Совместное заявление министров иностранных дел Китайской Народной Республики и Российской Федерации по некоторым вопросам глобального управления в современных условиях

отметили
39
человек
в архиве

539-23-03-2021

Продолжающаяся пандемия коронавирусной инфекции послужила катализатором изменений в мироустройстве и спровоцировала дальнейшую разбалансировку системы глобального управления. Под ударом оказались процессы экономического развития, возникают многочисленные новые вызовы и угрозы. Мир вступил в период высокой турбулентности и быстрых перемен. В этих условиях призываем международное сообщество, отложив разногласия, укреплять взаимопонимание и наращивать сотрудничество в интересах всеобщей безопасности и геополитической стабильности, содействовать становлению более справедливого, демократического и рационального многополярного миропорядка.

1. Все права человека универсальны, неделимы и взаимосвязаны. Устойчивое развитие является основой для повышения уровня жизни и благосостояния населения каждого государства, и таким образом способствует пользованию всех прав человека. Развитие и осуществление прав человека и основных свобод являются взаимозависимыми. Государства должны, базируясь на этом, сообразно национальным особенностям защищать и реализовывать права человека в политической и социально-экономической сферах, в областях культуры и экологии, содействовать всестороннему развитию личности и повышению благополучия своих народов. Поощрение и защита прав человека также является общей задачей международного сообщества, поэтому его членам следует в одинаковой степени уделять внимание обеспечению на системной основе всех категорий прав человека. Необходимо отказаться от политизации темы защиты прав человека, практики ее использования в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других государств и применения политики двойных стандартов, на основе принципов равенства и взаимоуважения вести диалог в данной области на благо народов всех стран.

2. Одним из достижений человечества является демократия, признаком которой выступает законодательно закрепленное народовластие, то есть возможность участия граждан в управлении собственной страной, а также применении полученной власти в законных целях. При этом единого стандарта демократической модели не существует. Необходимо уважать законные права суверенных государств самостоятельно определять свой путь развития. Вмешательство во внутренние дела суверенных государств под предлогом «продвижения демократии» недопустимо.

3. Важным условием развития человечества является международное право. Всем без исключения государствам следует прилагать усилия к обеспечению незыблемости системы международных отношений, центральная роль в которой принадлежит Организации Объединенных Наций, и миропорядка, сформированного в соответствии с нормами международного права. Мы подтверждаем приверженность Декларации Китайской Народной Республики и Российской Федерации о повышении роли международного права 2016 года и вновь заявляем о ключевом значении Устава ООН, закрепленных в нем целей и принципов, которые играют важную роль в поддержании международного мира и безопасности, а также развитии международного права. Подходы к решению глобальных вопросов должны вырабатываться совместными усилиями всего международного сообщества на основе общепризнанных норм и принципов международного права и выполняться всеми его участниками. Призываем мировые державы, в первую очередь постоянных членов Совета Безопасности ООН, укреплять взаимодоверие и выступить в авангарде защитников международного права и основанного на нем миропорядка. В условиях усиления мировой политической турбулентности особо востребован созыв саммита государств – постоянных членов СБ ООН в целях налаживания между ними прямого диалога о путях решения общих проблем человечества в интересах поддержания глобальной стабильности.

4. В продвижении многостороннего сотрудничества международному сообществу необходимо придерживаться таких принципов, как открытость, равноправие и деидеологизированность, сообща реагировать на вызовы и угрозы глобального характера, совместными усилиями отстаивать авторитет многосторонних структур и повышать эффективность их работы, способствовать оптимизации системы глобального управления, вместе защищать мир и стратегическую стабильность, содействовать развитию человеческой цивилизации и получению равноправного доступа к ее благам. При этом основным инструментом ведения международных дел должен стать диалог, направленный на сплочение всех стран мира, а не на их разобщение, на сотрудничество, а не противоборство.

Министр иностранных дел

Китайской Народной Республики

Министр иностранных дел

Российской Федерации

***

23.03.2110:15

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел КНР Ван И, Гуйлинь, 23 марта 2021 года

540-23-03-2021

источник: mid.ru

Уважаемые дамы и господа,

Приятно находиться в этом прекрасном месте, любоваться неповторимой природой этой провинции. Получили искреннее удовольствие от пейзажей, но, смею вас заверить, что это не помешало предельно деловому, конкретному характеру наших переговоров. Они прошли в традиционно дружественной, доверительной атмосфере.

В очередной раз четко констатировали, что Россия и Китай, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, продолжают тесно и плодотворно сотрудничать в практических областях, на международной арене, по сути, по всем направлениям, определённым в качестве приоритетных в ходе контактов Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина.

Будем и далее укреплять отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Предметно обсудили пути дальнейшего продвижения практической кооперации в условиях существующих эпидемиологических ограничений.

Особое внимание уделили вопросам подготовки российско-китайских контактов на высшем и высоком уровнях. Передали партнерам проект совместного заявления глав государств к 20-летию Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

С совпадающих позиций сверились по ключевым проблемам современности. Москва и Пекин выступают за выстраивание межгосударственных отношений на принципах взаимного уважения и учета интересов друг друга, справедливости, невмешательства во внутренние дела. Мы отвергаем геополитические игры с «нулевой суммой», односторонние нелегитимные санкции, к которым все чаще прибегают наши западные коллеги.

У нас единое мнение о том, что российско-китайское внешнеполитическое взаимодействие остается важнейшим фактором в мировых делах. Отметили деструктивный характер намерений США, опираясь на военно-политические союзы времен «холодной войны» и создавая новые закрытые альянсы в том же духе, подорвать ооноцентричную международно-правовую архитектуру. Подчеркнули, что на фоне активных попыток Запада продвигать свою концепцию «миропорядка, основанного на правилах» все более актуальными становятся совместные усилия России, Китая и в целом самого широкого круга стран по сохранению современной системы международного права.

Дали высокую оценку достигнутому уровню координации на различных многосторонних площадках — ООН, «Группа двадцати», ШОС, БРИКС, РИК, АТЭС, а также ВАС и другие созданные на основе АСЕАН структуры регионального взаимодействия. Затронули ход подготовки саммита государств – постоянных членов СБ ООН, инициатива организации которого была выдвинута Президентом В.В.Путиным и активно поддержана Председателем Си Цзиньпином.

Как уже сказал Министр Ван И, мы подписали совместное заявление, в котором отражены взгляды России и Китая на такие актуальные вопросы, как демократия, права человека, международное право и необходимость коллективных подходов к решению мировых проблем.

Подписали ежегодный план межмидовских консультаций. Он предусматривает проведение в течение нынешнего года многочисленных контактов на уровне заместителей министров иностранных дел, руководителей соответствующих департаментов для предметного обсуждения широкого спектра вопросов глобальной и региональной повестки дня.

Еще раз хочу от имени нашей делегации выразить искреннюю признательность китайским друзьям за гостеприимство и содержательную совместную работу.

Вопрос: Как Россия планирует уходить от использования контролируемых Западом международных платежных систем? Есть ли конкретные договоренности с Китаем по созданию общей системы в противовес западным? На базе чего она может быть создана – российская карта «Мир» или китайская система «Юнион Пэй»?

С.В.Лавров: Эта работа ведется уже достаточно давно по разным направлениям. У нас есть собственная система передачи финансовых сообщений. Соответствующие финансовые ведомства России и Китая рассчитывают расширять ее применение.

Уже не один год стараемся все большую долю товарооборота переводить на расчеты в национальных валютах. Соответствующий механизм есть, достаточно успешно работает. В торговле с другими крупными партнерами тоже переходим на национальную валюту.

Это веление времени. Те, кто создал нынешнюю валютно-финансовую систему в мире, вдруг решили, что они недовольны тем, как другие страны, в частности Китай, пользуются этой системой. КНР обыгрывает Запад на его же поле. Именно поэтому сейчас такая реакция со стороны США. Об этом Ван И подробно сказал. Нельзя вести дела в мире путем ультиматумов и санкций, принуждая другие страны к поведению, которое от них ожидают. У нас есть пословица: «насильно мил не будешь». США, к сожалению, ее не выучили и действуют с противоположных позиций.

Убежден, что Россия и Китай будут делать все, чтобы быть в безопасности и не подвергаться угрозам со стороны недружественно настроенных по отношению к нашим странам государств. В том числе это касается путей ведения торговли, взаимных расчетов и всего остального, что делает нас более сильными.

Вопрос (перевод с китайского, адресован Ван И): Китайскую и российскую вакцины доставляют в десятки стран мира. Существуют необоснованные рассуждения о том, что Китай продвигает «вакцинную дипломатию», а Россия пытается увеличить собственное влияние. Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров (добавляет после Ван И): Полностью поддерживаю то, что сказал Ван И. С самого начала пандемии Россия и Китай являли собой образец открытости, сотрудничества, взаимопомощи. Это взаимодействие продолжается, в том числе в сфере производства и распространения вакцин. Наши соответствующие учреждения находятся в контакте по этим вопросам.

22 марта с.г. Президент России В.В.Путин проводил совещание по проблеме производства и распространения вакцины. Он четко высказался за то, чтобы в этих вопросах все руководствовались исключительно соображениями гуманности, интересами спасения жизней, а не геополитическими и не коммерческими подходами к преодолению конкуренции. Это абсолютно необходимо помнить всем, в том числе нашим партнерам на Западе, которые пытаются выставить Россию и Китай в качестве авантюристов на ниве «вакцинной дипломатии». Это не соответствует действительности.

Вопрос: Китай и Россия находятся под санкционным давлением со стороны западных стран, как США, так и Евросоюза. Планируют ли страны обмениваться опытом противостояния им? Насколько оправдано мнение, что напряженные отношения обеих стран с западными державами заставляет их все больше сближаться друг с другом?

С.В.Лавров: Что касается санкций и реакции России и Китая на эти нелегитимные односторонние рестрикции, то сегодня уже говорили об этом. У нас единое понимание неприемлемости подобного рода методов в международной жизни. Неоднократно фиксировали позицию на этот счет, в том числе в подписанном Совместном заявлении. Убежден, что в документе, который одобрят наши лидеры по случаю 20-летия Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, эта тема тоже четко и недвусмысленно прозвучит.

Помимо принципиальных подходов, излагаемых в публичных документах, тесно сотрудничаем со многими странами в ООН, противодействуя такого рода практике. Напомню, в ООН существует позиция специального докладчика по вопросам односторонних рестрикций. Это уже достаточно серьезный практический шаг по разъяснению неприемлемости такой политики. США, Европа и Запад в целом, по сути дела, подменяют дипломатию, искусство которой они утрачивают, этими шагами по навязыванию всем другим своих правил. По их мнению, они должны лежать в основе миропорядка, а не международное право. Санкции – один из видов таких правил.

Россия и Китай дружат не против кого бы то ни было. Наша страна географически расположена на огромном пространстве евразийского континента. Китай – наш добрый сосед, Европейский Союз – тоже. Всегда были заинтересованы в продвижении отношений по всем азимутам. Европа эти отношения разорвала, разрушив все механизмы, создаваемые многие годы. Остались только отдельные европейские страны-партнеры, которые хотят руководствоваться своими национальными интересами.

Это объективно ведет к тому, что сотрудничество России с Китаем развивается быстрее чем то, что осталось от отношений с европейскими странами. Подчеркну, с ЕС как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура уничтожена односторонними решениями Брюсселя. Если и когда со стороны европейцев будет сочтено целесообразным устранить эту аномалию в контактах со своим крупнейшим соседом, будем готовы на основе равноправия и поиска баланса интересов наращивать отношения. Но пока на западном фронте без перемен, а на Востоке очень интенсивная повестка дня, которая с каждым годом становится все богаче.

Добавил waplaw waplaw 23 Марта 2021
Комментарии участников:
Моря_Эверестов
-2
Моря_Эверестов, 23 Марта 2021 , url

США вероятно очень уверены в своём доминирующем положении и военной мощи, если позволяют союз России и Китая.

waplaw
+2
waplaw, 23 Марта 2021 , url

Соберите свои мысли в кулак и со всей силой вмажьте из Украины по половине земного шара. Ждемс.

vladafomicheva
-3
vladafomicheva [вечный бан], 23 Марта 2021 , url
Комментарий удален


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать