Как финтех в Таджикистане создал собственную экосистему, открыл IT-академию и привлёк $10 миллионов инвестиций в капитал

отметили
4
человека
в архиве

Маленький офис, два человека на фул-тайме, еще двое — на полставки. Так начинался Алиф в 2014 году: разносили флаеры, предлагали кредиты частным предпринимателям. Двое из трёх соучредителей продали свои квартиры для стартового капитала.

За 7 лет компания выросла до лидера рынка, открыла две «дочки» в соседней стране, собрала самый молодой в сегменте штат из 650+ человек и стала привлекательной для международных инвесторов.

Прежде, чем рассказать как это произошло, нужно описать среду в которой работает Алиф. Сфера FinTech в Таджикистане не стимулируется, компании с трудом автоматизируют бизнес-процессы, а разработчики и новаторы часто сталкиваются с бюрократией и тяжелым налоговым бременем.

Население тоже предпочитает традиционные методы обращения с деньгами. Если есть карта — снимают наличку в банкомате. Даже онлайн-покупки чаще всего оплачивают «на руки» при получении товара.

В таких условиях развивать финтех сложно. С другой стороны, есть большое пространство для роста. Появившаяся в 2014 году микрофинансовая организация «Алиф Капитал» решила попробовать преодолеть инфраструктурные трудности, побороть старые привычки и пустить финансовый сектор в новое русло.

Вначале финтех сосредоточился на выпуске IT-продуктов и партнёрской сети

Сегодня в Таджикистане Алиф знают как растущий технологичный банк. Бренд с самого начала строился вокруг новаторства и инновационных продуктов. В условиях высокого порога входа на рынок банковских услуг в Таджикистане, Алиф сделал ставку на технологии как ключевое отличие. И, кажется, не прогадал.

С момента открытия Алиф разработал 15 продуктов и систем. Сначала появилась своя CRM, которая автоматизировала процессы, а в 2017 году — ядро финучреждения — автоматизированная банковская система.

В то время, как другие игроки рынка тратили на АБС сотни тысяч и даже миллионы долларов с учётом внедрения и поддержки, Алиф взялся самостоятельно разработать этот продукт.

В том же году компания запустила ритейл-площадку alif shop — первый и крупнейший в стране интернет-магазин с опцией покупки в рассрочку.

По-настоящему Алиф изменил рынок финуслуг, когда запустил онлайн-эквайринг платформу alif pay для национальной платёжной системы Таджикистана («Корти милли», аналог российского «Мира»).

Благодаря этому держатели местных карт получили возможность совершать операции онлайн. Разработанную систему переняли другие финучреждения, она дала толчок развитию интернет-платежей и финтеха в стране.

Дальше Алиф только наращивал темпы: включился в систему международных денежных переводов, выпустил карту мгновенной рассрочки «Салом» (аналог российской «Халвы») и написал для неё отдельное ПО.

Кстати, первых клиентов компания привлекла именно услугой беспроцентной рассрочки ещё в год открытия. «Салом» же, усилил это направление, став одним из самых востребованных продуктов компании.

Позже, Алиф запустил мобильный кошелёк alif mobi, который быстро вышел на 1-е место в локальных AppStore и Play Market. Сейчас у приложения больше полумиллиона скачиваний. Бэкенд написан на Golang, фронт — на Kotlin для Android (сначала была Java) и Swift для iOS.

В приложении можно следить за счетом привязанной карты, отправить денежный перевод из России в Таджикистан без комиссии, пополнить депозит или закрыть рассрочку, оплатить по QR-коду покупку и получить кешбэк на бонусный счет.

Кстати, последнее сильно повлияло на рынок. Даже в Душанбе в магазинах и кафе не везде принимают карты, NFC нет, а вот смартфоны есть у всех. После введения в обиход QR-оплаты Алифом, в каждом магазине появилось по 5-7 табличек с QR-кодами от разных банков.

Таким образом поэтапно формировалась экосистема Алифа. И всё это, в статусе микродепозитной организации. Банковскую лицензию Алиф получил лишь в 2020 году. Главным инвестором стал Хофиз Шахиди, таджикский предприниматель из Монако. Он стал обладателем 25% акций и занял пост председателя совета директоров.

Добавил kiranovikova33 kiranovikova33 7 Июня 2021
проблема (4)
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать