Мы работаем не для того, чтобы какая-то одна сила в Афганистане одолела другую, потому что это будет неустойчивым, хрупким и временным решением. Такое уже проходили - С.В. Лавров

отметили
25
человек
в архиве

Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам участия в международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность», Ташкент, 16 июля 2021 года.

источник: mid.ru

Вопрос: Сейчас, по мере развития ситуации в Афганистане, у многих экспертов складывается впечатление, что поспешный вывод войск США из страны был спланированной акцией, чтобы создать напряженность в зоне геополитических интересов России. Согласны ли Вы с такой оценкой?

Допускаете ли вы вероятность, что уже через некоторое время придется иметь дело напрямую с Талибаном как с администрацией Афганистана?

С.В.Лавров: Я не сторонник конспирологических теорий. Я слышал, что, возможно, этот спешный вывод войск преследует какие-то геополитические цели. Мы не должны гадать. Американцы ушли, как подтвердил Президент США Дж.Байден, потому что сочли свою миссию выполненной. Он старался представить ситуацию в максимально позитивных красках, но все понимают, что миссия провалилась. Это открыто признается, в том числе и в самих США.

Терроризм никуда не исчез. ИГИЛ и отделения «Аль-Каиды» укрепили свои позиции в Афганистане. Наркопроизводство достигло рекордных высот: 90 процентов всех наркотиков в мире происходит из Афганистана. Практически ничего не делается для борьбы с этим.

Создание Афганских национальных сил безопасности – Вооруженных сил страны – можно считать таковым очень условно. Статистика говорит о том, что 300 тыс. военнослужащих состоят на службе афганского правительства. Талибов в три-четыре раза меньше. Тем не менее, Вы видите такой результат.

Мы не заинтересованы в том, чтобы там был хаос. Не только потому, что не хотим его «перелива» в соседние, союзные нам страны, но и потому что желаем добра афганскому народу. Рассчитываем на то, чтобы эти дружественные нам люди жили мирно, в обществе, развивающемся стабильно, без каких-либо угроз терроризма, наркобизнеса, происходящих с этой территории.

Будем по-прежнему работать с американцами в формате расширенной «тройки» (Россия-США-Китай плюс Пакистан), а также со всеми другими странами, которые так или иначе могут повлиять на ситуацию в Афганистане, в том числе с нашими партнерами из Центральной Азии, с Индией, Ираном, с теми же США. У нас есть Московский формат, который включает всех основных игроков.

Мы работаем не для того, чтобы какая-то одна сила в Афганистане одолела другую, потому что это будет неустойчивым, хрупким и временным решением. Такое уже проходили. Весь наш пафос в заявлениях в контактах со сторонами, все усилия нацелены на то, чтобы диалог, который должен привести к политическому урегулированию, был инклюзивным, с участием всех без исключения политических, этнических и иных групп в Афганистане. Это включает талибов как часть пуштунского этноса, узбеков, хазарейцев, таджиков – всех тех, кто проживает в ИРА. На все это нацелены наши усилия как членов Московского формата, расширенной «тройки».

Нынешняя конференция в значительной степени посвящена созданию благоприятных внешних условий для того, чтобы Афганистан «замирился». В свою очередь, это принципиально важно для главной цели нынешней конференции, а именно – развития перспективных проектов сотрудничества, которые будут связывать Центральную и Южную Азию.

Едва ли в нынешней ситуации, пока в Афганистане продолжается деградация, кто-то будет всерьез думать об инвестициях в эту страну. Но если ИРА будет мирным и надежным для прихода сюда бизнеса, капиталов, инфраструктурных проектов, это серьезно поможет обеспечить эффективное функционирование единых транспортных, логистических и прочих систем этого огромного региона.

Вопрос: Россия планирует работать со всеми странами, которые могут повлиять на ситуацию в Афганистане, и вот недавно МИД Пакистана заявил о том, что готовит конференцию и пригласил принять в ней участие. Будет ли МИД России представлен и на каком уровне?

Не могли бы вы прокомментировать ситуацию в ЮАР. Президент ЮАР С.Рамафоса заявил о том, что протесты и провокации в т.ч. с лозунгами, призывающими к этнической конфронтации были намерено спровоцированы. Как Вы оцениваете эту ситуацию? Затрагиваются ли интересы России с учётом нашего партнёрства стран в БРИКС?

С.В.Лавров: Сразу скажу, что мы не имеем какого-либо отношения к процессам, тем более насильственным протестам и в Южноафриканской Республике, и в любой другой стране мира.

Что касается предстоящих мероприятий по Афганистану, то их сейчас будет множество. Планируется поездка группы афганских политических деятелей, но без представителей Правительства, во главе с А.Абдуллой. Он является Председателем Высшего совета по национальному примирению Афганистана. С ним, как я слышал, ожидается поездка делегации, в которой будут представлены другие этнические группы Афганистана – таджики, узбеки и другие. Они собираются ехать для встречи с талибами в Доху. После этого они планировали посетить Исламабад. Министр иностранных дел Пакистана Ш.М.Курейши так мне об этом рассказывал. Хотели это сделать поскорее, но теперь всё это откладывается на 25 июля.

Здесь, на конференции, в кулуарах рассуждают о каких-то иных форматах. Их сейчас может быть великое множество. Каждый хочет (большинство из лучших побуждений) каким-то образом помочь придать импульс политическому процессу, который давно находится в тупике. Нам кажется для этого не нужно изобретать каких-то новых договорённостей, а нужно выполнить то, что уже было согласовано Правительством Афганистана, прежде всего, и Движением талибов.

Вопрос: Создалось ли у Вас впечатление по итогам переговоров в Душанбе и Ташкенте, что страны Центральной Азии прислушаются к совету Москвы не допускать создания американских военных баз на своей территории? Какие страны могут дополнить формат расширенной тройки? Обещала Москва какую-либо помощь Кабулу на Вашей встрече с Президентом Афганистана А.Гани?

С.В.Лавров: У меня никаких обязательств перед Президентом Исламской Республики Афганистан нет. У Президента А.Гани, как и у талибов, есть обязательства начать всерьез политический процесс. Напомнив об этом, мы выразили надежду, что все стороны в этой ситуации будут выполнять договоренности, которые в том числе достигались при участии международного сообщества.

Что касается планов американцев, то они их не скрывают, а активно озвучивают. Во-первых, постараться уговорить страны Центральной Азии и Пакистан разместить у себя часть военной инфраструктуры, которую американцы выводят из Афганистана. Но Пакистан и Узбекистан уже официально заявили, что это исключено. Они не будут на своей территории размещать такую инфраструктуру. Говорили также и о двусторонних контактах. На встрече министров иностранных дел пяти центральных азиатских стран и Российской Федерации никто из наших союзников не сообщал об их намерении подвергать свои территории и население подобному риску. Обсудили и другую инициативу американцев. О том, что они попытаются сотрудничавших с ними афганцев вывести из Афганистана и разместить то ли временно, то ли постоянно на территории центральноазиатских стран. Речь шла сначала о десяти тысячах. Недавно я слышал уже в рамках американских дискуссий в различных политологических центрах США упоминалась цифра в сто тысяч до конца года. Сегодня это тоже было упомянуто в контакте с моими центральноазиатскими коллегами. Они прекрасно понимают все риски, которые таятся в этих замыслах. Наверное, они примут правильное решение, исходя из собственных интересов.

Мы имеем в виду, что эта тройка обсуждала в частности кандидатуры Индии и Ирана. Считаю, что это бы обогатило возможность этого формата. Посмотрим, как пойдет дело.

Вопрос: Вы встретились сегодня с лидером Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым. Какие вопросы были на повестке? О чем договорились? В целом, оправдались ли «макроожидания» от нынешней конференции?

С.В.Лавров: Не знаю, какие были ожидания. Ехали сюда с прицелом на интересную дискуссию, предметный разговор о том, как это представительное собрание может помочь продвигать сотрудничество и проекты взаимосвязанности Центральной и Южной Азии.

Практически со всеми странами этих двух регионов у нас тесные отношения. С большинством из них реализуются крупные инфраструктурные, энергетические и иные проекты. Нам интересно, как партнеры видят будущее сотрудничество в этих областях.

Слышали немало правильных, на наш взгляд, инициатив, которые помогут продвигать практические проекты более эффективно. Выделю солидное выступление Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева, назвавшего десять направлений, по которым эта связанность может быть максимально эффективно воплощена в конкретные дела, опираясь на многовековую историю, накапливавшийся все эти столетия опыт и используя современные технологии. Это хорошее сочетание, которое должно позволить достичь максимального результата.

Добавил waplaw waplaw 18 Июля 2021
Комментарии участников:
vvsupervv66
+3
vvsupervv66, 18 Июля 2021 , url

А вот и ответный сюрпрайз от России.

Именно такого ответа я ожидал от МИД России в лице главы МИД РФ Сергея Викторовича Лаврова.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать