[«Попробуем на зуб»] Не уступить, но и не потерять: Польша испытывает ЕС на прочность. Варшава не желает подчиняться решениям суда Евросоюза. «Сейчас мы поглядим, какой это Сухов»
Европейский суд решил, что Варшава нарушила обязательства, взятые на себя в 2004 году. ЕС потребовал от Польши отменить положения судебной реформы, которые, на взгляд Брюсселя, противоречат европейскому праву. Варшава, однако, отказалась это делать. В августе поляки могут пойти еще дальше — конституционный суд страны может признать приоритет национального права над европейским. Для страны – члена Евросоюза это довольно смелый шаг. Польша в итоге может остаться без еврофинансирования. Подробности — в материале «Известий».
Обычный спор
«Мы столкнулись с типичным доктринальным спором между судами разных политических систем. Мне кажется, что высшим правовым актом считается конституция Польши. А суд Европейского союза разрешает споры в той материи, которая является компетенцией Евросоюза», — заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
Политик настаивает, что конституция Польши имеет приоритет перед законодательством Европейского союза. В пример он привел решения конституционных судов других стран ЕС. «Франция в апреле этого года в споре о возможности использования данных сформулировала однозначную позицию, что в случае разнящихся правил французская конституция имеет высшую силу над правом ЕС. Спустя месяц в Германии было принято решение конституционного суда, который также подтвердил верховенство конституции Германии. В июне этого года румынский верховный суд принял такое же решение. Так что мы имеем дело с большим количеством очень похожих решений», — добавил глава польского правительства.
В Европейском суде опасаются, что палата «не гарантирует всей беспристрастности и независимости», а также не защищена от влияния польской законодательной и исполнительной власти. Польский Национальный судебный совет выбирает членов этой дисциплинарной палаты, но в ЕС не уверены, насколько независима эта структура из-за ее тесных связей с законодательной и исполнительной властью.
В результате Европейская комиссия подала жалобу на Польшу, потребовав упразднить дисциплинарную палату Верховного суда. 14 июля суд обязал Варшаву немедленно отменить применение правовых нововведений. Но конституционный суд Польши решил, что это требование противоречит польской конституции. «Решение КС — это попытка помешать вмешательству, узурпации и правовой агрессии со стороны органов ЕС», — считает министр юстиции Польши Збигнев Зиобро.
Чей закон важнееВ начале августа Евросоюзу и Польше предстоит решить еще более сложный вопрос — что важнее: европейское законодательство или же основной закон страны. В Варшаве уверены, что преимущество на стороне польской конституции.
Таким образом, решение конституционного суда Польши может навредить отношениям с Брюсселем. В Еврокомиссии могут наказать поляков — направить требование оштрафовать их за неисполнение решения суда. В таких ситуациях суд ЕС часто задействует эти механизмы.
Польша может столкнуться и с финансовыми санкциями. К тому же в Евросоюзе вправе включить «механизм верховенства права», или, как его называют, «деньги в обмен на правосудие». Это означает, что Брюссель выделяет деньги каждой из стран в зависимости от того, как там придерживаются идеалов правового государства. А ведь Польша — один из главных получателей субсидий ЕС.
Варшава оказалась в непростой ситуации: с одной стороны, ей не хотелось бы уступать Брюсселю, с другой — терять европейские субсидии.
Слишком консервативные ценности
Серьезные конфликты между Польшей и ЕС начались, когда к власти пришли консерваторы из партии «Право и справедливость». В 2017 году они начали масштабную реформу судебной системы, посчитав, что действующая «неэффективна и медлительна». Против этого выступила оппозиция, заявив, что так власти «хотят подмять под себя судебную систему», начались акции протеста. Но власти свое решение не изменили.
После этого ЕС еще не раз обвинит Польшу в подрыве свободы СМИ и преследовании меньшинств. Вообще Брюссель и Варшава часто сталкиваются в спорах, вызванных различиями в ценностях. В частности, это проявляется в отношении к ЛГБТ-сообществу и абортам. Западные страны ЕС предоставляют своим гражданам всё больше прав в этих вопросах. Польша придерживается строгих консервативных взглядов.
15 июля Европейская комиссия объявила Будапешту и Варшаве, что их ждет суд за дискриминацию секс-меньшинств. Речь идет о венгерском законе, запрещающем пропаганду гомосексуализма и трансгендерности в школах, кинематографе и на телевидении.
Что касается Польши, то здесь в сентябре прошлого года около ста небольших городов и регионов — почти треть страны — объявили себя зоной, «свободной от идеологии ЛГБТ». Эти резолюции стали скорее символическими, не имеют законной силы, но в то же время считаются довольно серьезным оружием в борьбе ценностей. «Европа никогда не позволит притеснять отдельные части нашего общества за то, кого они любят, за их возраст, за этническое происхождение, за политические взгляды или религиозные убеждения», — отреагировала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Тяжбы в ЕС идут довольно долго, к тому же Будапешт и Варшава зачастую находят способы обходить или игнорировать решения Еврокомиссии и Евросуда.
«Европа ничего с этим сделать не сможет. За это необходимо бы было лишить Польшу субсидий и финансирования, которые дает ЕС. Но скорее всего это опробуют на Венгрии, чтобы таким образом показать Польше ее место», — отметил в беседе с «Известиями» глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050 Иван Лизан.
Раскачивают ЕС
На этой неделе Еврокомиссия не стала утверждать венгерский план восстановления экономики после пандемии. То есть Венгрия пока не получит €7,2 млрд из общеевропейского фонда борьбы с последствиями пандемии коронавируса.
«Польша была и остается ультракатолической страной. На фоне остальной Европы с ее вольными нравами и большим числом атеистов Польша является аномалией. Вторая такая страна — Венгрия. Это католические и консервативные государства. Их население не приемлет ценностей ЛГБТ-сообщества, которые навязывает протестантская часть Европы. Консервативные элиты в Венгрии и Польше опираются на мнение населения и саботируют навязывание этих ценностей», — отметил Лизан.
Cтарший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, эксперт РСМД Дмитрий Офицеров-Бельский в свою очередь считает, что возникшие споры с Брюсселем из-за судебной системы и прав ЛГБТ-сообщества — лишь повод проверить, насколько европейская система гибкая. «Эти страны показывают, что они готовы следовать своему законодательству, они дают понять европейской бюрократии, что не стоит особо наседать ни на Польшу, ни на Венгрию. К тому же карательные меры очень сложно применить — во многом из-за репутации брюссельской бюрократии в ЕС», — пояснил полонист.
Политолог уверен, что другие страны Центральной и Восточной Европы поддержали бы Варшаву и Будапешт. «В ЕС всегда старались гасить подобные конфликты. Поляки и венгры отрабатывают свою независимость перед Брюсселем, тестируют механизмы ответных реакций и что они могут делать в этой ситуации», — полагает Офицеров-Бельский.