Воздушный мост: как в 1943 году планеры спасли партизан Беларуси
источник: cdnimg.rg.ru
На третий год Великой Отечественной войны партизанское движение в Беларуси оказалось на грани уничтожения: охранные части СС и карательные части из коллаборационистов загнали партизан в глухие леса и болота. Бойцы остро нуждались в продовольствии, медикаментах, а также оружии и боеприпасах. Центральный штаб партизанского движения принял решение — организовать воздушный мост.
6 марта 1943 года на Калининском фронте началась уникальная операция по снабжению партизан силами 3-й воздушной армии генерал-майора Михаила Громова. Миссия спасения была возложена на сформированный городе Киржач Ивановской области 2-й отдельный авиапланерный полк ВДВ, а главным средством доставки грузов стали десантные планеры «Грибовский-29» (Г-11).
Вылеты к партизанам проводились по ночам с аэродрома Старая Торопа. Местом назначения стала Витебская область — леса вокруг поселков Селявщина и Бегомль.
«На летном поле самолеты и планеры, словно на параде, были выстроены в ряды на линии предварительного старта. Стальные тросы длиной 95 — 110 метров примыкались концами к замкам на хвостах самолетов и к носам планеров. Замки пломбировались. Если буксировщик не привозил из полета трос или прилетал с нарушенной пломбой, то пилот мог попасть под трибунал „за преднамеренную отцепку планера“, — написали в своих воспоминаниях „Третья воздушная“ военные летчики Пантелеймон Анищенков и Василий Шуринов.
Немецкая авиация не могла эффективно противодействовать ночным полетам и пыталась на земле дезориентировать советских пилотов — разжигала ложные костры для посадки, устраивала засады и т.д. Поэтому сразу после приземления и разгрузки планеры Г-11 партизаны сжигали.
Другую смертельную опасностью для планеристов представляли ночные посадки — минимальное количество приборов и малые размеры площадок могли привести к катастрофе. В одной из них погиб опытный летчик-планерист майор Дмитрий Кошиц. В предвоенные годы он был популярен как бессменный комментатор всех воздушных парадов, которые проводились тогда на Тушинском аэродроме в Москве.
Кроме того, партизаны получили пять полевых типографий и 16 радиостанций. При выполнении операции из-за невозможности возвращения было потеряно 65 планеров, но почти всех летчиков-планеристов удалось успешно вернуть „на большую землю“. Из партизанского района самолетами было вывезено 19 партизан, 800 килограммов ценного груза и два миллиона рублей, собранных населением на постройку самолетов.
В августе 1944-го конструктор Владислав Грибовский за доставку грузов в Беларусь планерами Г-11 одним из первых в Советском Союзе был награжден медалью „Партизану Отечественной войны“.
