[«Снявши голову, по волосам не плачут»*] Четыре страны бывшего СССР, загубившие своё автомобилестроение
После распада СССР некоторые автозаводы прекратили свое существование. Но большинство предприятий отрасли все же удалось сохранить и более того — расширить производство.
Как известно, в СССР предприятия производили все необходимое, и это было сделано не спроста. Касался такой подход абсолютно всех сфер, в том числе и автомобилестроения. Да, детали привозили из-за границы, как и авто.
В основном это была тяжелая техника – грузовики, автобусы, автокраны. Но тот же самый ассортимент производился и на советских предприятиях. Это была своего рода страховка, если вдруг поставки прекратятся.
Основную же линейку моделей Советский Союз выпускал сам, а вот после распада, хоть во многих странах и остались свои автомобилестроительные заводы, ситуация ухудшилась. Автомобилестроительная сфера начала разваливаться.
Не обошлось без потерь в России. Покинули рынок рынка бывшие советские заводы АЗЛК и ЗиЛ. Остальные заводы продолжили свое существование.
В Беларуси все оказалось успешнее, ведь МАЗ можно смело назвать гордостью белорусского автомобилестроения. Страна сохранила оба своих автогиганта – и БелАЗ, и МАЗ. Выпускаемая ими техника продолжает успешно продаваться и пользуется популярностью в наши дни.
Другие же бывшие советские республики, в которых существовали автозаводы, производство свернули. Или, если точнее – загубили.
Рижская автофабрика (РАФ) выпускала популярные и очень удобные микроавтобусы. В начале 90-х годов они были востребованы. Но в Латвии посчитали завод «наследием оккупации», производство было свернуто, цеха уничтожены.
Нижегородский завод ГАЗ со временем занял нишу РАФа, и инженеры разработали «ГАЗель». Модель захватила рынок на всем постсоветском пространстве. Сейчас идут разговоры о строительстве автосборочного предприятия в Грузии.
В Армении прекратил свое существование ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод), здесь на базе РАФов выпускали автофургоны малой грузоподъемности, которые могли стать востребованными на всем постсоветском пространстве. Но следом за разрушением головного предприятия, на дно отправилось и дочернее.
В Грузии в городе Кутаиси в советские времена производили грузовики «Колхида». Сегодня от этого автозавода ничего не осталось.
Наиболее тяжелые потери понесла Украина, не пожелавшая сохранить автопроизводство. Многие заводы (ЛАЗ, КрАЗ, ЛуАЗ, ЗАЗ) здесь были уничтожены.
* «Cнявши голову, по волосам не плачут»
Значение
1. после того, как нечто постыдное или достойное сожаления совершено или случилось, не следует сожалеть о последующих менее значительных событиях того же рода; при большом горе нечего говорить о второстепенной неудаче ◆ — Да уж теперь нечего горевать-с, — ввязалась вдруг девица Перепелицына, — коли все причины злые от вас самих спервоначалу произошли-с, Егор Ильич-с. Снявши голову, по волосам не плачут-с. Ф. М. Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели», 1859 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)◆ — Э! попусту брехать-то! — сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. — Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
2. принимаясь за какое-нибудь важное, серьезное дело, не следует опасаться, принимать во внимание незначительные неприятности, которые могут случиться в ходе его реализации, тем более — сожалеть о них; совершив большую ошибку, глупо сокрушаться о её мелких последствиях