The Insider и Bellingcat утверждают, что к отравлению оппозиционера причастны восемь сотрудников Института криминалистики ФСБ. Журналисты установили их личности с помощью анализа и сопоставления метаданных звонков, офлайновых баз данных и данных из открытых источников
Операция по отравлению оппозиционера Алексея Навального была проведена группой как минимум из восьми оперативников ФСБ, говорится в совместном расследовании CNN, The Insider, Bellingcat при участии Der Spiegel.
СМИ утверждают, что вычислили сотрудников ФСБ, которые следовали за оппозиционером в его поездках по стране с 2017 года. Они, как правило, вылетали из других аэропортов, приезжали на день раньше Навального, как правило, в этих поездках участвовала не вся группа, а часть.
Вывод о том, что эти восемь человек не просто следили за Навальным, а именно отравили его, авторы мотивируют тем, что среди перечисленных ими предполагаемых сотрудников ФСБ есть в том числе бывшие врачи и специалисты по боевым отравляющим веществам. В расследовании говорится о том, что в июле этого года эта же группа уже пыталась отравить Навального в Калининграде. Правда, недомогание тогда почувствовала лишь супруга Навального Юлия. Но через несколько часов все симптомы исчезли. Супруги об этом до сих пор ни разу не сообщали.
Как утверждают в The Insider, на след сотрудников ФСБ их вывело изучение контактов людей из ГРУ, которые, по данным все тех же The Insider и Bellingcat, стояли за отравлением Скрипаля. Начав изучать, с кем разведчики связывались по телефону, авторы нашли тех, кто, по их утверждению, наблюдал за передвижениями Алексея Навального.
В самом начале расследования говорится о том, что оно основано на анализе биллинга телефонных звонков и информации о поездках этих людей из неэлектронных баз данных. Как в Bellingcat получили доступ к биллингу, в тексте не уточняется.
Соавтор расследования, шеф-редактор The Insider Роман Доброхотов рассказал Business FM о том, как эти данные проверялись и как расследователям удалось отслеживать так называемые левые симки.
Роман Доброхотовшеф-редактор The Insider«Во-первых, они настолько глупы все-таки, что вот с этих вот «левых» номеров звонят на те номера, которые нам известны. Мы видим в биллинге известного номера, авторизованного под какую-то конкретную фамилию, странный звонок, и мы его можем геолоцировать и понять просто по логике этого звонка, что, скорее всего, это такой-то абонент. А второе — это то, что «левые» номера тоже могут пробиваться по таким приложениям, как NumBuster, Truecaller, Getcontact, поскольку, если вы занесли его все-таки себе в записную книжку, если у вас установлено это приложение, то оно попадет в эту базу».
Однако эксперты сомневаются в том, что журналисты могут так легко получить такой массив данных, которых в свободном доступе просто нет. Комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев.
Роман Ромачевгенеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно»«Bellingcat — это команда, которая занимается легализацией информации. То есть легализацией псевдорасследований, расследований, основанных на фактах, которые обычный человек, как правило, не может проверить, и со стороны они кажутся правдоподобными. Вы ведь не пойдете, не проверите, действительно ли там Иван Иванович — сотрудник ФСБ, вы просто нигде об этом не узнаете. Чтобы совершить подобную манипуляцию, вам необходимо иметь полный доступ ко всем крупным четырем операторам в России. То есть необходимо в достаточном режиме онлайн в принципе всеми этими данными оперировать для того, чтобы сопоставлять, какие номера телефонов друг с другом завязаны, кто кому звонил в какой период времени. Это достаточно сложно, эффект Bellingcat и основан на том, что на словах с технической точки зрения это все звучит красиво, но проверить это практически невозможно. Даже сами федеральные службы безопасности не всегда могут в режиме онлайн совершать подобные выборки из баз данных операторов и сопоставлять их».
Политолог Константин Симонов при этом обращает внимание еще на несколько странностей как в этом расследовании, так и вокруг самой истории с предполагаемым отравлением Навального.
Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«Вырисовывается такая картина, чуть ли там не батальон офицеров ФСБ бегает за Навальным и пытается его отравить, причем в России. И вот весь этот батальон эфэсбэшников с секретными биологами и химиками, институтами не может справиться с задачей, ну, я, конечно, такие вещи, может быть, циничные говорю, но это удивительно, не может справиться с задачей ликвидировать одного человека на российской территории. Но это выглядит действительно просто мегастранно. Но, другое дело, что в современном мире, опять же, тут вопрос, конечно, доверяете вы этому или не доверяете, это вопрос ваших политических пристрастий. Безусловно, с российской стороны вся информационная политика выглядит очень беззубо в этой ситуации. Никаких внятных разъяснений не было и так и нет, кстати, относительно того, почему не завели уголовное дело, почему нельзя было более внятно все эти разъяснения сделать. И в этом плане получается, что мы столкнулись с двумя такими классическими в современном мире информационными историями. То есть первая история про fake news и генерацию такого рода новостных сюжетов, а вторая история — про отрицание всего и информационную тактику «вы все врете», которая тоже ни к чему хорошему не приводит».
Ранее The Sunday Times также написала о том, что Навального дважды пытались отравить российские спецслужбы. Британское издание, правда, говорило о том, что еще одна попытка отравить оппозиционера имела место не в Калининграде, а в Омске. В Кремле назвали эту публикацию «чушью» и «чтивом в халате».