России не нужен хаос в Афганистане

отметили
20
человек
в архиве
России не нужен хаос в Афганистане

Когда в 2001 году США совершили интервенцию в Афганистан, Россия восприняла ее как антитеррористическую операцию. Москва поддержала резолюцию № 1368, а позднее, в 2008 году, когда талибы начали атаковать пакистанский маршрут, через который осуществлялось 80% поставок для снабжения войск НАТО, Россия предоставила свое воздушное пространство. У МИД РФ сомнений в том, что ликвидация крышующего «Аль-Каиду» (организация запрещена в России) режима талибов отвечает интересам безопасности Москвы и союзных ей постсоветских стран Средней Азии, не было. Министр иностранных дел Игорь Иванов заявлял: «Разве та задача, которая выполняется сегодня совместно в Афганистане, не отвечает нашим интересам?»

Прошло двадцать с лишним лет. США удалось свергнуть «Талибан» (организация запрещена в России) и учредить в Афганистане новое лояльное себе правительство. Однако этнический фактор взял вверх над демократией. Имевшие высокую поддержку среди преобладающих в Афганистане пуштунов (2/5 от примерно 30-миллионного населения) талибы начали подчинять себе целые регионы страны, особенно преуспевая в бедных сельских районах. По данным пакистанских СМИ, «Талибан» владеет 110 из 370 районов Афганистана. С решением администрации Дональда Трампа, поддержанным и демократами во главе с Джозефом Байденом, об окончательном и бесповоротном выводе войск Соединенных Штатов из Афганистана «Талибан» почувствовал уверенность в своей победе. Сделка в Дохе между американцами и талибами, предполагающая эвакуацию ВС США и национальное примирение в Афганистане, придала боевикам легитимность. Пентагон обязался вывести войска в период с 1 мая по 11 сентября 2022 года. Однако американцы идут с опережающим графиком и практически полностью вывели свои войска, оставив около 600 штыков для охраны дипломатов и столько же для обеспечения их свободного передвижения из/в Афганистан через аэропорт им. Хамида Карзая.

В это же время талибы с каждым днем забирают все новые территории. СМИ и эксперты не обладают точными данными о том, сколько процентов территорий они контролируют. Но, учитывая, что до вывода войск они уже подчинили почти 50% страны, а после вывода расширяли свои ареалы, цифры, скорее всего, устрашающие. Для понимания ситуации приведу пару красноречивых примеров. 1 июля стало известно, что «Талибан» взял под контроль уезд Калдар в провинции Балх. Это граница с Узбекистаном. В Балхе находится единственный пограничный переход на афгано-узбекской границе под названием «Хайратон». Захвачен ли КПП, пока неизвестно.

Ранее, 21 июня, талибы захватили КПП «Шехран-Бандар» – это уже граница с Таджикистаном. Военные ВС Афганистана, отстреливаясь от боевиков, спасаются бегством на территории Узбекистана и Таджикистана. Сотни военных бегут в соседние страны, столько же попадают в плен к талибам. Талибы в провинции Бадахшан недалеко от Файзабада – тоже недалеко от Таджикистана. Активные боевые действия ведутся и вблизи Туркменистана. 6 июля в Багдисе «Талибан» взял в плен группу военных из элитного Корпуса коммандос. Телеграм-канал «Рыбарь» справедливо пишет: «Если подразделения едва ли не единственного боеспособного соединения национальной армии переходят на сторону «Талибана», то дела у Кабула совсем плохи».

Если смотреть на ситуацию чуть шире, то это уже явно не только внутриафганская проблема. Талибы еще не взяли полностью власть в стране, они не контролируют Кабул и крупнейшую военную базу НАТО Баграм, но метастазы гражданской войны уже ощущаются в подбрюшье России. Руководители Узбекистана и Таджикистана Шавкат Мирзиёев и Эмомали Рахмон находятся в постоянном телефонном контакте и обсуждают координацию усилий для обеспечения безопасности своих стран. Власти Узбекистана уже закрыли мост в Термезе, по которому в 79-м в Афганистан входили советские солдаты и уходили оттуда в 89-м. Узбекские военные проводят масштабные учения на границе с Афганистаном, а школах проходят курсы военной подготовки. В Таджикистане в июне этого года состоялось экстренное заседание Совбеза во главе с Рахмоном и приняты меры по укреплению южных рубежей. Душанбе уже попросил ОДКБ помочь в охране границ.

Официальные представители России пытаются пока сохранить железное спокойствие. Спецпредставитель МИД России по Афганистану Замир Кабулов и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявляли на минувшей неделе, что талибы безопасности России не угрожают. Однако все понимают, что риски достаточно велики. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что в случае нападения боевиков из Афганистана на Таджикистан ОДКБ немедленно рассмотрит возможность помощи Душанбе.

По линии минобороны и разведок проходят постоянные консультации с коллегами из стран ОДКБ и Узбекистаном. Паники стараются избежать и сами среднеазиатские республики. Глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов для успокоения общественности даже сказал, что Ташкент не считает «Талибан» террористической организацией. Однако принятые меры безопасности, постоянные переговоры внутри ОДКБ и за ее пределами, активное обсуждение в СМИ (тема продвижения талибов на север – главная в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане) доказывают, что все все понимают. Да, «Талибан» видоизменился, стал, может быть, менее жестким в своей идеологии и, как говорят, более «гламурным», но все равно это радикальная организация, это шариатский порядок.

Нынешнее положение талибов – 1) власть еще не в их руках, 2) обязательства «не стрелять в американцев», 3) теоретически США могут вернуться – не позволяет им покушаться на суверенитет соседей. Но где гарантия, что они будут сохранять умеренность, когда получат в свое управление Афганистан? Речь не идет о том, что они начнут, как ИГИЛ* (организация запрещена в России), наступать на другие страны, как это было в Ираке и Сирии в 2014 году, а потом в Ливии. Талибы могут создать страну, которая станет «землей обетованной» для радикалов и исламистов со всего мира. Неразорванные связи с «Аль-Каидой» говорят о многом. «Исламское движение восточного Туркестана» достаточно активно в регионе, особенно в Киргизии. В 2010 и 2016 годах этой структурой там уже совершались теракты. В рядах «Талибана» есть этнические узбеки, таджики и люди других национальностей. А в самих среднеазиатских республиках растет популярность радикальных идей на фоне экономического неблагополучия и безработицы.

Поэтому после воцарения «Талибана» в Афганистане все спящие террористические ячейки в Центральной Азии могут поднять голову и, получив поддержку молодого пассионарного населения, распространиться по отдельным регионам. Преимущество исламистов в том, что они предлагают потерявшей перспективы у себя дома молодежи Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана бескомпромиссную идеологию и путь. Да, кривой. Да, радикальный. Да, примитивный. Но вспомните Ирак и Сирию. ИГИЛ там смог поднять голову не потому, что его накачали деньгами и оружием из-за рубежа, а потому, что радикализм нашел благодатную почву в виде авторитаризма, коррупции и бедности.

Если Узбекистан обладает сильнейшей армией в регионе и сможет отбиться, то Киргизию и Таджикистан может ожидать самый неблагоприятный сценарий. При самом позитивном сценарии это будут волны миграции, при негативном – проникновение боевиков из Афганистана и объединение с местными радикалами. В этой ситуации единственная надежда будет на Россию и ОДКБ. У России есть возможности помочь своим союзникам по военному альянсу. 7 июля Лавров заявил, что Москва сделает все, чтобы пресечь любую агрессию против союзников по ОДКБ, в том числе задействует свою военную базу на таджикско-афганской границе. Душанбе и Бишкек такие заявления, бесспорно, обнадеживают.

А как быть с нейтральным Туркменистаном? Туркмено-афганская граница – одна из самых уязвимых. Ходят слухи, что там туркменским военным не выдают оружие, потому что его отбирают боевики. В любом случае, даже если Ашхабад также попросит Москву о помощи, военное присутствие России в регионе не является панацеей от радикализма. Ведь одно дело охранять границу, другое дело – участвовать в гражданской войне. Сирийский опыт, конечно, доказал умение Москвы помогать законному правительству возвращать территории. Но хватит ли у России возможностей поддерживать безопасность одновременно в Сирии, Карабахе, Приднестровье, сосредотачиваться на украинском направлении и еще вести бои против ИГИЛ и «Аль-Каиды» в Средней Азии?

Чтобы предотвратить все эти негативные сценарии для Средней Азии, нужна слаженная работа по линии МИД, СВР и минобороны. Как между этими структурами, так и с их контрагентами в Средней Азии. Проблему террористов лучше решать на дальних подступах, чем воевать против них на своей территории. ОДКБ, России, Узбекистану и Туркменистану нужно выстроить единую позицию по Афганистану. Возможно, Ташкенту и Ашхабаду придется вступить во временный военный альянс с Россией и ОДКБ. Талибам нужно донести четкий сигнал о том, что любые провокации со стороны Афганистана будут жестко пресекаться, вплоть до точечных совместных ударов ВКС России вместе с ВВС среднеазиатских республик. Параллельно нужно по линии МИД скоординировать усилия с Ираном, Китаем, США, Турцией и другими заинтересованными странами, чтобы предотвратить падение режима в Кабуле и начать полноценный межафганский диалог. Ибо хаос в Афганистане равен хаосу в Средней Азии, а России он совершенно ни к чему.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»



Добавил suare suare 9 Июля 2021
Дополнения:

Какой сигнал подают талибы, подняв свой флаг на границе с Таджикистаном?

18:25 08.07.2021 (обновлено: 20:42 08.07.2021)
 
 

Талибы разместили свой флаг на афганско-таджикской границе. В эфире радио Sputnik политолог, востоковед Карине Геворгян прокомментировала ситуацию, а также назвала главную, на ее взгляд, угрозу безопасности в регионе.

Боевики движения «Талибан»* вывесили флаг на афганско-таджикской границе.
 
«Талибы, захватившие пограничный пост правительственных войск Афганистана 5 июля, сегодня установили флаг на опоре своей стороны моста через реку Пяндж, соединяющего две страны, напротив таджикского КПП»", – сообщил РИА Новости источник в администрации Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана.
 
В ночь на 5 июля афганские пограничники без боя отдали свой пункт пропуска через госграницу, более 300 военных перешли в соседний Таджикистан.
 
В Душанбе попросили союзников по ОДКБ помочь справиться с вызовами из Афганистана и совместными усилиями укрепить южные рубежи.
 
В эфире радио Sputnik ситуацию прокомментировала политолог, востоковед Карине Геворгян.
 
 
В Афганистане идет противостояние правительственных сил с талибами, которые заняли значительные территории и развернули наступление на крупные города. Эскалация продолжается на фоне вывода войск НАТО и США. Американский президент Джо Байден заявил, что полностью вывести военных планируется к 11 сентября. На этом фоне начатые в Катаре межафганские мирные переговоры по вопросу политического урегулирования фактически приостановились.
 
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
 

ВЧЕРА В 14:31

Политолог Кедми спрогнозировал поход талибов на Узбекистан и Таджикистан

«Вопрос только в том, когда это произойдет»

Военно-политическая ситуация в Афганистане в связи с уходам США и наступлением «Талибана» (признан террористической организацией и запрещен в РФ) имеет тенденцию к резкому ухудшению. Так считает глава российского МИДа Сергей Лавров. Что ждет эту страну и ее соседей в ближайшем будущем, рассказал израильский политолог, экс-руководитель спецслужбы «Натив» Яков Кедми.
 
 
 

«В Афганистане американцы показали себя так же, как всюду за последние 50 лет: ничего не добились, пришли, нагадили, проторчали 20 лет, только усилили тот же самый «Талибан» (запрещен в РФ. — «МК»)», — сказал Яков Кедми в радиоэфире программы «Прямой контакт».

Теперь, по его словам, США позорно уходят из Афганистана, оставляя власти страны наедине с талибами.

«Афганистан — страна, которая вряд ли может существовать как единое государство, если только не под властью религиозной диктатуры. Другой диктатуры там пока не намечается», — сказал политолог.

Он отметил, что в Афганистане «слишком много разных народов и слишком много внутренних проблем». Это многонациональное, разноплеменное государство. Основные группы населения в Афганистане это пуштуны, примерно 40%, есть также афганцы, узбеки, таджики, хазарейцы.

«Для того чтобы владеть Афганистаном, управлять, должны быть представители всех основных религиозных общин, как-то объединенных общей силой. Этой силой сейчас является «Талибан», — считает Кедми.

Он напомнил, что таджики, в отличие от других народов Средней Азии, это персидские племена, которые говорят на персидском диалекте, все остальные — тюркские народы. Таджики — сунниты, как и почти весь Афганистан, там почти нет шиитов. Это держит на определенном расстоянии Афганистан и шиитский Иран друг от друга, утверждает эксперт.

«Вряд ли есть какая-то серьезная сила, которая предотвратит полное овладение «Талибаном» всем Афганистаном, — сказал Яков Кедми. — Может быть, в некоторых районах (будет) временное перемирие, а дальше «Талибан» захватит весь Афганистан». После этого, отметил Кедми, Афганистан превратится в единственное в мире государство, где у власти стоит террористический фундаменталистский ислам, наподобие того, чем был разбитый в Сирии и Ираке эмират ИГИЛ (признано террористическим и запрещено в РФ).

«Талибан» мало чем отличается от ИГИЛа… Зверства, которые проводил «Талибан» в Афганистане и уже начал, мало отличались от зверств ИГИЛа», — утверждает Кедми. При этом, отметил он, «фундаменталистский ислам никогда не бывает ограниченным на своей территории, он всегда ищет распространение, потому что это религиозная идеология, которая хочет и, по велению всевышнего, должна распространить правильный ислам среди всех мусульман».

Кедми напомнил историю появления движения «Талибан». В свое время «Талибан» был создан пакистанской военной разведкой для проведения диверсий и дестабилизации в Кашмире против Индии. Когда советские войска в 1979 году вошли в Афганистан, ЦРУ и британская разведка Mi6 решили переквалифицировать «Талибан» с индийского направления на афганское, антисоветское. «Это универсальная террористическая организация, которая по воле своих хозяев может быть перенаправлена на любое направление», — считает Кедми.

Он напомнил, как в первый свой приход к власти в Афганистане талибы уничтожили многовековые статуи Будды, вырубленные в скале. «Это одно из самых диких, разрушительных, бесчеловечных направлений ислама. И теперь у них (будет) свое государство. Это государство будет развиваться усиливаться. Когда оно наберет достаточно силы оно пойдет дальше», — дал прогноз Кедми. Он считает, что основное направление продвижения «Талибан» будет по родственным племенам. «Они не могут овладеть Пакистаном, потому что Пакистан достаточно силен. Они не могут идти в Иран, потому что там шииты. Они не могут по горным условиям идти на восток (в Китай. — «МК»). Они пойдут на север… усиливая свою индоктринацию… среди узбеков, таджиков», — сказал Яков Кедми.

По его мнению, с Туркменией «немножко сложнее, потому что там пустыня и очень мало населения, но они тоже это (направление) не забудут».

Кедми отметил, что в Таджикистане, Узбекистане и других странах Средней Азии «Талибан» может найти много сторонников. «Все поклонники экстремистского ислама из Средней Азии поехали в какую-то далекую Сирию воевать во имя религии, как они ее понимают. Там были киргизы, узбеки, таджики, уйгуры, — напомнил Кедми. —… В данном случае разговор идет не о том, чтобы ехать куда-то в Сирию, за тысячи километров. Это рядом. Те же племена, родственные. Вопрос не том будет или не будет, а в том, когда это будет». По его словам, «рано или поздно и Таджикистан, и Узбекистан столкнутся с этим».

«Это вопрос естественного развития «Талибана» и Афганистана — идти на север, То есть Талибан придет в Таджикистан и Узбекистан, пойдет в Туркмению, в Киргизию через Таджикистан, пойдет в Казахстан, к уйгурам», — убежден эксперт.

Китай, считает он, «не будет вмешиваться в то, что произойдет в Афганистане, попытается отгородиться, как он всегда отгораживается от внешней проблемы, и использовать свои связи в Пакистане, чтобы это не шло по направлению к Китаю».

«Проблема становится все более и более серьезной для России», — считает Кедми.

По его словам, поддержка Узбекистана и Таджикистана, чтобы они заняли оборону на своей границе с Афганистаном, была бы лучшим решением.

Авторы:

СЕРГЕЙ ВАЛЬЧЕНКО

 
Добавил suare suare 9 Июля 2021
Комментарии участников:
waplaw
+1
waplaw, 9 Июля 2021 , url

Не надо талибов считать дикими и безграмотными. Что такое ОДКБ и российские пограничники они знают давно. Аргументы о том, что узбекская армия самая сильная в регионе их не смущает, от слова совсем. Они же США победили)) Так что с Кедми я не согласен. Наибольшая угроза пограничных конфликтов не в Таджикистане, а на границе с Туркменистаном и Узбекистаном, которые не являются членами ОДКБ. И причиной конфликтов может быть совсем не Талибан, а любые другие экстремистские группировки и в первую очередь те, которые занимаются производством наркотиков на территории Афганистана. Талибы, в их число не входят, но и мешать им, пока, не будут, т.к. у талибов, сейчас, главный противник — правительство ДРА.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать