Металлургия и вопросы языкознания. Обобщение

отметили
10
человек
в архиве

Необъявленная война между металлургами и чиновниками, которая после прошлогоднего сражения при НДПИ вроде бы перешла в стадию тактических боев, внезапно разгорелась с новой силой: за артподготовкой в виде обсуждения методов госрегулирования растущих цен на стальную продукцию последовал мощный удар по оборонительным позициям компаний.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что метпроизводители нажились на поставках, оплачиваемых за государственный счет, и теперь должны вернуть в бюджет 100 млрд рублей. То есть примерно вдвое больше, чем должны ежегодно отдавать в виде повышенного НДПИ.

Вернуть нахлобученное

Первый тревожный звонок для металлургов прозвучал на прошлой неделе, когда профильный замглавы Минпромторга Виктор Евтухов на отраслевой конференции заговорил о «стимулировании диалога» о излишне быстром росте цен на внутреннем рынке посредством ряда довольно радикальных предложений (включая введение временной пошлины в размере 20-30% на экспорт всего их ассортимента и резкое повышение введенного в прошлом году рентного коэффициента НДПИ). «Я предлагаю пообсуждать. Забиться к себе в норку и ни на что не обращать внимания — не получится, это 100%. Я хочу всем сказать, что решения все равно приниматься будут. Но я предлагаю подумать, что можно предложить сегодня государству для того, чтобы сделать цены на внутреннем рынке приемлемыми и оторвать от цен внешних», — заявил чиновник.

Если кто-то после этих слов и рассчитывал все же остаться «в норке», первый вице-премьер не оставил на это никаких шансов.

«Мы работали с металлургами и продолжаем работать в ручном режиме. Я не буду сейчас называть компании и сколько они заработали. Но я могу сказать, что в ковидный год, сейчас отчетность пришла, мы видим, что доходы металлургов возросли в разы. Это не плохо. Слава тебе, Господи. И даже не плохо, что они выплачивают дивиденды. А плохо то, что они все считают цены нетбэк, и они подняли цены на внутреннем рынке в соответствии с ростом мировых цен», — сказал Белоусов в интервью РБК ТВ.

«Мы посчитали, что нас, извините за это слово, металлурги нахлобучили (нас — государство, бюджет) в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей по году. Эти деньги, я считаю, они должны нам вернуть в виде налогов», — заявил первый вице-премьер.

«Я говорил некоторым из них: „Ребят, я сейчас даже не буду думать, как — налог такой, налог сякой, через НДПИ — с вас снять (эту сумму — ИФ). Единственное, я говорю — ценник вот (100 млрд рублей — ИФ), давайте вместе с вами подумаем, как лучше сделать так, чтобы вы нам его заплатили“, — сказал чиновник.

По словам Белоусова, металлурги „конечно, понимают“, что нужно будет возвращать в бюджет сверхдоходы, но пока нет решений о механизме изъятий. „У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы вот то, что они получили и так себя повели, у них забрать. Это, я думаю, мы сделаем“, — заявил Белоусов.

Дискуссия по вопросам языкознания

Владелец одного из крупнейших металлургических предприятий России Владимир Лисин, который как президент ассоциации „Русская сталь“ (да и просто острый на язык человек) выполняет функции главного отраслевого спикера, в долгу не остался.

»В этом коротком сообщении сразу выразилось многое. Неизгладимый синдром Госплана — болезнь «красных глаз». А «нахлобучить» — это не очень распространенный глагол, но смысл этого слова общеизвестные словари поясняют как «надвинутый на лоб или на глаза клобук (шапка)». Вот точно — чтобы не видеть двойной рост налоговых отчислений отрасли, конкурирующей на глобальном рынке. Не видеть, что сумма налогов в федеральный и региональные бюджеты уже превышает величину «притязаний». Игнорировать значительный рост инвестиций в отрасли. Не считать важным, что только у металлургов несколько миллионов владельцев акций — физические лица, которые не получат рассчитываемые дивиденды...", — прокомментировал Лисин как форму заявления Белоусова, так и его содержание.

При этом владелец НЛМК не только защищал отрасль, но и контратаковал неповоротливых, по его мнению, распорядителей бюджетных средств. «Планирование и расчеты бюджетных строек на год отстают от начала строительства и изменившихся цен. Отрасль предложила дать перечни и виды продукции для целевой поддержки чувствительных социально объектов и готова их обеспечить (отработаем один день бесплатно — это 200 тысяч тонн продукции). Ни перечня, ни конкретных объектов», — посетовал Лисин.

Более сдержанный, но содержательно близкий комментарий дал Российский союз промышленников и предпринимателей, который представляет интересы крупного бизнеса и идеи изъятия сверхдоходов вряд ли когда-нибудь поддержит.

«Расчет ущерба для экономики в 100 млрд рублей вызывает вопросы: налоговые перечисления металлургических компаний в этом году благодаря конъюнктуре рынка металлов существенно выросли и превышают затраты госстроек от роста цен», — заявил представитель РСПП. В целом федеральный бюджет и бюджеты 28 регионов страны получат дополнительно к показателю прошлого года 250 млрд рублей налоговых перечислений, отметили в союзе, напомнив, что в 2021 году отрасль увеличивает инвестиции по сравнению с 2020 годом почти до 300 млрд рублей с приоритетом на экологические проекты.

Встреча парламентеров

Уже во вторник, 1 июня, металлурги соберутся на совещании у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Встреча была запланирована еще до эфира интервью с Белоусовым и «посвящена вопросам развития металлургической промышленности». Письмо за подписью врио министра, первого замглавы Минпромторга Василия Осьмакова в адрес Владимира Лисина датируется 27 мая — как раз в этот день другой замглавы ведомства готовил почву для диалога с металлургами посредством словесных интервенций.

Несколько источников в металлургической отрасли подтвердили, что получали соответствующее приглашение. При этом один из собеседников отметил, что отдельно развернутой повестки совещания компании не получали.

Источник, близкий к Минпромторгу, также подтвердил запланированное на 1 июня совещание с металлургами. В министерстве от комментариев отказались.

Большинство участников экономико-лингвистической дискуссии с обеих сторон в середине недели съедутся в Санкт-Петербург для участия в международном форуме. Там же выступит и арбитр, на чье внимание в первую очередь и рассчитаны яркие реплики противоборствующих сторон.

Потанин назвал способ снизить цены на жилье

Металлургические компании могли бы заключить прямые договоры по субсидируемым ценам с застройщиками, чтобы снизить давление на стоимость жилья, считает глава «Норильского никеля» Владимир Потанин. Он сказал об этом «Интерфаксу».

По его мнению, механизм адресной поддержки строительной отрасли позволил бы стабилизовать цены на жилье, отразившись на стоимости ипотеки для рядового потребителя, при этом не угрожал бы конкурентоспособности российской металлургии на мировой арене.

«Нужно договориться о том, чтобы металлурги поставляли свою продукцию застройщикам напрямую — по госзаказу или иной выбранной правительством схеме. По сниженным ценам и только ту металлопродукцию, которая востребована в строительной отрасли. Таким образом, мы сможем осуществить прямое субсидирование застройщиков, а через них, обычных людей», — сказал Потанин.

31 мая первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил о необходимости изъять через дополнительные налоги у металлургов 100 млрд рублей сверхдоходов, которые были получены по финансируемым государством проектам.

«Прекрасно понимаю, что правительство должно реагировать, когда из-за внешней конъюнктуры или иных факторов дорожает продукция, которая чувствительно отражается на стоимости товаров и услуг для населения. Вопрос в том, что нужно выбирать правильные инструменты для решения этой задачи», — отметил Потанин.

По его мнению, обсуждаемые сейчас варианты повышения экспортных пошлин, НДПИ или любые другие налоговые изъятия у металлургов являются «тупиковыми направлениями».

«Например, повышение экспортных пошлин на подорожавшие металлы приведет лишь к тому, что наши компании станут более уязвимыми и менее конкурентоспособными по отношению к иностранным. И это в то время, когда российские компании за рубежом вообще не жалуют. Повышение НДПИ или любой другой налоговой нагрузки приведет к такому же результату — потере конкурентоспособности каждой отдельной компании, что отразится и на бюджете. Ослабление позиций конкретных предприятий, отрасли, приведет к ослаблению позиций страны», — считает глава «Норникеля».

В прошлом году, по итогам реализации налогового маневра с НДПИ, компании цветной металлургии утратили преимущества по сравнению с зарубежными, напомнил он. Рентная налоговая нагрузка на руды «Норникеля» стала одной из самых высоких среди горнодобывающих компаний.

Потанин считает, что проблему роста стоимости жилья было бы правильно решить так же, как ранее урегулировалась проблема роста цен на бензин. Правительство и нефтяные компании договорились о том, что поставки на АЗС будут осуществляться по стабильным, невысоким ценам. «Это более прямой путь, чем брать деньги с компаний, чтобы потом думать, как их довести до потребителя», — заметил он.

«Здесь надо поступить таким же образом. Нужно, чтобы эти деньги быстрее дошли до человека, покупающего квартиру. Это же главная задача: сделать так, чтобы рост цен на металлы не отразился на конкретных людях, покупающих жилье в ипотеку. Механизм прямых контрактов по субсидируемым ценам позволит не перераспределять взысканные с металлургов деньги через длинную цепочку, а отдать максимально быстро и адресно тем, от кого зависят цены на жилье, то есть застройщикам», — сказал он.

«Норникель» со своей стороны готов к заключению таких прямых договоров, добавил Потанин.

Доля «Норникеля» в себестоимости жилья и реализации инфраструктурных проектов незначительна. «Норникель» поставляет на внутренний рынок около 7% выпускаемых медных катодов (низкая доля в связи с географическим положением и высокими издержками на логистику). При этом в составе себестоимости жилья стоимость меди составляет менее 0,5% (при себестоимости метра в Москве в 70-80 тысяч рублей, на медь приходится около 300 рублей). Российский рынок меди профицитен, предложение кратно превышает потребление.

По оценкам «Норникеля», повышение НДПИ на всех металлургов пропорционально текущему распределению налога не достигнет цели изъятия сверхдоходов, полученных с внутреннего рынка, так как компании цветной металлургии работают в основном на экспорт. При этом такое решение будет означать, что рентный коэффициент повысится до 7,9 вместо 3,5, а уровень налоговой нагрузки на цветную металлургию вырастет с 4,1% до 9,2% к выручке.

«Компании должны зарабатывать прибыль, поэтому они продают по тем ценам, которые складываются на мировом рынке. Социальная ответственность компаний в этом случае состоит в том, чтобы поддержать конкретных потребителей, которые затронуты ростом цен на металлы, и поделиться частью своей прибыли. Ровно об этом правительство с компаниями должно договариваться, а не придумывать вычурные формы изъятия прибыли компаний с подрывом их позиций на мировом рынке», — подчеркнул Потанин.

Также он считает контрпродуктивными возможные идеи по сокращению дивидендов металлургических компаний. «Дивиденды — это способ легитимного распределения прибыли компании, который дает дополнительный доход бюджету в виде налогов. Любая атака на этот институт контрпродуктивна еще и потому, что повредит привлекательности нашей страны для частных инвестиций. Привлекательность подразумевает доход, и дивиденды — самая прозрачная форма такого дохода для инвесторов», — отметил.

При этом, по его словам, соотношение объемов дивидендов и заработной платы, социальных расходов и инвестиционных программ может быть предметом анализа.

По оценкам «Норникеля», введение ограничительных мер или пересмотр налоговой нагрузки негативно отразится на инвестиционной и социальной программах компании.

«Норникель» реализует инвестпрограмму до 2030 года объемом 2 трлн рублей, в том числе экологический «Серный проект», который оценивается в 250 млрд рублей. В 2021 году «Норникель» взял на себя обязательства по финансированию мероприятий в рамках соглашений о социально-экономическом развитии Норильска на 81 млрд рублей и дополнительно решил выделить еще 150 млрд рублей до 2035 года, в том числе на реновацию жилья. В марте компания полностью выплатила назначенный судом штраф за разлив солярки в размере 146,2 млрд рублей, из которых 145,5 млрд рублей направлены в федеральный бюджет.

Добавил precedent precedent 1 Июня 2021
Комментарии участников:
precedent
-1
precedent, 1 Июня 2021 , url

Совершенно согласен с Потаниным: металлурги могли бы помочь снизить расходы граждан на жилье, позвольте только дополнить: нам бы ещё на жулье их снизить. 

bvv4095
-1
bvv4095, 1 Июня 2021 , url

Потанин считает, что проблему роста стоимости жилья было бы правильно решить так же, как ранее урегулировалась проблема роста цен на бензин.

 Проблемы нет, а рост цен есть.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать