«Мировая экономика уверенно восстанавливается» после коронакризиса, однако «во втором полугодии текущего года можно ожидать дефицита нефти и газа»
источник: s0.rbk.ru
Глава «Роснефти» Игорь Сечин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) заявил, что во второй части текущего года мир рискует столкнуться с дефицитом нефти и газа.
«Мировая эгономика уверенно восстанавливается, оживает деловая активность. Так, МЭА и ОПЕК ожидают, что спрос на нефть может восстановиться уже в ближайшие 12 месяцев, при этом во втором полугодии текущего года можно ожидать дефицита», — сказал он, добавив, что также существует риск дефицита газа.
Сечин также предупредил о последствиях сокращения инвестиций в нефтяную отрасль из-за действий «зеленых лоббистов» и назвал опасным прецедентом для отрасли решение суда в Нидерландах, который в конце мая обязал менеджмент Shell принять повышенные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (должна снизить объем вредных выбросов на 45% к 2030 году по сравнению с 2019 годом) и сократить вложения в традиционный бизнес. «Произошло событие, которое нельзя игнорировать, — суд фактически принял корпоративное решение за менеджмент, и это новая форма риска для мейджоров. Более того, деятельность «зеленых» лоббистов будет увеличивать нагрузку на бюджеты отдельных стран, поскольку ускоренная декарбонизация потребует субсидий и налоговых льгот», — отметил Сечин.
Но, по его словам, человечество недооценивает важность и значение нефти и газа для мировой экономики. По расчетам Citibank, вклад нефтегазовых компаний в мировой ВВП сейчас впервые превысил их долю в общей капитализации мирового рынка, то есть нефтегазовая отрасль создает для мира больше ценности, чем получает инвестиций. Мир потребляет нефть, но не готов в нее инвестировать, заключил глава «Роснефти».
Сечин указывает, что риск дефицита нефти в мире связан с требованиями полного отказа от инвестиций в нефтегазовый сектор со стороны различных «стейкхолдеров», так и со стремлением крупнейших мировых гигантов увеличивать акционерную стоимость и доходы акционеров за счет роста дивидендов и выкупа акций. Из-за этого давления компании отказываются от поиска и разведки новых запасов. Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа, подчеркнул он.
По его мнению, речь должна идти не об отказе от нефти как таковой, а об отказе от нефти с «экологически грязных проектов». Для поддержания текущего уровня добычи нефти и газа до 2040 года в мировую нефтегазовую отрасль требуется инвестировать порядка $17 трлн, что составит около трети всех мировых инвестиций в энергетику.
По его словам, суммарный убыток 20 крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира по итогам 2020 года составил $33 млрд по сравнению с прибылью в размере $242 млрд годом ранее. «Потери ведущих американских сланцевых компаний не менее существенны и в 2020 году превысили $60 млрд. Несмотря на начавшееся восстановление цен на нефть, отрасль не смогла выбраться из убытков», — заметил глава «Роснефти».
Как отметил Сечин, сокращение добычи нефти и газа мейджорами при одновременной невозможности поставить на рынок достаточные объемы солнечной и ветровой энергии может привести к новой волне слияний. «Укрупнение мейджоров позволило бы нарастить инвестиции в энергетическую трансформацию, укрепить их конкурентные позиции и повысить инвестиционную привлекательность», — считает он.
В марте президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что компания видит риск дефицита предложения нефти и газа на мировом нефтяном рынке в ближайшие пять лет из-за недостатка инвестиций в добывающую отрасль. «Уже довольно длительное время наша отрасль испытывает дефицит инвестиций. Ограничение доступа к капиталу в связи с мощной поддержкой финансовым сектором энергетической трансформации приводит к сокращению инвестиционного потенциала отрасли», — сказал Алекперов.
По его словам, недостаток средств стал особенно очевиден на фоне последствий пандемии коронавируса COVID-19. Алекперов предупредил, что недоинвестированность отрасли может привести к ценовой волатильности и негативно повлиять на темпы роста мировой экономики. Быстро отказаться от добычи нефти невозможно и рискованно, заверял он.
Вице-премьер Александр Новак на ПМЭФ-2021 заявил, что прекращение инвестиций в новые проекты по добыче нефти может способствовать повышению цены на нефть до $200 за баррель. «Я себе не представляю, что с завтрашнего дня прекращаются инвестиции в новые нефтепроекты. Ну, и что будет? Цены, наверное, будут на нефть $200 или цены на газ взлетят. Волатильность повысится», — сказал он.
Авторы:
Людмила Подобедова,
Михаил Юшков