Мир потихоньку привыкает жить в отсутствие тщеславного гегемона, и это прекрасно - С.Нарышкин -

отметили
29
человек
в архиве
Мир потихоньку привыкает жить в отсутствие тщеславного гегемона, и это прекрасно - С.Нарышкин -

С момента нашей последней встречи в 2019 году междуна­родная обстановка, к сожалению, не стала более спокойной и предсказуемой. К традиционным вызовам глобальной и регио­нальной безопасности добавились угрозы, связанные с распро­странением новой коронавирусной инфекции. Пандемия COVID-19 жестоко ударила по физическому и психическому здо­ровью человечества, нанесла ущерб мировой финансово-эконо­мической системе, спровоцировала внутриполитические кризисы во многих странах мира. «Коронакризис» стал настоящим испы­танием на прочность как для людей, так и для национальных сис­тем управления и моделей развития.

Вместе с тем надо отдать коронавирусу должное: он очень ярко высветил главные «болевые точки» и проблемы не только в организме современного человека, но и в современном миропо­рядке. Шаткость международных институтов, норм и правил, ка­завшихся когда-то незыблемыми, стала настолько очевидной, что их оздоровление и укрепление больше не представляется воз­можным откладывать. Как говорится, «древнее прошло, теперь все новое».

Если говорить конкретнее, то пандемия обнажила прежде всего глубокий кризис западоцентричной либеральной глобали­зации. Все увидели, что глобальные наднациональные институты и международные неправительственные организации проигры­вают сильной и суверенной государственной власти в быстроте и эффективности принимаемых антикризисных решений. Так на­зываемое «мировое сообщество» оказалось иллюзорной конст­рукцией, равно как и моральное лидерство Запада во главе с США, которые в какой-то момент фактически устранились от общей борьбы с коварным заболеванием. Показательно, что за­падные страны, которые так любят кичиться своим гуманизмом, заблокировали на Генассамблее ООН российскую резолюцию об отказе от санкций в период пандемии. Таким образом, блоковое мышление и идеологическая зашоренность в очередной раз во­зобладали над здравым смыслом, а евроатлантическая солидар­ность перевесила солидарность с человечеством и общечеловече­скими ценностями.

Безусловно, коронавирусная пандемия — далеко не единст­венный тест на способность ведущих мировых и региональных игроков проводить ответственную политику и действовать во имя коллективного блага. Сегодня мы сталкиваемся с беспреце­дентным количеством вызовов, от успешного реагирования на которые, возможно, зависит само выживание планеты. В частно­сти, стремительно меняется среда жизнедеятельности человека, общества и государства. Она все больше виртуализируется, «по­гружается в цифру», а это требует и новых методов борьбы с ки­берпреступностью, и выработки универсальных правил ответст­венного поведения в киберпространстве.

Объективно меняется климат, что чревато обострением гло­бальных социально-экономических проблем, включая массовый голод и миграцию. Современные наука и техника, вероятно, мог­ли бы предложить способы нормализации ситуации. Однако и здесь возникает целый комплекс сложных вопросов, ответить на которые отдельные государства не в состоянии. Речь, в частно­сти, идет о масштабах и морально-этических аспектах примене­ния био- и генной инженерии, робототехники, искусственного интеллекта.

Я не говорю уже о том, что все это происходит на фоне де­градации системы стратегической стабильности и распада режи­мов нераспространения и контроля над вооружениями. На карте мира постоянно появляются новые «горячие точки». При этом ни один из застарелых локальных или региональных конфликтов так и не получил разрешения. Яркий пример — объявленный Вашинг­тоном в этом году «громкий» уход из Афганистана. Ведь ни для кого, в том числе для самих американцев, не секрет, что задачи гражданского примирения и обеспечения безопасности в этой стране не решены. Спрашивается, кому и для чего были нужны двадцать лет бесплодной войны, унесшей такое количество жиз­ней?! Просто «Пришел. Увидел. Наследил.», как говорил один из литературных героев в романе Шолохова «Они сражались за Ро­дину».

Сложность и тревожность текущей обстановки, очевидно, требуют от ведущих держав не авантюристической набеговой политики, а сдержанности, готовности к взаимодействию и поис­ку баланса различных интересов. Однако вместо этого с изумле­нием приходится наблюдать, как Запад усиленно пытается разде­лить наш многообразный мир на два абсолютно искусственных лагеря — якобы демократический и якобы авторитарный. И самое поразительное! Навешивая ярлыки на Россию, Китай, Иран и да­же своих союзников по НАТО — Турцию или, скажем, Польшу, Соединенные Штаты и другие «образцы» либеральных демокра­тий будто не замечают того, что сами стремительно превращают­ся в тоталитарно-либеральные режимы. На мой взгляд, в США и ряде стран Запада налицо почти все признаки тоталитарной дик­татуры по Збигневу Бжезинскому: идеология, монополия на СМИ, полицейский характер государства, несменяемость оли­гархических элит и даже планируемая экономика — если принять во внимание неправовой характер вводимых западниками санк­ций.

Это довольно интересная ситуация, в чем-то напоминающая историю позднего Советского Союза: Запад пытается насаждать по всему миру идеологические установки, в которые сам не верит и которые постоянно опровергает собственной внутренней поли­тикой. Госдепартамент, например, повсюду трубит о свободе распространения информации. А американские IT-гиганты, вла­деющие соцсетями и видеохостингами, запросто блокируют ак­каунты, позиция которых не вписывается в либеральный дис­курс. Даже Трампа не пощадили, а за него, между прочим, на по­следних президентских выборах в США проголосовали 75 мил­лионов американцев!

«Фейсбук» за последние несколько месяцев ликвидировал сотни учетных записей из России с совокупной целевой аудито­рией в сотни тысяч пользователей. Аналогичную агрессивную линию проводят YouTube и «Твиттер». Но все это «цветочки» по сравнению с предложением экспертов Стэнфордского универси­тета создать оперативную группу с участием политиков, журна­листов и представителей IT-компаний, которая займется борьбой с дезинформацией и формированием, так сказать, правильного дискурса. Глава этой группы должен стать по сути «царем реаль­ности». Это же чистой воды «министерство правды», описанное Оруэллом!

Запад на каждом углу позиционирует себя как поборника универсальных ценностей, а сам никак не может справиться с тяжелым наследием расизма и колониализма. В последнее время США, Канада, Великобритания, а также континентальные евро­пейские державы вроде бы начали признавать грехи прошлых лет, но тут же ударились в другую крайность. Оказывается, все дело не в хищнических наклонностях западных элит, а в недоста­точной толерантности так называемого белого человека. И вот уже правоохранительные органы западных стран переориенти­руются на выявление рисков и угроз, исходящих от т.н. «внут­ренних экстремистов». А к ним опять-таки, похоже, относят всех, кто не испытывает восторга от неолиберальных экспериментов с человеческой природой и идентичностью.

В противовес западным либеральным псевдоценностям Рос­сия и большинство стран мира отстаивают истинные общечело­веческие ценности — уважение к родителям, забота о детях, исто­рическая, культурная и духовная связь с местом, где человек ро­дился и живет, приверженность добродетелям, наконец, право народов на самобытное развитие. При таком фундаментальном различии в ценностных подходах стоит ли удивляться наличию проблем в политическом диалоге между Россией и Западом, равно как и постоянным попыткам США и ЕС «списать» все внут­ренние проблемы на так называемую зловредную деятельность Москвы. Что ж, России не привыкать быть объектом западных нападок. За свою более чем тысячелетнюю историю наша страна, народ России выработали надежный алгоритм ответа на подоб­ное внешнее давление. Это консолидация общества, повышение национального оборонного потенциала, укрепление экономиче­ской, финансовой и технологической самодостаточности. Панде­мия COVID-19 доказала, что Россия в состоянии успешно справ­ляться с самыми сложными вызовами даже в условиях неправо­вого давления со стороны значительной части евроатлантической группы государств.

При этом у нас немало союзников и надежных партнеров, входящих в ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС. Взаимодействие в рамках указанных организаций и форумов, в том числе с Кита­ем и Индией, существенно усиливает экономический и геополи­тический потенциал нашей страны, вносит значительный вклад в обеспечение стабильности в Евразии и стратегического баланса сил в мире в целом. При этом мы открыты к диалогу со всеми.

А вот — сможет ли Запад оценить и воспользоваться итогами «Женевы» для того, чтобы попытаться построить более стабиль­ный и безопасный мир? Вопрос. Для этого необходимо перестать чертить разделительные линии и начать совместно решать по- настоящему важные глобальные проблемы.

Мир потихоньку привыкает жить в отсутствие тщеславного гегемона, и это прекрасно. Конечно, на пути формирования подлинной многополярности нас еще ждет много вызовов и препятствий. Но, уверен, у ведущих мировых игроков хватит мужества и ответственности их преодолеть.

Спасибо за внимание!

Добавил waplaw waplaw 30 Июня 2021
Комментарии участников:
Ни одного комментария пока не добавлено


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать