Деятельность Международного уголовного суда оцениваем негативно. Это наша принципиальная, последовательная позиция - С.В.Лавров

отметили
25
человек
в архиве

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Израиля Г.Ашкенази, Москва, 17 марта 2021 года

501-17-03-2021

источник: mid.ru

Уважаемые дамы и господа,

Довольны, что нам удалось провести очную встречу с Министром иностранных дел Израиля Г.Ашкенази в ходе его первого визита в Россию в этом качестве. До этого мы уже общались на полях отдельных международных мероприятий и по телефону.

Было важно провести полноценный обзор наших двусторонних отношений, обменяться оценками региональной ситуации и в целом международных отношений. Считаем, что российско-израильские двусторонние связи находятся на поступательной траектории в соответствии с договоренностями, достигнутыми между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху. Договорились, что как только коронавирусная ситуация позволит, состоится заседание Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Подтвердили настрой на продвижение нашего взаимодействия во всех областях: экономика, культурные связи, гуманитарная повестка дня. Налажены устойчивые контакты и между министерствами обороны. Россия и Израиль последовательно выступают против участившихся попыток переписать историю Второй мировой войны, против попыток прославлять нацистских преступников и возрождать неонацистские тенденции. Подчеркнули важное значение нашего солидарного выступления с подавляющим большинством других стран в рамках принятия Генеральной Ассамблеей ООН соответствующей ежегодной резолюции.

Сверились по актуальным проблемам региона. Особое внимание уделили ситуации в отношениях между арабскими странами и Израилем. Москва приветствует нормализацию отношений Израиля с рядом арабских государств и исходит из того, что этот процесс должен способствовать продвижению комплексного урегулирования в регионе, что предполагает и решение застарелой палестинской проблемы. Я подтвердил готовность России и далее содействовать налаживанию прямого диалога между израильтянами и палестинцами на известной международно-правовой базе, предполагающей создание палестинского государства, которое будет в мире и безопасности сосуществовать с Израилем и другими странами региона.

По Сирии у нас общие позиции о необходимости урегулирования политическими методами, на основе принципов, заложенных в резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Заявили о принципиальной поддержке суверенитета, единства, территориальной целостности Сирии и законного права палестинцев самим определять свою судьбу без вмешательства извне. Ознакомили наших израильских друзей с работой, которую Россия проводит как в Астанинском формате, так и по другим каналам с тем, чтобы содействовать урегулированию различных аспектов сирийского кризиса. Особое внимание уделили активизации работы Конституционного комитета и рассказали о предпринятых нами шагах чтобы предстоящее 6-ое заседание Редакционной комиссии Конституционного комитета было результативным. Говорили и о необходимости содействия преодолению гуманитарного кризиса в Сирии, где разрушена инфраструктура и где под влиянием удушающих санкций, введенных Соединенными Штатами и другими странами, население испытывает серьезные страдания.

Обсудили ситуацию в районе Персидского залива, а также работу, которая проводится с тем, чтобы в полном объеме восстановить выполнение Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы и о том, как по другим вопросам, вызывающим озабоченность у стран региона наладить инклюзивный, взаимоуважительный и конкретный, нацеленный на достижение договоренностей процесс. Привлекли внимание к российской инициативе о формировании системы коллективной безопасности в районе Персидского залива с возможным включением соседних стран.

Я считаю, что наши переговоры были полезными. Ценим доверительный характер контактов с израильскими коллегами по всем вопросам и двусторонней, и многосторонней повестки дня. Мой визави и друг пригласил меня посетить с визитом Израиль. Я это приглашение с удовольствием принимаю.

Вопрос: В ближайшее время состоится шестое заседание Редакционной комиссии Конституционного комитета. Можно ли ожидать «прорывов», в отличие от предыдущих раундов? В Москве поддерживают инициативу специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии Г.Педерсена расширить число стран-участниц, чтобы ускорить урегулирование сирийской проблематики?

С.В.Лавров: Вместе с нашими партнерами по «Астанинскому формату» предпринимаем активные усилия для обеспечения результативного характера очередного заседания Редакционной комиссии Конституционного комитета. Есть основания полагать, что движение вперед будет зафиксировано, что Конституционный комитет в формате Редакционной комиссии сможет организовать прямые контакты между ключевыми делегациями – правительственной и оппозиционной.

Уже сейчас, на стадии подготовки, различные группы, участвующие в Конституционном комитете в рамках Редакционной комиссии, обмениваются письменными соображениями. Это позволит создать условия для более результативных дискуссий на предстоящем заседании. Надеемся, что в ближайшее время Г.Педерсон объявит сроки проведения этого заседания. По нашему убеждению, оно должно состояться в конце марта-начале апреля, до начала священного месяца Рамадан.

Предложение о расширении состава посредников озвучивалось Г.Педерсеном и раньше. Он предлагал «свести» вместе участников «Астанинского формата» и т.н. «малой группы» по Сирии, где участвуют ведущие западные страны и три арабских государства. Готовы в любом формате искать пути создания внешних условий, которые позволят самим сирийцам определить свою судьбу в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН.

Если Г.Педерсен всерьез продвигает такой подход, необходимо концептуально изложить его на бумаге. «Астанинский формат» твердо привержен принципам резолюции 2254 СБ ООН, в т.ч. включая необходимость предоставления сирийцам возможности самим договориться, недопущение вмешательства во внутренние дела, пресечение любых попыток подвергать угрозе территориальную целостность Сирии, не потакать сепаратизму и многое другое. В «Астанинском формате» мы не просто поддерживаем эти принципы, а руководствуемся ими.

У меня нет информации, что такого же подхода придерживаются участники «малой группы» по Сирии, которых Г.Педерсен хочет привлечь к работе. Наоборот, нигде не видел письменного изложения их позиций. В своих регулярных шагах и действиях западные страны (США, Германия, Великобритания, Франция) доказывают, что для них эти принципы не годятся. Здесь необходимо определиться, на какой основе Г.Педерсен хочет «опробовать» новый формат. Подчеркну, для нас подойдет только та основа, которая четко воспроизводит приверженность резолюции 2254 СБ ООН.

Вопрос: Г.Ашкенази рассказал о реакции Израиля на заявление Международного уголовного суда (МУС) о том, что он «является независимой организацией и не собирается политизировать данный вопрос». Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров: Деятельность этого органа оцениваем негативно. Это наша принципиальная, последовательная позиция. Когда МУС создавался, была надежда, что будет независимый, профессиональный судебный орган, который в конечном итоге сможет стать универсальным. На деле все получилось наоборот.

Международный уголовный суд не оправдал надежд. Он не раз демонстрировал свою политическую ангажированность, непрофессионализм, непонимание некоторых норм международного права, допускал ошибки в его применении и, вопреки тому, что записано в Римском статуте, неоправданно пытался расширять свою компетенцию, вторгаясь в несвойственные ему сферы. Все это на фоне очень низкой эффективности его работы и высоких затрат на деятельность. Это тоже необходимо иметь в виду. Не только Россия, но и многие страны справедливо подвергали МУС критике. Особенно болезненно его деятельность воспринимается целым рядом африканских стран.

Когда Совет Безопасности ООН передавал в МУС некоторые дела (в частности по ливийскому и суданскому сюжетам), даже в этих случаях суд работал некачественно, в очередной раз доказав свой непрофессионализм. Неудивительно, что надежды на превращение этого органа в универсальный быстро развеялись. Россия отказалась от участия в нем, отозвала свою подпись под Статутом. В Израиле это сделали еще раньше. В МУС не участвуют Китай, Индия и многие другие государства. Системные проблемы в функционировании МУС признают даже страны, являющиеся участниками Римского статута.

К сожалению, Международный уголовный суд дискредитировал себя и ту миссию, которая на него возлагалась. Любые действия, предпринимаемые в Гааге, вынуждены рассматривать на этом фоне и в свете заработанной нелицеприятной репутации суда.

 

Добавил waplaw waplaw 18 Марта 2021
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать