Производство адыгейского сыра как бизнес: этапы, технология, сбыт
Организация бизнеса не всегда связана с крупными первоначальными инвестициями или технологическими сложностями. Во многом возможность быстрого выхода на чистую прибыль связано с возможностью использования исключительно собственного капитала без привлечения кредитных средств. Тогда выбор вектора будет намного прозрачнее. Одно их активно развивающихся направлений – производство сыра. В частности, производственный рынок имеет среднюю загруженность для производителей адыгейского сыра. Для активного запуска конвейера потребуется не более 4 млн. руб. и готовность к активному развитию оптовых и розничных каналов сбыта.
Что такое адыгейский сыр: особенности продукта
Прежде чем открывать собственное производство, следует изучить специфику продукта.
Адыгейский сыр является разновидностью мягких кисломолочных сыров, отличающихся нежной консистенцией. По своим основным показателям он сравним с итальянской моцареллой, брынзой или фетой. Различают свежий и копченый адыгейский сыр. Обе разновидности пользуются популярностью при включении их в различные блюда или в качестве самостоятельной жареной закуски.
Чтобы достичь высоких вкусовых качеств, необходимо ответственно подходить к выбору поставщиков сырья. Коровье молоко должно соответствовать самым высоким требованиям. В противном случае не удастся добиться достойных показателей диетической ценности. Правильный продукт является хранилищем минералов и ряда витаминов. Поэтому он так популярен у конечного потребителя.
Подготовка и оформление документации для производства
Открытие любого дела начинается с подготовки уставной и разрешительной документацией. Сложность в данном случае – последующая обязательная сертификация товара. Но для начала следует определиться с формой юридического лица. Возможна регистрация и в качестве предпринимателя. Во многом выбор предопределяет система расчета с поставщиками сырья и с компаниями-покупателями.
После регистрации и получении соответствующих уставных документов, стоит позаботиться о прохождении проверки санитарного и пожарного контроля. Подготовить необходимую для этого документацию можно при помощи специализированных служб, что во многом сэкономит время. Тем более, что после запуска потребуется его потратить в службах сертификации. В ином случае доступ на рынок будет закрыт.
Выбор и закупка оборудования
Закупка оснащения производства – самый затратный этап подготовки к запуску конвейера. Чтобы обезопаситься от недобросовестных поставщиков, следует обратить внимание на компании, головной офис которых или основное производство находится в том же регионе, что и планируемый запуск цеха.
Средняя производительность стандартно укомплектованного производственного помещения составляет около 80 кг готового продукта в сутки с затратами в 600 литров молока.
В перечень обязательного оборудования для производства адыгейского сыра входит:
- ванна для пастеризации с функцией контроля процесса в полностью автоматическом режиме и наличием нижнего подогрева;
- станок для фасования под вакуумом;
- сепаратор (позволит отделять сливки);
- дымокоптильная камера (для производства копченой разновидности);
- емкость для смешения ингредиентов (объем около 200 литров);
- стол для обвалки;
- формы для сыра.
Технология производства адыгейского сыра
Знание этапов изготовления позволит самостоятельно отслеживать правильность работы конвейера и при необходимости вовремя вносить коррективы.
Особенность мягких сыров заключается в отсутствии необходимости траты времени на созревание. Достаточно смешивания основных ингредиентов (пастеризованного молока и сыворотки) и иных вкусоароматических добавок. В самом производстве нет сложностей, хотя и не обойтись без знания некоторых нюансов.
Нормативы физико-химических показателей адыгейского сыра:
- жирность – 45% и выше;
- содержание жидкости – не более 6%;
- содержание соли – менее 20%.
Технологическая инструкция
Адыгейский сыр изготавливают из нормализованного пастеризованного молока кислотностью не более 21 °Т с применением кисломолочной сыворотки для осаждения молочных белков.
Производство осуществляется в несколько этапов:
Подготовительный этап
Заключается в правильной подготовке сыворотки. Чем выше удастся достичь показателя свертываемости, тем нежнее получится продукт на выходе. Для этого потребуется внесение молочнокислых бактерий. Следует строго следить за показателями кислотности. Превышение нормы приведет к невозможности удержания формы, грубости и сухости вкуса.
Смешивание основных ингредиентов
На данном этапе сыворотку тонкой струйкой вливают в емкость с пастеризованным молоком. Тщательно перемешивают. Образующийся белковый сгусток выдерживается при высоких температурных показателях (93-95°C) не более пары минут.
Опрессовка
Специального оборудования для этого не требуется. Достаточно полученную на втором этапе массу переложить в сетчатые емкости и оставить на 15-20 минут. Следует дополнительно запланировать одно переворачивание, а затем перекладывание в соленые формы (специальные емкости, обсыпанные поваренной солью).
Просушка
Перед фасовкой сыр следует выдержать в специальной камере с температурой около 10°C в течение 16-18 часов.
Фасовка
Для упаковки рекомендуется использовать полимерную пленку или пергаментную бумагу с именным логотипом. Срок хранения продукта без вакуумной упаковки не должен превышать 3-х суток. Поэтому важно своевременно наладить каналы сбыта.
Сбыт готовой продукции
Существует две схемы реализации: оптовая и розничная. Перспективнее, особенно на первое время, сбывать готовый продукт оптом на территории собственного региона. Это позволит избежать дополнительных вложений в маркетинговую кампанию и логистику. Хотя последующий запуск качественной рекламы позволит выйти на рынок с предложением более высокой цены, а собственный парк автомобилей – расширить границы.
Как для розничной, так и для оптовой торговли стоит предусмотреть гибкую ценообразующую политику. Например, возможность внедрения системы поощрительных бонусов и скидок за внесение предоплаты или крупную партию. Для розничного продвижения можно устроить промоутерскую дегустацию в торговом центре или ином месте с высокой проходимостью. Стоит нацеливаться на перспективу развития собственной торговой сети и своего бренда. Из-за высокого процента поддельной продукции стоит заранее себя обезопасить и выкупить авторские права на название и логотип.
Возможности бизнеса
Производство адыгейского сыра на данный момент связано с невысокой конкуренцией. Во многом сказывается сосредоточенность основных изготовителей в одноименной республике – Адыгее. Причем за пределами республики использование бренда «Адыгейский сыр» строго запрещено.
Выход зарегистрированной продукции на территорию (не только свою, но и ближайших районов) хотя и связан с множеством рисков, но все же оправдан. Это позволит повысить стоимость продукта и объем закупок на неосвоенной территории. Главное – не стоит ожидать высоких цен и долгосрочных контрактов сразу после открытия. Следует для начала занять среднюю нишу по реализации с постепенным переходом на более высокую ступень узнаваемости и принятия бренда.
Производство адыгейского сыра — перспективный и достаточно надежный способ инвестирования средств. Окупаемость бизнеса может быть достигнута в течение первых лет. А при терпеливом и достаточно напористом способе реализации еще быстрее.