В ДНР решили отобрать брошенное жилье уехавших украинцев Долги банкам отменяются, дома забираются
В ДНР решили отобрать в свою пользу все «бесхозное» жилье — от незавершённых в 2014 году строек до оставшейся собственности украинских банков. Местные депутаты утверждают, что хозяев могут сменить квартиры, и дома дончан, которые выбрали Украину и семь лет не приезжали домой. «Чужим» не простят долгов по коммунальным платежам, «своих» законодательным актом освободили от долгов украинских банков.
С 1 мая в Донецке праздник на празднике — глава ДНР Денис Пушилин отменил на выходные комендантский час. Без ограничений в ДНР будут жить с ночи 30 апреля по 5 мая и с 7-го по 12-е. Непрерывных длинных выходных тут устраивать не стали.
Этот разгул свободы будет длиться дольше, чем на новогодних праздниках, и именно в это время войдет в действие указ главы ДНР, согласно которому, по «расширенной» трактовке, в самопровозглашенной республике возможно будет забирать квартиры и дома у уехавших на подконтрольные Украине территории сограждан. Не у всех — только у тех, кто оставил свое имущество «бесхозным», то есть с 2014 года не платит коммунальные платежи.
Указ вступит в силу через 10 дней после публикации, которая случилась 28 апреля, и называется очень причудливо: «О выявлении, учете и принятии в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей и выморочного имущества».
Депутат народного совета ДНР Анастасия Селиванова первой распалила медийный пожар, заявив, что за сложными формулировками скрывается намерение забирать в пользу нуждающихся брошенные квартиры. «Жду возмущения «бывших донецких», кто выехал 7 лет назад, не платит коммуналку и думает, что так можно. Но теперь так нельзя. И если вашу недвижимость признают бесхозной, то через год ее могут перевести в муниципальную собственность и отдать нуждающимся людям…» — написала по горячим следам указа Анастасия Селиванова на своей странице в социальной сети.
Между тем выморочное имущество — это то, на которое годы спустя после смерти хозяев так и не объявились наследники.
«Я не комментирую слова местных депутатов, читайте лучше документ — в Указе речь идет, в первую очередь о юридических лицах, — поясняет «МК» источник в Донецке из числа юристов, имеющих непосредственное отношение к формированию законодательной базы ДНР. — Начнут с заброшенных недостроев, кроме того у нас есть дома и квартиры, где наследники не объявлялись по 25 лет. О подобных мерах говорили давно, но Батя (так люди из команды покойного Александра Захарченко продолжают называть своего убитого лидера — прим. «МК») очень не любил это слово — «выморочное».
А конфискаций не будет, это не конфискация — много брошено домов и квартир, где за семь лет никто не появился. Такое было в тех же 1950-х после прошлой войны и регулируется нормами Гражданского кодекса. Ну и долги по коммуналке от испуга станут меньше — не без того».
Донецк бурно развивался перед войной и полон незаконченными свечками бетонных недостроенных многоэтажек. Но вся стройка в городе остановилась в 2014 году и не возобновлялась.
«Понимаешь, мы жили на стройках — все заборы вокруг из нашего металлопрофиля, крыши частных домов тоже часто крыли нашим профилем, но последние годы у нас покупают только куски, чтобы залатать разбитый участок забора или кровли.
За последние семь лет я даже не знаю ни одного случая строительства нового частного дома в ДНР, не то что супермаркета или многоэтажки» — говорит «МК» предприниматель, бизнес по производству стройматериалов которого в Донецке еще теплится, но на грани закрытия.
При этом предприниматель не совсем прав — новые дома взамен разрушенных в том же Дебальцево строились, но полностью за счет гуманитарных программ России. В этом случае на месте шла только работа по тщательному описанию повреждений школ, училищ, коммунальных объектов. А из Российской Федерации специальными конвоями завозилось для строителей все — от кирпича до оконного стекла.
По этой программе строили и дома для потерявших жильё и, что важно, оставшихся на месте возле своих разрушенных домов семей. Понятно, что местный строительный бизнес никаких закупок стройматериалов от таких строек не увидел.
Были и попытки переселения нуждающихся в новые «брошенные» дома. Самым громким стало расселение знаменитой «девятки» — эта девятиэтажная панельная малосемейка, заполненная исключительно стандартными однокомнатными квартирами, возвышалась в районе улицы Взлетной возле Донецкого аэропорта.
Железобетонные панельные дома довольно успешно противостоят артиллерийским обстрелам и «девятку» под свою базу облюбовала бригада «Сомали». Здесь был ближайший тыл дежурного батальона и отсюда всего пару сотен метров пешком бойцы шли на свои позиции в ДАП. Дом, соответственно, подвергался постоянным обстрелам, по ходу такой «эксплуатации» он потерял значение как жилье.
А бывшие гражданские жители «девятки», в свою очередь, организовались и практически жили в приемной у главы ДНР Александра Захарченко. Тот как-то сгоряча пообещал поселить их на месте бывшей гостиницы «Дружба». Гостиницу на улице Университетской напротив кинотеатра «Звёздочка» еще до войны разрушили. А структуры, которые связывали с семьей Виктора Януковича, построили на этом месте отличный дом с огромными квартирами класса люкс — с дорогой итальянской штукатуркой, плиткой, сантехникой, батареями…
Дом был практически завершен перед войной, но как туда можно поселить бедных жителей «девятки», было не понятно — фешенебельных квартир на многих владельцев скромных однушек из полуразбитого девятиэтажного дома точно не хватило бы. А как все это наследие перепланировать в коммунальные квартиры, тоже никто не понимал. После негласных кулуарных переговоров с собственниками откуда-то появились деньги и жителям прифронтовой зоны стали покупать небольшие квартиры на вторичном рынке — они и тогда, и сейчас в Донецке очень дешевы.
А что стало с фешенебельной высоткой на Университетской? Во времена Захарченко там еще работал персонал, ее отапливали, берегли до лучших времен. Но поскольку лучшие времена так и не наступили, уже пару лет как все люди на этом объекте были сокращены, а дом, насколько возможно, законсервирован и просто заперт. Теперь, возможно, именно его признают в числе «бесхозных».
Незаконченных, недостроенных высоток в Донецке очень много, а вот доведенные до финиша стройки можно пересчитать по пальцам одной руки. Кто будет вкладывать деньги в достройку брошенных, восьмой год разрушающихся строений, никто не понимает.
Но, похоже, в ДНР решили выдернуть все возможные украинские корни на своей территории. В пятницу 30 апреля стало известно, что местный Народный совет принял еще и закон о переходе в собственность самопровозглашенной республики имущества украинских банков и прекращение перед ними любых обязательств жителей ДНР.
Да, много дел натворили хомячки, рвавшиеся «в ЕС» под дудочку европейской и американской пропаганды, которую запустили, чтобы продавить подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Жахнуло так, что кто-то умер, кто-то переехал, кто-то лишился собственности, кто-то будущего для детей, и все лишились страны.