декабре 2019 года Вашингтон ввел санкции против проекта, потребовав от компаний немедленно прекратить его строительство. Швейцарская Allseas тогда почти сразу заявила о приостановке работ. Недавно США расширили ограничения против «Северного потока – 2», распространив действие пакета PEESA «О защите энергетической безопасности Европы» на компании, предоставляющие услуги, оборудование или финансирование для модернизации или оснащения судов, работающих на проекте.

Ранее Энергетическое агентство Дании выдало разрешение на эксплуатацию трубопровода на континентальном шельфе страны. Однако датский участок «Северного потока – 2» пока не достроили. Как заявляла глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова, сроки ввода газопровода в эксплуатацию зависят в том числе от технических характеристик судов.

Один из вариантов достройки газопровода – использование трубоукладчика «Академик Черский», однако его необходимо переоборудовать для выполнения задач по завершению проекта. Второй кандидат – якорная баржа «Фортуна». В строительстве также планировалось задействовать суда обеспечения «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко».

Мини-АЭС в Эстонии

Марцинкевич, отвечая на вопрос о мини-АЭС в Эстонии, заявил, что проект пока реализован «на уровне бумаг». Эксперт отметил, что сама идея неплохая, однако неизвестно, когда же его действительно проведут в жизнь.

«Подписан еще один договор этой же британской компанией с Канадой. Канада намерена первой лицензировать этот проект. Летом этого года подписан договор об исследованиях, хотя бы на уровне программ. Британская компания, кроме того, получила деньги от специализированного Агентства энергетики США. Что и когда будет, на всякий случай анекдоты про эстонцев мы сами себе запретим. Проект пока бумажный, хватит ли денег, найдут ли финансирование, удастся ли получить референтный блок в Канаде, но бумаги подписаны», – рассказал эксперт.

На этой неделе сообщалось, что компания Fermi Energia предложила сотрудничество в строительстве мини-АЭС в волости Люганузе на северо-востоке страны. Там считают, что проект можно реализовывать только в уезде Ида-Вирумаа, граничащем с Россией.

В качестве площадок рассматриваются приморские деревни Молдова и Аа под Кохтла-Ярве на северном побережье, а также карьер Айду неподалеку от Кивиыли, находящимся чуть дальше от берега.

В марте 2019 года эстонская компания Fermi Energia подписала протокол о намерениях с фирмой Moltex Energy, разрабатывающей ядерные реакторы нового поколения.

По прогнозам экспертов, первые реакторы четвертого поколения планируют построить через пять-семь лет, поэтому через десять лет можно было бы начать строительство такого реактора и в Эстонии. До этого времени в республике необходимо совершить подготовку к реализации такого проекта.

В настоящее время Эстония получает энергию в основном от сланцевой промышленности. Однако экологическая политика ЕС диктует ей отказ от сланца. Хотя атомной электростанцией, хоть и «мини», как отмечали многие эксперты, ЕС тоже вряд ли будет доволен.

Добавил suare suare 1 Ноября 2020
проблема (4)
Дополнения:

Вокруг «Северного потока — 2» появился новый негатив: чем занимается «Академик Черский»

Введение в эксплуатацию российского экспортного газопровода откладывается до середины 2021 года

Трубоукладчик «Академик Черский» продолжает барражировать в акватории Балтийского моря. После нескольких недель испытаний на Куршской косе судно, на которое возложены основные задачи по завершению последнего подводного участка газопровода «Северный поток — 2» (СП-2), вернулось в немецкий порт Мукран и готово подключиться к строительным работам. Между тем, даже при всех усилиях «Газпрома» ускорить создание нового экспортного маршрута, остается еще немало факторов, способных помешать «Черскому» довести трубу до европейских потребителей.

Строительство оставшегося отрезка СП-2 было прекращено в декабре 2019 года после того, что швейцарский подрядчик Allseas отказался продолжать трубоукладочные работы по дну Балтийского моря под угрозой американских санкций США. К тому моменту проект был завершен почти на 95%.

Когда стало понятно, что доводить трубопровод России придется своими силами, наиболее подходящим для замены швейцарских судов оказался «Академик Черский» — современный трубоукладчик, заложенный на верфях Китая и достроенный в Сингапуре. Изначально его предлагалось использовать для освоения месторождений в Охотском море, но после демарша Allseas пришлось переориентировать на балтийский маршрут.

Курс к месту строительства «Академик» взял в самые сжатые сроки: порт Находки он покинул 10 февраля. При этом трубоукладчик постоянно изменял маршрут и называл новые пункты назначения. Случались по-настоящему загадочные события. Покинув российские морские территориальные воды, «Черский» направился в сторону Сингапура, куда должен был добраться меньше чем через две недели. Формально через Тихий и Индийский океаны трубоукладчик прямым курсом шел на Балтику, где собирался завершить ремонт и модернизацию, а затем вступить в строй.

В конце апреля «Черский» рассчитывал попасть в египетский Порт-Саид, но буквально за считанные дни до ожидаемого прибытия его экипаж сменил конечную точку и разъяснил, что возвращается в Находку. Тем не менее, судно, которое уже было взято под охрану боевыми кораблями ВМФ России, обогнуло Африку и прибыло в Лас-Пальмас на Канарских островах. После этого большинство экспертов перестали сомневаться, что «Академик» достигнет Балтийского моря. В первых числах мая он встал на якорь вблизи Калининграда, а еще спустя несколько дней пришвартовался в немецком Мукране, где находится логистическая база строящегося газопровода.

Правда, «Черский» зря торопился, поскольку сразу приступить к работам над СП-2 оказалось невозможно. Энергетическое агентство Дании, через акваторию которой проходит маршрут трубы, потребовало от «Газпрома» предоставить обновленный план строительства, подстроенный персонально для «Академика». Параллельно приходилось вести работу на правовом поле для защиты «Черского» от американских санкционных претензий. С баланса «Газпром-флота» судно перерегистрировали на Самарский теплоэнергетический имущественный фонд, список учредителей которого не раскрывался. И хотя было очевидно, что новые владельцы выполняют функцию вывески, с юридической точки зрения доказать контроль российской газовой компании над фондом не представлялось возможным. Тем самым «Газпром» выводился из-под гипотетических американских санкций.

Сам «Академик» в это время не стоял на месте. По словам капитана дальнего плавания Михаила Омельченко, частую перемену маршрута передвижения судна из Находки до Мукрана трудно объяснить с точки зрения логики. Добираться до точки строительства было гораздо удобнее по Суэцкому каналу, не делая круг вокруг африканского континента. Не исключено, что пройти этим путем не позволили обстоятельства, связанные с габаритами корабля. Хотя некоторые аналитики связывают «одиссею» трубоукладчика с попыткой России «замести следы» его передвижения, чтобы обмануть Минфин США, не дав повода для ужесточения санкций против единственного отечественного судна, способного достроить СП-2.

Однако действительно ли возможности «Черского» позволяют проложить оставшиеся 100 км трубопровода? Точный ответ на этот вопрос знает лишь узкий круг посвященных. Существенным опытом в аналогичных проектах судно не обладает: теоретически «Академик» был задействован в строительстве газопровода «Сахалин-3» в Охотском море, но по факту, с момента его приобретения «Газпромом» в 2015 году, на корабле велась модернизация и ремонтные работы. По информации ряда отраслевых специалистов, в начале 2020 года, когда было принято решения заменить «Черским» швейцарского подрядчика, российское судно не было готово к эксплуатации в качестве полноценного трубоукладчика СП-2, поскольку не обладало соответствующим сварочным и монтажным оборудованием.

По некоторым данным, работы над переоборудованием и совершенствованием «Академика» продолжаются до сих пор. В немецкий Мукран он вернулся 27 октября, а ранее несколько недель судно дрейфовало около Куршской косы, где проходили его ходовые испытания, а также тестировалась система якорного позиционирования, которую пришлось устанавливать по требованию датских экологических властей.

По словам директора Фонда энергетического развития Cергея Пикина, создается впечатление, что создателям СП-2 удалось снять большинство технических проблем, мешавших началу работ на морском участке газопровода. Поскольку судно и другие участвующие в проекте корабли вернулись в Мукран, значит, испытания завершены и «Академик» может приступить к строительству. Более того, фактически он уже включился в непосредственный процесс укладки магистрали, так как вернулся в немецкий порт, где хранятся трубы, и может начать комплектовать свои трюмы необходимым оборудованием. Американские санкции не должны серьезно увеличить сроки завершения строительства. Даже в новой трактовке ограничения Госдепа США затрагивают западные компании, занимающиеся технической стороной проекта, а укладку труб будут осуществлять российские суда.

Тем не менее, быстро начать достройку морского участка СП-2 у «Черского» снова не выйдет. По мнению редактора польского отраслевого издания BiznesAlert Мариуша Маршалковски, после ходовых испытаний потребуется провести дополнительные работы на борту, на которые уйдет еще несколько недель, поэтому укладка труб может быть отложена до конца ноября.

Очередную отсрочку эксперты оценивают достаточно негативно. Многие уверены, что после президентских выборов в США давление на СП-2 усилится –особенно, в случае поражения Дональда Трампа. Это понимают и в газовой монополии: по словам главы «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой, завершению проекта препятствуют не только погодные условия или технические характеристики, но и «высокая политизированность полемики вокруг трубопровода. Новые санкции Вашингтона рискуют оказаться гораздо болезненнее, чем прежних ограничений. Существуют недавние примеры, когда перерегистрация добывающих активов не спасала зарубежные проекты российских компаний от прессинга Белого Дома.

Даже если «Черский» подключится к строительству в этом году, сдача трубы в эксплуатацию состоится ближе к середине 2021-го. Наверняка американцы постараются за это время создать как можно больше политических и юридических препон для завершения проекта СП-2. Поэтому существует серьезная вероятность, что у «Академика» еще будет время для совершенствования своих технологического потенциала и испытательных маневров в акватории Балтики.

Добавил suare suare 1 Ноября 2020
Комментарии участников:
fetrius
0
fetrius, 2 Ноября 2020 , url

Заголовок не соответствует содержанию статьи. Россия не спешит достроить СП2 т.к. не может, что явно следует из текста статьи. А про «ненадёжность Европы» — это дурацкое высказывание, очередного никому неизвестного «иксперта».



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать