Польский след в Первопрестольной

отметили
2
человека
в архиве

источник: mtdata.ru

 

Отношения России и Польши имеют многовековую историю и, надо признать, не всегда безоблачную. Тем не менее, россияне не вычеркивают всё то, что нас связывает, из нашей повседневной жизни.

 

источник: mtdata.ru

«Варшавская улица на запад нас ведет»

В нашей стране, как и во многих других, важные исторические моменты для сохранения в народной памяти всегда закреплялись в названиях городов, улиц, учреждений… В Москве, например, существует целый ряд объектов, имеющих важное историческое и социальное значение, в названии которых встречается упоминание Варшавы.

Пожалуй, нет ни одного москвича или гостя нашей столицы, который бы не слышал о Варшавском шоссе.

Эта дорога за многолетнюю историю своего существования сменила несколько названий: Варшавское шоссе, Брест-Литовское, Москва–Брест, Московское шоссе и так далее. Сейчас жители столицы называют ее просто – «Варшавка». Эта дорога – многокилометровая артерия, соединяющая столицы России и Польши, изначально имела стратегически важное значение. По ней передвигались дипломаты, купцы, велась активная перевозка товаров и почтовых отправлений.

Так, в одном из указов российского императора Александра II отмечалось: «Московско-Варшавское шоссе, построенное волею блаженной памяти Императора Николая I, является важным путем в стратегическом отношении, почему и забота о содержании такого пути должна всецело лежать на обязанностях правительства».

Российская империя с ее просторами была заинтересована в развитии дорожной системы. Особенно это касалось губерний западного направления, которые служили транзитными зонами для связи с Европой. Именно здесь в первую очередь появлялись новые строительные технологии, совершенствовалась система постройки дорог. Дорога, ведущая из Москвы в Варшаву, стала одной из первых шоссейных.

Для удобства путешествующих «по Варшавке» на расстоянии 17 верст друг от друга располагались почтовые станции, где можно было отдохнуть и сменить лошадей. Здания этих станций кое-где еще сохранились. Многие станции вдоль шоссе превратились позже в города и села.

Содержание дороги обходилось в 400 рублей за версту, и это без учета дорожной повинности, на которую приходилась львиная доля расходов. Обязанность непосредственно следить за ее состоянием и сохранением в надлежащем виде возлагалась на жителей прилегающих селений. Так, государственные крестьяне должны были отработать на ней 34 дня в году.

 

источник: mtdata.ru

Даниловская мануфактура и варшавская «испанка»

Помимо исторической ценности самой дороги, определенный интерес для исследователей и любителей городской архитектуры представляют некоторые московские здания, чье строительство и последующая жизнь неразрывно связаны с историей города и страны.

В принципе районы, где берет свое начало Варшавское шоссе, в Москве можно с гордостью именовать городскими промышленными центрами. В свое время здесь располагалась и Даниловская мануфактура, и теперь уже бывший ЗИЛ, и множество других более мелких производственных зданий.

Товарищество Даниловской мануфактуры, учрежденное в 1876 году, – одна из наиболее крупных российских текстильных фирм.

Первая фабрика товарищества, ткацкая, была основана московским купцом Василием Мещериным в 1867 году в Даниловской слободе. Тогда здесь вырабатывались главным образом миткали (полуфабрикаты) для ситца и платков, которые затем отдавались в отделку и набивку на текстильные московские и иваново-вознесенские предприятия.

Со временем рядом с ткацкой фабрикой товарищества построили ситценабивную (ситцеплаточную) механическую, а затем и бумагопрядильную фабрики.

Даниловская мануфактура была одним из самых известных и крупных комбинатов страны: она имела сеть собственных оптовых складов в различных городах страны, несколько магазинов в Москве и Петербурге. По некоторым данным, накануне Первой мировой войны в 1912 году здесь выпускалось свыше 2 млн. кусков готовых тканей около 150 сортов и свыше 20 млн. платков.

Среди изготовляемых тканей: высококачественные ситцы («фасонные», или «модные»), простые ситцы, сатины, набивная бумазея, фланель, батист, бязь, малескин. В производстве было задействовано около 6 тысяч рабочих. Годовой оборот фабрики в 1914 году достигал 20 млн. рублей.

После Октябрьской революции и Гражданской войны предприятия Даниловской мануфактуры были национализированы и переименованы в фабрику имени М. Фрунзе. Кроме своих изделий фабрика славилась тем, что в довоенное время здесь успели поработать Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло (с 1930 по 1932 гг.) и Герой Советского Союза полковник авиации Иван Михайлович Зайкин (был помощником мастера с 1925 по 1931 гг.). Историческое название Даниловской мануфактуре было возвращено только в 1994 году.

Здесь же, на Варшавском шоссе, под номерами 60 и 62 располагаются два «исторических» дома, которые среди жителей района называют испанскими. Согласно городской легенде, построены они якобы были для функционеров Испанской компартии после полного поражения от хунты Франко и эмиграции в СССР этих активистов. На самом деле временной период строительства этих жилых зданий не совпадает с известными историческими событиями в Испании. Но какое-то количество испанских коммунистов там все-таки действительно проживало.

 

источник: mtdata.ru

Следующая станция«Варшавская»

Примерно на середине шоссе располагается станция метро «Варшавская», открытая 11 августа 1969 года. Первоначально ее планировали назвать «Волхонка» (по району, где она находится) или «Коломенское» (от железнодорожной платформы, которая расположена рядом). Но в итоге станция получила название по одноименному шоссе, которое проходит над ней.

«Варшавская» – одна из «неглубоких» станций столичной подземки (глубина всего 9 метров), оба входа и выхода которой в отличие от других аналогов не имеют наземных павильонов, а только небольшие стеклянные навесы.

Станция сооружалась по типовому проекту «сороконожка» – на ней располагаются 2 ряда по 40 мраморных колонн. До закрытия на реконструкцию она была облицована голубой керамической плиткой, напоминающей многим пассажирам собственные ванные комнаты.

Единственным «нетиповым» украшением станции были виды старой Варшавы в виде металлических кованых вставок (авторы Х.М. Рысин, А.Я. Лапинь, Д.Я. Бодниек).

Изначально станция входила в состав участка «Автозаводская» – «Каховская» Замоскворецкой линии. А уже в середине 1990-х годов участок «Каширская» – «Каховская» был выделен в самостоятельную Каховскую линию.

В настоящее время «Варшавская» закрыта для пассажиров. Пожалуй, никто из жителей Москвы не лишался метро на такой длительный срок – три года. В 2022 году москвичи ждут открытия обновленной, включенной в состав Большой кольцевой линии станции.

«Варшава» на реставрации

«Варшава» был одним из нескольких десятков типовых советских кинотеатров, построенных по проекту Моспроекта-1 в 1970 году. Такие киноконцертные залы стали настоящими архитектурными символами ушедшей эпохи, особенно востребованными в отдаленных районах Москвы. Эти площадки были настоящими районными культурными центрами, совмещавшими функции кинотеатров с танцевальными, выставочными залами и кафе. И это вполне объяснимо, так как телевидение не имело такого уровня распространения, как в наш цифровизированный XXI век, а поход в кино был культурным событием.

Именно таким событием можно считать показ в «Варшаве» в 1985 году после разрешения на открытый прокат в Советском Союзе нашумевшей ленты Элена Климова «Агония», где на фоне распада монархии была показана деятельность Григория Распутина.

В этой картине Элем Климов, по собственному его признанию, предпринял «попытку сочетать несочетаемое, по тем временам – игровые куски с хроникальными кадрами». Многие зрители признавали его одним из самых лучших фильмов, снятых на эту тему.

После распада Советского Союза кинотеатру удалось выжить в эпоху появления видеомагнитофонов, кинопроката и пиратских видеосалонов. В кинотеатре проходили внеконкурсные показы Московского международного кинофестиваля, а в 2003 году «Варшава» стала первым кинотеатром в районе, где можно было посмотреть 3D-фильмы. Затем здание кинотеатра пережило несколько реконструкций, и сейчас на его месте ведется строительство многофункционального районного центра.

 

источник: mtdata.ru

«Варшавская мелодия»: жизнь, разделенная «железным занавесом»

Особой популярностью среди театралов Москвы пользуется спектакль Театра на Малой Бронной «Варшавская мелодия» в постановке Сергея Голомазова. На эту постановку невозможно достать билеты. И это не случайно, настолько пронзительную историю, на которую невозможно смотреть без слез, удалось создать двум артистам – Юлии Пересильд и Даниилу Страхову. Еще в советские времена по пьесе Л.Зорина был снят одноименный фильм-спектакль с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым в главных ролях.

В пьесе Леонида Зорина, которая лежит в основе спектакля, всего два действующих героя: московский студент Виктор и будущая певица из Польши Гелена. Они познакомились на концерте в консерватории: Гелена должна была прийти с подругой, однако та продала свой билет Виктору и не предупредила об этом. Знакомство молодых людей началось со ссоры, которая перешла во взаимную симпатию. Красивой истории любви не суждено было закончиться свадьбой, совместные планы героев разрушает указ 1947 года, запрещавший советским гражданам браки с иностранцами. Их жизни разделил «железный занавес» …

Продолжение следует

Автор: Олеся СПОДА

Добавил rossotrudnichestvo rossotrudnichestvo 11 Июня
проблема (7)
Комментарии участников:
oleg_ws
+1
oleg_ws, 11 Июня , url


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать