По словам строителя, все эти годы он воспринимал свой бывший проект как народное достояние, а не как частный дом, строительство которого нужно скрывать. «Эвакуационная штольня, вертикальный ствол с лифтовой шахтой — это беспрецедентный подземный объект, аналогов по сложности и насыщенности в России просто нет. В мире — может быть, но не в России», — говорит он.
«Аквадискотека» во дворце — это светодинамический фонтан с барной стойкой, сообщил «Медузе» его проектировщик. «Подсветка струй фонтана — это типовое решение: оно применяется и в городских фонтанах, и чуть ли не в приусадебных. Элементарная и не особо дорогая вещь», — рассказал бывший инженер-конструктор компании «Боронд», работавшей над фонтаном. Согласно чертежам, ещё одна «аквадискотека» есть на территории шато при винодельческом хозяйстве в поселке Дивноморском. По данным ФБК, эта территория тоже входит в состав резиденции. Для этого фонтана разработали 16 светомузыкальных композиций, в плейлист входят аргентинские и бразильские мелодии, французский шансон, ZAZ, Ванесса Мэй, Enya, Кайли Миноуг и трек из фильма «Матрица».
Сотрудник одного из подрядчиков рассказал, что помещение, обозначенное на планах как «склад грязи», действительно является специально обустроенным местом для хранения лечебных грязей. «Грязевые ванны же не просто так образуются: нужны засушенные брикеты с лечебной грязью — и они должны храниться где-то при правильной температуре», — пояснил он.
О «Диминой даче»
В расследовании ФБК Навальный удивлялся, зачем в десяти километрах о дворца нужен ещё один дом. Один из собеседников «Медузы» назвал шато в Дивноморском и окружающие его виноградники «Диминой дачей». Согласно документам, объект начали строить в годы президентства Дмитрия Медведева.
О компаниях-подрядчиках
«Медуза» насчитала восемь компаний, которые писали о работе в Прасковеевке на своих сайтах — часто называя резиденцию «объектом „Пансионат“ в городе Геленджик» (так же она называется на чертежах, которые есть у издания). Информация там хранилась годами. Например, на сайте «АБЛ-Инженеринг Групп» указано, что общая площадь всех строений резиденции — 40 тысяч квадратных метров.
У царя должен быть дворец! Или президент должен на съёмной квартире жить? Если человек любит красоту, разве в этом есть что-то плохое? Вот вы смотрели «Великолепный век» — почему у турок и арабов должно быть шикарно, а у нашего соотечественника должно быть дерьмо?
один из бывших строителей дворца
Об участии Федеральной службы охраны
Как рассказали «Медузе» четверо подрядчиков и инженеров строительства, ФСО полностью руководит стройкой. Сотрудники спецслужбы отвечают за дисциплину и порядок, передают подрядчикам поручения заказчика; они же водят «первое лицо» по объекту. По словам одного из подрядчиков, фсошники «люди разносторонние», с «очень хорошим вкусом», а «их мнение не солдафонское». Имена сотрудников ФСО сохранились и на чертежах, оказавшихся в распоряжении «Медузы».
О продолжающемся строительстве
Участники строительства рассказали, что в поместье постоянно что-то меняется и переделывается. У многих из них сложилось впечатление, что у проекта нет ни концепции, ни даже «управляющей воли», пишет «Медуза». Другие отмечают, что такое огромное хозяйство требует постоянного ухода и починки того, что вышло из строя. Например, за последние три года из резиденции исчезли все белые мраморные статуи, потому что они покрылись чем-то зеленым от соли и сырости.
Неуютно, так скажем! Вот приехать сюда большой компанией друзей на один-два дня, покутить хорошенько и уехать — это да. А жить там — нет.
Двухчасовое расследование ФБК о «дворце Путина» вышло 19 января. В нём подробно описывается, что есть на территории усадьбы, внутреннее убранство дома, рассказывается о прилежащих виноградниках, а также том, откуда на всё это взялись деньги.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал расследование «чушью и компиляцией», а сам Путин заявил, что ни ему, ни его близким родственникам дворец не принадлежит. Позже Песков сообщил, что зданием владеет один или несколько предпринимателей, но разглашать их имена Кремль отказался, посчитав это некорректным.
Однажды ночью весной 2014 года работника резиденции в Прасковеевке Михаила разбудил звонок. «Срочно поднять на ноги всю службу эксплуатации! — ядовито передразнивает он встревоженный голос бывшего начальника, раздавшийся из телефонной трубки. — Через два дня к нам приезжает первое лицо!»
Вся служба эксплуатации — около 80 человек — начала немедленно готовиться к визиту, не дожидаясь рассвета, вспоминает Михаил в разговоре с корреспондентом «Медузы». «За следующие двое суток мы всю [ведущую к главному дому] аллею ***** [на фиг] выдернули! Там у травки, хотя ее и поливали, из-за жары кончики немножко поджелтели — и весь газон, там был рулонный, скатали. Повырывали деревца, — жалуется Михаил. — Потом, откуда ни возьмись, 20 фур приехали с новой травой — ее раскатали, новые деревья воткнули. А старое сказали увезти и „вывалить перед [местным хутором] Джанхотом“».
Почти свежий газон и молодые деревья обитатели Джанхота разобрали себе по домам, рассказывает Михаил. Многолетний староста хутора Виктор Хотлубей ни о каких проблемах с мусором со стройки в Прасковеевке припомнить не смог: «Всегда все чисто и аккуратно».
Тревога оказалась ложной: весной 2014 года Владимир Путин до резиденции так и не добрался. Зато до и после этого он, предположительно, приезжал сюда как минимум четырежды.
...