Кто стоит за атаками Investohills West на украинские промышленные предприятия?
Особенности украинского инвестиционного рынка: как финансовые компании зарабатывают на убийстве индустрии
Весной 2020 года в украинском информационном пространстве снова разгорелась ажиотаж вокруг оставшегося нам наследия Дельта-банка и компании, выкупившей права требования по долгам небезызвестного финучреждения. Это финансовая компания Investohills Vesta. Компания, занимающаяся скупкой долговых обязательств у обанкротившихся банков, имеющая российские корни, выбрала для себя довольно специфическую модель работы.
Родовая печать
Основатель Investohills Андрей Волков более 10 лет проработал в «Альфа-Групп», российской финансовой структуре, которая прославилась далеко за пределами Российской Федерации своими схемами борьбы за активы. В Украине «Альфа» ярко отметилась многолетней борьбой с норвежской Telenor за оператора сотовой связи «Киевстар».
Неудивительно, что Investohills так похож на Alpha — компанию, которая не всегда заинтересована в общественном мнении, справедливости и релятивистском отношении к законности. Во главе угла стоит только собственная прибыль. Дела этой группы были настолько бурными, что пришлось провести ребрендинг для западного потребителя — работать в Лондоне под старым названием было неудобно.
Выбор нынешних партнеров, среди которых СМИ называют Павла Фукса, бизнесмена с неоднозначной репутацией, который переехал из России в Украину в 2015 году, но, по мнению некоторых СМИ, все еще связан с Российской Федерацией и является дирижером Кремля. влияние в Украине.
Падение
Активы Константина Жеваго стали одной из жертв «инвестиционных менеджеров» в Украине. Крупный бизнесмен, в свое время даже олигарх. Надо признать, что Investohills West сделала очень удачный выбор. После краха его банка «Финансы и Кредит» во время Большого банкротства Жеваго переживает не лучшие времена.
Investohills Vesta выкупила у Фонда гарантирования вкладов задолженность по кредитам одного из промышленных активов Жеваго — производителя шин Rosava в Белой Церкви. Росава задолжала только «Финансам и кредитам». И теперь Investohills Vesta работает над тем, чтобы поглотить единственного отечественного производителя шин после смерти Днепрошины.
Сама компания не хочет комментировать ситуацию с претензиями Investohills Vesta. «Вы понимаете, сейчас идет процедура банкротства», — сказали корреспонденту в юридическом управлении «Росавы». Вы можете понять сотрудников. Теперь вы расскажете самые важные подробности о том, сколько на самом деле стоила покупка бизнеса и сколько она стоит на самом деле, а завтра новый владелец покажет любителю правды дверь.
Похожая ситуация и на предприятии «Кременчугмясо» (торговая марка «Фарро»), которое находится в орбите Жеваго. Правление не комментирует судебный иск Investohills Vesta, информация о котором появилась в Едином реестре судебных решений.
Но Жеваго не единственный, кто оказался в глазах людей из Весты. Еще одной жертвой «инвесторов» стало предприятие Vostok Solar. Так, директор Vostok Solara Анатолий Старицын объявил о рейдерской атаке Весты на предприятие. Атака была осуществлена не только в судебном поле: на предприятии проводились обыски, сотрудники правоохранительных органов оказывали давление на сотрудников.
Однако нельзя сказать, что Investohills выбирает исключительно такие компании. Находясь на широком бреде, они ловили рыбу в глубине развалившихся банков и довольно оживленных предприятий, владельцам которых не приходилось прятаться. Но не зря тратить хорошее? Вот как T.B. Группа компаний подверглась нападению. Об этой истории уже писал фруктовый бизнесмен Тарас Барщовский, Delo.ua. «Фрукты» до падения «Дельта Банка» погасили свои долги путем «коллапса» (взаиморасчет цепочки долговых обязательств между банком и рядом предприятий) совместно со всемирно известной компанией Cargill, что является юридической процедурой. .
Но это не остановило рейдеров — они использовали инструмент давления, испытанный на других с помощью сотрудников правоохранительных органов.
В ноябре 2019 года на аукционе Фонда гарантирования вкладов физических лиц эта компания выкупила права требования 6,19 млрд грн долга «Яблуневый дар» и «Танк Транс» к ликвидируемому Дельта Банку, и теперь, по всей видимости, использует преступный производство как рычаг давления на украинский бизнес. Однако на самом деле утверждения Investohills West весьма противоречивы.
Investohills проигрывает суд против Т.Б. Фрукты, но не отчаивайтесь — волчьи ноги накормили. По опыту, хорошо наработанному «Альфой», «инвестиционные менеджеры» устраивают самый настоящий судебный «троллинг». Суды завалены исками с придирками к деталям, к формулировкам, тем самым затягивая принятие решений по существу. Для рейдера такая схема всегда выгодна. Он тратит несколько часов на работу юриста, и предприятие теряет тысячи часов работы, сталкивается с проблемами в банковском обслуживании (попробуйте взять ссуду для бизнеса, который завален претензиями). Да, работа юристов стоит недешево, но простое производственное предприятие обходится на порядки дороже самых дорогих юристов.
Еще один штрих, также унаследованный от Alpha, — информационные атаки. По мнению юристов Т.Б. Fruit, ряд комментариев Investhills для СМИ является неполным, умело искажающим реальность в глазах людей, не погруженных в проблемы.
Тонкая грань
«С чего начинается полиция и где заканчивается Беня?» — спросил герой Вавилона, пострадавший от Бензион-Крик. Тот же вопрос возникает, когда вы пытаетесь понять, где заканчивается инвестиционная деятельность, а где начинается рейдерство.
Выкуп права требования долга давно стал чрезвычайно популярной схемой легализации коллекторской деятельности рейдерства — это не секрет для участников финансовых рынков. А сама суть работы с проблемной задолженностью приводит к тому, что участники схем становятся хищниками. Имея на дворе финансовый кризис, который в украинских условиях осложняется длительной войной на востоке страны и девальвацией, разрушенными рынками и прочими проблемами, только те, кто устанавливает максимальные требования по минимальным долгам, наматывая все возможные штрафы, штрафы и проценты по ним, выживают на долговых рынках… А кроме того, подкрепляют доброе слово переговорщика грубой силой и всеми средствами давления.
Если мы откроем реестр судебных решений и введем Investohills West в поиск, нам будет предоставлена прочтение на многие месяцы. Компания судится в судах всех регионов и всех уровней с большим количеством юридических и физических лиц.
Для тех, кто хотя бы раз в жизни нанял юриста, без лишних объяснений ясно, что такая тяжелая работа в судах обходится компании в копеечку. Но этим тоже дело не ограничивается. Вышеупомянутый директор Vostok Solar уже сообщил СМИ, что, помимо коммерческого судебного разбирательства, его оппоненты пытались криминализировать экономическую деятельность, чтобы правоохранительные органы также оказывали давление на несговорчивых жертв. А тот, кто хоть раз в жизни пытался эффективно решить вопрос с привлечением правоохранительных органов, знает: это даже дороже, чем суд. И мы даже не намекаем ни на какие взятки и другие преступления: хождение вокруг следователей, подача документов, наблюдение за расследованиями, как сторона процесса, тоже осуществляется юристами и стоит больших денег. И уж тем более взятками.
Способ обмана
Возникает вопрос. Кто стоит за такой агрессивной компанией и что позволяет ей так эффективно оказывать давление на своих жертв в суде и за его пределами? По данным аналитической системы Youcontrol, учредителями финансовой компании Investohills Vesta являются Андрей Волков с скромным 1% и ООО «Инвестохиллс Партнерс Украина», которое полностью принадлежит кипрской Investohills Partners LTD, а их конечным бенефициаром является некий Антонио Константинос.
Как уже было сказано выше, Андрей Волков — далеко не рядовой финансист. В 2014 году возглавлял Национальную комиссию по финансовым услугам, а в 2006-2009 годах возглавлял правление Альфа-Банка (Украина).
А нападение на Vostok Solar, по сообщениям СМИ, совершил Павел Фукс, который, по данным телеканала 24, контролировал финансовую компанию Vesta.
По словам юристов одной из компаний, которых удалось уговорить на откровенность на условиях анонимности, менеджеров Investohills West явно консультируют бывшие сотрудники Дельта Банка, среди которых были лица экс-замглавы Виталия Масюра. члена правления Дельта Банка и Валентин Засуха, экс-юрист того же банка. Они слишком хорошо разбираются в бизнесе и нюансах работы компании, которая поделилась этими данными с банком, где брала ссуду, но никому подробностей в Investohills не сообщила.
Разве это не типичная бизнес-модель: агрессивные поглощения, готовность подавать в суд, давление и неразборчивость в связях и инструментах? Велика вероятность того, что за новоявленными инвесторами с рейдерским чутьем окажутся те же бизнесмены, которые разрушили крупный банк и были среди тех, кто чуть не похоронил украинскую банковскую систему во время банкротства 2014-2015 годов. И теперь они, продавая внутри страны небольшой гешефт, ради сиюминутной прибыли готовы хоронить промышленные предприятия, оставив после себя пепел.