Беспилотники идут
Автономные аэротакси сначала возьмут на себя грузоперевозки, а потом заменят обычный пассажирский транспорт
– Что мне нравится в моем бизнесе – я сам себе начальник, делаю, что хочу, и никто мне не указ!
– Тут за аркой налево, пожалуйста.
Таксисты – наши верные (как правило) помощники в делах, неисчерпаемый источник житейской мудрости и экспертизы по всем вопросам – могут скоро исчезнуть, как профессия. Хотя говорят, что Яндекс запускает автономные автомобили, чтобы лишить нас инсайдов с рынка и свежей аналитики, но, вероятно, автономные такси не будут ездить по земле. В Китае компания EHang начала процесс сертификации беспилотных двухместных аэротакси EH216. В декабре прошлого года она направила заявку в Администрацию гражданской авиации КНР (СААС) и та приступила к рассмотрению. В EHang полны решимости до начала июля начать массовое производство аэротакси. Они смогут поднимать до 260 кг и летать до 20 минут на скорости до 130 км/ч.
Путь EHang был долгим. Еще пять лет назад компания представила рынку модель Ehang 184, позиционировав ее как первый в мире пассажирский дрон. Затем корпорация договорилась с Дубайским транспортным агентством о запуске летом 2017 года службы автономных летающих такси, но проект так и не заработал. Аналогичные договоренности с властями штата Невада также не были реализованы. Затем EHang договорился о сотрудничестве с властями французского Лиона, австрийской группой FACC, двумя испанскими муниципалитетами и вышла на биржу NASDAQ.
По дороге компания попала в скандал: минувшей зимой аналитики Wolfpack Research обвинили ее в фабрикации отчетности. Произошло это аккурат после взлета стоимости бумаг производителя дронов. Акции рухнули, но компания, как мы видим, оптимизма не утратила, и в остальном скандал закончился без последствий.
Представители СААС пока ограничились заявлением, что беспилотные такси – это во многом непонятно, но очень перспективно. Даже если EHang не получит сертификат, нет сомнений, что в ближайшем будущем подобное где-то случится. Аэротакси не будут знать пробок, будут перемещаться гораздо быстрее наземных конкурентов. Взлетать и садиться практически в любом месте, где есть на земле для них пространство (хотя лучше – на стоянках автомобилей или специально выделенных площадях). Им понадобятся специальные заправки – но это не особая проблема. Помешать работе аэротакси может, разве что, погода, но мы и так прекрасно знаем, что в сильный дождь или ветер и обычное такси вызвать непросто (причем цена на него обычно подскакивает).
«В целом, беспилотные аэротакси столкнутся с теми же проблемами, что и самоуправляемые автомобили. Но сфера воздушного пространства более урегулирована и регламентирована, чем сфера дорожного движения. Авиаперевозки являются более безопасным способом передвижения, исключают столкновения, если летательные аппараты двигаются согласно маршруту, по сравнению с автомобильным, поэтому аэротакси смогут избежать большего количества этических проблем»,– полагает директор по правовым вопросам компании «Элекард Девайсез Елена Ирискина. Есть еще вопрос цены. Обычное аэротакси у нас в стране уже есть – в Москве без проблем можно заказать такси-вертолет. Получасовой полет обойдется в 16,5 тыс. – 25 тыс. рублей. Правда, не из любой точки и не в любую, а только туда, где есть посадочная площадка. Нельзя сказать, что эти аэротакси составляют конкуренцию обычным (хотя и летают без пробок). Но уже в 2025 году должны начаться испытания российского беспилотного аэротакси от стартапа «Ховер» (входит в Ассоциацию «Аэронет» экосистемы НТИ). Речь идет об апробации сервиса, технические испытания уже вовсю идут.
Рассчитанный на двух пассажиров беспилотник сможет поднимать до 300 кг, взлетая с любой автопарковки. По размерам дрон не превышает легковой автомобиль. Все винты спрятаны в защитные кожухи, такси оборудовано капсулой безопасности для пассажиров и спасательным парашютом. Генеральный директор «Ховера» Александр Атаманов планирует, что стоимость перевозок будет в 100 раз меньше, чем у вертолетного такси – это уже будет вполне конкурентно по сравнению с обычным транспортом. Компания планирует использовать бизнес-модель Uber. Есть и другие разработки. Севастопольский университет разрабатывает такси-беспилотник, который должен поднимать до пяти человек и перевозить их на расстояние до 500 км. Свой проект разрабатывает в Балтийский государственный технический университет (БГТУ) «ВОЕНМЕХ». Рабочая группа рынка «Аэронет» НТИ разрабатывает концепт «три по пятьсот»: 500 килограммов на 500 километров со скоростью 500 километров в час.
Разработки, ведущиеся за рубежом, можно перечислять долго. Подразделение Airbus A3 уже три года испытывает прототипы беспилотных дронов, рассчитанных на одного пассажира. Аналогичные работы ведут Boeing, Kitty Hawk, Lilium Jet, Rolls-Royce и другие. Немецкий стартап Volocopter в минувшем марте привлек 200 млн долларов инвестиций от корпорации Zhejiang Geely Holding Group (владеет брендами Volvo и Geely). Еще два года назад стартап представил аэротакси для двух пассажиров, способное летать на 35 км, и грузовой беспилотник, перевозящий до 200 кг на расстояния до 40 км.
Главный редактор RoboTrends.ru Серей Бойко выделяет несколько основных проблем на пути развития беспилотных такси. Нужно создать «с нуля» систему диспетчеризации в городах, систему законов и подзаконных актов, повысить надежность и точность автопилотов. Можно добавить, что сложно будет преодолеть психологический барьер: вряд ли сразу многие пассажиры рискнут доверить свою жизнь дрону-беспилотнику. Понадобится время, чтобы люди научились доверять автономным аэротакси. Поэтому на первых порах, вероятнее всего, дроны будут использоваться как грузовые такси. Здесь уже накоплен большой опыт эксплуатации и нашей стране, и за рубежом. Но это уже будет немало: федеральная сеть беспилотного грузового транспорта повысит связанность пространства, ускорит доставку – а, значит, и бизнес-процессы, повысит спрос на новые информационные и телекоммуникационные разработки.
Как именно будет выглядеть эта сеть, какие нужны технологические, законодательные, дизайнерские и проч. решения – этот вопрос будет обсуждаться на интенсиве «Архипелаг 2121», который пройдет с 21 июля по 10 августа 2021 года в Великом Новгороде. К участию в нем приглашаются все, кто интересуется будущим беспилотного транспорта и готов предложить свои идеи или поштурмить над новыми концепциями. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте a2121.ru, пройти диагностику. Нейросеть и группа психологов подберет оптимальный состав команды под каждого, чтобы все смогли максимально раскрыть свой творческий потенциал. Приходите, и мы вместе нарисуем наше будущее с беспилотниками (и не только).
- Зеленоградский нанотехнологический центр
13 мая 2021
Зеленоградский нанотехнологический центр (ЗНТЦ) инвестиционной сети Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО (входит в Группу ВЭБ.РФ) поддержал разработку высокоточного микроэлектромеханического (МЭМС) гироскопа для беспилотной техники. Работы выполнены для Научно-производственного предприятия «Гиронав».
ЗНТЦ частично проинвестировал разработку гироскопа, который в дальнейшем предполагается выпускать на его площадке.
Гироскоп является частью инерциальной системы, используемой для пространственной ориентации и стабилизации беспилотных аппаратов, как воздушных, так и наземных. В том числе прибор применяется для контроля траектории движения техники в случае потери связи с навигационным спутником. Новая разработка отличается высокой устойчивостью к температурному воздействию, повышенной точностью и низким шумом. Вес прибора — около 40 грамм.
Прибор может использоваться также в робототехнике, устройствах виртуальной реальности.
«МЭМС-датчики угловой скорости в России выпускаются, но зачастую используются внутри производственных цепочек крупных корпораций и не попадают в свободную продажу. Разработка нашей компании, наоборот, адресована именно открытому рынку, — отметил руководитель НПП „Гиронав“ Дмитрий Данильцев. — Проект будет способствовать решению проблемы импортозамещения в сегменте высокоточных МЭМС-датчиков угловой скорости, в котором в настоящее время более 50% объема занимает продукция зарубежных производителей».
«Принципиальное отличие Зеленоградского центра — это не только инвестиции и консалтинговые сервисы, хотя это безусловно важно для стартующих проектов, но и возможность проведения исследований и экспериментов на высокотехнологичном оборудовании, изготовление опытных образцов и выход на предсерию, техническая поддержка, — уточняет генеральный директор ЗНТЦ Анатолий Ковалев. — Задачей команды является также подбор отраслевых партнеров и инвесторов как в России, так и за рубежом, чтобы проекты могли выйти на принципиально новые горизонты»