[Дорогое удовольствие] Из другого теКста: к 2025 году бумажная книга подорожает вдвое. Почему цифра «ест» классический книжный формат и что ей мешает

отметили
17
человек
в архиве
[Дорогое удовольствие] Из другого теКста: к 2025 году бумажная книга подорожает вдвое. Почему цифра «ест» классический книжный формат и что ей мешает

Бумажная книга к 2025 году подорожает вдвое, а цены на электронные издания не изменятся, сообщили «Известиям» в Российском книжном союзе (РКС). По сравнению с 2019 годом падение продаж по разным издательствам составляет 10–35% в год. Основными триггерами рынка остаются интернет-платформы и электронные и аудиокниги: их доля продаж в Сети выросла до 40%. Как выяснили «Известия», от наступления цифры в первую очередь пострадает художественная литература — тиражи будут падать, а стоимость расти. Электронные издания, не связанные с тиражностью, бумагой и печатью, по мнению экспертов, останутся в той же цене.

«Яндекс.Музыка» навеяла

Обширные домашние библиотеки уходят в прошлое, затоантиутопический сюжетный замес из романа Владимира Сорокина «Манарага» выглядит всё менее фантазийным: бумажная книга действительно превращается в статусный артефакт. По данным Всероссийского книжного рейтинга, представленного ведущими игроками индустрии на книжном фестивале «Красная площадь», рынок, понесший многомиллиардные потери во время пандемии, восстанавливается крайне медленными темпами. Снижение объемов в деньгах составило 12%, в экземплярах —17%. Сохраняется и проблема падения трафика в книжных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири и на Урале.

Основными драйверами книжной отрасли остается сегмент электронных и аудиокниг — по данным РКС, к 2024 году ожидается удвоение рынка, поскольку он демонстрирует устойчивый рост не ниже 25% в год, доля интернет-продаж держится в районе 39–40% от общих продаж. По содержанию среди книг лидирует нон-фикшен. Как сообщили «Известиям» аналитики холдинга «Эксмо-АСТ», его доля в 2021 году может составить до 40% от общего объема всей покупаемой продукции.

Уверенной поступью на рыночный олимп движутся интернет-платформы: маркетплейс «Озон», платформа «Литрес» и «самиздат»-ресурсы — по данным Санкт-Петербургского книжного салона, только за последние полгода к ним присоединились 800 тыс. человек.

Как рассказал «Известиям» генеральный директор «Литрес» Сергей Анурьев, электронная книга сегодня соизмерима с другими медийными сервисами, в частности с «Яндекс.Музыкой».

— Сейчас медийная активность игроков рынка электронной книги находится на уровне «Яндекс.Музыки» и видеосервисов, — отметил он, — Книга востребована как информационный повод, провоцирующий общественную резонансную дискуссию. Это уже не что-то чуждое, ее готовы обсуждать.

Также Анурьев отметил, что согласно опросам, проводимым платформой, большинство пользователей «Литреса» читают с развлекательными целями, многие из них считают, что аудиокнига — это отличный способ занять детей, а некоторые (примерно треть опрошенных) согласились, что книга может принести пользу для их здоровья.

Ключевые издатели литературы на бумаге признают рост доли электронных книг и то, что во время закрытия книжных магазинов цифровые книги поддержали читательскую активность.

— Более того, читать стали больше, — заявил в беседе с «Известиями» генеральный директор холдинга «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — Бурный рост цифрового сегмента привлекает новую аудиторию, а изменения, происходящие сегодня на рынке, молниеносны: если переход от твердого переплета к мягкому занял около 500 лет, от мягкого переплета к электронной книге — 50 лет, то от электронной книги к аудиоформату — пять лет.

Бумага всё стерпит

Книга дорожает, и связано это не только с развитием интернет-технологий, но и с ценами на офсетную бумагу и картон. Множество производителей бумаги объявили о предстоящем повышении цен на 6–15%, объясняя его ростом стоимости сырья, энергии и транспортных расходов. В частности, Burgo Group (Италия) увеличивает с 1 июня на 10% цены на бумагу без содержания древесной массы и на 15% на мелованную бумагу с содержанием древесной массы.

Как сказал «Известиям» президент РКС Сергей Степашин, чтобы остановить удорожание книжной продукции, необходим государственный контроль за обоснованностью повышения цен и ценообразованием при внутренних и зарубежных поставках.

— По имеющейся у нас информации, стоимость картона, предоставляемого некоторыми ключевыми поставщиками, прибавила порядка 50% с начала 2021 года, а офсетной бумаги — на 39%, — отметил он.

Руководитель PR-отдела департамента по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ» Мария Бабий признается, что, принимая во внимание снижение покупательской способности населения, издательства стараются сдерживать рост цен на книги в пределах инфляции.

— Но если ситуация не изменится, это может привести к повышению стоимости книг, сопоставимому с ростом цен на бумагу, чего категорически не хотелось бы, — отметила Мария Бабий.

Издатели сходятся в том, что дефицит бумажной продукции, существовавший всегда, в этом году особенно дал о себе знать. По прогнозу консультанта Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) Елены Шитиковой, в 2021 году книги из-за увеличения цены бумаги могут подорожать в среднем на 10%.

— Если процесс не остановить, к 2025 году бумажная книга подорожает вдвое, — рассказала она, — то есть качественно изданная художественная новинка топового автора будет стоить уже не 700, а 1400–1600 рублей.

Что б такого почитать

Впрочем, авторы Всероссийского книжного рейтинга, а ими стали основные игроки рынка («Эксмо-АСТ», «Литрес» и «Озон»), настроены не так пессимистично и советуют не проводить различий между бумагой и цифрой, оперируя понятием рынка.

— Если к концу 2021-го эпидемиологическая ситуация нормализуется, рынок восстановится до объемов 2019 года, до пандемии он рос на 7% в деньгах и показывал положительную динамику в экземплярах, — спрогнозировал Олег Новиков.

Главным триггером по офлайну и онлайну в бумаге и в цифре он назвал сегмент нон-фикшен: прикладная литература для взрослых в 2021 году составила до 46% от общего объема продаж, 42% пришлось на художественную литературу и 12% — на детскую. 70% топ-50 самых продаваемых новинок полугодия составили произведения зарубежных авторов, 30% — отечественных.

По мнению гендиректора издательства «Молодая гвардия» Валентина Юркина, такие результаты лишь иллюстрируют давнюю проблему — отсутствие социально значимых книг на фоне внешнего оживления литературной жизни, заметных книжных салонов и фестивалей.

Издатель подчеркнул, что социально значимых и познавательных книг не достает и они малодоступны. По его словам, таковы сегодняшние реалии издательской практики.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

По данным Второго книжного рейтинга, в топ-3 печатных бестселлеров вошли книга Джен Синсеро «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед», труд психолога Михаила Лабковского «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» и роман Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества».

Добавил suare suare 23 Июня 2021
Вы читаете газеты, журналы и книги на бумаге? Когда последний раз? Что мешает цифре «есть» книги?
suare Нет. Больше пяти лет назад. Ничего не мешает. (2)
badbag Нет. Более 15 лет. Ничего. (1)
Комментарии участников:
badbag
+2
badbag, 23 Июня 2021 , url

Я раньше заядлым книгоманом был, закупался несколько раз в месяц, дома под 1000 книг было. Году в 2000 плотно подсел на интернет, из книг с тех пор покупал только справочники и учебную литературу, а с примерно 2005 и их покупать перестал.

suare
+3
suare, 23 Июня 2021 , url

Да. «Цифровой скачок» произошёл за последние 5-7 лет.

Далее динамика перешла почти на вертикальное движение некое новое измерение.

Точка бифуркации уже пройдена, всё происходит на наших глазах.

Мы имеем новейшую сингулярность, в которой прошлое, настоящее и будущее становятся неразличимы, как в «чёрной дыре».

suare
0
suare, 23 Июня 2021 , url

Технологическая сингулярность — гипотетический момент, по прошествии которого технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию.

 

suare
+1
suare, 23 Июня 2021 , url

Технологи́ческая сингуля́рность (англ. technological singularity[K 1]) — гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие становится в принципе неуправляемым и необратимым, что порождает радикальные изменения (сингулярность) характера человеческой цивилизации[1][2][3].

источник: upload.wikimedia.org

источник: upload.wikimedia.org

suare
0
suare, 23 Июня 2021 , url

источник: images.qwrt.ru

источник: images.qwrt.ru

источник: naked-science.ru

bvv4095
+2
bvv4095, 23 Июня 2021 , url

Дети перестали читать не только бумажные книги, но цифирь. Они предпочитают смотреть. Но те экранизации произведений которые им втюхивают, это совершеннейшее убожество.

В 90-е мне удалось собрать очень приличную коллекцию фантастики (не путать с «фэнтази») и приключенческой литературы. Стругацкие, Саймак, Брэдбери, Шекли, Бахнов, Хайнлайн, Гаррисон, Азимов и т.д. При социализме это было практически невозможно купить. В билиотеках писали списки очередников. Все это сейчас доступно в любом виде. И что? ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ И НЕ ХОТЯТ ЧИТАТЬ!

Что то сломалось.

rednail
+1
rednail, 23 Июня 2021 , url

как ни крути а в детстве книга была источником развлечения. с другими источниками был полный дефицит. ну а сейчас в каждом смартфоне полно вариантов.
другое дело что чтение развивало, даже если читать чтото посредственное, а современные игры и кино превращают ребенка в дауна. Но сейчас такая литература что и она успешно справится с тотальным отуплением детей. у большинства современных писак словарный запас гастарбайтера.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать