19 марта 1922 г. Ильич в особом письме членам Политбюро призвал повести борьбу с Русской Церковью не на жизнь, а на смерть.
«Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, — писал он своим ближайшим соратникам, — мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше…».
У кого-то родилась тогда даже политически выверенная частушка: «Будем делать чудеса, ничего нет проще. Из попа мы в полчаса приготовим мощи».
«Железный Феликс» (Дзержинский) никакого электричества к Богу не приплетал. На его характер, все должно было быть много проще: «Попов расстрелять, церкви под клуб — и крышка религии!» И расстреляли, и отдали церкви под клубы, склады и конюшни — а все ж религии так и не смогли добить. Даже с главными церковными праздниками не смогли справиться. Вместо старых, «отживших», придуманы были новые — «комсомольское Рождество» и «комсомольская Пасха», но те так и не смогли в народе прижиться.
На Рождество в 1923 г. комсомольцам поручено было «колядовать»: обходить с красной звездой дома и славить советскую власть.
К предстоящей «комсомольской Пасхе» готовились с особенной тщательностью. Религиозным тупости и смирению она должна была противопоставить пролетарское чаяние всеобщего народного счастья. В одной из поставленных пьес «чающие счастья» мужик и баба, танцуя, отказываются от своих старых взглядов. «В церковь, — декламирует мужик, — больше не пойду, сказка больно старая. Не поймаешь на уду больше пролетария». У бабы слова чеканнее: «Звучит иное слово, жизнь борьбою спенена. Брошу сказки боговы, возьму правду Ленина».
Помимо антирелигиозных постановок были в программе «комсомольской Пасхи» еще и музыкальные номера, басни, анекдоты, частушки… Демонстрировались и всякие «чудеса» (с разоблачениями, разумеется): самозажигающиеся свечи, превращение воды в вино, обновление икон… Одно из чудес казалось зрителям совсем уж необыкновенным: прямо на глазах у них у Богородицы начинала вырастать борода…