Chatham House (Великобритания): мифы и заблуждения насчет России
источник: cdn2.img.inosmi.ru
Читателю предлагаются две первые главы из доклада Chatham House о «вредных мифах» Запада. Эксперты британского аналитического центра разрушают «мифы о мирной России», благодаря которым диалог между РФ и США с ЕС еще недавно был возможен. Своим псевдо-исследованием авторы разрушают все основы для компромисса между Россией и Западом.
Если в 1990-е Запад не обманывал Горбачева насчет расширения НАТО, а с западным вариантом реформ в России и с американскими советчиками Ельцина все было в порядке, то на что России жаловаться? Что ей пересматривать? А о любом родстве с украинцами и белорусами русским британские авторы предлагают забыть. Они, англичане, лучше нас знают отличие белорусского языка от русского, роль Великого княжества Литовского и тысячелетнюю историю Крыма. Естественно, 168 лет русской истории полуострова нам рекомендуется поскорее забыть.
Настоящий доклад разоблачает 16 самых распространенных мифов, которые формируют современное западное мышление о России. Он также объясняет разрушительное влияние, которое эти мифы имеют на конструирование и выполнение внешней политики в отношении России.
Западная политика в отношении России пока что не справилась со своей задачей — построить стабильные и управляемые отношения с Москвой. Причиной этой неудачи было то, что превалирующее западное мышление, на основе которого строилась эта западная политика, было полно заблуждений. Это мышление было нереалистично или попросту неправильно. Предлагаемая научная работа призывает западные правительства и учреждения пересмотреть свои взгляды на Россию, чтобы развить более эффективные ответы на множество вызовов, которые Россия нам бросает. «Эффективные» ответы в том смысле, что они помогут отразить российскую агрессию и в конце концов помогут создать менее конфронтационные отношения с Россией. При этом нельзя будет поступаться принципами суверенитета и безопасности соседних с Россией стран и ценностями, на которых стоят эти самые суверенитет и безопасность.
Доклад представляет 16 самых распространенных мифов в самом широком смысле слова «миф» — тех мифов, которые искажают даже сами дебаты о России в западном сообществе. Доклад показывает, как отдельные неправильные концепции получили неоправданно свободное хождение в тех кругах Запада, которые определяют его политику (под словом «Запад» мы имеем вы виду Западную Европу и Северную Америку). Доклад описывает, как эти неправильные представления уже плохо повлияли на политику Запада и какова должна быть политика, основанная на более точной информации.
Основания и причины для появления этих мифов могут быть разделены на несколько категорий. Некоторые из этих оснований имеют свое начало на самом Западе, где представления политиков о России формировались на основе взаимодействия этих политиков, в демократических странах с другими демократическими странами. Отсюда, например, миф о том, что Россия и Запад имеют некое общее представление о желаемом финальном состоянии их отношений, об общем стремлении к благоприятному исходу… Этот миф возник оттого, что мирные и демократические западные политики как бы приписывали свои ценности и цели Москве, изначально приписывая ей и себе одинаковое понимание главных принципов мировой политики…
Поэтому одной из главных целей своей работы авторы считают призыв к западным политикам пересмотреть и переоценить свои позиции относительно России. Позиции, изначально построенные на неправильном понимании природы наших отношений с Россией. С учетом развенчанных мифов предлагаемый доклад призывает западных политиков по-новому построить свою политику в отношении России на основе жесткости.
Так, в апреле 2021 года президент США Джо Байден заявил о своем желании построить «стабильные и предсказуемые» отношения с Россией. Это не было наивным призывом к новой «перезагрузке». Это было явный и прозрачный призыв к деэскалации, сопровождаемый абсолютно не агрессивным, тщательно откалиброванным пакетом экономических санкций. Смысл его был в том, чтобы повлиять на расчеты России, заставить ее взвесить прибыли и риски от различных моделей ее поведения. А на этой основе предложить России путь к более спокойным отношениям с США и с Западом в широком смысле.
Тем не менее со стороны России последовало немедленное и эмоциональное отклонение этого щедрого предложения — а это значит, что отношения вернулись на свою обычную нестабильную колею. И на основе всего сказанного, лишь одну сторону отношений со стороны России можно назвать предсказуемой: если верить анализу в этой статье, Россия в ближайшее время продолжит топтать, прилюдно попирать ногами международно признанные принципы поведения. Со стороны России продолжатся все новые ничем не останавливаемые агрессии. А использоваться для оправдания этих агрессий будут ниже прилагаемые мифы.
Российское руководство продолжит свои попытки по-новому установить баланс сил и в этих более благоприятных для себя условиях выторговать у Вашингтона уступки. Для политиков США и их союзников, а также для общественного мнения в соответствующих странах, отделение мифа лот реальности становится важной задачей. Более важной, чем когда-либо.
Вот максимально краткое изложение этих 16 мифов об отношениях Запада и России:
1. Россия и Запад «одинаково плохи» и стоят друг друга
Данное заблуждение игнорирует важное различие. Условный «Запад» — это сообщество единых интересов и ценностей. Именно запросом и потребностью в них были обусловлены расширение НАТО и ЕС. Тогда как Россия стремится навязать «жесткое добрососедство» другим государствам, согласны они с этим или нет, и считает «сферу привилегированных интересов» своим правом. Поэтому дискуссии о мотивированности западных военных интервенций нельзя сопоставлять с «двуличием, отсутствием дипломатии и полным попранием договоров [со стороны Москвы], что предшествовало вторжению России в Грузию и в Украину».
2. Россия и Запад хотят одного и того же.
Как стратегически, так и в деталях более узких вопросов цели РФ и ее представление о межгосударственных отношениях «несовместимы с тем, что западные государства и общества считают приемлемым», напоминают авторы доклада.
3. России обещали, что НАТО не будет расширяться
Вопреки нарративу о «предательстве Запада», который сегодня культивируется в РФ, Советскому Союзу после 1990 года никогда не давали формальных гарантий о пределах расширения НАТО. «Москва просто искажает историю, чтобы сохранить внутри страны антизападный консенсус», — подчеркивается в докладе.
Его авторы напоминают, что когда в 1990 году Михаил Горбачев согласился на включение объединенной Германии в НАТО, он не просил и не получал никаких гарантий относительно дальнейшего расширения альянса. А в Основополагающем акте Россия-НАТО (1997) признается «неотъемлемое право» всех государств «выбирать средства для обеспечения собственной безопасности». При этом распад
Организации Варшавского договора и СССР изменили ситуацию с безопасностью в Европе и повлияли на желание многих стран примкнуть к НАТО, напоминают аналитики Chatham House.
4. У России нет конфликта с Западом
«Политики евроатлантического сообщества могут отказываться это признавать, но естественное состояние Москвы — конфронтация с Западом», — твердо констатируют в британском Королевском институте международных отношений. Его эксперты поясняют, что признать этот факт мешает то, что РФ использует нестандартные враждебные меры — «выше порога приемлемой деятельности по меркам мирного времени, но ниже — по меркам войны». Такой инструментарий Кремля включает в себя:
вмешательство в выборы;
информационную войну;
«целенаправленные, санкционированные государством убийства».
5. Нам нужна новая общеевропейская архитектура безопасности с участием России
Идея Москвы заменить структуры НАТО некоей «общеконтинентальной системой европейской безопасности» проблематична, поскольку игнорирует фундаментальные разногласия между РФ и западными странами в вопросах суверенитета стран.
«Россия хочет для себя привилегий „великой державы", ограничения суверенитета соседних стран и согласия с тем, что государство не может быть объектом критики, если его внутренняя политика нарушает ценности демократии, прав человека и верховенства права. Эта точка зрения противоречит основным западным интересам и ценностям», — настаивают авторы доклада. Именно поэтому, поясняют они, функционирование такой «общеевропейской» системы безопасности с участием РФ было бы обречено на провал.
6. Мы должны улучшить отношения с Россией, даже если она не идет на уступки, поскольку это слишком важно
Авторы доклада опровергают представление о том, что «нормализовать» отношения с РФ необходимо уже из-за ее геополитического веса, якобы взаимных экономических интересов с Западом и ради компенсации за проигрыш в холодной войне. На самом же деле до сих пор усилия западных стран наладить кооперацию с РФ в самых острых вопросах — среди которых кибербезопасность, торговля, конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, — «пока что проваливались из-за нелиберального подхода России к каждой теме». Также эксперты Chatham House напоминают, что Москва почти никогда не выдвигает перечень возможных сфер сотрудничества — как правило, такие темы неизменно являются итогом кропотливой работы западных политиков и дипломатов.
7. Россия имеет право на «оборонительный периметр» — сферу своих привилегированных интересов, куда входит и территория других государств
«Неспособность критически пересмотреть геополитические доктрины по этому вопросу означает риск возрождения концепций холодной войны», — обозначают угрозу такого мифа в Chatham House.
Его эксперты напоминают, что сама идея об исключительной сфере влияния РФ (особенно в государствах Восточной Европы и Центральной Азии) несовместима с евроатлантическими ценностями о суверенитете государств и их праве на самоопределение. «Это [подобное заблуждение] наносит ущерб геополитическому порядку и международной безопасности, поскольку непрямо дает России право на действия, порождающие нестабильность в соседних странах и Европе в целом (такие как территориальная агрессия, аннексия и даже прямая война), — говорится в докладе. — Это фактически дает России право доминировать в соседних государствах и нарушать их территориальную целостность».
8. Мы должны вбить клин между Россией и Китаем, чтобы помешать их вероятным совместным действиям против интересов Запада
Этот миф отражает неверное понимание характера отношений между двумя странами и переоценивает их восприимчивость к внешним рычагам. Но Запад не может «разлучить» РФ и КНР, как не влиял и на их сближение, напоминают авторы доклада. Ведь сотрудничество Москвы и Пекина базируется на их «естественной идеологической совместимости, взаимодополняющей экономике и интересах в различных сферах, которые включают в себя технологии, кибер-сотрудничество и оборону». Британские аналитики не считают возможным возникновение «оси авторитаризма» в лице Китая и РФ, поскольку каждое из государств стремится сохранять полную автономию в принятии решений, а скрытое сейчас напряжение между ними «может выйти на передний план в будущем по мере роста господства Китая».
9. Отношения Запада с Россией необходимо нормализовать, чтобы противостоять усилению Китая
Вера в этот миф означает, что жертвой сближения Запада с РФ ради стратегического противодействия Китаю, скорее всего, окажутся постсоветские государства и их «с трудом завоеванный суверенитет», констатируют в Chatham House. Еще хуже, что даже такая цена «мало поможет предотвратить дальнейший рост влияния Китая и его возможностей». Более того, подобный альянс с Кремлем «против Китая» мог бы по умолчанию исключить возможность устойчивых отношений между Китаем и Западом в долгосрочной перспективе. (Хотя нарушения Китаем международного права и прав человека заслуживают такого же осуждения, как и нарушения со стороны РФ, напоминают британские аналитики).
10. Евразийский экономический союз является подлинным и значимым партнером ЕС
Москва пытается представить этот проект как партнер Евросоюза в предполагаемой зоне свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока». На деле же Евразийский экономический союз (ЕЭС) — «это политический проект, лишенный черт настоящего свободного общего рынка», подчеркивается в докладе.
Торговая политика не является отдельным независимым направлением внешней политики России, а подчинена ей, напоминают в Chatham House. Поэтому ЕЭС не может быть средством экономической интеграции между РФ и Европой, тем более что Москва не заинтересована во всеобъемлющей либерализации торговли — ни внутри ЕЭС, ни посредством зоны свободной торговли с ЕС.
11. Народы Украины, Беларуси и России — это единая нация
«Кремль искажает историю региона, чтобы легитимизировать идею о том, что Украина и Беларусь являются частью „естественной" сферы влияния России, — развенчивают пропаганду РФ в Chatham House. — Исторически неверно утверждать, что Россия, Украина и Беларусь когда-либо составляли единое национальное образование (хотя последние две страны на самом деле имеют политические и культурные корни в европейских по своей сути структурах, таких как Великое княжество Литовское)».
При этом такой нарратив Кремля до сих пор служит для России оправданием ее притязаний на статус «первой среди равных», что якобы дает ей право вмешиваться во внутренние дела соседей по сей день.
Более того, усилия Москвы поставить под сомнение национальную идентичность украинцев и белорусов призваны укоренить такие стереотипы на международном уровне, чтобы затруднить евроинтеграционные стремления Украины и Беларуси, пишут авторы доклада.
12. Крым всегда был русским
Аналитики Chatham House подсчитали, что в составе России Крым пребывал всего 168 лет, «или менее 6% его письменной истории» (с IX века до н.э.). С момента обретения Украиной независимости в 1991 году «в Крыму не существовало ни одного крупного сепаратистского движения». Украинцы, русские и крымские татары мирно сосуществовали на правах широкой автономией, предусмотренной конституцией Автономной Республики Крым.
«Референдум», организованный Россией и проведенный под давлением 16 марта 2014 года, на самом деле был всего лишь ширмой для легализации российского вооруженного захвата полуострова«, — расставляют акценты авторы доклада.
13. Либеральные рыночные реформы 1990-х годов плохо отразилась на России
Миф заключается в том, что рыночные реформы 90-х привели к затяжной рецессии в РФ. Однако на самом деле эти события не связаны между собой напрямую, напоминают эксперты Chatham House, поскольку изначально запланированный либеральный курс в России так никогда и не был воплощен в жизнь должным образом. Это произошло в том числе из-за коррупции и слабости властей, которые не смогли добиться стабилизации экономики — в отличие от той же Польши, где после реформ спад производства был непродолжительным.
«Ложное убеждение о том, что хорошо функционирующая рыночная экономика каким-то образом несовместима с Россией ослабляет политику Запада», — подчеркивается в докладе.
14. Санкции — это неверный подход
Экономические санкции как ответ на неприемлемые действия России уже продемонстрировали свою практическую ценность, убеждены авторы доклада, и их эффективность со временем будет лишь расти.
Что еще более важно, санкции демонстрирует единство и коллективную приверженность стран Запада нормам и принципам международного порядка.
15. Все дело в Путине: Россия — централизованная автократия с ручным управлением
Вопреки стереотипам о могуществе Владимира Путина, система управления в РФ — «это не театр одного актера», подчеркивают авторы доклада. «Личную роль президента часто преувеличивают, — добавляют они. — Внешние наблюдатели упускают из виду или неверно понимают роль коллективных органов власти (например, Администрации президента и Совета безопасности), переоценивают степень управленческой компетентности и дисциплины (к примеру, президентские указы часто не выполняются) или игнорируют корыстные мотивы чиновников помимо Путина».
И хотя Путин может обладать возможностью вмешиваться в принятие решений на всех уровнях, «это не означает, что он всегда так поступает либо хочет этого», поясняют британские специалисты. Аналитики Chatham House прогнозируют, что мощь и сложность российской бюрократии будет только расти, что важно осознавать для понимания системы власти в РФ.
16. Что бы ни было после Путина, оно будет лучше, чем Путин
«Этот миф отражает победу надежды над опытом и анализом», — отрезвляюще утверждают эксперты Chatham House.
По их мнению, Россия страдает от структурных проблем, которые выходят за рамки особенностей режима Путина. «Шансы на построение жизнеспособной демократической политической системы в постпутинской России ниже, чем в 1990-е годы», — убеждены авторы доклада.
После ухода Путина стране потребуются новые профессиональные кадры для эффективного управления, но «условий для подготовки таких кадров в сегодняшней России не существует».
«Независимо от того, кто в конечном итоге сменит Путина, политическая культура России, без сомнения, будет и дальше препятствовать развитию более конструктивных отношений с Западом», — делают вывод аналитики британского Королевского института международных отношений.
Мифы об Украине, Крыме и войне на Донбассе: главные выводы и рекомендации Chatham House
О «русском Крыме»
В докладе приводится максимально детальная справка об истории Крыма с античных времен, а Россия названа «лишь одной из нескольких держав, которые стремились доминировать на полуострове».
Также подчеркивается недопустимость идеи (распространенной в частности в США при Дональде Трампе) признать Крым российским либо «сдать его в аренду РФ», особенно если это будет частью более крупной сделки с Москвой.
Если такие шаги будут реализованы, они еще больше подорвут и без того хрупкие принципы международного порядка, предупреждают аналитики. «Аргумент о том, что Крым по праву принадлежит РФ, не учитывает грубое нарушение международного права, совершенное Россией, и открывает пресловутый ящик Пандоры — с точки зрения пересмотра границ и возможных конфликтов в других частях мира, — настаивают эксперты Chatham House. — Он также утверждает неоимперское мировоззрение РФ и логику «сфер влияния». Это, в свою очередь, позволяет подразумевать, что Россия «имеет право действовать так, как считает нужным, в отношении меньших и более слабых соседей, особенно там, где проживает значительная часть этнических россиян либо русскоязычного населения».
Поэтому молчаливое согласие Запада с этим мифом «рискует еще больше подорвать территориальную целостность Украины и поощрить экспансионистские силы в других местах». Недавняя резкая милитаризация Крыма и незаконные ограничения на судоходство в Азовском море уже влияют на ситуацию в сфере безопасности в районе Черного и Средиземного морей.
О единстве «трех братских народов»
Эту концепцию российской пропаганды авторы доклада называют «идеологической конструкцией, восходящей к имперским временам». Они приводят ее историю и напоминают, что нарратив об «общей» нации возродился с начала 2000-х годов — как часть кампании Кремля по дезинформации, направленной на легитимизацию утверждения о том, что Украина и Беларусь являются частью «естественной» сферы влияния России и поэтому не способны выжить «вне объятий России».
Особое сочувствие к этому взгляду заметно в странах, разделяющих чувство славянской и/или православной общности с Россией — Сербии, Болгарии, Греции. Кроме того, схожего мифа часто придерживаются крайне правые политические партии в Западной Европе, в том числе в Австрии, Франции, Германии и Италии. Всех сторонников таких взглядов в Европе следует наказать.
На самом же деле такая концепция игнорирует европейский фундамент, на котором базировались украинская и белорусская национальные идентичности — «до того, как земли были завоеваны Россией в конце 18 века, русифицированы в 19 веке и советизированы в 20-м», напоминают авторы доклада.
«Идея триединой русской нации принижает уникальность коренных культур, которые развивались на западе царской империи, и, в частности, упускает из виду их специфические языковые и религиозные составляющие», — напоминают в Chatham House.
Сегодня приверженность такому мифу имеет несколько важных политических последствий, утверждают аналитики. Во-первых, это означает, что Украину и Беларусь «рассматривают через неоимперскую призму, фактически признавая притязания России на право вмешиваться во внутренние дела соседних государств — вплоть до потенциальной легитимизации пророссийского сепаратизма, например, в Донбассе».
Кроме того, подобный миф ведет «к укоренению в международном общественном мнении ошибочного убеждения, что Украина и Беларусь не имеют права „возвращаться" в Европу (якобы на том основании, что они изначально никогда не были ее частью), и что они должны остаться вне ЕС, Шенгена и НАТО навсегда».
Советы лидерам Запада
Авторы доклада дают рекомендации западным лидерам о том, как выстраивать отношения с Кремлем, в восьми различных аспектах.
Среди них — базовые принципы отношений, особенности общения с лидерами РФ (в т.ч. с политиками и чиновниками помимо Путина), стратегия санкций и т. д.
В отдельный блок таких рекомендаций авторы доклада выделяют «поддержку стран Восточной Европы и постсоветского пространства». В частности аналитики Chatham House советуют странам Запада придерживаться таких стратегий — с учетом опасности вышеперечисленных мифов:
1. Настаивать на том, что Россия не имеет права на исключительные сферы влияния за счет суверенитета своих соседей. «Российское вето на внешнюю политику и политику безопасности независимых стран на ее периферии должно быть публично признано неприемлемым — не только потому, что это противоречит западным ценностям и приоритетам, но и из-за дестабилизации безопасности Европы», — пишут авторы доклада.
2. Отвергнуть концепцию «единой русской нации», включающей Украину и Беларусь. «Утверждение России о том, что ключевые славянские нации являются „одним народом" является попыткой легитимизации вмешательства в дела этих наций. Идея должна быть оспорена, поскольку является серьезным препятствием для стабильного развития обеих стран», — говорится в докладе.
3. Сохранять приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности соседей России, включая Украину, и четко сообщать об этом России. «Незаконность оккупации и аннексии Крыма нельзя обходить молчанием, как и прекратить дискуссии на этот счет, просто потому, что их „неудобно" вести», — настаивают аналитики Chatham House.
4. Развивать успех программ безопасности НАТО в Балтийском море, расширяя их на регион Черного моря. «Такие меры должны включать усиленное прямое присутствие [сил НАТО] в Болгарии, Венгрии и Румынии, а также использование новой Программы расширенных возможностей для Украины как инструмента повышения безопасности на Черном море», — заключают авторы доклада.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Опубликовано 13/05/2021
источник: upload.wikimedia.org
Ча́тем-Ха́ус (англ. Chatham House) или Королевский институт международных отношений (англ. The Royal Institute of International Affairs) — британский аналитический центр в области международных отношений.
Публикует журналы: International Affairs (англ.)русск., The World Today (англ.)русск. и Journal of Cyber Policy. Различные виды отчётов доступны на сайте Chatham House (англ.).
История
Практически с самого дня основания находится в Чатем-Хаусе, здании в центре Лондона[прим. 1]. На протяжении многих лет название здания было синонимом организации, благодаря чему в 2004 году было решено, что традиционное название будет использоваться только для официальных целей, а все издания, работы института, его эксперты и пресс-релизы для СМИ будут представляться под названием «Чатем-Хаус».
Цели и задачи
Цель деятельности Чатем-Хауса — предоставить своим членам возможность обсуждения важных политических тенденций и вызовов. Независимые исследования, проводимые членами Чатем-Хауса, предназначены для выработки новых идей и подходов для руководителей государства относительно вопросов внешней политики. Разработки Chatham House также служат источником экспертных мнений для прессы по главным вопросам международных отношений.
Принцип анонимности
В Чатем-Хаусе действует принцип анонимности обсуждений, известный как «Правило Чатем-Хауса» (Chatham House Rule). В соответствии с принципом, делегаты и гости семинаров не имеют права разглашать авторство тех или иных мнений за пределами Чатем-Хауса. Принцип призван способствовать откровенности мнений и обсуждений. Принцип действует лишь на некоторых определённых встречах и семинарах.
Приз
Академия
В январе 2013 года институт объявил о создании «Академии лидерства»[прим. 2]. Академия предлагает потенциальным и действующим мировым лидерам 12-месячное членство с целью «подготовки нового поколения лидеров в международных отношениях»[4].
«Российский вызов»
4 июня 2015 года институт опубликовал аналитический отчет «Российский вызов» (англ. The Russian Challenge). Отчёт содержит исследование российской внешней политики в 2000—2015 годах и рекомендации по ответным действиям Запада[5][6][прим. 3].
АнализАвторы отчета полагают, что целью российской внешней политики в означенный период было восстановление эксклюзивного политического влияния России на постсоветском пространстве.
Выводы и рекомендацииАвторы отчета выражают мнение о недопустимости реализации российских устремлений, считают политику умиротворения неэффективной и предлагают меры противодействия со стороны стран Запада[5], среди которых:
- всестороняя поддержка независимости стран на постсоветском пространстве
- поиск новых способов коммуникации с населением России с целью разъяснения выгод от присоединения к европейскому пространству
- поддержка реформ во всех странах на постсоветском пространстве
- устранение зависимости Европы от поставок российского газа
- противодействие российской пропаганде и восстановление традиционных механизмов сдерживания
- развитие исследований России с целью лучшего понимания и предсказания возможных действий последней
- …
- подготовка к неизбежной смене российского политического режима (как в лучшую, так и худшую сторону)
Реакция России
- Представители российского парламента сравнили доклад с пропагандой времен холодной войны. По словам члена думского комитета по делам СНГ Василия Лихачёва, цель доклада — дезинформировать властные структуры западных стран и оттолкнуть их от сотрудничества с Россией[7].
- Замглавы комитета по конституционному законодательству и госстроительству Совета Федерации РФ Константин Добрынин высказал мнение о необходимости «договориться о новых границах постсоветского мира и сформулировать новую экономическую логику существования постсоветского пространства». Говоря о причинах разногласий между Россией и Западом, К. Э. Добрынин отметил:
Истинный, глубинный источник проблемы — принципиальная де-юре неурегулированность ряда вопросов, связанных с условиями и последствиями кардинальной ревизии Ялтинского мироустройства на рубеже 1980-90-х годов.
— «В России британский доклад назвали пропагандой в стиле холодной войны»
То, что будет после Путина, будет лучше Путина — это миф. Радикальный отчет Chatham House
В отчете анализируются 16 наиболее распространенных мифов и заблуждений, которые формируют современное западное мышление о России. Он объясняет их пагубное влияние на разработку и реализацию политики Запада и указывает на необходимость критического пересмотра отдельных позиций для обеспечения более рациональных и эффективных ответов на действия России, поясняют эксперты.
В основе анализа, отмечают они, лежит важный аргумент о том, что, вопреки желанию многих евроатлантических политиков, у России мало шансов стать более конструктивным партнером западных правительств в обозримом будущем.
Таким образом, благонамеренные попытки улучшить отношения с Кремлем, скорее всего, потерпят неудачу, поскольку российские стратегические цели, ценности и понимание межгосударственных отношений кардинально отличаются от западных, считают авторы отчета.
Далее LIGA.net цитирует доклад с некоторыми сокращениями.
Запад — это сообщество с общими интересами и ценностями. Расширение НАТО и ЕС было обусловлено именно этим. В то время как Россия стремится навязать «крепкое добрососедство» другим государствам, хотят они того или нет, и считает «сферу привилегированных интересов» правом. Споры по поводу западных военных интервенций несравнимы с двуличностью, отсутствием дипломатии и полным игнорированием договоров, которые предшествовали вторжению России в Грузию и Украину.
Политика Запада по взаимодействию с Россией терпит неудачу, если она основана на представлении о том, что на определенном уровне интересы России и Запада должны совпадать. Стремление к нормализации отношений без устранения основных причин разногласий только ухудшает положение. Российские цели и понимание отношений между государствами несовместимы с тем, что западные государства и общества считают приемлемым. Признание того, что западные и российские ценности и интересы несовместимы, и корректировка с учетом этой реальности — ключ к управлению этими конфликтами и противоречиями.
Вопреки нарративам о предательстве, культивируемым сегодня Россией, Советскому Союзу никогда не предлагали формальных гарантий в отношении расширения НАТО после 1990 года. Москва просто искажает историю, чтобы сохранить внутренний антизападный консенсус. В 1990 году, когда Михаил Горбачев согласился на включение объединенной Германии в НАТО, он не просил и не получал никаких формальных гарантий того, что не будет дальнейшего расширения НАТО за пределы территории объединенной Германии. Роспуск Варшавского договора и распад СССР изменили ситуацию с безопасностью в Европе. Новые лидеры России не ставят под сомнение принцип, согласно которому страны Европы могут самостоятельно принимать меры по обеспечению безопасности. Аналогичным образом, в Основополагающем акте Россия-НАТО, подписанном в 1997 году, признается «неотъемлемое право» всех государств «выбирать средства для обеспечения своей собственной безопасности».
Евроатлантические политики могут не признавать это, но естественное состояние Москвы — конфронтация с Западом. Ключевой особенностью конфликта является использование нетрадиционных враждебных мер, которые остаются выше порога приемлемой деятельности в мирное время, но ниже порога ведения войны. Кремль стремится подорвать интересы Запада с помощью хорошо зарекомендовавшего себя инструментария, такого как вмешательство в выборы, целенаправленные санкционированные государством убийства и информационная война.
Российские лидеры выступают за общеконтинентальную систему европейской безопасности, которая заменила бы существующие евроатлантические структуры, особенно НАТО. Это предложение проблематично: оно игнорирует фундаментальные разногласия между Россией и западными странами по вопросу суверенитета. Россия хочет для себя привилегий «великой державы», ограничения суверенитета соседних стран и соглашения о том, что государства не должны подвергаться критике, если они ведут свои внутренние дела таким образом, который несовместим с ценностями демократии, прав человека и верховенства закона. Эта точка зрения вступает в противоречие с основными западными интересами и ценностями.
Этот миф основан на предпосылке, что геополитический вес, взаимные экономические интересы и компенсации за проигрыш в холодной войне являются главными императивами для успешной перезагрузки отношений с Россией. Если не считать глубокой этической двусмысленности, которую подразумевает такая тактика, договоренность просто не сработает. Усилия в областях кибербезопасности, Ближнего Востока и Северной Африки провалились из-за нелиберального подхода России к каждому из этих вопросов.
Идея о том, что Россия должна иметь право на исключительную сферу влияния в других государствах, особенно в Восточной Европе и Центральной Азии, весьма проблематична. Это несовместимо с провозглашаемыми евроатлантическими ценностями в отношении суверенитета государств и права на самоопределение. Это наносит ущерб геополитическому порядку и международной безопасности, поскольку неявно дает разрешение России на территориальную агрессию, аннексию, даже прямую войну. Это фактически дает России право доминировать в соседних государствах и нарушать их территориальную целостность.
Представление о том, что Запад может использовать напряженность между Россией и Китаем, содержит неправильное понимание характера отношений между двумя странами и переоценивает их восприимчивость к внешним рычагам. Следствием этого мифа является предположение о том, что Россия и Китай составляют единое стратегическое образование, которому каким-то образом «позволили» развиваться нерадивые западные политики. Но точно так же, как Запад не объединил Россию и Китай, он не может их разлучить. У этих двух держав есть естественная идеологическая совместимость, а также взаимодополняющая экономика и интересы в различных сферах, включая технологии, кибер-сотрудничество и оборону. Учитывая, что в настоящее время обе державы могут больше выиграть от сотрудничества, чем от конкуренции, и Россия, и Китай предпочли отодвинуть свои разногласия на задний план в обозримом будущем. Но скрытая двусторонняя напряженность может выйти на первый план в будущем по мере расширения господства Китая. Таким образом, возникновение «оси авторитаризма» не ожидается.
Сближение с Россией в качестве стратегического средства противодействия Китаю, скорее всего, произойдет на условиях Кремля и будет означать принесение в жертву суверенитета других постсоветских государств. Более того, разделять этот миф — значит предположить, что Кремль хочет нормализации отношений с Западом, и забыть, что улучшение отношений с Россией неэффективно для предотвращения дальнейшего роста влияния Китая. Что наиболее важно, хотя нарушения Китаем международного права и прав человека не заслуживают оправдания, альянс с Кремлем неявно исключает возможность установления устойчивых отношений между Китаем и Западом в долгосрочной перспективе. Западные страны не могут позволить себе роскошь сосредоточиться исключительно на проблемах, которые ставит Китай, при этом каким-то образом замалчивая агрессивное поведение России.
Россия представляет Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в качестве партнера ЕС в зоне свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока». На самом деле ЕАЭС — это политический проект. Россия игнорирует правила самой же ЕАЭС. Торговая политика РФ подчинена ее внешней политике. Из-за такого инструментального использования и глубокой политизации ЕАЭС функционально неспособен действовать в качестве интеграционного органа в Евразии, не в последнюю очередь потому, что Россия не заинтересована во всеобъемлющей либерализации торговли ни внутри ЕАЭС, ни через зону свободной торговли с ЕС.
Кремль искажает историю региона, чтобы легитимировать идею о том, что Украина и Беларусь являются частью «естественной» сферы влияния России. Фактически обе страны имеют более сильные европейские корни, чем считает Кремль. Исторически неверно утверждать, что Россия, Украина и Беларусь когда-либо составляли единое национальное образование (две страны также имеют политические и культурные корни в европейских структурах, таких как Великое княжество Литовское). Нарратив Кремля, который служил оправданием притязаний России на статус «первого среди равных» среди постсоветских республик признает право России вмешиваться во внутренние дела своих соседей. Идея «триединой» русской нации принижает уникальность исторических коренных культур. Таким образом РФ пытается создать препятствия для интеграции двух стран в Европу.
Кремль пропагандирует вранье о том, что Крым законно и добровольно «отделился» от Украины и «присоединился» к России в 2014 году. Если не опровергнуть этот миф, он рискует еще больше подорвать территориальную целостность Украины и способствовать экспансионистским усилиям РФ в других местах.
Однако реальность такова, что Крым находился в руках России лишь часть своей истории. Исторически (до 2014 года) Крым принадлежал России всего 168 лет, или менее 6% ее письменной истории. С момента обретения Украиной независимости в 1991 году в Крыму не существовало ни одного крупного сепаратистского движения. Украинцы, русские и крымские татары мирно сосуществовали с широкой автономией, предусмотренной конституцией АРК. «Референдум», организованный Россией и проведенный под давлением 16 марта 2014 года, на самом деле был всего лишь дымовой завесой для официального оформления российского военного захвата полуострова.
Миф состоит в том, что в России в 1990-е годы либеральная рыночная реформа привела к затяжной рецессии. Это правда, что была предпринята попытка проведения либеральных реформ, и объем производства за шесть лет сильно упал, но первое не повлекло за собой второе. Либеральная реформа в том виде, в котором она изначально была задумана, никогда не была реализована в России полностью и адекватно. В РФ политически слабые власти не смогли добиться стабилизации экономики (включая контроль над инфляцией и управление государственными финансами), в то время как другое ключевое направление реформ, приватизация, было омрачено коррупцией. Ложное представление о том, что хорошо функционирующая рыночная экономика каким-то образом несовместима с Россией, ослабляет политику Запада.
Экономические санкции уже продемонстрировали практическую и нормативную ценность в качестве ответа на неприемлемое поведение России — но им нужно дать время, чтобы подействовать. Санкции также демонстративно осуждают неприемлемое поведение и подтверждают коллективную приверженность нормам и принципам международного порядка.
Управление в России — это не спектакль одного актера. Вопреки широко распространенному мнению, множество различных субъектов и институтов могут играть значимую роль в принятии решений. Личная роль президента часто преувеличивается, внешние наблюдатели упускают из виду или неправильно понимают роль коллективных органов (например, Администрации президента и Совета безопасности), переоценивают степень управленческой компетентности и дисциплины (президентские указы часто не выполняются) или игнорируют корыстное поведение других актеров помимо Путина. Несмотря на то, что у Путина может быть возможность вмешиваться во все типы принятия решений, это не значит, что он всегда это делает или хочет это делать. Чтобы понять, как на самом деле работает управление в стране, нам необходимо принять во внимание мощь и сложность российской бюрократии, значение которой будет только возрастать.
Этот миф снова отражает победу надежды над опытом и анализом. У России есть структурные проблемы, выходящие за рамки трудностей, связанных с правлением Путина. В результате вероятность построения жизнеспособной демократической системы постпутинской Россией сейчас ниже, чем в 1990-е годы. В частности, стране потребуются новые профессиональные кадры, если она хочет обеспечить подотчетное и эффективное управление. Но условий для выращивания таких кадров в сегодняшней России не существует. Независимо от того, кто в конечном итоге сменит Путина, политическая культура России, несомненно, будет и дальше препятствовать развитию более конструктивных отношений с Западом.
Принять стратегии, основанные на честной оценке возможностей, намерений и действий России. Не принимайте их, ставя надежду выше опыта, или потому, что реальные альтернативы неудобны, или на основе мифов, развенчанных в этом отчете.
Помните, что Кремль — не друг Западу. Российские чиновники пользуются роскошными курортами Запада, правовой системой, банками, школами, элитной недвижимостью и так далее, но это не означает, что они разделяют его политику и ценности.
Не умиротворяйте Россию в обмен на предполагаемые выгоды. Они не материализуются. В частности, избегайте соблазна заключить большую сделку в отношениях с Россией. Так называемая «реалистичная» политика просто играет на руку Москве.
Ожидайте разочарования в РФ. Опыт неизменно демонстрирует тщетность отношения к России как к надежному партнеру. Ожидайте, что Россия нарушит любое заключенное с ней соглашение, когда это будет соответствовать ее интересам, если только не будет существенных рычагов для обеспечения соблюдения условий данного соглашения.
Не сдавайтесь. Поддерживайте давление на Россию, четко осознавая основные интересы Запада и отказываясь принимать враждебные действия, которые бросают им вызов, и сохраняйте веру в то, что западные политические системы, санкции и другие меры будут работать в долгосрочной перспективе. Примите принцип, согласно которому каждое «неприемлемое» действие должно сопровождаться равносильной или асимметричной реакцией.
Признайте, что недружественные отношения с Россией уместны в настоящее время и продиктованы реалиями, с которыми мы сталкиваемся. Действительно, хорошие отношения с Россией были бы совершенно неуместными в современном контексте. Условия «дружбы» с Россией неизменно оборачиваются ущербом нашим интересам и интересам других.
Ставьте безопасность выше экономической выгоды. Любое сокращение деловых отношений с Россией оправдано, если удается удержать ее от нападения на западные страны, общества, граждан и основные интересы. Бывают моменты, когда императивы безопасности и экономики вступают в противоречие, и это влечет за собой определенные финансовые жертвы. Финансовые инвестиции наводят политические мосты только тогда, когда политические интересы совпадают.
Не поддавайтесь искушению пойти на компромисс относительно интересов и ценностей в стремлении к сотрудничеству, даже если очевидно, что сотрудничество все еще возможно в небольшом количестве областей. Аналогичный принцип применим и к диалогу. Ни сотрудничество, ни диалог не так важны, как понимание фундаментальных различий между Россией и Западом.
Ожидайте шумных, гневных и оскорбительных ответов от Москвы как платы за защиту интересов Запада. Такие ответы не должны служить сдерживающим фактором для политики, поскольку это будет представлять собой успешный шантаж.
Повышайте квалификацию. Западу необходимо воссоздать экспертный пул специалистов по России, чтобы обеспечить достоверный анализ ее действий и предотвратить развитие новых мифов.
Все актуальные новости от RusDelfi можно прочитать в Telegram: подписывайтесь и будьте в курсе событий страны и мира.
Доклад Chatham House – откровенно антироссийский
Дмитрий Куликов в Twitter
ЛОСЕВ: «Доклад Chatham House. 17 авторов. Двое из них – из России, причем один из них профессор Высшей школы экономики и еще одна преподавательница РАНХиГС Екатерина Шульман. Они написали доклад, который я сравниваю с такой толерантной, легкой версией „Майн кампф“, потому что он откровенно русофобский, откровенно антироссийский и более того, если западные политики будут реально применять эти методы на практике, то это по сути означает казус белли».
Полностью слушайте в аудиофайле.