[Мнение] ЕС использует углеродный налог для экономической борьбы с Россией

отметили
34
человека
в архиве

В углеродном налоге ЕС заложены политическая и экономическая составляющие, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

 

 

 

ЕС вводит углеродный налог

 

Министерство экономического развития РФ сделало расчет по возможному ущербу от действия углеродного налога. Ведомство утверждает, что если взять за основу экспорт РФ 2020 года, то российская экономика не досчитается 1,1 млрд евро.

Еврокомиссия 14 июля предложила взимать трансграничный углеродный налог, являющийся составной частью EU Green Deal и предполагающий снижение атмосферных выбросов парниковых газов на 55% к уровню, зафиксированному в 1990 году.

Мишенью налоговой конструкции станут импортированные в государства ЕС сталь, цемент, алюминий, удобрения и электроэнергия. Схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает с начала 2023 года, а взимать налог станут с 1 января 2026 года.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что углеродный налог затронет российские поставки в ЕС железа, стали, алюминия, труб, электроэнергии на сумму в 7,6 млрд евро в год. Ведомство сомневается, что Еврокомиссия при разработке модели придерживалась соглашения Всемирной торговой организации (ВТО), кроме того нет прямой связи между углеродным налогом и климатом.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата демонстрирует, что меры по борьбе с климатическими изменениями не должны использоваться для ограничения международной торговли, а углеродный налог ЕС вступает с данным тезисом в противоречие.

За последние две недели в Минэкономразвития пересчитали объем российских товаров, поставляемых в ЕС, которые подпадают под углеродный налог. В 2019 году этих товаров было поставлено 18,4 млн тонн, а в 2020 году – 16,3 млн тонн, на общую сумму 7 млрд евро.

Разговор идет о малой части российского экспорта в ЕС – 7,3% от суммарных объемов, но это те направления, где РФ конкурирует с западными производителями и имеет ряд преимуществ, для борьбы с которыми периодически вводятся импортные пошлины.

Нельзя забывать про трамповские санкции против «Русала» 2018 года. Европейский углеродный налог повторяет данную схему.

Если взять такие направления, как удобрения и электричество, то это входит в состав санкционной политики ЕС против Белоруссии. Существует подозрение, что целью этих мер является борьба с конкурентами. Снижению выбросов CO2 эти решения напрямую не помогут.

Очевидно, что в историю заложен элемент недобросовестной конкуренции, хотя не стоит игнорировать и климатический аспект.

 

«Зеленые» идеи становятся трендом

 

«Роль экологического фактора повышается во всех странах мира. Мы видим, что Россия вышла на рынок с ценными бумагами, являющимися «зелеными облигациями», «зеленые» принципы внедряются в деловую практику многих компаний», – заключает Климанов.

Мировая экономика меняется, а «зеленые» принципы постепенно внедряются в жизнь. Пока на уровне концептов и политических подходов, но точка невозврата становится все ближе, и очень скоро новые «зеленые» подходы могут окончательно закрепиться.

Тренду немногим более года, а уже весной «Газпром» продал с месторождения с «Сахалин-2» первую партию «зеленого» СПГ.

«Рано или поздно «зеленая» налоговая нагрузка на бизнес увеличится. Ее цель заключается в том, чтобы коммерческие компании были более ответственны с точки зрения экологических направлений своей деятельности», – констатирует Климанов.

«Зеленую» историю можно рассматривать и с политико-идеологической точки зрения. Это тренд глобального развития, требование времени, поэтому увеличение налоговой нагрузки является формой принуждения компаний к ответственной политике.

«В любом налогообложении заложена экономическая составляющая, которая для кого-то будет более благоприятной, а для кого-то – менее. Этот момент значим, и его нельзя игнорировать при оценке», – резюмирует Климанов.

 

Углеродный налог является инструментом Запада

 

Проблема заключается в том, что основную выгоду от углеродного налога получат развитые страны. Этот налог вписан в стратегию развития ЕС и соответствует политико-экономическим целям Брюсселя. Не надо ждать альтруизма от европейских властей, поскольку они прилагают усилия, чтобы не упустить мировое экономическое лидерство.

В последние годы идут активно вперед развивающиеся страны, приспособившихся к современным принципам развития мировой экономики, и если все останется как есть, то они через пару десятков лет обгонят западные государства.

«Зеленый» проект предполагает развитие на новых технологических принципах, и здесь решающее преимущество за развитыми странами.

«Сегодня российские металлургические компании стоят перед развилкой. Они готовы были идти за модернизацией производства, а введение против них нового налога усложнит их положение с экономический точки зрения», – заключает Климанов.

Металлурги зарезервировали свободные финансовые ресурсы на экологическую модернизацию, так что углеродный налог не сыграет для отрасли положительную роль. Можно привести пример «Русала», запустившего экологическую модернизацию на 380 млрд рублей.

 



 
Добавил Никандрович Никандрович 28 Июля 2021
Комментарии участников:
waplaw
+2
waplaw, 28 Июля 2021 , url

Надо на всю их продукцию наложить российский углеродный налог и администрировать зеркально, как с НДС, в том числе взаимозачёт и возврат. Они же из нашего, «грязного» всё производят, а это солидарная ответственность соучастников.

Factum Regulus
0
Factum Regulus, 28 Июля 2021 , url

[Мнение] ЕС использует углеродный налог для экономической борьбы с Россией

 А также для борьбы с Украиной. Она как и Россия одна из первых пострадает. Та же структура экспорта. Сталь, удобрения.



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать