Завершилась ли холодная война? Как США «сдерживают» Россию?
Необходимость обращения к истории противоборства Советского Союза и США в 1940–1980-е годы вызвана с тем обстоятельством, что сегодня свыше 50 млн граждан России в возрасте до 40 лет не знают истории своей страны, включая и причины поражения СССР в холодной войне. Поражения, приведшего к прекращению существования Советского Союза как субъекта международного права и международных отношений.
источник: nvo.ng.ru
Президенты Джордж Буш и Михаил Горбачев накануне подписания Декларации о прекращении состояния холодной войны между СССР и США. Фото РИА Новости
Датой окончания холодной войны принято считать 3 декабря 1989 года, когда состоялось подписание на Мальте Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим Декларации о прекращении состояния холодной войны между СССР и США. Мнения же о начале этого противостояния расходятся. В России ею принято считать 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль произнес знаменитую Фултонскую речь. А вот на неофициальной памятной медали США «В ознаменование победы в холодной войне» фигурирует другая дата – 2 сентября 1945 года, когда был подписан акт капитуляции Японии на американском линкоре «Миссури».
В геополитическом противостоянии 1946–1989 годов США были определены как главный противник СССР. Основанием для этого послужили цели, задачи и средства американской внешней политики, сформулированные во внешнеполитической стратегии сдерживания 33-го президента США Гарри Трумэна (1945–1953).
По воспоминаниям бывшего в то время государственным секретарем США Джеймса Бирнса, еще 5 января 1946 года в беседе с ним Трумэн впервые выдвинул концепцию создания «мира по-американски» (Pax Americana), ставшую основой его доктрины сдерживания геополитического конкурента и соперника, каковым считался Советский Союз – недавний союзник по антигитлеровской коалиции.
В сентябре того же года по указанию Трумэна его специальный помощник Клиффорд провел совещание, на котором рассматривалась политика США в отношении СССР. На нем Клиффорд заявил: «Война против СССР будет тотальной. К генеральной цели – уничтожению или фатальному ослаблению СССР – ведут два пути: война или подрывная работа».
В документе Комитета начальников штабов США (№ JCS-1769/1 от 29 апреля 1947 года) «Помощь США другим странам с точки зрения национальной безопасности» впервые официально провозглашалось, что «США готовы принять на себя ответственность и выполнять обязательства мирового лидера», для чего необходимо быть в состоянии «оказать сопротивление нашим идеологическим противникам на всех фронтах».
В опубликованной в журнале Foreign Affairs в июле 1947 года статье «Истоки советского поведения» прямо указывалось, что США «продолжают рассматривать Советский Союз не как партнера, а как оппонента на политической сцене», декларировалось стремление «своими действиями повлиять на развитие внутренних отношений как в пределах России, так и во всем международном коммунистическом движении». Промежуточные задачи – «создать значительную помеху для советской политики, заставить Кремль работать с большей осторожностью и умеренностью и таким образом положить основу тенденциям, которые должны в конечном счете привести либо к падению, либо к постепенному ослаблению советской власти».
14 декабря 1947 года Совет национальной безопасности (СНБ) США директивой № 4/А предоставил образованному тремя месяцами ранее Центральному разведывательному управлению (ЦРУ) США право на «тайные психологические операции, предназначенные для того, чтобы противостоять советской и вдохновленной Советами деятельности».
В подготовленном в декабре 1947 года Объединенным комитетом стратегического планирования США «Прогнозе возможного развития политической обстановки в мире до 1957 года» в числе важнейших факторов мирового развития назывался «идеологический конфликт и столкновение интересов между советским блоком и западными демократическими державами», поскольку «никакая другая система ценностей так не противоречит нашей, не является столь непоколебимой в своей цели».
В Директиве СНБ № 20/1 от 18 августа 1948 года цели США формулировались предельно четко: «В отношении России перед нами стоят только две задачи:
а) ослабить мощь и влияние Москвы до таких пределов, когда она уже не будет представлять угрозу миру и стабильности международного сообщества;
б) внести фундаментальное изменение в теорию и практику международных взаимоотношений, которых придерживается находящееся у власти в России правительство».
Причем первая из названных задач «может преследоваться не только в случае войны, но и в мирное время и может быть достигнута мирными средствами». В то же время не скрывалось, что «нашей первоочередной задачей мирного времени является планомерное ослабление влияния и мощи России при балансировании на грани войны, а также преобразование нынешних сателлитов России в независимые государства, самостоятельно действующие на международной арене».
К «мирным средствам» достижения геополитических целей относится и проведение ЦРУ тайных операций, право на осуществление которых ему было предоставлено Директивой СНБ № NSC 10/2 от 18 июня 1948 года «Об отделе специальных проектов ЦРУ».
При этом под «тайными операциями» понимались «все действия, которые проводятся или организуются нашим правительством против враждебных иностранных государств или групп или в поддержку дружественных иностранных государств или групп, но которые планируются и проводятся так, чтобы какая-либо ответственность за них правительства США не была очевидна для неуполномоченных лиц, а в случае раскрытия правительство США могло бы правдоподобно отказаться от какой-либо ответственности за них. В частности, такие операции включают любые тайные действия, связанные с пропагандой, экономической войной, превентивными активными действиями, включая мероприятия по саботажу, антисаботажу, уничтожению и эвакуации, подрывной деятельности против враждебных государств, включая помощь нелегальным движениям сопротивления, партизанам и освободительным группам в изгнании и поддержку местных антикоммунистических элементов в находящихся под угрозой странах свободного мира. К таким действиям не относится вооруженный конфликт опознаваемыми военными силами, разведка, контрразведка, а также прикрытие и дезинформация для военных операций».
Директива СНБ США № 20/4 от 23 ноября 1948 года «Задачи США по сдерживанию угроз безопасности США, исходящих от СССР» не менее прямолинейно декларировала: «Мы должны стремиться достичь наших основных целей, не прибегая к войне, путем реализации следующих задач:
а) способствовать постепенному ослаблению советского могущества – от нынешних границ до исконно русских территорий, а также превращению сателлитов СССР в независимые государства;
б) способствовать развитию в умах советских людей настроений, которые могут помочь изменить нынешний политический курс СССР и позволить возродить независимость народов, готовых к ней и способных поддерживать ее;
в) развеять миф, из-за которого народы, проживающие вне досягаемости советской военной машины, находятся в зависимости от Москвы, а также заставить мир увидеть и понять истинную сущность Коммунистической партии и СССР и выработать к ним соответствующее отношение;
г) создавать ситуации, которые заставят правительство СССР признать практическую нецелесообразность действий, основанных на нынешних концепциях, а также необходимость действовать в соответствии с принципами международного права».
В качестве способа «ослабления потенциала СССР» предлагалось инициировать «усиление внутренних противоречий в СССР и разногласий между СССР и его союзниками».
Авторов указанной директивы не смущал тот факт, что именно перечисленные задачи «политики в отношении Москвы» и являлись самыми убедительными и наглядными нарушениями «принципов и норм международного права», в чем ими тогда и позднее обвинялся Советский Союз!
Со всей очевидностью об этом же политическом лицемерии руководителей США, ставшем основой и поныне практикуемой «политики двойных стандартов», свидетельствует и директива СНБ № 68 «Задачи и программы национальной безопасности США», утвержденная Трумэном 14 апреля 1950 года. В ней откровенно указывалось: «Помимо утверждения наших ценностей наша политика и действия должны быть направлены на то, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы, срыв планов Кремля – это первый и важнейший шаг к этим изменениям. Совершенно очевидно, что это обойдется дешевле и будет более эффективно, если изменения явятся результатом действия внутренних сил советского общества».
Данная директива недвусмысленно требовала «решимости на ведение открытой психологической войны, направленной на поощрение массового отказа населения на соблюдение верности Советам и подрыв планов Кремля всяческими способами», предполагала «усиление активных и своевременных мер и операций тайными средствами в сфере методов ведения экономической, политической и психологической войны с целью разжигания и поддержания недовольства и бунтарских настроений в отдельных стратегических государствах-сателлитах».
Перед исполнительной властью ставилась задача «пытаться изменить ситуацию в мире путем, исключающим войну. Мы должны стремиться разрушить планы Кремля и ускорить распад советской системы».
Суть идеологического противоборства прекрасно понимали и наши оппоненты. Так, выступая 8 июня 1982 года в британском парламенте, президент США Рональд Рейган так характеризовал содержание и логику информационной войны против СССР: «Решающий фактор происходящей сейчас в мире борьбы – не бомбы и ракеты, а проверка воли и идей, испытание духовной смелости, испытание тех ценностей, которыми мы владеем, которые мы леем, идеалов, которым мы преданы».
Однако эти конкретные планы и установки администрации США не были тайной для советского руководства. И именно поэтому на совещании в конце 1952 года в Кремле главным противником СССР были названы Соединенные Штаты Америки.
В заключение хочу обратить внимание на одно красноречивое обстоятельство. В сентябре 1998 года президенту США Биллу Клинтону был представлен доклад РЭНД-Корпорейшн «Возрастание значения информационного противоборства». В нем формулировались следующие задачи «информационного противоборства второго поколения», основанного на успешном, с точки зрения руководства США, опыте холодной войны против СССР:
– подмена у граждан иностранных государств традиционных нравственных ценностей и ориентиров созданием атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурно-историческому наследию;
– манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп в целях создания обстановки напряженности и хаоса;
– дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
– подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами.
01.04.2021 20:24:00
О мелком вранье и большом недоверии
Лингвисты, переводчики, психологи, политики и дипломаты сейчас упражняются в переводе непереводимой игры слов, высказанной президентами двух ядерных держав. Остается за кадром, что же на самом деле хотел сказать господин Байден и понимает ли он то, что сам сказал. На вопрос корреспондента Джорджа Стефанопулоса: «So you know Vladimir Putin. You think he’s a killer?» – президент США ответил: «Mmmhmm, I do». Так на сайте ABC News. Каждый услышал то, что услышал.
Мишель де Монтень определил суть благородной натуры как отвечающей добром даже на несправедливость. Ответ российского президента – подтверждение этой мысли.
Но есть общеизвестный факт: Путин не киллер. Значит, утверждать обратное – это распространять ложное сведение. Или, как сейчас модно говорить, фейк. Иначе говоря, распространять дезинформацию, что в глазах честных людей является позорнейшим явлением, преступлением против правды и справедливости.
И распространяет фейки на этот раз не какой-нибудь «прокремлевский» журналист, а президент США.
В недавнем интервью Джозеф Байден заложил новые стандарты диалога крупнейших политических игроков. Кадр из видео ABC News
Корпорация правды по Оруэллу
Для борьбы с фейками в апреле 2016 года при Госдепартаменте США был создан Центр глобального взаимодействия (Global Engagement Center, GEC). Но его работа с самого начала как-то не заладилась. «Госдепартамент до сих пор не потратил ни одного из 120 млн долларов, которые были выделены с конца 2016 года на противодействие иностранным усилиям по вмешательству в выборы или посеять недоверие к демократии. В результате ни один из 23 аналитиков, работающих в Центре глобального взаимодействия департамента, которому поручено противодействовать кампании дезинформации, не говорит по-русски», – писала газета «Нью-Йорк таймс» в апреле 2018 года.
Дела пошли чуть лучше, когда исполняющим обязанности координатора Центра глобального взаимодействия был назначен Даниэль Киммадж, журналист, переобувшийся в чиновника. В ноябре 2018 года в интервью «Немецкой волне» Киммадж заявил: «Мы, конечно, не будем открывать «фабрику троллей» наподобие Агентства интернет-исследований. Но мы, в свою очередь, будем разоблачать «фабрику троллей». Просто, храня верность нашим идеалам и нашим институтам, мы имеем заведомое преимущество».
Куратору из Госдепа тогда было невдомек, что в роли тролля неожиданно окажется президент-демократ. Вместе с тем Киммадж понимает, что «пропаганда и дезинформация могут иметь серьезные международные последствия», о чем он заявил в том же интервью.
Центр глобального взаимодействия – мощная корпорация, имеющая в своем распоряжении ресурсы нескольких организаций и учреждений. Партнерами холдинга по борьбе с дезинформацией являются Оксфордский институт интернета при Оксфордском университете, Научно-исследовательский институт внешней политики, Лаборатория цифровых судебно-медицинских исследований Атлантического совета, независимая некоммерческая организация EU DisinfoLab, Агентство кибербезопасности и безопасности инфраструктуры (CISA) Министерства внутренней безопасности США, Агентство по глобальным средствам массовой информации (в структуру его входят: «Голос Америки», Радио «Свобода» и Ближневосточный вещательный центр), трансатлантическая группа защиты национальной безопасности «Альянс за обеспечение демократии» (ASD), редакция информационного бюллетеня Misinformation Review Гарвардского института государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди, другие организации и средства массовой информации.
«У нас есть масса хороших инструментов – например, «Немецкая волна», «Голос Америки» и Радио «Свобода». Они, конечно, не всегда самые быстрые и самые яркие. Но демократические общества лучше реагируют на вызовы», – заявил Киммадж.
Под взором Большого брата
Многочисленная армия бойцов информационного фронта, вооруженная современными программными инструментами, ежедневно и ежечасно мониторит весь интернет. Включая Даркнет, часто называемый «Скрытой сетью» или «Темным вебом», где соединения устанавливаются только между доверенными пирами (от peer – равноправный участник сети, предоставляющий сервисы другим участникам одноранговой сети и сам пользующийся их сервисами), иногда именуемыми «друзьями». Соцсети, реклама, мультимедиа – ничто не ускользает от внимания и анализа с использованием специальных ресурсов, таких как платформа DisinfoCloud.
Армия переводчиков, аналитиков, копирайтеров и рерайтеров ежедневно выдает на-гора сотни страниц якобы разоблачительных материалов, касающихся «кремлевской» пропаганды и дезинформации. И распространяет их по всем странам и континентам и на всех языках мира. «Все языки важны! Нельзя назвать какой-то один, который был бы важнее остальных. Бывает, что кампании по дезинформации проводятся на языках, на которых говорят не так много людей. А бывает – на английском. Один из вызовов, с которым мы все сталкиваемся, – кампании проводятся локально. Если, например, Россия пытается повлиять на местную политику в маленькой европейской стране, где живет всего несколько миллионов человек, это делается на языке этой страны», – рассказал Даниэль Киммадж.
Такая работа стоит немалых денег. Выступая на слушаниях в комитете Сената по иностранным делам 30 июля 2020 года, госсекретарь США – тогда им был Майкл Помпео – запросил на 2021 год 138 млн долл. на борьбу с «дезинформацией и пропагандой» со стороны России.
Ну а где большие деньги, там всегда есть корыто для мошенников. Возьмем финансовый отчет Глобального центра взаимодействия за 2020 финансовый год. Вот что сообщило о нем Управление генерального инспектора Госдепартамента США: «Глобальный центр взаимодействия не осуществлял последовательного управления и контроля за присуждением денежных вознаграждений в соответствии с федеральными требованиями, политикой и руководящими указаниями департамента, а также условиями присуждения премий… Девять из десяти рассмотренных планов мониторинга и оценки не включают все элементы плана мониторинга и оценки и не демонстрируют прямой связи с предлагаемым объемом работ, как того требует Директива о федеральной помощи. До тех пор пока такие недостатки не будут полностью устранены, GEC не сможет гарантировать, что получатели денежных вознаграждений используют средства по назначению или будут в состоянии полностью продемонстрировать, что реализуемые выплаты выполняют уставной мандат GEC по координации усилий по противодействию пропаганде и дезинформации, направленным на подрыв интересов национальной безопасности США».
Это не наше дело – разбираться в чужих финансовых махинациях. Но когда речь идет о ведомстве оруэлловского толка, маленький мухлеж его сотрудников вызывает большое недоверие к той правде, которую они навязывают другим странам и народам.
Именно навязывают, потому что основная миссия Центра, как указано на его официальном сайте, – «направлять, руководить, синхронизировать, интегрировать и координировать усилия федерального правительства по признанию, пониманию, разоблачению и противодействию иностранной государственной и негосударственной пропаганде и дезинформации, направленным на подрыв или влияние на политику, безопасность или стабильность Соединенных Штатов, их союзников и стран-партнеров».
В Евросоюзе аналогичной работой занята целевая группа EastStratCom Европейской службы внешних действий, созданная в 2015 году для борьбы с российской «дезинформацией». Она разрабатывает коммуникационные продукты и кампании по объяснению политики ЕС в странах Восточного партнерства и поддерживает усилия по укреплению медиасреды в этом регионе.
С полным отчетом о работе целевой группы по дезинформации можно ознакомиться на сайте EUvsDisinfo. Работа этого подразделения внешнеполитического ведомства ЕС достойна отдельной статьи, и она обязательно будет написана.
Как одно слово меняет смысл целой фразы
Россия, конечно, не единственная страна, которая, по версии Госдепартамента, «подрывает интересы нацбезопасности США» пропагандой и дезинформацией. Есть еще Китай, Иран, Венесуэла и ряд других. Но Россия – на первом месте.
«Имея доктрину информационной войны, имея инструменты информационной войны и целую историю агрессивных информационных кампаний, Россия заслуживает особого места на мировой арене. Трудно говорить, однако, кто является безупречным и однозначным мировым лидером в подобного рода операциях, но Россия однозначно заслуживает отдельного места», – утверждает Киммадж.
Тут уже сам куратор «министерства правды» создает фейк. Как сотрудник Госдепартамента он наверняка знает, что у России нет доктрины информационной войны. А есть «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом президента РФ от 5 декабря 2016 года за номером 646. Всего одно слово передернул чиновник Госдепа, а как изменился смысл всей фразы.
Если продолжить рассуждать о доктрине информационной безопасности, то она была принята в ответ на концепцию «мягкой силы», которой руководствуется администрация США во внешней политике на протяжении нескольких десятилетий. К инструментам «мягкой силы» относят управляемый хаос (его основной технологией являются цветные революции), информационные войны, контролируемую конфронтацию и другие технологии, разработанные в 1973 году профессором Гарвардского университета Джином Шарпом.
США ведут информационные войны давно и относительно успешно. Другим странам, прежде всего России, приходится в них участвовать в роли обороняющейся стороны. Если иногда тот или иной участник переходит в контрнаступление – это закономерная тактика боевых действий.
У англоязычных мальчишек и девчонок есть свой аналог ответа на дразнилку «Кто обзывается, тот сам так называется». Он звучит так: «I’m rubber, you’re glue. Your words bounce off meand stick to you». Буквальный перевод: «Я резина, а ты клей. Твои слова отскочат от меня и прилепятся к тебе». Обычно произносят только первую часть: «I’m rubber, you’re glue», потому что конец фразы всем известен. И не надо надеяться, что правда всплывет когда-нибудь само собой.
У борьбы с фейками есть и обратный эффект. «Глупости, проникающие в печать, приобретают силу лишь там, где их распространение затруднено». Это заметил еще великий Бомарше. Жаль, что европейского классика не проходят в американских школах.
Об авторе: Владимир Александрович Гундаров – военный обозреватель.