Перепотребление: о чем это? Чем опасно общество перепотребления? Перепотребление или перепроизводство? Кто навязывает нам потребности? Слишком много прибыли не бывает?

отметили
22
человека
в архиве
Перепотребление: о чем это? Чем опасно общество перепотребления? Перепотребление или перепроизводство? Кто навязывает нам потребности? Слишком много прибыли не бывает?

источник: howtogreen.ru

Наше общество вступило в очередную фазу развития — перепотребления.

Перепотребление — это потребление, превышающее нормальные потребности, потребление продуктов человеческой деятельности, вредное и приводящее к резкому уменьшению ценности потребляемого. Это феномен, известный еще с древности.

Пища надкусывается и выбрасывается, техника используется лишь частично, отправляясь на свалку, как только появляется более сложная, информация не усваивается и чаще несет не истину, а ложь. Проблема приобрела свою остроту с 50-60 гг прошлого века, когда развивающиеся технологии позволили нам производить объем товаров во много раз, превышающий то, что мы можем потребить. Появилось «Перепотребление» и затем как альтернатива — Осознанное потребление.

Реклама навязчиво советует: купи, съезди, получи. Успех по-прежнему измеряется материальным благополучием. Но вот парадокс: чем больше мы получаем, тем меньше радуют нас новые вещи, интересные поездки, зажигательные вечеринки. Как вернуть радость от нового платья? Ответ прост: отложить его покупку.

 

Так же обстоит дело, скажем, с просмотренным фильмом. Два часа удовольствия проходят, и на следующий день вы даже не можете припомнить сюжет, уже не говоря об идее кинофильма. А мода на тренинги? Вы изучаете модели коммуникаций, тайм-менеджмент, иностранные языки, но часто ли применяете новые знания на практике? Возможно, целью записи на курсы было удовольствие от осознания того, что вы все-таки «вытащили» себя из дому. Испытывая постоянное давление общества, рекламы, чужих мнений, мы не всегда можем понять, «где же тот самый Наш осознанный выбор?»

Общество не может потреблять тот объем товаров и услуг, который ему предлагают производители. И дело здесь не только в кризисе. Любое впечатление, будь то покупка новой вещи или поездка, дарит радость в том случае, если ты ждешь это событие и по-своему к нему готовишься. Ответом на массовое потребление стала теория осознанного потребления.

 

«Людям удобнее пользоваться одноразовыми вещами»: что такое перепотребление и чем оно опасно

В год на каждого жителя Земли приходится 20 новых предметов одежды и обуви. Но всё, что мы покупаем, стоит не только денег, но и затрат на охрану окружающей среды. Корреспондентка How to Green поговорила с экспертом Greenpeace Дмитрием Нестеровым и PR-директором фонда «Второе дыхание» Анной Дорониной о перепотреблении и его вреде для нашей планеты.Дмитрий Нестеров, эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России

Как перепотребление влияет на окружающую среду

Мало кто знает, что для создания бумажных стаканчиков в России вырубается 32 миллиона деревьев. Это огромная цифра, а мы пользуемся ими от пяти до 20 минут, а потом выкидываем. Если говорить про бумажные пакеты, которые нам предлагают в магазине как альтернативу пластику, то их углеродный след — совокупность выбросов парниковых газов, образованных в результате нашего потребления того или иного продукта, — в три раза выше, чем от пластика. Для создания такого пакета требуется в четыре раза больше энергии, чем для создания пластикового, а ещё нужна вода и обработка.

Если говорить про пищевые отходы, то в России их образуется 17 миллионов тонн, общая их стоимость — 1,6 триллиона рублей, а более 90% этих отходов отправляется на свалки. Основные источники выброшенных продуктов — торговые сети, домохозяйства, рестораны, общепит. Важно развивать фуд-шеринг (движение по спасению годных к употреблению продуктов. — Прим. ред.), когда люди отдают ненужную им еду и продукты питания, а они в свою очередь отвозят их нуждающимся. Хорошо работает инициатива, когда в кафе вам делают скидку или дарят печенье за то, что вы пришли со своей кружкой. Есть фонд продовольствия «Русь», который передаёт еду нуждающимся большими партиями.

источник: howtogreen.ru

В среднем россиянин использует 180 пластиковых пакетов в год, а среднее время использования одного пакета — 12 минут. При этом надо понимать, что одноразовое пластиковое изделие очень плохо перерабатывается, а мы всё время покупаем их. Отличное решение — использовать свою авоську. Например, в Австралии запустили проект, когда люди могли взять сумку и потом вернуть на место, чтобы её использовали другие.

В 2017 году индустрия пластика была ответственна за почти 1,8 миллиарда тонн CO2. А в 2019 году выбросы от производства и сжигания пластика были сопоставимы с выбросами от 189 угольных электростанций мощностью 500 Вт.

Как изменить свои потребительские привычки

Хорошо работает правило пяти R: refuse — отказаться от одноразовых вещей, reduce — сократить потребление, reuse — использовать повторно, recycle — перерабатывать, rot — превращать отходы в компост.

Нам следует перестать жить линейной экономикой, когда мы купили вещь, использовали её и выбросили. Но изменения должны происходить повсеместно и комплексно, чтобы люди понимали причинно-следственные связи и то, как себя вести. Возможно, потребуется, чтобы выросло поколение, осознающее проблему. Но если не будет законодательных механизмов и финансовых стимулов, то путь до разумного потребления и сокращения отходов будет длительный и сложный. Кроме того, люди обленились: им удобнее пользоваться одноразовыми вещами, чем носить с собой многоразовые.

Важно, чтобы человек понимал плюсы от сокращения отходов: например, возможность вернуть НДС на технику, если ты сдаешь её в ремонт. Или чтобы производители увеличивали срок эксплуатации товаров: например, чемодан American Tourister, которые дают пять лет гарантии и возможность поменять колесики и замки. Это яркий пример того, как должна работать устойчивая модель бизнеса. Нужна поддержка, а не когда товар проще заменить новым, потому что ремонт будет стоить дороже. Это совсем неправильно.

Плюсы разумного потребления — сбережение ресурсов и их равномерное распределение. Эта концепция, возможно, даст многим некоторую психологическую свободу: они перестанут считать, что если не купили что-то, то они теперь несчастны. Есть люди, которые задумываются об ответственном потреблении, надо просто придать этому форму и закрепить на законодательном уровне, чтобы всё работало. Потому что понятно, что на плечах одних энтузиастов это не продвинется далеко.

Анна Доронина, PR-директор благотворительного фонда «Второе дыхание»

Перепотребление одежды

Производство одежды, обуви и аксессуаров сильно вредит окружающей среде. Под этим надо понимать целый спектр самых разных проблем: например, загрязнение воды пестицидами и химикатами, которые используются при выращивании и окрашивании хлопка, выделение парниковых газов при производстве, транспортировке и утилизации вещей.

Но хуже всего то, что фешен-индустрия попала в ловушку, из которой она вряд ли сможет выбраться без помощи осознанных потребителей, законодательных инициатив, публичных обязательств и инновационных разработок. За последние 15 лет производство одежды выросло в два раза, при этом текстильная промышленность по выбросам CO2 обогнала морские перевозки и авиасообщение вместе взятые. А мы продолжаем покупать ненужные вещи, создавая у производителей ощущение, что нам правда надо, — чтобы в следующем году они выпустили расширенную линейку товаров. Ведь мы обязательно придём и купим. При этом только в России ежегодно не менее двух миллионов тонн одежды оказывается на свалках.

Вредит ли быстрая мода

Вред наносят все, просто кто-то больше, а кто-то меньше. Поэтому очень хочется, чтобы каждый взял ответственность за происходящее и сделал всё возможное по уменьшению негативного влияния на планету. Проблема масс-маркета в том, что он производит слишком много вещей, а чтобы остаться на плаву, создаёт их с каждым годом всё больше. Плохо и то, что при таком потоке страдает качество вещей, они становятся «одноразовыми», дальше — расползаются по швам и теряют опрятный вид. А мы оправдываем это низкой стоимостью вещи и идём за новой.

источник: howtogreen.ru

Сейчас появился термин «устойчивое развитие» (с англ. sustainability. — Прим. ред.). Он про [более рациональный] подход к производству и потреблению вещей. Про меры, которые помогут любой отрасли наносить меньше ущерба окружающей среде и при этом улучшать две другие составляющие: экономическую и социальную. Например, решать вопросы справедливой оплаты труда, равных возможностей, поддержки социально незащищенных групп. И это очень здорово. Но экология — центральное понятие для sustainability. И пока преобладающее число брендов не выберет этот путь, мы движемся к катастрофе.

Важно добавить, что, на мой взгляд, хуже безответственного подхода только обман, а его сейчас хватает во всех сферах. Существует «гринвошинг», обозначающий маркетинговый ход, при котором экологичное позиционирование происходит без достаточных оснований. И он встречается повсеместно. Нам нравится, когда бренд проявляет заботу и думает за нас. Правда в том, что нередко экозабота брендов — иллюзия.

Экоинициативы брендов

Есть четыре основных направления, которые могут глобально повлиять на ситуацию: осознанное потребление, законодательные инициативы, публичные обязательства и инновационные разработки. Экология — это тренд, и многие стремятся присоединиться к нему. Однако чаще всего бренды продают вам новые вещи.

Под законодательными инициативами и публичными обязательствами стоит понимать ограничительные меры, например где-то это запрет пластиковых пакетов на государственном уровне, а где-то — добровольный отказ: манифест, документ. Что-то, что подтверждает намерения конкретных организаций и мотивирует их сдержать данное своим клиентам слово.

С инновационными разработками, наверное, тяжелее всего. Мы видим множество примеров экоинициатив — очень популярна, например, идея производства одежды из переработанных материалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — это не переработка одежды в одежду, то есть данная инициатива не влияет на уменьшение текстильных отходов. Чтобы это направление развивалось, нужны большие бюджеты и заинтересованность бизнеса, а добиться этого можно, только когда первые два направления работают в полную силу. Сейчас же, чтобы судить об эффективности экоинициатив, нужна большая прозрачность, но лишь немногие бренды готовы говорить начистоту.

Что может помочь

Сейчас основной рычаг влияния на индустрию — внимание покупателя. Чем больше людей говорят о проблеме, тем чаще бренды задумываются о ней. Важно продолжать дискутировать и рассказывать о перепотреблении. Почти половина компаний в фешен-индустрии всё ещё игнорируют принципы устойчивого развития. А темп, с которым движутся остальные, недостаточен, чтобы кардинально повлиять на ситуацию. Мода — это индустрия, в ней есть бренды, производители тканей, фабрики, поставщики. И чтобы что-то изменить, нужно объединяться и продолжать настаивать на экоповестке.

источник: howtogreen.ru

Зона ответственности потребителей начинается с момента, когда вещи оказываются в магазинах. И тут, надо сказать, мы тоже уступаем свои позиции. Мы не просто покупаем больше, чем нужно: мы сокращаем время и количество использований купленной одежды. Три основных совета, которые можно дать: отказывайтесь от того, что не нужно; выбирайте качественные товары, которые будут вас долго радовать, и обращайтесь с ними бережно; используйте вещи повторно.

Как стать экологичнее

Покупайте только то, что вас устраивает на 100%, и не давайте вещам поблажек. Есть одно правило, которое можно легко перенести на свою жизнь: «Если это не точное “да”, значит, это точное “нет”». Так вам станет проще отказываться от того, что не дотягивает до уровня вашего гардероба.

Определите количество вещей, которые вам необходимы и не будут захламлять пространство. У меня в шкафу таких около 30 (за исключением домашних и спортивных вещей). Есть ещё одно правило, которым я пользуюсь: «Одна вещь на выход — одна на вход». Прежде чем купить что-то новое, нужно понять, от чего вы готовы избавиться в гардеробе. Если таких вещей нет, значит, новая может подождать. Если какая-то вещь перестала быть для меня актуальной, я стараюсь найти ей нового хозяина: предлагаю подругам или сдаю в фонд «Второе дыхание». Ненужная вам вещь может стать ценным приобретением для кого-то другого.

Что происходит с одеждой, которую вам сдают

Мы максимально осмысленно подходим к тому, чтобы найти лучшее применение для каждой вещи, которую нам сдают. Брендовая одежда и обувь отправляются в наши магазины и находят себе новых хозяев, а деньги с продажи идут на развитие социальных и экологических программ. Хорошие и качественные вещи, а также новая одежда отправляются на благотворительность исходя из потребностей подопечных. Такой подход позволяет помочь максимально возможному количеству людей. И конечно, у нас есть программа переработки текстиля, а сейчас мы работаем над новым проектом по переработке синтетики. Так как всё выстроено в масштабную систему, чтобы её поддерживать, нам нужна помощь тех, кто готов отдавать ненужные вещи. Мы знаем, что делать с одеждой на любой стадии её жизни, и можем найти для неё наилучшее применение.

Ситуацию можно исправить так:

— постепенно отказаться от одноразовых вещей (пакетов, соломинок, кофейных стаканчиков) и заменить их на многоразовые вещи;

— брать вещи в аренду, если они нужны на короткий срок, а не покупать новые;

— чинить и ремонтировать вещи вместо того, чтобы выбрасывать их при поломке;

— покупать качественные вещи, которые служат долго;

— покупать винтаж и подержанные вещи;

— сортировать отходы и сдавать их на переработку;

— не выбрасывать еду, компостировать органику, установить диспоузер, если вы живёте в Москве;

— поддерживать экологические начинания и бренды, которые проявляют заботу о природе и людях.

Если вам близки ценности этих организаций, вы можете поддержать их работу пожертвованием (Greenpeace, «Второе дыхание») или подписатьсяна полезную рассылку о переработке.

Авторы: Мария Палкина,  Екатерина Клементьева

Добавил suare suare 9 Мая
Дополнения:

Добавил suare suare 9 Мая
Вы перепотребляете новости или переразмещаете комментарии? Вам не вредит избыток информационной активности и времени на потребление новостей?
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать