Хроники МГП Baltic Pipe за 17-20 июля 2021 г. Пересечение с «Северным потоком - 2» все ближе. Всего на дно Балтийского моря уложено уже более 124 из 270 километров труб

отметили
20
человек
в архиве
Хроники МГП Baltic Pipe за 17-20 июля 2021 г. Пересечение с «Северным потоком - 2» все ближе.  Всего на дно Балтийского моря уложено уже более 124  из 270 километров труб

Проект по строительству магистрального газопровода (МГП) Baltic Pipe прошел очередной важный этап:
  • Трубоукладчик Castorone завершил строительство своего участка в Балтийском море в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Швеции.
Второй трубоукладчик продолжает работы в территориальных водах Дании.

Об этом свидетельствуют данные сервисов MarineTraffic, VesselFinder и MyShipTracking, а также сообщения оператора проекта и его участников.

Балтийское море. Castorone
 
Castorone, самый мощный трубоукладчик компании Saipem, являющейся подрядчиком по строительству морского участка МГП Baltic Pipe в Балтийском море:
  • 19 июля 2021 г. завершил трубоукладку в ИЭЗ Швеции;
  • за последние 3 дня работы в ИЭЗ Дании и Швеции уложил почти 15 км;
  • с момента начала строительства 26 июня 2021 г. — построил 108 км, начав из территориальных вод Дании к западу от о. Борнхольм, затем перейдя в ИЭЗ Швеции и вновь войдя в ИЭЗ Дании к востоку от о. Зеландия;
  • средняя скорость трубоукладки — 4,5 км/сутки, что очень хорошо даже для трубоукладочного судна с системой динамического позиционирования (ДП);
  • после завершения строительства — вернулся в район к западу от о. Борнхольм, но в территориальные воды Дании не вошел, развернувшись у границы и двинувшись на запад;
  • сейчас находится вблизи МГП Baltic Pipe, но не непосредственно на ней.
Рядом с Castorone находятся 2 судна обеспечения (СО) Energy Duchess и Skandi Barra.

Energy Duchess ранее находился в составе флота вспомогательных судов, обеспечивающих поддержку Castorone, проводя исследования морского дна и уложенного участка газопровода в водах Дании и Швеции.

Skandi Barra прибыл из порта Абердин (Великобритания) в порт Мукран на север Германии, где располагается логистический терминал МГП Baltic Pipe, 12 июля 2021 г. и с тех пор курсировало между базовым портом и Castorone.

3 СО, которые ранее обеспечивали доставку труб на Castorone, — Solvik Supplier, Island Champion и Sea Goldcrest — после завершения участка вернулись в Мукран, а затем выдвинулись в территориальные воды Дании к юго-западу от о. Борнхольм, где находятся в настоящее время неподалеку от трассы МГП Balitc Pipe.

Данный участок еще не построен, в 18 км севернее, двигаясь на юг, работает второй трубоукладчик Saipem — Castoro Sei.

К Castoro Sei, а также к ожидающим СО заходило судно-наблюдатель, работавшее с Castorone, NG Worker, которое на данный момент идет в порт Мукран.

Балтийское море. Castoro Sei
 
Строительство участка МГП Baltic Pipe от района к западу от о. Борнхольм к побережью Польши продолжает полупогружное трубоукладочное судно Castoro Sei.

Поскольку это несамоходное судно с системой якорного позиционирования, то скорость трубоукладки у него ниже, чем у Castorone.

За последние 4 дня в водах Дании Castoro Sei построило 7,243 км, а уложенный им участок с момента начала работ 11 июня достиг 16,4 км.

Средняя скорость трубоукладки осталась на высоком для якорных судов уровне — 1,8 км/сутки.

С Castoro Sei по-прежнему работают 4 вспомогательных судна.

Якорезаводчиками выступают Seim Commander, Maersk Handler и GH Endurance, а судном-наблюдателем является Ievoli Amber.

Доставку труб обеспечивают СО Island Defender, Sar Brage и Sartor.

Балтийское море. Другие районы работ
 
Подготовительные работы в прибрежных водах Дании и Польши по-прежнему малоактивны.

У побережья Польши сейчас работает лишь одно СО Grane R.

В территориальных водах Дании к востоку от о. Зеландия ведет работы на дне драга Heimdal R.

Чуть западнее находится СО Ievoli Ivory, ранее исследовавшее район пересечения МГП Северный поток-2 и Baltic Pipe, которое предстоит строить Saipem, а затем перешедшее в район неподалеку от которого завершил работы Castorone.

Северное море
 
На участке МГП Baltic Pipe в Северном море ситуация без изменений.

Работы на данном участке ведет швейцарская Allseas.

Ее трубоукладчик Lorelay, ранее участвовавший в строительстве участка МГП Baltic Pipe от МГП Europipe II, из которого газ с норвежского шельфа будет поступать в новый газопровод, до побережья п-ва Ютландия, продолжает обследование дна на завершенном участке.

Сухопутные участки МГП Baltic Pipe в Дании и Польше
 
Новостей пока нет.
 
Проект Baltic Pipe
 
МГП Baltic Pipe мощностью 10 млрд м3/год строится для поставок в Польшу газа с шельфа Норвегии для замещения поставок газа из России по долгосрочному контракту, который Польша продлевать не планирует.

Проект разделен на 5 участков:
  • морской участок в Северном море от примыкания к существующему МГП Europipe II до побережья п-ва Ютландия протяженностью 110 км,
  • сухопутный участок в Дании, включая как существующие, так и новые газопроводы протяженностью 210 км,
  • КС Эвердруп в восточной части о. Зеландия,
  • морской участок в Балтийском море протяженностью 270 км,
  • сухопутный участок в Польше, включая как модернизируемые, так и новые газопроводы протяженностью 280 км.

Автор: А. Чижевский

источник: ic.pics.livejournal.com

Добавил suare suare 21 Июля 2021
проблема (2)
Дополнения:

«Перераспределение объёмов»: как польский газопровод Baltic Pipe может повлиять на европейский энергетический рынок

29 июня 2021, 10:21
Надежда Алексеева, Алёна Медведева
 
В Балтийском море начались работы по укладке газопровода Baltic Pipe. Об этом сообщили в польской газотранспортной компании Gaz-System, занятой в строительстве. Планируется, что газовая магистраль заработает в 2022 году. Проект ведёт историю с начала 2000-х, но только 20 лет спустя дело дошло до его практической реализации. Газопровод собираются протянуть от норвежского шельфа до берегов Польши через датские воды. Варшава позиционирует проект как альтернативу «Северному потоку — 2». Однако эксперты скептически относятся к подобным заявлениям, поскольку Норвегия не может существенно нарастить добычу газа.
 
  • Строительство газопровода Baltic Pipe
  • AFP
  • © John Randeris HANSEN / Ritzau Scanpix

Оператор польской сети газопроводов Gaz-System приступил к прокладке морского участка газопровода Baltic Pipe по дну Балтийского моря. Об этом сообщается на сайте польской газотранспортной компании.

Работы стартовали в водах Дании, недалеко от острова Борнхольм. Укладкой магистрали занимается судно Castorone, корабль будет продвигаться по маршруту газопровода в северо-западном направлении и прокладывать магистраль на самых больших глубинах.

Как заявил глава компании Gaz-System Томаш Стемпень, судно является одним из крупнейших специализированных кораблей такого типа.

«До конца этого года мы планируем сварить и уложить на дно Балтийского моря 275 км трубопровода, который соединит побережья Польши и Дании», — отметил Томаш Стемпень. Его слова приводятся на сайте Gaz-System.

  • Томаш Стемпень
  • Gettyimages.ru
  • © NurPhoto

 Помимо Castorone, в прокладке морского газопровода примут участие суда Castoro Sei и Castoro 10.

Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Пётр Наимский отметил, что инвестиционный проект Baltic Pipe будет реализовываться поэтапно, в соответствии с графиком.

«Погода и другие обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, бывают переменчивы, но мы не сбавляем темп и делаем свою работу. Сегодня (оператор) Gaz-System начинает прокладку морского участка трубопровода, чтобы проект был завершён и передан в эксплуатацию в полном объёме в 2022 году. Тогда Baltic Pipe станет одним из основных компонентов, обеспечивающих энергетическую безопасность Польши», — заявил он.

Политический мотив

Как сообщается на сайте проекта Baltic Pipe, после введения в эксплуатацию газопровод позволит поставлять топливо из Норвегии на датский и польский рынки, а также в соседние страны. Кроме того, возможна транспортировка природного газа непосредственно из Польши в Данию.

Планируется, что магистраль будет состоять из пяти компонентов, включая трубопровод между Данией и Польшей по дну Балтийского моря и расширение польской газотранспортной системы.

Идея создания газотранспортной магистрали от норвежского шельфа до польской территории впервые возникла двадцать лет назад. В 2001 году польская энергетическая компания PGNiG и датская DONG подписали соглашение о строительстве морского газопровода Baltic Pipe. Однако вскоре проект был признан экономически нецелесообразным и заморожен.

  • Добыча газа на шельфе Норвегии
  • Reuters
  • © Nerijus Adomaitis/File

Впоследствии стороны вернулись к идее строительства газотранспортной магистрали. Летом 2017 года Польша и Дания подписали меморандум о реализации проекта морского газопровода.

В конце 2017 года польская энергетическая компания PGNiG зарезервировала мощности будущего газопровода на 15 лет вперёд. Сумма контракта — около $2 млрд. Проектная мощность магистрали — 10 млрд кубометров газа в год.

Проект получил поддержку Еврокомиссии по линии программы Connecting Europe Facilit (CEF) — речь идёт о помощи значимым для всей Европы инфраструктурным проектам.

При этом власти Польши открыто противопоставляют Baltic Pipe российско-германскому газопроводу «Северный поток — 2». Как заявил в сентябре 2020 года пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер, Варшава готова предложить Берлину Baltic Pipe в качестве альтернативы «Северному потоку — 2». Представитель польского кабмина подчеркнул, что Варшава с самого начала обращала внимание на важность европейской солидарности в энергетической сфере.

По мнению экспертов, и за этими заявлениями и в целом за проектом Baltic Pipe стоят в первую очередь политические, а не экономические мотивы.

«Польша инициировала проект из политических соображений, поскольку не желает покупать газ у России. И главная цель Baltic Pipe — создание канала поставок газа, альтернативного российскому топливу», — пояснила в комментарии RT cтарший аналитик международной страховой компании Coface Анна Кокорева.

Похожего мнения придерживается и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.

«Польша руководствуется исключительно политическими мотивами в вопросе строительства Baltic Pipe. При этом сравнивать этот газопровод и «Северный поток — 2» странно. У проектов совершенно разная мощность: у «Северного потока — 2» — 55 млрд кубометров газа в год, у Baltic Pipe — 10», — напомнил эксперт в комментарии RT.

Эксперты отмечают, что уровень добычи природного газа в Норвегии не позволит сильно нарастить объёмы поставок.

  • Строительство «Северного потока — 2»
  • Reuters
  • © Hannibal Hanschke

«Норвегия не может дать большие объёмы газа, нарастить добычу. Поэтому говорить о новых источниках поставок после открытия Baltic Pipe не стоит. Речь, скорее, о перераспределении существующих объёмов на европейском рынке. Единственно, после ввода в эксплуатацию Baltic Pipe Польша получит новые аргументы в торге с «Газпромом» по условиям очередного контракта на поставку газа», — считает Станислав Митрахович.

Похожего мнения придерживается и Анна Кокорева.

«Вряд ли в Норвегии будут открыты новые месторождения газа. Поэтому уровень добычи газа в стране постепенно идёт на спад. При этом надо понимать, что у Польши относительно небольшие потребности в газе по сравнению с ФРГ. Так что Варшаве может вполне хватить поставок газа по Baltic Pipe», — отметила эксперт.

«Не решение проблем»

В октябре 2019 года Дания одобрила прокладку газопровода Baltic Pipe в своих территориальных водах.

О старте строительства польский президент Анджей Дуда объявил в мае 2020 года. Он пояснил, что сначала магистраль пройдёт от норвежского шельфа до Дании, а затем — в Польшу.

Не обошлось без проволочек: в июне 2021 года власти Дании аннулировали разрешение на строительство, выданное ранее. Решение было принято апелляционным советом по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании.

Основанием для аннулирования разрешения стала недостаточная изученность вопроса о защите дикой природы во время прокладки трубы.

  • Анджей Дуда
  • Reuters
  • © Dawid Zuchowicz/Agencja Gazeta

Комментируя запрет, заместитель министра иностранных дел Польши Марчин Пшидач заявил, что за решением властей Дании могла стоять не только забота об экологии, но и другие мотивы.

«Конечно, мы будем стараться выяснить этот вопрос как можно быстрее, хоть и понимаем, что за темой окружающей среды часто стоят другие интересы», — заявил тогда польский дипломат.

Возобновить строительство удалось лишь после того, как 19 июня Датское агентство по охране окружающей среды сообщило, что строительство может быть возобновлено в определённых частях 210-километрового участка газопровода Baltic Pipe в Дании.

По мнению экспертов, реализация Baltic Pipe не повлияет на энергетический рынок Европы. Как отметила Анна Кокорева, вряд ли проект будет быстро реализован с учётом текущих экономических и политических условий.

«С учётом того, что распространение коронавируса сильно пошатнуло мировую экономическую систему, в том числе и польскую экономику, вряд ли инвесторы и правительство Польши сейчас будут активно инвестировать в достаточно сомнительный проект, ведь любой газопровод имеет сроки окупаемости, которые исчисляются не одним годом. Ожидаю, что проект будет реализовываться небольшими темпами и не изменит энергетический рынок Европы», — отметила эксперт.

В свою очередь, Станислав Митрахович считает, что, поскольку строительство газопровода не будет завершено до конца текущего года, Польша будет вынуждена заключить на какой-то срок контракт с «Газпромом» на поставки топлива.

  • Строительство газопровода Baltic Pipe
  • Reuters
  • © Ritzau Scanpix/John Randeris

«В целом проект Baltic Pipe — это не решение проблем для Польши и некоторых стран ЕС, которые хотели бы избавиться от зависимости от России. Трубопровод только даст возможность перераспределить норвежский газ, чтобы он шёл не в Германию, а в Польшу. Соответственно, тот объём, которого не будет хватать на германском рынке, заполнит вскоре Россия», — подытожил Митрахович.

«Снизить энергетическую зависимость от РФ»: конгрессу предложили расширить сотрудничество со странами «Триморья»

20 мая 2020, 07:03
Юлия Гуреева, Кирилл Горшенин
 
Аналитики американского конгресса рекомендовали поддержать Инициативу трёх морей — объединение 12 европейских стран, занимающееся в том числе вопросами развития энергетической инфраструктуры. По мнению специалистов, цели участников проекта пересекаются с интересами Вашингтона, а именно снижением зависимости Европы от российского топлива и расширением поставок американского сжиженного топлива. По мнению опрошенных RT экспертов, интерес Штатов к «Триморью» ограничен сугубо личной выгодой: США пытаются вынудить страны построить новую газотранспортную систему, чтобы затем поставлять свой газ по более высоким ценам.
 
  • Терминал приёма СПГ в Польше
  • Reuters
  • © Filip Klimaszewski

Исследовательская служба конгресса США подготовила доклад об Инициативе трёх морей (известной также как «Триморье»), в котором аналитики обращают внимание законодательного органа на возможность расширить сотрудничество с участниками проекта.

Как следует из доклада, с текстом которого ознакомился RT, поддержка Инициативы трёх морей дополнит разностороннее взаимодействие Вашингтона со странами Центральной и Восточной Европы.

«По всей видимости, задачи Инициативы трёх морей отвечают ряду широких целей США в сфере безопасности и экономики, которые привлекли интерес конгресса и получили его поддержку. Последние несколько лет некоторые члены конгресса проявляют всё больший интерес к энергетической безопасности Европы и стремятся снизить её энергетическую зависимость от России, в том числе за счёт содействия экспорту американского СПГ», — говорится в докладе.

Напомним, Инициатива трёх морей объединяет 12 государств: Австрию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию и Эстонию. Название проекта отражает географические характеристики, так как страны-участницы расположены между Адриатическим, Балтийским и Чёрным морями.

«Триморье» действует с 2016 года. Члены объединения занимаются вопросами развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Их работа также сосредоточена на диверсификации источников энергоснабжения и укреплении связей с Соединёнными Штатами.

Как отмечается в докладе Исследовательской службы, членов конгресса может заинтересовать финансирование Инициативы. В данном контексте аналитики приводят заявление госсекретаря США Майка Помпео о готовности вложить в проект до $1 млрд.

«Хочу сказать о том, что через нашу финансовую корпорацию по международному развитию мы предлагаем выделить до $1 млрд для финансирования Инициативы трёх морей, с тем чтобы стимулировать инвестиции частного сектора в энергетическую сферу для защиты демократии и свободы», — сказал он на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале.

В своём выступлении госсекретарь также подчеркнул, что это поможет снизить энергозависимость региона от РФ.

Сотрудники службы указывают, что некоторые члены конгресса демонстрируют сильную поддержку усилиям по сдерживанию «потенциальной российской агрессии и предполагаемого злонамеренного влияния в Европе».

Стоит отметить, что в прошлом году в конгресс уже была представлена резолюция о поддержке «Триморья» с упором на энергетический сектор. В частности, предлагалось расширить инфраструктурную взаимосвязанность, которая укрепила бы национальную безопасность США и Европы, и осудить попытки Москвы якобы «использовать энергоресурсы в качестве оружия».

  • Госсекретарь США Майк Помпео
  • Reuters

Навязанная инфраструктура

Внимание Вашингтона к Инициативе трёх морей вызвано личными коммерческими мотивами, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Смысл американского участия в этой программе заключается в том, чтобы создать некую инфраструктуру, которая позволит поставлять газ вглубь европейского континента. Это система интерконнекторов, газопроводов в странах Центральной и Восточной Европы, прежде всего со стороны Польши и южных стран. На хорватском острове Крк построится приёмный СПГ-терминал, а от него должна идти труба вглубь Европы и снабжать те страны, которые сейчас имеют трубу только от России», — пояснил он в разговоре с RT.

Разговоры о терминале в Хорватии ведутся уже несколько лет, заметил, в свою очередь, заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Однако развитие СПГ-направления для ряда стран в регионе не считается приоритетным.

«Оценивая «Триморье», предполагалось, что с подачи США эти страны смогут построить газотранспортную систему, которая частично отсечёт от Европы газовые поставки из России. Но речь идёт о государствах с очень низким газовым потреблением. Какой смысл им тратить сотни миллионов долларов на новый проект, если они уже обладают некими газотранспортными мощностями, по которым получают газ в нужных объёмах?» — добавил эксперт.

По словам Фролова, в Европе уже построены СПГ-терминалы, способные регазифицировать более 220 млрд кубометров, при этом мощности остаются незагруженными. Даже в прошлом году, когда закупки сжиженного газа выросли практически вдвое, терминалы оказались заполненными в лучшем случае на 50%.

«Ещё один СПГ-терминал на этом фоне выглядит абсурдно», — подытожил он.

«Альтернатива» для Европы

В Исследовательской службе конгресса также упоминают новые газовые проекты России, которые, по словам аналитиков, вызывают обеспокоенность у Вашингтона и стран «Триморья».

«Соединённые Штаты и государства Инициативы трёх морей часто выражают обеспокоенность энергетическим доминированием России в регионе. Подкрепляют подобную обеспокоенность проекты газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», которые позволят России увеличить возможный объём доставки природного газа в Европу», — отмечается в материале.

Ссылаясь на мнение обозревателей, авторы подчёркивают, что строительство терминалов для сжиженного природного газа является одним из ключевых факторов для альтернативных поставок.

В настоящий момент в рамках Инициативы трёх морей разрабатывается проект Baltic Pipe — газопровод, который должен связать Польшу с норвежскими месторождениями в Северном море.

  • План проекта Baltic Pipe
  • © Wikimedia Commons
 

В начале мая президент Польши Анджей Дуда заявил о начале строительства магистрали. По данным оператора польской сети газопроводов Gaz-System, стоимость всего проекта составляет более €1,5 млрд. Предполагается, что Baltic Pipe заработает к 2022 году и заменит часть поставок из РФ.

«Этот проект имеет большое значение для экономики Европы, энергетического суверенитета ЕС», — уверил Дуда.

Однако, как считает Александр Фролов, польский проект — сугубо политический и не способен оказать серьёзное влияние на европейский энергетический рынок.

«Сама по себе труба мало что изменит. Польша и без того обладает одной из наиболее развитых систем газовых поставок в Европе: российский газ, СПГ, добыча своего топлива, газ со стороны Германии. В этом плане для Польши строительство новой трубы избыточно. Этот проект имеет ярко выраженный политический окрас и призван показать, как Польша независима от России», — прокомментировал собеседник RT.

Вместе с тем Польша неоднократно высказывалась против «Северного потока — 2». В прошлом году Дуда и его американский коллега Дональд Трамп выступили с совместным заявлением о намерениях препятствовать реализации газопровода.

«Оба президента признали, что трубопровод «Северный поток — 2» является угрозой энергетической безопасности Европы, и обсудили, как наилучшим образом остановить проект», — говорилось в заявлении Белого дома.

  • Президент Польши Анджей Дуда и президент США Дональд Трамп
  • Reuters
  • © Carlos Barria

Тем временем Москва не раз заявляла, что российский газовый проект не подразумевает никакой «угрозы» для Европы и разрабатывается во взаимовыгодных целях.

«Все те деловые проекты, которые мы реализуем с Европой, включая, скажем, и «Северный поток — 2», носят исключительно коммерческий, экономически обоснованный характер, в них нет политической подоплёки и какого-либо двойного дна», — сказал президент России Владимир Путин.

В отличие от Польши, ряд европейских стран понимает выгоду закупок топлива у России, уточнил Игорь Юшков. По его словам, поддержка европейских энергетических программ со стороны США ограничится тем, что Вашингтон вынудит страны приобретать американский газ по завышенной цене.

«Американцы не собираются платить за инфраструктуру, а намекают на то, чтобы страны сами инвестировали и строили, а они потом пришлют СПГ и позволят его покупать по более высоким ценам. Практика закупок у Польши и Литвы была именно такой. Для европейцев никакой выгоды в этом нет. Если бы это им было нужно, то давно всё бы уже построили», — заключил эксперт.

Добавил suare suare 21 Июля 2021
Комментарии участников:
waplaw
+2
waplaw, 21 Июля 2021 , url

Офигенно дерзкий проект. Наверное в Балтийскую дудочку российский СПГ будут закачивать.

sayty-prodvizhenie2
+2
sayty-prodvizhenie2, 21 Июля 2021 , url

вопрос 

1. Что туда будут закачивать?

2. Разрешение на пересечение с СП получено?

suare
+1
suare, 21 Июля 2021 , url

Газ из Норвегии, который заканчивается и новых проектов не планируется.

Разрешения от России надо ещё допроситься, естественно только после полномасштабного ввода в действие с оформлением всех документально подтверждённых разрешений «Северного потока — 2». Это ещё один залог на случай «несговорчивости» Польши. Первый — прокачка дополнительных траншей газа через Польшу и Украину из России.

Партия, однако.. 

Мат в три хода.

Желаете доиграть?

Stopor
+1
Stopor, 21 Июля 2021 , url

Закачивать будут бесценные демократию и европейские ценности, то есть ничегонестоящие.

suare
+1
suare, 21 Июля 2021 , url

Дело движется к развязке сразу по всей конфигурации газотранспортной системы Европы вцелом лет на двадцать вперёд: вплоть до победы светлой антикарбонной и энергетически безупречной европейской мечты на юге, севере, востоке и западе этой части света.

sayty-prodvizhenie2
+1
sayty-prodvizhenie2, 21 Июля 2021 , url

я ллогику польши не понимаю, проголосовали против Опал, на что они надеются?

suare
+2
suare, 21 Июля 2021 , url

Спасибо за вопрос.

Извини, что «много букаф», я ещё раз для себя хочу всё разжевать: если тебе непонятно, значит я плохо объяснил.

Я взял три статьи: по польским газопроводу, хабу СПГ и газопроводу «Ямал».

Польская логика такая:

1. Национализировать «Ямал» из России.

2. Построить СПГ терминал для поставок из США.

3. Построить Baltic Pipe из Норвегии.

4. Заблокировать Opal хотя бы наполовину, чтобы создать узкое горлышко для «Северного потока» и «Северного потока — 2».

Бинго! Весь транзитный газ из России, США, и Норвегии идёт через Польшу, да к тому же она создаёт себе торговый хаб и начинает диктовать цены на газ близлежащим соседям.

08.02.2021 17:13:00

«Балтийская труба» вместо российского газопровода

Поляки не оставляют идею создать газовый хаб, альтернативный немецкому

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения «НГ-Энергия»

Было бы непростительной ошибкой связывать неуступчивую позицию Польши по строительству «Северного потока – 2» только с заботой об украинском транзите. У поляков более амбициозные планы. И связаны они со строительством газопровода Baltic Pipe. Конечно, провозглашенная правительством Польши основная цель газопровода сделать Польшу не зависимой от поставок российского газа. Как известно, контракт с «Газпромом» истекает в 2022 году. Польские власти намерены отказаться от импорта российского газа после 2022 года.

Насколько это реально? В 2019 году потребление газа в Польше оценивается на уровне 20 млрд куб. м. Собственная добыча составила менее 4 млрд куб. м. В 2019 году «Газпром» поставил польской нефтегазовой компании PGNiG более 9,7 млрд куб. м. Поставки с западного и южного направлений достигли 2,5 млрд куб. м – в действительности это тот же российский газ, поставленный «Газпромом» в Германию или Чехию и перепроданный европейскими трейдерами PGNiG. Еще 3,43 млрд куб. м (после регазификации) поступило в Польшу в виде сжиженного природного газа (СПГ) через терминал в Свиноуйсьце. Терминал способен принимать до 5 млрд куб. м в год, но после запуска в эксплуатацию в начале 2016 года никогда не использовался на полную мощность. Сейчас ведутся работы по увеличению пропускной способности терминала до 7,5 млрд куб. м. Основной объем СПГ в Польшу поставляется в соответствии с долгосрочными контрактами – в основном из Катара и США. Правда, СПГ традиционно дороже трубопроводного газа, и, видимо, полякам не хочется переплачивать.

Новый маршрут

В мае прошлого года PGNiG в очередной раз объявила о начале строительства газопровода Baltic Pipe мощностью 10 млрд куб. м газа в год. Общая протяженность газопровода составит свыше 900 км, включая морские участки в Северном и Балтийском морях протяженностью 385 км. Baltic Pipe свяжет месторождения газа в Северном море с побережьем Польши. Завершить строительство планируется до конца 2022 года.Польша даже предлагала его в качестве альтернативы «Северного потока – 2», но по заявленным мощностям Baltic Pipe явно не может соответствовать российскому трубопроводу. Мощность «Северного потока – 2» – 55 млрд куб. м газа в год. А Baltic Pipe, по сути, на начальном этапе должен был бы быть просто газопроводом между Польшей и Данией. Правда, по завершении его строительства планируется подключение газопровода к норвежской газотранспортной системе и транспортировка природного газа из Норвегии через Данию в Польшу.

Идея строительства Baltic Pipe неоднократно пересматривалась. Первоначально она появилась в 2001 году, когда датская нефтегазовая компания DONG и польская компания PGNiG подписали соглашение о строительстве газопровода для поставок датского газа в Польшу. Тогда было принято решение создать трубопроводный консорциум, в котором две трети акций принадлежали бы датчанам, а одна треть – польской стороне при возможном участии норвежской Statoil. Но в тот период проект был признан экономически нецелесообразным.

Идея была реанимирована в 2007 году после мюнхенской речи Владимира Путина, в которой он говорил об однополярности мировой политики, наступлении НАТО на Россию и меняющейся роли России в мире. Именно после этого обращения аналитики заговорили о начале новой холодной войны. Видимо, в таких условиях опора на российский газ показалась тогдашнему польскому руководству рискованной, и оно вернулось к идее «опоры на собственные силы». Но в данном случае основным вопросом стало финансирование проекта. При этом деньги на строительство нужны приличные – его стоимость оценивается в 1,8–2 млрд евро. Собрать их планируют в основном за счет кредитов от европейских банков. Кроме того, для реализации проекта Baltic Pipe ЕС предоставил грант в размере 215 млрд евро.Однако балтийского газа Польше для покрытия всех нужд все равно не хватит: PGNiG не обладает собственными ресурсами, чтобы обеспечить загрузку газопровода. Польская компания, правда, участвует в разработке нефтегазовых месторождений в Северном море, но добыча в этом регионе не превышает 0,5 млрд куб. м. С учетом последних приобретений в PGNiG надеются, что добыча компании на североморском шельфе увеличится до 0,9 млрд куб. м в 2021 году.

источник: ng.ru

Дополнительные поставки голубого топлива в Польшу связаны с масштабными
инвестициями в инфраструктуру. Карта выполнена Михаилом Митиным

Сырье для Baltic Pipe

В сентябре же 2020 года эксплуатация месторождения была остановлена для проведения ремонтных работ с целью повышения эффективности производства. Завершение работ и возобновление добычи на Tyra намечено на июль 2022 года. Добыча на месторождении составит 60 тыс. барр. в сутки нефтяного эквивалента: две трети газ и одна треть нефть. По оценкам S&P Platts, на Тyra будет добываться около 2 млрд куб. м газа. В 2018 году добыча газа на датском шельфе составила около 4,5 млрд куб. м, и 90% этого объема было добыто на Tyra. По оценке Датского энергетического агентства, добыча газа на Северном море в этом году составит 1,1 млрд куб. м – это меньше, чем требуется Дании, поэтому необходимый объем газа датчане импортируют из соседней Германии.Не так давно PGNIG Supply & Trading – торговое подразделение государственной нефтегазовой компании PGNiG – подписала долгосрочное соглашение о закупках природного газа у датской компании Orsted. В соответствии с соглашением Orsted поставит в Польшу газ, добываемый в датском секторе Северного моря, в объеме до 6,7 млрд куб. м с января 2023 года по октябрь 2028 года. Orsted – бывшая Danish Oil and Natural Gas (DONG) – больше самостоятельно не разрабатывает шельфовые месторождения, но продолжает покупать нефть и газ у консорциума DUC в соответствии с действующими соглашениями. «Договор между Orsted и PGNiG Supply & Trading обеспечит прочную основу для дальнейшего сотрудничества между двумя компаниями. Это также повысит надежность и диверсификацию поставок газа на рынок Европы», – сказал Ежи Квечинский, глава PGNiG.Руководство Orsted считает, что после возобновления добычи на Tyra Дания будет располагать избыточными объемами газа, что позволит начать поставки за рубеж.Ожидается, что благодаря возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) потребности Дании в газе снижаются и в период действия контракта между Orsted и PGNiG Supply & Trading cоставят примерно 1,9 млрд куб. м газа в год, а добыча на шельфе достигнет 3,8 млрд куб. м в год, что значительно больше, чем ожидалось месяцем ранее. Датское энергетическое агентство прогнозировало, что после запуска Tyra добыча газа на датском шельфе к 2024 году может достигнуть 3 млрд куб. м в год. При этом ожидается, что производство биогаза в Дании с 2023 по 2028 год составит 4,5 млрд куб. м. Таким образом, совокупный объем газа, которым будет располагать Дания за указанный период, составит 27 млрд куб. м, или в среднем 4,5 млрд куб. м в год. Четверть этого объема Orsted готова поставить в Польшу по газопроводу Baltic Pipe.Безусловно, в Польше понимают, что кроме датчан необходимо искать и других поставщиков. Поэтому помимо Orsted было подписано долгосрочное соглашение на поставку газа с компанией Aker BР, о чем стало известно 16 октября 2020 года. Детали этого соглашения – прежде всего объемы и сроки поставок – не разглашаются.В 2021–2022 годах следует ожидать увеличения количества подобных сделок.

Если PGNiG не обеспечит полную загрузку Baltic Pipe, то эксплуатация газопровода станет нерентабельной. Изначально большинство экспертов сомневались в экономической целесообразности проекта Baltic Pipе. По оценке экспертов, с учетом всех заключенных контрактов и перспектив добычи PGNiG в Северном море загрузка Baltic Pipe обеспечена менее чем на треть.

Только ли независимость?

Польское издание Interia и не скрывает, что стоит на самом деле за планами сооружения Baltic Pipe. По его словам, польский нефтегазовый концерн (PGNiG) намеревается создать газовый хаб. Напомним читателям, что газовый хаб – это центр перераспределения сырья и торговли им, который подразумевает создание не только инфраструктуры, но и соответствующей нормативно-правовой базы, позволяющей свободно и безопасно покупать и продавать товар на выгодных условиях. Interia утверждает, что Польша продолжает диверсифицировать источники поставки газа и приобретает все больше СПГ. Поэтому, по оценке издания, «это уже далеко не та ситуация, какая была несколько лет назад, когда мы полностью зависели от российского газа».

Interia ссылается на мнение главного редактора портала «Бизнес алерт» Войчеха Якубика. Он указывает, что «доля российского газа в импорте снизилась до 56%, в первую очередь это произошло благодаря тому, что до 29% выросла доля сжиженного газа. Он поступает из США, Катара и других стран. В польском хабе можно будет использовать это сырье, предлагая его клиентам, например Украине. В 2019 году из Польши туда поставили 2 млрд куб. м газа. Именно украинцы располагают большими мощностями по его хранению». «Дешевле всего должно оказаться сырье из Норвежского моря, с месторождений, на которых работает польский нефтегазовый концерн», – добавляет Якубик.

Насколько продуман альтернативный (не российский) вариант газоснабжения?

Итак, сейчас в Варшаве заявляют, что продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» не собираются, а планируют получать топливо из альтернативных источников. Президент Польши Анджей Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe 30 апреля нынешнего года, а ввести его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 года.Отказ от российского газа подается в Польше практически на уровне национальной идеи. В декабре 2019-го Gazeta Polska вышла с заголовком на первой полосе: «Поляки не хотят российского газа». Издание перепечатало результаты опроса, проведенного PGNiG, и взяло интервью у ее тогдашнего президента Петра Вожняка. Поляки ожидают отказа от российского газа. Таков ответ 84% респондентов. Они ожидают развития сотрудничества с другими поставщиками. Через три года закончится Ямальский контракт. «После 2022 года мы будем полностью независимы от России», – говорил Петр Вожняк.

Есть мнение, что PGNiG теоретически может докупать газ у других компаний, работающих на шельфе. Тем не менее большая часть норвежского газа в любом случае законтрактована на многие годы вперед – и Польше придется переплачивать за поставки или проводить своп по обмену норвежского газа на российский. Однако выигрыш у «Газпрома» действительно может облегчить ситуацию с приобретением ресурсной базы.

Амбициозные планы

В этом году польская нефтегазовая компания подписала соглашение – в течение семи лет она поставит более 150 тыс. т сжиженного природного газа польской же фирме DUON Dystrybucja, которая занимается распределением топлива через собственную инфраструктуру. Доставлять продукцию PGNiG будет с СПГ-терминала в Свиноуйсьце и малотоннажных СПГ-заводов, которые находятся в ее управлении. С 1 апреля 2020 года добавился еще один источник – станция приема и перевалки СПГ в литовской Клайпеде. Другими словами, Польша не просто хочет обеспечить себя скандинавским, а не российским газом. Страна претендует на гораздо большее, а именно – на роль нового газового хаба в Восточной Европе. Для этого Польша расширяет СПГ-терминал в Свиноуйсьце (с 5 млрд до 7,5 млрд куб. м в год) и намерена получать норвежское голубое топливо по трубопроводу Baltic Pipe.А излишки топлива, как надеются хитроумные паны, хорошо бы сбывать на стороне.

Каким образом предполагается это реализовать? В конце лета 2020 года успешно завершилась прокладка под дном реки Неман первой из двух ниток газопровода GIPL из Польши в Литву. Участок, уложенный под Неманом, составил по длине 750 м. Будут построены 100 км газопровода от местечка Яуняй (Ширвинтский район) до города Алитус. В 2021 году планируется проложить остальные 65 км трубопровода.Польша и Литва планируют завершить строительство GIPL к концу 2021 года. Общая протяженность этого газопровода составит 508 км. В Варшаве уже мечтают, как получат доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Там Польша намерена сбывать закупаемый ею СПГ и голубое топливо, поступившее по будущему Baltic Pipe. Планируется, что из Польши в Литву можно будет подавать 2,4 млрд куб. м в год, а в обратном направлении – 1,9 млрд.Общая стоимость польско-литовского газопровода составит около 500 млн евро. Инвестируют в это строительство польский газовый оператор Gaz-System и литовский Amber Grid, софинансирование в размере 266,4 млн евро также осуществляется из европейских структурных фондов. И это неудивительно: в 2016 году польско-литовский трубопровод попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа.

Впрочем, и сами Польша с Литвой готовы серьезно вложиться в эту стройку. Так, ранее стало известно, что литовский оператор системы транспортировки природного газа Amber Grid берет в Европейском инвестиционном банке на строительство GIPL кредит в размере до 65 млн евро.Тут, правда, планы Польши входят в противоречие с газовыми амбициями Литвы. Напомним, что шесть лет назад, 27 ноября 2014 года, в литовской Клайпеде появился газовый терминал Independence. Судно оборудовано четырьмя терминалами для СПГ, общая вместительность которых достигает 170 тыс. куб. м. В Вильнюсе дату 27 ноября назвали одной из значительнейших в истории страны – чиновники уверяли, что терминал «даст Литве энергетическую независимость от России». Но вскоре выяснилось, что цена сырья российских НОВАТЭКа и «Газпрома» для литовских промышленных предприятий-потребителей периодически оказывается выгоднее стоимости европейского газа. Но Литва мечтает о покорении рынков самой Польши, а также Белоруссии и Украины.«Здесь все логично: в Клайпеде стоит СПГ-терминал, мощность которого с лихвой покрывает потребности всей Прибалтики, поэтому в дополнительных объемах газа Литва не нуждается – ей бы найти рынки сбыта для собственных излишков.

Но Польша, мягко говоря, не самый подходящий вариант. У нее с энергоснабжением тоже все в порядке: есть и трубопроводные поставки «Газпрома», и СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который поляки собираются расширять. В перспективах строительство еще одной регазификационной установки. Даже если Варшава действительно откажется от продления Ямальского контракта с Россией, поставки по альтернативным маршрутам полностью закроют ее потребности. Вопрос только в цене.

Как бы то ни было, Литва с ее «заманчивыми» предложениями в эту схему не вписывается», – считает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. А вот планы газовой экспансии Польши выглядят куда более реалистично – и «Газпрому» обязательно придется искать ответ на этот вызов.

Политические игры

В Варшаве хотят занять место Лондона в Евросоюзе, но уверены, что этим планам мешает Берлин, считает германский политолог Александр Рар. Так он расценил слова одного из польских экспертов о том, что новым главным другом США в Европе вместо Польши опять становится Германия.

Нет смысла скрывать, что между нынешним лидером Евросоюза – Германией и претендующей на это лидерство (по крайней мере в Восточной Европе) Польшей существуют глубокие разногласия. Как отмечает берлинский аналитический фонд «Наука и политика» (Wissenschaft und Politik), отношения между Германией и Польшей находятся в фазе напряженности. Речь идет о спорных вопросах, среди которых завершение строительства «Северного потока – 2» играет немаловажную роль. Однако и другие проблемы достаточно остры. Это, по оценке экспертов фонда, репарационные требования к Германии и проблема беженцев.

Рар видит эти проворечия глубже. Он считает, что «между Германией и Польшей идет негласная конкуренция внутри Европы. В Варшаве не хотят, чтобы в Евросоюзе парадом командовали немцы и французы. Она заинтересована в том, чтобы голос восточноевропейских стран был услышан». По его мнению, после выхода Великобритании из ЕС Польша хочет занять ее место в тройке лидирующих стран Европы, но «Германия не дает ей это сделать». «Польша надеялась на победу Дональда Трампа. Ей казалось, что этот американский президент будет и дальше пренебрегать Германией и Францией, потому что его интересовало больше восточное, а не западное крыло Евросоюза. На этом фоне поляки надеялись разговаривать с Германий и Россией языком силы», – пояснил Рар.

С приходом на пост президента США Джо Байдена «поляки кусают локти». «Теперь их амбициозные планы рухнули – и поляки ищут виновника. Байдена винить нельзя, а вот в Ангелу Меркель шишки бросать можно. К тому же Германия раздражает поляков в вопросах либеральных ценностей, когда учит их демократии. Ситуация между странами складывается непростая», – объясняет эксперт.

 

22 февраля 2019, 22:16 Бизнес

Главный хаб Европы: что США обещают Польше

Станет ли Польша центром реэкспорта американского СПГ

источник: img.gazeta.ru

США могут превратить Польшу в газовый хаб, утверждает американский посол в этой стране. Она обещает, что Польша станет центром реэкспорта газа в ЕС, благодаря контрактам с США на поставку СПГ. Как будет осуществляться этот план, пока не очень понятно: терминал СПГ в Свиноустьце — не единственный в Европе, многим странам удобнее закупать газ у США напрямую. Кроме того, большую часть поставок в ЕС обеспечивает трубный газ из России.

Соединенные Штаты делают ставку на Польшу. Именно эта страна станет центром реэкспорта американского сжиженного природного газа (СПГ) в Европе. Уверенность в этом высказала посол США в этой стране Джорджетт Мосбахер.

Посол напомнила, что в конце 2018 года было заключено несколько договоренностей о поставках СПГ из США в Польшу.

«На протяжении последних трех месяцев 2018 года подписаны договоры с поставщиками СПГ из США в Польшу. Это примерно 7,5 миллиарда кубометров в год. Это огромная доля в море потребностей Польши», — сказала она.

Кроме того, по словам Мосбахер, «это связано также с торговлей».

«Польша станет центром реэкспорта в данном регионе», — пообещала она. В сентябре прошлого года президент США Дональд Трамп обещал Варшаве поставки «огромного количества СПГ по хорошей цене».

В начале ноября польская нефтегазовая компания PGNiG и американская компания Cheniere Marketing International заключили соглашение о поставке СПГ из США на 24 года. В октябре PGNiG подписала долгосрочный контракт на закупку СПГ у американской компании Venture Global LNG. По нему ежегодные поставки составят 2 млн тонн в течение 20 лет. Детали контракта, включая стоимость СПГ, не раскрываются. Кроме того, в ноябре 2017 года PGNiG подписала пятилетний контракт на поставки СПГ с британской Centrica.

Наращивать закупки американского СПГ пообещали и другие страны Европы. Еще летом на встрече с президентом США Дональдом Трампом глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заверил, что Евросоюз будет строить новые СПГ-терминалы и покупать газ из США. В приверженности американским энергоносителям заверяла и канцлер ФРГ Ангела Меркель, реверансы в сторону Вашингтона в этом вопросе делали и другие европейские лидеры, однако Польша зашла дальше всех, перейдя от слов к договорам.

Варшаве выгодно выступать посредником в цепочке поставок, поскольку дорогостоящую инфраструктуру терминала СПГ в Свиноустьце необходимо загружать, а сейчас она попросту простаивает, отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский.

Технически, как именно будет реэкспортировать СПГ Польша, не совсем понятно: расстояния в ЕС не такие большие, а в ряде стран есть собственные терминалы, которые в настоящее время недозагружены.

Тот же Юнкер обещал Трампу, что в ЕС будут строиться новые терминалы, о том же кулуарно говорили в Германии. Кроме того, уже сейчас американский СПГ может свободно поставляться в северо-западную Европу, в том числе в Англию и Нидерланды, а также на юг — в Испанию и Италию, куда СПГ из США уже приходит.

Что касается Польши, то в своем стремлении уйти от поставок российского газа Варшава опирается не только на США. Так, к примеру, польская сторона активно участвует в проекте сооружения газопровода Baltic Pipe для подключения к норвежской газовой сети. Эту трубу планировалось протянуть с норвежских газовых месторождений в Польшу через Данию, в том числе по дну Балтики. Предполагается, что пропускная способность газопровода составит 10 млрд кубометров в года. Кроме Польши газ по трубе может поставляться в Данию и Швецию.

По данным ВР, в 2017 году потребление природного газа в Польше составило 19,1 млрд куб. м, собственная добыча – около 4 млрд куб. м. Почти 70% импортного газа поставлял Польше «Газпром».

В 2018 году, по данным самого «Газпрома», поставки российского газа в Польшу выросли почти на 10%. Всего в прошлом году PGNiG импортировала в Польшу около 13,53 миллиарда кубов природного газа. Около 67% из этого объема пришлось на «Газпром».

Сейчас российский газ поставляется в Польшу по долгосрочному контракту, который был подписан еще в 1996 году. Договор предусматривает ежегодные поставки в Польшу российского газа в объеме до 10 млрд кубометров, но истекает в 2022 году. Неоднократно Варшава предпринимала усилия выторговать себе экономические преференции в отношении трубных поставок из РФ, однако при этом продолжала оставаться в оппозиции и к Москве, и к новым транспортным проектам «Газпрома», включая «Северный поток — 2». Дальнейший переход на сторону США в вопросе закупок энергоносителей вполне ожидаем.

Растут поставки российского газа не только в Польшу. Так, в 2018 году «Газпром» установил очередной исторический рекорд по экспорту газа в Европу — 201,7 млрд кубометров. И в компании рассчитывают сохранить этот тренд на ближайшие годы.

 

29 апреля, 00:17 
 
 
Как Варшава планирует получить контроль над российским газопроводом
 
Владимир Веретенников, публицист, политический обозреватель
 

Польская государственная компания Gaz-System обнародовала план развития газотранспортной системы страны на 2022–2031 гг. и отправила его на рассмотрение в правительство. Существенным элементом этого плана является полный переход под контроль Варшавы польского участка газопровода «Ямал – Европа». Поскольку совладельцем этой магистрали является российский «Газпром», пока не обнаруживающий никакого желания с ней расстаться, забрать трубопровод Польша может только посредством самого серьезного конфликта с Россией.

Тут нужно учесть, что Варшава ставит перед собой поистине наполеоновские энергетические планы, заявляя, что хочет сбросить с себя «энергетическое рабство» «Газпрома», обеспечивающего 68% совокупного потребления газа в стране. Для этого польская государственная нефтегазовая компания PGNiG в 2018 г. приобрела солидную долю в норвежских месторождениях. «Энергетическая независимость» от России подается в Польше практически на уровне национальной идеи.

В этом плане поляков очень воодушевила достигнутая в конце прошлого года судебная победа над «Газпромом». Опуская детали: Польша выиграла в Стокгольмском арбитраже у России иск о ценах на газ и получила право эти цены пересчитать в соответствии с «изменившимися рыночными условиями». Эту победу в Польше восприняли как сигнал к дальнейшим действиям. Ведь страна не просто желает обеспечить только себя норвежским газом, а претендует на большее – на роль нового газового хаба в Восточной Европе. В апреле прошлого года президент Анджей Дуда тожественно провозгласил начало строительства Балтийского газопровода, который соединит Польшу с месторождениями в Норвегии. Запустить его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 г.

Кроме того, Польша расширяет свой терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце (с 5 млрд до 7,5 млрд куб. м в год) и собирается создать в Гданьске аналогичный терминал на 4,5 млрд куб. м. На этих двух терминалах будет регазифицироваться СПГ, поступающий в Польшу из США и Катара. Также ведется строительство трубопровода GIPL, призванного соединить Польшу с Литвой. В Варшаве мечтают, как посредством GIPL страна получит доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Планируется, что, например, из Польши в Литву можно будет подавать 2,4 млрд куб. м в год.

Реализация всех этих планов предполагает капитальную реконструкцию уже имеющейся газотранспортной структуры Польши. Как раз под эти цели в Gaz-System и хотят перепрофилировать транзитный газопровод «Ямал – Европа». Этот трубопровод мощностью 33 млрд куб. м работает на Германию, но часть газа из него поступает и непосредственно в Польшу – во Влацлавеке в центре и во Львувеке на западе страны. В целом польский участок газопровода насчитывает 683 км линейной части и пять компрессорных станций.

В Gaz-System намереваются соединить польский участок «Ямал – Европа» отдельной магистралью с СПГ-терминалом в Свиноуйсьце и Балтийским газопроводом, а после 2024 г. – и со СПГ-терминалом в Гданьске. Для этого польский оператор предполагает после 2024 г. построить на «Ямал – Европе» четыре дополнительные точки входа-выхода и добавить к пяти компрессорным станциям еще одну во Львувеке. Таким образом «Ямал – Европа» будет интегрирован в газотранспортную систему Польши и переведен в реверсный режим.

Но как же именно Польша хочет получить газопровод? На настоящий момент владельцем польского участка «Ямал – Европы» числится предприятие EuRoPol Gaz. Оно на 48% принадлежат «Газпрому» и на 48% – PGNiG. Захотят ли поляки выкупить газопровод у россиян? И захочет ли Москва его продать? Теоретически это, наверное, было бы возможно – особенно после того, как заработает «Северный поток – 2». Проблема в том, что выкуп по рыночной цене не даст полякам особой экономии.

Не исключено, что Варшава пойдет по пути искусственного снижения рыночной стоимости спорного актива. Польша может попытаться снизить долю «Газпрома» в EuRoPol Gaz, инвестируя в «свой» участок «Ямал – Европы», а потом постарается принудительно выкупить его по той цене, которую сама же назначит. В случае несогласия Москвы можно повторить кейс со Стокгольмским арбитражем – изменить цену и выкупить по комфортной для себя стоимости. Если в Варшаве решатся пойти на такую «мягкую национализацию» «Ямал – Европы», то это окончательно подорвет российско-польские отношения, и так теплотой не отличающиеся. Кроме того, это долгий и ненадежный путь, ведь суд может встать на сторону Москвы.

Есть другой вариант: в польском законодательстве прописана процедура настоящей национализации, которая возможна в случае некой «экстраординарной ситуации». Консервативные публицисты открыто призывают польское правительство к этом шагу. Войчех Якубик, главный редактор портала Biznes Alert, который издает польская Национальная экономическая палата и информационное агентство ISB News, даже придумал для этой операции название – «полонизация газопровода».

На фоне конфликта между Москвой и странами Восточной Европы, вызванного шпионским скандалом в Чехии, момент для попытки обозначить намерение такой «экспроприации» сейчас, возможно, самый для Польши подходящий. Угрожать национализацией могут специально, чтобы потом сбить цену. По этой логике, Москва заранее должна свыкнуться с мыслью, что так или иначе придется «Ямал» отдать.

свидетель из
+1
свидетель из, 21 Июля 2021 , url

Мне вот другое интересно — проектная мощность этого газопровода не превышает 10 млрд. кубометров. И, судя по карте, газ этот намерены получать еще четыре страны. Причем Польша намерена поставками по Baltic Pipe заменить газпромовские поставки. А это 8-10 млрд.кубов в год. На что тогда расчитывают остальные «клиенты»?

suare
+3
suare, 21 Июля 2021 , url

Я дополнил новость тремя аналитическими статьями. В одной из них (второй в «Дополнении») говорится о поддержке США проекта «Троеморье», становым энергетическим хребтом которого должны были стать:

1. Национализированный Польшей «Ямал», идущий из России.

2. Хаб СПГ для поставок из США.

3. Baltic Pipe из Норвегии.

4. Перекрытый наполовину Opal для ограничения в этом регионе поставок через «Северный поток» и «Северный поток — 2».

Но прежде всего Россия и «Газпром» предприняли ряд молниеносных шагов, полностью нейтрализовавших все инициативы Польши, как сателлита США, в её соперничестве с Германией и оказавших огромную поддержку последней, венцом которой стал победоносный визит Меркель в США, президент которой принял все её условия и подписал акт о капитуляции перед «Северным потоком — 2».

Все геополитические, энергетические и финансово-экономические проекты Польши с треском провалены и не имеют ни малейшей перспективы.

В Европе появился мощный единоличный лидер, который может не считаться в этом регионе ни с интересами Польши, ни с интересами акторов «Троеморья», ни с интересами Великобритании, ни с интересами Франции, ни с интересами Брюсселя, ни с интересами даже самих США.

У Германии появился новый мощный союзник на Востоке, который способен оказать всестороннюю помощь и поддержку нарастанию мощи Гермарии, как мирового игрока, а в перспективе и супердержавы с возрождённой империей.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать