[Эмираты бросают вызов] NoonPost (Египет): почему ОАЭ мешают продлению стратегии по сокращению добычи нефти ОПЕК+ вразрез с российско-саудовским соглашением? (Сабер Тантави (صابر طنطاوي))
источник: cdn1.img.inosmi.ru
Что на самом деле стоит за настойчивостью Абу-Даби: экономические интересы или внутренний конфликт с Саудовской Аравией? Такая позиция может привести к развалу ОПЕК+.
Внутри альянса ОПЕК+ проходят жаркие дебаты о продлении текущей стратегии по сокращению добычи нефти. ОАЭ выступили против российско-саудовского соглашения, назвав «несправедливыми» свои квоты по снижению нефтедобычи.
Встречи альянса 1 и 2 июля не принесли результатов. Дата новой встречи — 5 июля, но ее проведение находится под угрозой из-за принципиальной позиции ОАЭ по этому вопросу.
На прошлой неделе страны ОПЕК+ согласились на постепенное увеличение добычи в августе-декабре 2021 года на 400 тысяч баррелей в сутки в каждый из месяцев и продлили соглашение до конца 2022 года, чтобы добиться большей стабильности на рынке.
Разногласия между Абу-Даби, с одной стороны, и Эр-Риядом и Москвой — с другой, связаны не с ценой на нефть, а с будущим энергетической промышленности в мире. Эта проблема беспокоит всех участников ОПЕК+ и вызывает закономерные вопросы: «Как снизить напряженность среди стран-производителей нефти, и почему ОАЭ затеяли сольную игру?»
Возражения ОАЭ
12 апреля 2020 года страны ОПЕК+ провели видеоконференцию, на которой обсуждалось резкое падение цен на нефть, произошедшее в марте того же года. По итогам видеоконференции страны ОПЕК+ договорились о сокращении добычи нефти, чтобы поддерживать цены на определенном уровне.
Было решено сократить добычу на 9,7 миллиона баррелей в сутки в мае-июне 2020 года, в июле-декабре — на 7,7 миллиона баррелей в сутки, в январе 2021 — апреле 2022 года — на 5,8 миллиона баррелей в сутки.
Пандемия коронавируса нарушила работу всех мировых рынков, включая энергетический. Спрос на нефть снизился больше, чем ожидалось, и некоторые страны альянса решили продолжить сокращение добычи, чтобы поддерживать баланс спроса и предложения.
Саудовская Аравия приняла решение сократить добычу нефти еще на 1 миллион баррелей в сутки в дополнение к соглашению в рамках ОПЕК+, ОАЭ на 100 тысяч баррелей в сутки, Кувейт на 80 тысяч баррелей в сутки, а Оман на 10 тысяч баррелей в сутки.
Страны-участницы сделки ОПЕК + продлевали действующие условия сокращения добычи нефти, чтобы добиться стабильности нефтяного рынка. Решения о продлении были приняты в июне и декабрь 2020 года, а также в январе и марте 2021 года, но в июле они уже не смогли договориться.
Большинство стран-участниц ОПЕК+ поддерживают решение о продлении соглашения, но в ОАЭ заявили, что не поддержат план, если для страны не увеличат квоту при расчете сокращения нефтедобычи.
Их требование обусловлено тем, что страна намеревается стать более активным игроком на энергетическом рынке. ОАЭ инвестировали миллиарды долларов в развитие нефтедобычи, но из-за соглашения треть производственных мощностей страны простаивает.
Сообщается, что ОАЭ не единственная страна, которая настаивает на увеличении производства нефти. Ее позицию разделяют и другие страны, такие как: Азербайджан, Кувейт, Казахстан и Нигерия.
Министр энергетики и инфраструктуры ОАЭ Сухейль аль-Мазруи заявил: «Мы не можем заключить новое соглашение на тех же условиях — у нас есть суверенное право вести переговоры об этом. Вопрос только в том, что мы заключаем новое соглашение или нас заставляют заключать новое соглашение. Неразумно принимать продолжение несправедливости и жертвовать больше того, что мы уже пожертвовали».
Подчиниться или разрушить альянс
Агентство Bloomberg утверждает, что настойчивость ОАЭ в отношении увеличения квот на нефтедобычу будет иметь катастрофические последствия. Политика Абу-Даби подталкивает другие страны отстаивать свои интересы, что может привести к развалу ОПЕК + и резкому росту цен на нефть.
Bloomberg предостерег от повторения прошлогоднего сценария, когда ценовая война между Саудовской Аравией и Россией привела к катастрофическим последствиям. Нынешняя ситуация может привести к повторению этого сценария и способствовать развалу альянса.
Некоторые аналитики считают, что ОАЭ оказывают давление на альянс, чтобы получить как можно больше личной выгоды. У альянса есть два варианта: согласиться с требованиями или нет, но в конечном итоге любое решение негативно отразится на мировом рынке нефти.
Бен Кахилл, эксперт Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, считает, что ОАЭ продолжат гнуть свою линию пока не добьются результата. Со своей стороны, глава глобальной сырьевой стратегии RBC Capital Markets Хелима Крофт утвеждает, что разногласия между Саудовской Аравией и ОАЭ имеют глубокие корни.
По словам экспертов Центра энергетических исследований Rystad, ОАЭ настаивают на увеличении основной производственной линии до 3,8 миллиона баррелей, что позволяет им в одностороннем порядке увеличивать добычу в рамках текущей квоты. Переговоры будут трудными, поскольку ОПЕК+ понимает, что, если ОАЭ будет разрешено увеличить квоту, то другие члены могут выразить протест.
Саудовская Аравия и Россия, возглавляющие альянс ОПЕК+, поддерживают продление соглашения до декабря 2022 года, но ОАЭ хотят начать обсуждение увеличения объемов добычи, прежде чем согласиться на продление срока действия соглашения, фактически бросая вызов саудовско-российскому предложению.
Один в поле воин
Конфликт касательно соглашения ОПЕК+ не первый конфликт, в котором замешаны ОАЭ. Они отказываются вести диалог, кроме тех случаев, когда сами заинтересованы в прибыли, но им нет никакого дела до того, как это сказывается на интересах их союзников.
Несмотря на то, что обе страны входят в один стратегический альянс, имеющий на повестке дня общие файлы, между ними имеются существенные разногласия, которые не всегда выносятся на публику во имя общих интересов, касающихся сплоченности стран Персидского залива.
На протяжении последних пяти лет ОАЭ периодически играют соло, но иногда они обращают внимание на интересы своих союзников, если те не идут вразрез с их собственными интересами. Это четко прослеживается в египетско-эмиратских и саудовско-эмиратских отношениях, особенно в ливийском кризисе и вопросах, связанных со странами Африканского Рога.
В прошлой статье говорилось о существующих разногласиях между Саудовской Аравией и ОАЭ. Например, несмотря на цели, заявленные международной коалицией во главе с Саудовской Аравией, обе страны заняли разные позиции в йеменском кризисе.
То же самое повторилось и в отношении иранского досье. Обе страны заявили о том, что Иран является самой большой угрозой для безопасности и стабильности региона Персидского залива, но их политика откровенно противоречит этому заявлению. В течение последних лет ОАЭ поддерживают отношения с Тегераном. Более полумиллиона иранцев работают или учатся в ОАЭ. Они имеют многомиллионные совместные инвестиционные проекты, а также официальные и неофициальные дипломатические каналы.
Таким образом, ОАЭ продолжат заниматься «серой политикой» и препятствовать реализации интересов своих союзников для достижения своих собственных целей, которые, как ожидается, увеличат ее влияние в регионе, но какова будет цена такой политики?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Что происходит с ценами на нефть?
ОПЕК+ зашла в тупик. Продавать или покупать акции нефтяников?
Investing.com | 07.07.2021 11:50
Рынки энергоносителей снова оказались во власти неопределенности после того, как члены альянса ОПЕК+ не смогли согласовать план увеличения добычи нефти. Для инвесторов, в том числе тех, кто инвестирует в акции нефтегазового сектора, это означает противоречивые сигналы о перспективах нефти, играющей столь важную роль в восстановлении мировой экономики после ужасной пандемии.
Цены на нефть в этом году выросли почти на 60% за счет того, что спрос резко увеличился при восстановлении экономической активности после начала вакцинации. При том, что спрос приближается к доковидным уровням, Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники, вместе известные как ОПЕК+, уже в третий раз не смогли выйти из тупика в вопросе о нефтедобыче после того, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты не смогли урегулировать противоречия.
Агентство Bloomberg охарактеризовало итоги заседания ОПЕК+ не иначе как «большой провал».
«Отношения между двумя ключевыми странами ОПЕК ухудшились до такой степени, что компромисс был невозможен. Это негативно сказывается на культивируемой самим альянсом репутации ответственного вожака нефтяного рынка, создавая угрозу разрушительной внутренней ценовой войны, которая в прошлом году вызвала беспрецедентные ценовые колебания».
Неопределенность на нефтяном рынке создает проблемы для инвесторов в акции крупнейших американских нефтегазовых компаний, включая Exxon Mobil (NYSE:XOM) и Chevron (NYSE:CVX), которые только начали восстанавливаться от прошлогоднего обвала цен и укреплять свой баланс.
Brent подорожает до $100?
Хотя ценовую войну в ОПЕК нельзя исключать в случае сохранения противоречий, многие аналитики фондового рынка оценивают перспективы акций нефтяных компаний все с большим оптимизмом. По их мнению, цены на нефть продолжат расти за счет увеличивающегося спроса вкупе с ограниченным предложением — весьма удачного для прибыльности компаний сочетания.
Аналитики Bank of America, например, считают, что стоимость нефти марки Brent к лету 2022 года может достигнуть $100 за баррель. У этого банка нет ни одной рекомендации «ниже рынка» по акциям нефтяных компаний.
Аналитики Evercore ISI заявили, что придерживаются «бычьих» взглядов на перспективы нефтяных компаний. Они недавно повысили целевую стоимость всех без исключения интегрированных компаний, занимающихся разведкой и добычей нефти.
Аналитики отметили (цитата по CNBC):
«После того, как большую часть последних трех лет они были заняты сокращением затрат, повышением качества активов в портфелях и переосмыслением своего ценностного предложения, сейчас компании, специализирующиеся на разведке и добычи нефти, имеют все возможности для того, чтобы извлечь выгоду из роста цен в краткосрочной перспективе».
Несмотря на подобные «бычьи» настроения, мы не готовы рекомендовать инвесторам наращивать позиции в нефтяном секторе после того, как ОПЕК+ не смогла согласовать увеличение добычи. Альянсу, как нам кажется, будет непросто позволить ценам на нефть подскочить настолько сильно, что от этого начнет страдать экономика, особенно с учетом эскалации инфляционного давления.
Вместе с тем, странам–производителям нефти придется иметь дело с политическим давлением со стороны США и других ведущих экономик и объяснять, почему они не повышают производство, хотя у них имеется достаточно свободных мощностей. Америка подталкивает ОПЕК+ к увеличению добычи, которое притормозило бы ралли цен.
«Представители администрации [президента США] проводят консультации с руководством соответствующих стран в попытке убедить их в необходимости компромисса, позволяющего увеличить добычу», — заявил в понедельник официальный представитель Белого дома (цитата по Reuters).
Подводя итоги
Тот факт, что ОПЕК+ оказалась в тупике, несомненно, является «бычьим» сигналом для акций нефтяных компаний в краткосрочной перспективе. Однако мы не советуем инвесторам увеличивать позиции в этих бумагах, пока рынки находятся в состоянии неопределенности и существует реальная угроза ценовых войн.
IFX | 08.07.2021
Инвесторы по-прежнему ждут сигналов от стран ОПЕК+, которые пока так и не пришли к соглашению относительно уровней добычи с августа текущего года. Переговоры министров стран ОПЕК+, начавшиеся на прошлой неделе, зашли в тупик. Большинство государств поддерживает увеличение производства на 400 тыс. баррелей в сутки (б/с) со следующего месяца и продление сделки до конца 2022 года. Исключением являются ОАЭ, которые готовы поддержать увеличение добычи, но не продление сделки, настаивая на увеличении своей референтной базы снижения добычи после апреля 2022 года.
Стоимость сентябрьских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 8:12 мск составляла $73,37 за баррель, что на $0,06 (0,08%) ниже цены на закрытие предыдущей сессии. По итогам торгов в среду эти контракты подешевели на $1,1 (1,5%) — до $73,43 за баррель.
Цена фьючерсов на нефть WTI на август на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) составляла к этому времени $72,01 за баррель, что на $0,19 (0,26%) ниже итогового значения предыдущей сессии. В среду эти контракты подешевели на $1,17 (1,6%) — до $72,2 за баррель.
Опубликованные вчера данные Американского института нефти (API) показали снижение запасов нефти в США за неделю, завершившуюся 2 июля, на 7,983 млн баррелей. Падение отмечено седьмую неделю подряд.
Эксперты, опрошенные S&P Global Platts, в среднем ожидают, что доклад министерства энергетики покажет сокращение недельных запасов нефти на 6,2 млн баррелей.
Эксперт назвал причины укрепления доллара
Доллар США укрепляется к рублю на опасениях срыва сделки с ОПЕК+ и возможного начала ценовой войны. Об этом заявил «Известиям» доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко в четверг, 8 июля.
По его словам, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ не устраивают рассматриваемые варианты продолжения сделки по сокращению добычи нефти.
«В случае негативного развития событий есть риск, что участники начнут отказываться от своих обязательств по ограничению добычи и зальют рынок избыточной нефтью. Провал нефти последних дней подтверждает эти опасения», — предположил Домащенко.
Он добавил, что весьма высокая волатильность на этом рынке будет сохраняться, пока не наступит ясность по новому компромиссу.
Говоря о падении российского рынка акций на открытии торгов ранее в четверг, специалист отметил, что «технические факторы» поддерживали спрос на российские акции.
«С другой стороны, я бы обратил внимание на индекс РТС, по которому техническая картина на утро сегодняшнего дня говорит не в пользу покупок», — добавил он.
На открытии торгов ранее в этот же день доллар поднялся выше 75 рублей впервые за два последних месяца. К 13:24 мск американская валюта повышалась на 36 копеек, до 75,07 рубля, евро — на 73 копейки, до 88,82 рубля.
Российский рынок акций также открылся снижением биржевых индексов. Индекс Московской биржи опускался на 0,33%, до 3882,15 пункта, индекс РТС — на 0,76%, до 1628,91 пункта. При этом 7 июля индекс Мосбиржи обновил исторический максимум в 3900 пунктов.
5 июля встреча альянса не состоялась, так как министрам понадобилось больше времени для консультаций. Объединение пообещало позже объявить дату новой встречи. «Известия» писали, что заседание перенесли из-за возникших разногласий между ОАЭ и Саудовской Аравией. Абу-Даби предлагал пересмотреть базовый уровень, от которого альянс наращивает добычу, начиная с мая прошлого года.
The The Wall Street Journal со ссылкой на правительственных чиновников ОАЭ, знакомых с новой стратегией нефтедобычи, сообщал 7 июля, что Абу-Даби, позиция которых завела в тупик последний раунд переговоров ОПЕК+, сменил свою стратегию нефтяной политики. Государство планирует воспользоваться спросом на нефть, чтобы диверсифицировать экономику, зависимую от добычи этого ресурса.
Источники WSJ утверждали, что ОАЭ хотят добывать и продавать столько нефти, сколько возможно в настоящее время, когда спрос и цены высокие. Вырученные деньги должны помочь государству снизить зависимость своей экономики от этого углеводорода.
С 1 мая 2020 года в силу вступило соглашение между Россией, ОПЕК и другими производителями о рекордном сокращении нефтедобычи — на 9,7 млн баррелей в сутки. Оно действует до начала мая 2022 года и предусматривает постепенное увеличение объема добычи.
Последняя встреча ОПЕК+ состоялась 1 июня. Вице-премьер Александр Новак в ходе заседания мониторингового комитета альянса заявил, что комитет рекомендовал странам объединения придерживаться принятого плана по восстановлению добычи нефти — наращивать ее на 2,1 млн баррелей в сутки в течение мая—июля. При этом он отмечал, что на рынке нефти сохраняются риски неопределенности, которые надо учитывать.