Украину и Белоруссию заставят драться за российский газ

отметили
32
человека
в архиве
Украину и Белоруссию заставят драться за российский газ

Россия сделала неожиданный ход в европейской газовой игре: Газпром намерен сразу на 80% сократить транзит газа через Белоруссию в страны ЕС. Чем вызвано такое решение, как оно связано с запуском «Северного потока – 2» и почему его реализация станет победой Газпрома и поражением Польши и Украины?

В четвертом квартале задание на транспортировку газа в Европу для компании «Газпром трансгаз Беларусь» составит всего 1,923 млрд кубометров против 9,183 млрд кубометров во втором квартале, говорится в контракте Газпрома с его белорусской «дочкой». Если такой объем транзита сохранится и в дальнейшем, проходящий через Белоруссию газопровод «Ямал – Европа», построенный в 1999 году, по сути, утратит свое стратегическое значение. В лучшие времена по нему прокачивалось до 35 млрд кубометров газа в год, но теперь его загрузка может упасть до чуть более 20%.

Наблюдатели однозначно восприняли решение Газпрома в контексте предстоящего открытия «Северного потока – 2». О деталях белорусского транзитного контракта стало известно через несколько дней после того, как Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме 4 июня объявил о завершении строительства первой нитки многострадального газопровода. Тогда же вице-премьер Александр Новак сообщил, что завершение второй очереди ожидается к концу года. США еще будут пытаться воспрепятствовать запуску газопровода в эксплуатацию с помощью санкций, но уже совершенно понятно, что сорвать его строительство не удалось.

Невольный подарок Украине

Предстоящее сокращение белорусского газового транзита было воспринято как маленькая победа на Украине, которой в 2019 году с огромным трудом удалось продлить собственный транзитный контракт. «Пока на Украине строят прогнозы один страшнее другого о последствиях введения в строй «Северного потока – 2», в самой ближайшей перспективе от него проигрывает… Беларусь», – комментирует ситуацию на своей странице в Facebook главный редактор портала Страна.UA Игорь Гужва.

По «Северному потоку – 2», напоминает он, газ будет доставляться в Северную Германию, куда ведет и трубопровод «Ямал – Европа», однако транспортировка по морскому дну будет обходиться гораздо дешевле. «В то же время по Украине Газпром транзит уменьшить не сможет, так как связан до 2024 года контрактом, по которому должен прокачивать как минимум 40 млрд кубов ежегодно. Да и через Украину газ поставляется в Южную и Центральную Европу, что позволяет достаточно выгодно поделить потребителей с «Северным потоком – 2». К слову, это же означает, что далеко не факт, что Газпром откажется от прокачки через Украину и после 2024 года – если условия окажутся более выгодными, чем по прокачке через Беларусь», – предполагает Гужва.

А вот Белоруссии сокращение транзита точно не принесет дивидендов. В августе прошлого года по итогам заседания совета директоров Газпрома отмечалось, что ориентировочная стоимость услуг по транспортировке газа через территорию Белоруссии должна составить 345 млн долларов. Сумма не самая крупная, но в условиях хронических бюджетных проблем Белоруссии потерять значительную часть этого дохода будет неприятно.

Исключение из санкций

Еще один контекст решения о сокращении белорусского транзита – недавний инцидент с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair, который был экстренно посажен в Минске, а находившийся на его борту белорусский оппозиционер Роман Протасевич арестован. Сразу после этой истории министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб предложил наказать Белоруссию не только санкциями против «Северного потока – 2», но и остановить транзит газа по газопроводу «Ямал – Европа», напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он обращает внимание на то, что если «Северный поток – 2» давно стал санкционной мантрой, то идея подвергнуть санкциям «Ямал – Европу» прозвучала впервые.

С этой точки зрения решение Газпрома сократить белорусский транзит выглядит чуть ли не превентивной мерой, поскольку Евросоюз слишком уж всерьез взялся за санкции в отношении Белоруссии. Предложение запретить импорт главных источников поступления валюты в Белоруссию – нефтепродуктов и калийных удобрений – европейские политики выдвинули практически сразу после задержания Протасевича, и на днях эта угроза была приведена в исполнение.

Однако газовый транзит – это совершенно другая история, подчеркивает Игорь Юшков. Евросоюз, по его словам, быстро отказался от санкций против трубопровода «Ямал – Европа», поскольку это имело бы малопредсказуемые последствия. Во-первых, поясняет эксперт, это серьезно бы ударило по интересам Польши, которая не только получает российский газ по этому трубопроводу, в том числе за счет виртуального реверса из Германии, но и зарабатывает на его транзите в Германию.

«До 2020 года Польша получала за транзит незначительные деньги, поскольку фактически этот газопровод построил Газпром, поляки в этом проекте финансово не участвовали, – говорит Юшков. – Однако сейчас доходы Польши за транзит выросли до нескольких десятков миллионов долларов, и терять их поляки, естественно, не хотят, равно как и сам российский газ. Санкции против белорусского транзита привели бы Польшу к энергетическому кризису – поставок СПГ не хватило бы для удовлетворения ее потребностей».

Более того, добавляет аналитик, санкции против белорусского транзита были бы ударом по всему Евросоюзу, поскольку до тех пор, пока «Северный поток – 2» не запущен, единственной альтернативой «Ямалу – Европе» является украинский транзит. Зима в Европе была очень холодной и продолжительной, и сейчас цены на газ остаются на очень высоком уровне – 360 долларов за тысячу кубометров, отмечает Юшков.

В таких условиях прекращение поставок российского газа через Белоруссию привело бы к дальнейшему росту цен даже для тех стран, которые не получают газ по «трубе» «Ямал – Европа».

Поэтому, считает эксперт, решение Газпрома значительно сократить задания на транзит газа через Белоруссию выглядит элементом давления на Евросоюз с целью ускорить ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2», а там и предоставить право на его стопроцентную загрузку российским газом. Иными словами, Газпром намекает на то, что выпадающие объемы белорусского газа к концу года можно перенаправить в «Северный поток – 2»:

«Это было бы прагматичное решение: чем больше газа сможет поставить Россия, тем меньше станут цены. Газпром имеет право на такие действия, поскольку выполняет свои контрактные обязательства. Но пока говорить о том, что Газпром окончательно решил снизить объем белорусского транзита, преждевременно. Если первая ветка «Северного потока – 2» будет введена в эксплуатацию осенью, Газпром, скорее всего, начнет удовлетворять дополнительные заявки по всем имеющимся каналам транзита, включая Украину. Сейчас же Газпром, наоборот, старается не выполнять дополнительные заявки, стимулируя интерес европейцев к запуску «Северного потока – 2». Сейчас Газпром зарабатывает на высокой цене на газ, а когда новый маршрут заработает, сможет зарабатывать на объемах».

Несговорчивая Польша

В то же время нельзя забывать, что именно на польском направлении Газпром в последние годы регулярно сталкивался с проблемами. Отказ от российского газа в пользу американского СПГ и поставок из Норвегии для польского руководства давно стал идеей-фикс, поэтому отношения с Газпромом становились все менее конструктивными.

Ответный ход российская компания сделала в июле прошлого года, когда оператор газотранспортной системы Польши Gaz-System выставил на аукцион контракт на транзит по газопроводу «Ямал – Европа». Поляки рассчитывали на то, что мощности «трубы» будут забронированы на 15 лет, однако Газпром согласился сделать это всего на год – с 1 октября 2020 года до 30 сентября 2021 года, то есть до конца третьего квартала. Правда, при этом был законтрактован привычный объем транзита в направлении Германии – более 28 млрд кубометров в год, но, как теперь выясняется, в четвертом квартале транзит резко снизится. А в конце 2022 года истекает контракт Польши с Газпромом, и польская нефтегазовая госкомпания PGNiG уже давно предупреждала, что продлевать его она не будет.

Признаки того, что Польша действительно намерена отказаться от российского газа, в самом деле налицо. К 1 октября следующего года планируется завершить постройку нового подводного газопровода Baltic Pipe мощностью 10 млрд кубометров в год, по которому газ с норвежского шельфа будет поступать в Польшу через Данию. Причем этот проект может с самого начала оказаться избыточным, поскольку Польша заблаговременно подписала контракты на крупные поставки СПГ начиная с 2023 года, а прошлой весной PGNiG еще и подписала соглашение с терминалом по перевалке СПГ в литовской Клайпеде, чтобы получать газ и оттуда. Ожидается, что поставки начнутся в конце этого года.

Тем не менее, считает Игорь Юшков, в Газпроме хорошо осознают риски, с которыми сопряжена ставка на СПГ. Нынешней зимой, когда цены на газ резко выросли, поставки СПГ быстро переориентировались на Азию, и российский газ снова оказался для Европы крайне актуален.

«Конечно, Польша и Прибалтика давно заявляют о планах отказаться от российского газа и активно расширяют свои СПГ-терминалы, но в действительности преследуют несколько иную задачу, – поясняет эксперт. – Каждая из этих стран, прежде всего Польша и Литва, хотят создать у себя СПГ-инфраструктуру, чтобы затем продавать газ соседям. К тому же деньги на ее строительство поступают из фондов Евросоюза – почему бы их не освоить. Однако вряд ли Польша откажется от российского газа в следующем году после истечения контракта с Газпромом, хотя, возможно, новый контракт не будет долгосрочным».

Выбор между Украиной и Белоруссией

Иными словами, судьба белорусского транзита отнюдь не предрешена. «Северного потока – 2» не хватит на обеспечение всех европейских потребителей. К тому же российской стороне не обойтись без альтернативного варианта, на который могут быть возложены дополнительные функции во время плановых профилактических работ, считает вице-президент инвестиционной компании QBF Владимир Масленников.

Таким запасным путем и могут стать украинский или белорусский маршруты транзита. Сейчас для Газпрома выгоднее сохранять поставки через территорию Украины, так как до конца 2024 года действует контракт, предполагающий, что российская компания должна оплачивать мощности даже в случае простоя «трубы». Но уже с 2025 года украинское и белорусское направления станут конкурентами, и здесь на первый план выйдет та сторона, которая предложит более выгодные условия.

Пока у Белоруссии гораздо больше шансов сохранить с Россией партнерские отношения, чем у ее южного соседа, считает Масленников. Во-первых, цель строительства «Северного потока – 2» изначально заключалась в том, чтобы отказаться от украинского транзита. Во-вторых, сейчас плата за доставку газа через Белоруссию существенно ниже, чем через Украину. В-третьих, собственником белорусского участка газопровода «Ямал – Европа» является Газпром, заинтересованный в поддержке его работоспособности.

Текст: Михаил Кувырко
Добавил suare suare 28 Июня 2021
проблема (2)
Дополнения:

Варшаву не приметили

Аналитик Александр Фролов — о том, почему, запретив транзит газа через Белоруссию, ЕС накажет Польшу
31 мая 2021, 08:00

Масла в огонь разгоревшегося скандала вокруг Белоруссии решил подлить верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Он сообщил, что главы правительств и государств Евросоюза попросили предложить секторальные санкции против Минска. Сам господин Боррель предложил подвергнуть ограничениям экспорт калийных удобрений и транзит покупаемого у России газа. Предложение не только смелое, но и малоосуществимое. А вслед за европейским коллегой громким заявлением отметилась глава минэнерго США Дженнифер Грэнхолм, сказавшая, что российский газ самый грязный в мире.

По мере того, как разгорался скандал вокруг Белоруссии, представители европейского политикума стали выступать с предложениями о мерах наказания для Минска. Первоначально смелое предложение о запрете транзита по газопроводу «Ямал–Европа» высказали представители Великобритании. Притом они решили, что одной «трубы» мало, необходимо наложить санкции и на «Северный поток — 2», который не имеет никакого отношения к Белоруссии. Представители Евросоюза в своих предложениях ограничились только санкциями против газопровода «Ямал–Европа».

Мощность этой магистрали составляет около 33 млрд куб. м в год. При этом она не принадлежит Белоруссии. Собственно, как и газотранспортная система страны — она принадлежит «Газпрому».

Если предположить, что санкции и правда будут введены, то российской компании понадобятся дополнительные мощности для прокачки газа. Наиболее очевидным решением будет увеличение загрузки украинского направления, через которое сейчас «Газпром» обязан прокачивать порядка 110 млн куб. м газа в сутки (40 млрд куб. м в год). Для замещения белорусской «трубы» потребуется нарастить этот показатель примерно на 90%. Мощность газотранспортной системы Украины позволяет это сделать.

Но по условиям действующего контракта российская сторона будет оплачивать прокачку дополнительных кубометров по повышенному тарифу. Это не смертельно. Особенно при текущем уровне цен в Европе. Но потенциальные санкции против Белоруссии ударят по финансовым показателям третьей стороны — «Газпрома». А это даст повод российской компании идти в европейские суды с хорошими шансами выиграть дело против властей ЕС.

Но это далеко не самое интересное последствие возможных санкций против «Ямал–Европы». Возможно, европейские чиновники просто упустили это из виду, но данный газопровод проходит не только по территории России и Белоруссии, но и территории Польши. Вероятно, этот факт поразит еврочиновников, но если остановить белорусский транзит, чтобы Минск недополучил некую плату за прокачку, то автоматически остановится транзит и через Польшу.

Варшава последний год испытывает сложности с загрузкой «Ямал–Европы». В мае 2020-го закончился срок действия транзитного контракта с «Газпромом». Российская компания не стала продлевать контракт, а перешла на аукционную систему отношений. То есть польские газотранспортные мощности бронируются только в тех количествах и на тот период времени, которые необходимы «Газпрому». Польша при этом настаивает на большей загрузке своей ГТС. И тут Брюссель собирается воткнуть нож в спину Варшаве.

Лишить Белоруссию газового транзита и не наказать при этом Польшу — невозможно. Поэтому ЕС вряд ли решится ввести санкции против «Ямал–Европы».

Странно, что еврочиновники упустили из виду белорусский экспорт нефтепродуктов. Но Минск сработал на опережение и самостоятельно наложил ограничения на поставку бензина на основной рынок — украинский — из-за скандальных действий Киева. В этой связи можно предположить, что часть белорусского моторного топлива отправится в Россию. Кстати, нельзя не отметить, что Минск своевременно начал переориентировать свой нефтепродуктовый экспорт с прибалтийских портов на Усть-Лугу.

Но чиновники Евросоюза и Великобритании оказались не единственными, кто выступил с интересными инициативами в отношении российских газопроводов. Громкое заявление сделала министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм.

Она не согласилась с решением, оглашенным президентом США, прекратить попытки остановить строительство «Северного потока — 2» путем наращивания санкционного давления. Глава американского минэнерго уверена, что бороться с российско-европейским газопроводом необходимо не только для защиты хрупкой энергобезопасности ЕС (на этой версии традиционно настаивают США), но и потому, что российский природный газ — «самая грязная форма природного газа на Земле».

Госпожа министр ранее, насколько известно, не работала в сфере энергетики. Видимо, поэтому данное высказывание допускает двоякое толкование. Но вряд ли она имела в виду, что состав российского природного газа столь значительно в худшую сторону отличается от состава природного газа других поставщиков. За полвека поставок голубого топлива из нашей страны в Европу подобное безобразие должно было вызвать протесты со стороны покупателей. Поэтому, вероятнее всего, она имела в виду так называемый углеродный след. То есть подразумевала, что количество выбросов при добыче и транспортировке российского природного газа превышает аналогичный показатель у всех остальных производителей. Вряд ли удастся отыскать источник этих данных, поэтому такое высказывание можно считать личным мнением министра энергетики США.

Кстати, согласно докладу ООН «Emissions Gap Report 2020», США значительно опережают Россию, Китай, Японию, Евросоюз по выбросам диоксида углерода на душу населения. Этот факт, безусловно, можно считать лишь иллюстрацией, дополняющей картину, а не прямым опровержением слов Дженнифер Грэнхолм.

Оставим за скобками вопросы на засыпку. Вроде того, будет ли госпожа министр бороться с поставками «самого грязного газа» по всем направлениям (например, через Украину)? Или она считает, что газ становится «самым грязным», если прокачивается по «Северному потоку — 2»? И станет ли чище газ, идущий сейчас по «Ямал–Европе», если перенаправить его через Украину?

Впрочем, предшественники Дженнифер Грэнхолм из минэнерго США ранее отметились куда более нелепыми заявлениями о «молекулах свободы», которые содержатся в американском природном газе. Так что перед нами значительный прогресс.

Автор — заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Добавил suare suare 29 Июня 2021
Комментарии участников:
precedent
-1
precedent, 28 Июня 2021 , url

Очередной бред конспирологический. 

Белоруссия намерена к 1 января 2022 г. завершить экономическую интеграцию с Россией, в том числе создать общий рынок энергоресурсов и транспорта, унифицировать налоговое, таможенное законодательство, промышленную и сельскохозяйственную политику, заявил посол Белоруссии в Москве Владимир Семашко.
Главная задача – создать к 1 января 2022 г. единый рынок нефти, нефтепродуктов, газа, электроэнергии, транспорта, что очень важно для Белоруссии и России, отметил Семашко, сообщает агентство «БелТА».
Белоруссия и Россия находятся «в принципиально новой стадии. Многое уже сделано в социальном плане, экономике, обороне и так далее. Мы подошли к тому, что нам надо укреплять экономическую базу Союза России и Белоруссии», подчеркнул Семашко и добавил, что «стороны завершают работу над 28 интеграционными картами».
В свою очередь посол России в Белоруссии Евгений Лукьянов отметил, что сторонам осталось согласовать последнюю «дорожную интеграционную карту».
«Остается несогласованным то, что связано с энергоносителями, взаиморасчетами, ценами и акцизами», – отметил Лукьянов. Предпоследняя «дорожная карта» в целом принята, необходимо пройти внутригосударственные процедуры. «Это вопросы налогообложения», – пояснил российский посол.

www.vesti.ru/finance/article/2581261 

precedent
-2
precedent, 28 Июня 2021 , url

Драться за российский газ (а потом и не только за него, но это уже другая история) Украина будет с Польшей. 

suare
0
suare, 28 Июня 2021 , url

источник: img1.wbstatic.net

источник: i0.wp.com

 

источник: lamcdn.net 

источник: otvet.imgsmail.ru

источник: upload.wikimedia.org

источник: interaffairs.ru

источник: lh3.googleusercontent.com

источник: ru-an.info

источник: asd.news

gro
+4
gro, 28 Июня 2021 , url

Думай, думай!

suare
0
suare, 28 Июня 2021 , url

Незаметно, постепенно методология подменила древнюю логику, не отменив ее, не улучшив, а впитав, вобрав в себя, как частный случай, не противоречащий более общей концепции. Теории безопасности, риска, страхования включают в качестве основных понятий случай, вероятность, ущерб и сценарий событий. Владеющие новой логикой признают множество представлений или, иначе говоря, многомерность изучаемой системы: государства, общества, экономики и т.д.

Распространено заблуждение, что логика единственна, либо она есть, либо ее нет. Откроем современный учебник логики. Здесь мы обнаружим ограниченное, но все же множество логик. Вот некоторые их разновидности: интуиционистская, конструктивная, многозначная, модальная, математическая[3]. Логика русского ученого Васильева отличается от аристотелевой всего одним постулатом, подобно тому, как постулаты геометрии Лобачевского отличались от постулатов эвклидовой геометрии лишь одной аксиомой, но геометрия стала другой. Так и с логиками: новое условие — новая логика.

Но вскоре и новые логические рамки оказались тесными для отражения многосложного бытия. Уже в 1921 году публикуется работа, описывающая m-значную логику, а затем появилась и бесконечномерная логика А.Д.Гетмановой, как важный инструмент процесса познания — на пути движения от беспросветного незнания и лжи к бесконечно далекой истине[4].

А появление нечеткой логики позволило компьютеру “понимать” разговорный язык, сбивать ракеты, составлять букеты в стиле экибаны, осуществлять стыковку в космосе, управлять сложными технологиями.

Кто же первым замахнулся на логику Аристотеля? Как ни странно, сам Аристотель. Он не был удовлетворен своим детищем и предложил еще одну — модальную логику — логику долженствования, обязательности и необходимости. Но она 23 века не получала распространения. Более того. Аристотель говорил о важности рассмотрения многозначности и невозможности применения диалектической логики для рассмотрения многозначных объектов и будущих событий[5]. Философ хорошо понимал, что диалектические, то есть двойственные отношения, являются лишь частным случаем общих рассуждений и принимал многозначность как должное[6].

Karakumm
+3
Karakumm, 29 Июня 2021 , url

Уж поверьте, если у Кремля встанет выбор между Украиной и Белоруссией, то совершенно очевидно в какую сторону качнутся качели.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать