«Тяжело тем, у кого семья дома осталась. Жены не всех дожидаются»

отметили
7
человек
в архиве
«Тяжело тем, у кого семья дома осталась. Жены не всех дожидаются»

Организованный военным ведомством арктический двухдневный пресс-тур предполагал во второй день посещение военной базы «Арктический трилистник», расположенной на острове Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Но вот уж действительно хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Уже в ночь перед вылетом стало понятно, что погода в Арктике испортилась, и шансы улететь «по графику» падают так же стремительно, как столбик термометра в северных широтах. Утром опасения подтвердились:

– Коллеги, из-за резко ухудшившихся погодных условий наш визит на архипелаг переносится на несколько дней. Крайний срок – понедельник.

«Но сегодня же только пятница, это все выходные...» – невесело подумалось мне. Да и не только мне. Но во всем нужно искать положительные стороны. В конце концов, не каждый день в жизни появляется такая возможность: побывать в Арктике. Кто-то даже мечтать об этом не может.

Единогласно было принято решение: набраться терпения и ждать. Отдельное спасибо –  представителям Министерства обороны, которые организовали для многочисленных представителей средств массовой информации посещение достопримечательностей в Мурманске, где, собственно, нам и пришлось пережидать непогоду.

Военные синоптики не ошиблись: несмотря на предпринятую попытку вылететь в воскресенье, Земля Франца-Иосифа согласилась принять гостей лишь в понедельник.

Севернее земли не бывает

Ил-76МД – уникальный самолет, оснащенный четырьмя мощными «движками» ПС-90А-76, радиолокатором и оптико-электронной системой. Я стою возле него на аэродроме в Североморске и уже не могу поверить своему счастью: скоро на этой громадине мы полетим в Арктику!

В отличие от бывалых коллег для меня полет на военном самолете стал дебютным. Внутри «небесный грузовик» разительно отличался от привычных гражданских собратьев, чем нравился мне все больше. Время пролетело незаметно, и вот:

– Подлетаем, – послышался чей-то голос в начале самолета.

Я посмотрела на время. Так и есть: прошло уже чуть больше двух часов. Пассажиры оживились: кто-то наспех натягивал на себя кофты и шерстяные носки, кто-то не мог оторваться от иллюминатора… Приземлились очень мягко, что было в моем представлении неожиданно для такого великана.

Взлетно-посадочная полоса на земле Франца-Иосифа в том виде, в котором ее увидели мы, появилась лишь в конце прошлого года. Раньше посадить самолет на ледовую «взлетку» в Нагурской было под силу только специально обученным экипажам военно-транспортной авиации. Сейчас же здесь создается инфраструктура для приема и обслуживания военной авиации, которая будет патрулировать наши арктические рубежи. Скоро, как нам сказали, на нее смогут садиться даже стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-95МС.

Едва спустились по трапу, как стало понятно, что передвигаться самостоятельно не так-то просто. Под ногами – сплошной лед, а вот мороз, к счастью, оказался не таким уж сильным.

Нас рассадили по машинам и повезли. Вид из окна был захватывающим: снежные просторы сливались с небом, напрочь стирая за своей белизной линию горизонта...

Первое, с чего началось знакомство с арктическими войсками, были позиции береговых ракетных комплексов «Бастион». Как рассказал командир 71-й тактической (арктической) группы подполковник Балабег Эминов, комплекс показал себя эффективно на испытаниях и в ходе проведения тактических учений в условиях высоких широт и низких температур.

Для ракетного комплекса «Бастион» суровый арктический климат – не помеха. Он может работать и при минус 50. Дальность стрельбы – 360 км. Интервалы пусков ракет – не более 5 секунд.

–​ И как вы здесь не мерзнете? – поднимая повыше воротник куртки, обратилась я к рядом стоящему офицеру.

– Привыкли уже. Да и одежда у нас соответствующая, очень теплая. Когда совсем холодно, то еще балаклаву надеваем и маску специальную, чтобы лицо защитить. Смена на улице два часа – сильно не замерзнешь.

 А вы сами откуда приехали?

– С Краснодара, – рассмеялся собеседник. – Раньше думал: если куда и перееду, то только в столицу. Очень город свой родной любил. А вот уже три года здесь – и не жалуюсь.

– Три года… Ничего себе! Наверное, тянет домой? Сколько раз за это время на родину летали?

– Раз в год, чаще не положено. Недалеко от нас пограничники – они по четыре месяца службу несут, и с семьями жить можно. А у нас здесь – сугубо мужской коллектив и годичная «вахта». Тяжело тем, у кого семья дома осталась. Жены не всех дожидаются...

Офицер вздохнул, и мне показалось, что было в его ответе что-то личное. Поэтому я поспешила сменить тему.

А медведей белых часто видите?

– Еще бы! Медведь здесь хозяин. Если кто куда выходит, то с собой обязательно либо ракетницу берет, либо еще что-то, чтобы отпугивать. Я вот дудку болельщика ношу. Очень мишке звук этот не нравится. Медведя стрелять нельзя: краснокнижное животное. У нас специалисты есть, кто «учет» по ним ведет. Считают, сколько особей, чипируют их, вакцинируют… Это ведь самый крупный хищник на Земле. Если медведь сыт, то он ленив и к человеку не полезет. Ведь мы в его восприятии – просто еда. Хотя на моей памяти на людей не нападали. Слышал, что в 2015 году прецедент был, когда косолапый рабочего «вылизал»...

 Как это «вылизал»? – не сразу поняла я.

– У медведя зубы растут раз в жизни, поэтому он мясо ими не рвет. Когтями жертву убивает, а потом мясо слизывает. Живности здесь немного. Тюлени еще есть, песцов в достатке. Летом гуси прилетают. Летом вообще хорошо. Арктический мак начинает цвести – красота!

Наш разговор прервала команда «по машинам»: пора было ехать на базу. Погода в Арктике изменчива, особо засиживаться не стоит.

– На самом деле вам еще повезло, – уже в машине услышала я от сопровождавшего нас другого военнослужащего. – Если бы в феврале–апреле сюда наведаться решили, то вполне бы могли и на месяц засесть...

«Стойкостью – невыполнимое, отвагой – невозможное»

Когда уже подъезжали к месту назначения, невольно отметила, что внешне «Арктический трилистник» скорее похож на инопланетный корабль, чем на военную базу. Такие причудливые конструкции увидишь нечасто.

Строительство началось в 2014 году и велось с использованием инновационных и энергоэффективных технологий, позволяющих минимизировать расход энергии. Спустя четыре года работы были завершены, и 1 октября 2018 года на острове была официально сформирована 71-я тактическая группа Северного флота.

– Уникальность комплекса заключается в том, что он не наносит никакого ущерба окружающей среде, – уже в стенах «Трилистника» рассказал журналистам начальник штаба армии ВВС и ПВО генерал-майор Игорь Чуркин. – От него практически нет теплового излучения. Он максимально экологичен и работает по замкнутому циклу, за исключением, наверное, продуктов горения, которые также проходят фильтрацию перед выбросом в атмосферу. Этот комплекс можно сравнить с космической станцией – с той лишь разницей, что находится она не на околоземной орбите, а в арктической пустыне...

Генерал также отметил, что это единственный в мире объект капитального строительства, возведенный на 80-м градусе северной широты.

Его площадь – более 14 тысяч квадратных метров. А автономность комплекса позволяет обеспечить достаточно комфортное проживание и выполнение служебных обязанностей группе военнослужащих до 150 человек в течение полутора лет.

Еще в самом начале, перед выступлением начальника штаба армии, в глаза бросился плакат: «Стойкостью – невыполнимое, отвагой – невозможное». Эта фраза петровских или екатерининских времен, пожалуй, как нельзя лучше характеризует людей, несущих службу в таких не простых условиях.

Когда генерал ответил на все интересующие вопросы, нам предложили провести небольшую обзорную экскурсию и показать быт защитников арктических рубежей.

Начали мы с медицинского пункта.

Врач-специалист, лейтенант медицинской службы Артем Шахбазов поделился с журналистами, что, к счастью, серьезных проблем со здоровьем у военнослужащих не возникает. В основном приходится лечить респираторные заболевания. Но оснащение медпункта позволяет решать и более серьезные проблемы. Раз в полгода с «большой земли» прилетает стоматолог, который проводит плановый осмотр.

– Все военнослужащие привиты вакциной от коронавируса, – рассказал военный последователь Гиппократа. – Случаев заболевания COVID-19 у нас зафиксировано не было.

Дальше по плану был спортивный зал, оснащенный современными силовыми и кардиотренажерами.

– Заниматься можно утром до завтрака либо после 18 часов, – пояснил сопровождавший. – В выходные дни – в любое время.

Офицеры показали нам библиотеку, кабинет психологической разгрузки, а также места проживания военнослужащих и даже сауну. После чего пригласили на обед.

А как вы связываетесь с родными? Ведь ни Интернета, ни сотовой связи здесь нет, –​ поинтересовалась я по пути в столовую.

– Есть телефон для срочной связи. По нему раз в месяц можно звонить домой. А так – письма, посылки...

А как праздники отмечаете? Новый год, например. Елку наряжаете?

– Ну, а как же. И елка, и Дед мороз.

 Может, и Снегурочка есть?

– Снегурок, – заулыбался собеседник. – Ради шутки выбираем самого упитанного бойца. Дед Мороз у нас в красном костюме, а Снегурок – в белом. Конкурсы всякие устраиваем, самодеятельность. Весело все проходит. Повара что-нибудь вкусное готовят. Они вообще у нас молодцы: и торты, и булочки всякие пекут, и даже хлеб свой. А какое у нашего повара коронное ризотто – пальчики оближешь!

Офицер от удовольствия закатил глаза.

– А еще у нас проходят недели национальной кухни. Это когда каждый день готовят какое-то национальное блюдо, с учетом пожеланий военнослужащих.

За беседой мы дошли до столовой, где нас уже ждал вкусный обед. И, кстати, на второе было именно то самое коронное ризотто.

Погода продолжала ухудшаться, и перспектива задержаться на несколько дней становилась все реальнее. Поэтому нужно было поторапливаться. И вот уже «Ил» вновь поднялся в небо.

По прилету в Североморск выяснилось, что в Первопрестольную мы сегодня так и не попадем. Вылет переносится на следующий день.

– Never ending komandirovka (бесконечная командировка)… – расстроенно ворчал проходящий к автобусу американский коллега.

***

Вот такая она – Арктика. Сначала ты терпеливо доказываешь ей серьезность своих намерений. А потом уже она решает, когда тебя отпустить. Но все это, конечно, мелочи по сравнению с теми эмоциями, которые оставляет этот суровый край в твоем сердце.

Москва — земля Франца-Иосифа —Москва

Военные показали, как живут в «Арктическом трилистнике»: пальмы среди снеговисточник: static.mk.ru

Смотрите фотогалерею по теме

Добавил vceok vceok 26 Мая 2021
Комментарии участников:
waplaw
+1
waplaw, 26 Мая 2021 , url

Я стою возле него на аэродроме в Североморске и уже не могу поверить своему счастью: скоро на этой громадине мы полетим в Арктику!

 

Ну не дура)) Североморск это и есть Арктика:) Вот точно в МК одни макаки работают.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать