Верховный совет Литвы 11 марта 1990 года объявил о восстановлении независимости республики. В январе 1991 года в Литве начались несанкционированные акции протеста, в республику были переброшены бойцы спецподразделений. В ночь на 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса. В столкновениях у телецентра погибли 14 человек, свыше 600 были ранены. В марте 2019 года Вильнюсский окружной суд признал виновными по делу о событиях 1991 года 67 граждан Российской Федерации, сообщал МИД России. Большинство обвиняемых заочно осуждены на длительные сроки тюремного заключения, двоим – полковнику запаса советской армии Юрию Мелю, задержанному в Литве в 2014 году, назначен семилетний срок, его сослуживцу, жителю Литвы Геннадию Иванову – четыре года.
В первую неделю марта в Литве электричество подорожало на 15 процентов – до 48,41 евро за мегаватт-час. В Латвии и Эстонии стоимость электроэнергии была на 11 процентов выше и составила 46,72 евро за мегаватт-час.
На бирже NordPool стоимость электроэнергии выросла на два процента – до 33,86 евро за мегаватт-час.
Руководитель отдела бизнес-клиентов Elektrum Lietuva Артурас Затулинас отметил, что погода по-прежнему оказывает наибольшее влияние на цены на электроэнергию.
По мере того, как на прошлой неделе холодало, потребление электроэнергии в странах Северной Европы выросло. Между тем производство ветровой энергии осталось на уровне прошлой недели.
«На цены в странах Балтии также повлиял увеличившийся на 15 процентов поток электроэнергии из Финляндии и на восемь процентов из России, но зафиксированы на 31 процент более низкие потоки из Швеции (SE4). По сравнению с предыдущей неделей, потребление электроэнергии в Скандинавском регионе увеличилось до 9198 гигаватт-часов и объемы производства также увеличились до 9538 гигаватт-часов», – сказал он.
В период с 1 по 7 марта потребление электроэнергии в Прибалтике осталось на уровне прошлой недели и составило 561 гигаватт-час. Потребление в Литве не изменилось и составило 243 гигаватт-часа. В Эстонии этот показатель снизился на один процент – до 173 гигаватт-часов. В Латвии потребление снизилось на один процент и достигло 156 гигаватт-часов.
Объемы производства также не изменились и составили 299 гигаватт-часов. В Литве показатель снизился на три процента – до 72 гигаватт-часов, в Латвии он вырос на 29 процентов – до 153 гигаватт-часов, а в Эстонии упал на 31 процент – до 74 гигаватт-часов.
За неделю все три страны Балтии вместе произвели 53 процента нужного им электричества.
Соседский пример заразителен: Литва хоронит транзит вслед за Латвией
Нынешняя ситуация в Латвии отражает то, что ждет Литву после потери белорусского транзита: грузооборот портов падает, железная дорога распродает имущество с молотка
РИГА, 12 мар — Sputnik. Политика Вильнюса ведет к краху экономики: после разворота белорусского транзита в Россию порт Клайпеды ожидает спад, а Литовские железные дороги — распродажа имущества на аукционе, таким образом ведущие литовские предприятия повторят судьбу латвийских после потери грузов из РФ, заявил Sputnik Латвия экономист и политический аналитик Александр Носович.
Москва и Минск в феврале заключили соглашение о перевалке белорусскими предприятиями более 9,8 миллиона тонн грузов в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах. Речь идет о мазуте, бензине и масле. Договор действует до конца 2023 года с возможностью автоматического продления.
"Литва теперь не зависит не только от белорусских нефтепродуктов, но и от белорусских денег, которые давал этот транзит. Судя по тем тенденциям, которыедемонстрируетВильнюс, скоро она не будет зависеть от транзита белорусских калийных удобрений и других продуктов, которые пока еще идут из Беларуси на экспорт через Клайпедский порт", — предупредил Носович.
Он отметил, что Литва в этом смысле будет абсолютно независима от Беларуси, но неизвестно, на какие деньги будут жить десятки тысяч литовских работников Клайпедского порта и «Литовских железных дорог», когда белорусских грузов не станет.
«В отличие от других портов Прибалтики, оборот Клайпеды держался исключительно на Беларуси. Что будет, когда из Клайпеды уйдут белорусы, можно наблюдать прямо сейчас на примере Латвии — того, что происходит с ее железными дорогами и портами после того, как оттуда ушли российские грузы», — указал Носович.
Аналитик напомнил, что Латвийская железная дорога распродает свои рельсы и вагоны на металлолом. «Вильнюс своей политикой по отношению к Беларуси ведет к тому, что через пять-шесть лет и Литовские железные дороги будут продавать рельсы с молотка», — констатировал Носович.
По последним данным, за 2020 год Латвийская железная дорога перевезла 24,1 миллиона тонн грузов, что на 41,9% меньше, чем годом ранее. На фоне резкого падения объема грузоперевозок предприятие разработало новую бизнес-модель, которая призвана вывести его из кризиса. Латвийская железная дорога отказалась от реализации ряда проектов, сокращает штат и распродает активы.