Украинский тупик

отметили
21
человек
в архиве
Украинский тупик

Давайте, конечно, всё-таки быть реалистами и называть вещи своими именами: в ситуации с завершающимся прямо и непосредственно сейчас строительством газопровода Nord Stream 2 Украина, конечно, и, пожалуй, безальтернативно именно что «проиграла», тут не надо прятаться за эвфемизмами. Причём проиграла так, что даже «отыграться» совершенно точно уже, по крайней мере, в обозримом будущем, не получится.

И тут не нужно закатывать глазки и пытаться делать вид, что оно само по себе так выстроилось.

А мы тут — вот ну совершеннейшим образом ни при чём.

Напротив.

Давайте скажем честно: да, это результат вполне целенаправленной политики государства Российская Федерация. По преодолению болезненной зависимости от нестабильной и ненадёжной страны-транзитёра путем диверсификации «транспортных коридоров». Это касается не только энергоносителей, кстати, просто с газотранспортной системой Украины это вышло как-то особенно наглядно. При этом работы, максимально скоординированной с российским, да и не только российским (прежде всего германским, конечно) крупным бизнесом. И этим нужно гордиться, а не — повторюсь — стыдливо отводить глаза в сторону, что в данной конкретной ситуации вот вообще ни разу не понятно да и даже чисто эстетически ни к чему. А практически и прагматически — страна работала именно на этот результат изначально, просто на уровне постановки задач. Страна именно этот результат и получила.

И глупо было бы чего-то иного просто и ожидать.

Просто потому, что в таких вот «длинных геополитических играх» главное, как в любом спортивном состязании, что называется, именно что «счёт на табло». А отнюдь не то, насколько хорош был соперник или, допустим, само зрелище. Таковы правила игры. Нет, мы понимаем, безусловно, что The Show Must Go On, но все процессы, в том числе экономические, так или иначе конечны.

И оценивается в них по факту только и исключительно результат.

Увы.

Этот мир, к сожалению, вполне реально жесток. И никаких иллюзий насчёт этого быть ни у кого не должно. И когда нынешний украинский «старший по трубе», глава ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон заявляет, что обеспечение энергетической безопасности Украины станет ключевой проблемой страны после запуска «Северного потока — 2», то — это просто надо признать — он, безусловно, прав.

Это реальная проблема нынешней украинской власти.

Вот только проблема эта возникла далеко не в нынешней реальности. А ещё в те далекие уже сейчас «благословенные нулевые», когда российский и германский бизнес счёл данную территорию потенциально небезопасной для любого трансъевразийского транзита.

Что самое смешное — как раз из-за того, что она не суверенна и зависима от внешних влияний. А это стало окончательно понятно после печально знаменитого «третьего тура Ющенко».

То есть, если по-русски, прямым текстом: и мы, и немцы, и китайцы были готовы договариваться по логистике «трансъевразийских транспортных коридоров» хоть даже с чёртом или дьяволом — выбора особого не было. Но даже на той, ещё «домайданной» Украине уже было банально не с кем договариваться именно что «вдолгую»: там просто уже тогда было некому за эти договорённости отвечать. И мы не думаем, что это было таким уж простым решением — плюс требовало колоссальных вложений и далеко не только в трубопроводы.

Что уж говорить об этой территории прямо и непосредственно сейчас: текущая безрадостная картина украинской экономической действительности только подчёркивает правильность выбранной ещё в середине нулевых стратегии.

Вот именно тогда и начал российский и европейский бизнес — деньги любят не только тишину, но и ответственность! — выстраивать «балтийские транспортные коридоры», через портовую инфраструктуру российского балтийского побережья в том числе: и дело тут далеко не только в Nord Stream 2, который, по сути, стал тут только, что называется, вишенкой на торте.

То есть скорее символом, чем грубой технической реальностью, которая прямо и непосредственно сейчас ставит Украину как транспортно-логистический центр, что называется, в «интересную позицию».

Но при этом символом настолько значимым, что его реально трудно переоценить.

Просто с вводом в коммерческую эксплуатацию Nord Stream 2 Украина окончательно утрачивает любое логистическое значение в смысле влияния на любую организацию трансъевразийских транспортных коридоров. Нет, проходить по её территории они, безусловно, могут. Но вот каким-то образом влиять на их организацию данная территория больше не может никак, даже с точки зрения формирования трафика и стоимости транзита. Если цена не устроит — Украину «транспортные коридоры» теперь попросту обойдут. Технические возможности для этого реализованы, и с лихвой.

Что тут можно сказать: наши юго-западные соседи умеют произвести впечатление.

Ведь, по сути, Украина оказалась первой и, наверное, единственной в мире страной, которая с точки зрения логистики умудрилась, извините, «пролюбить» даже своё географическое положение: удивительно, конечно, талантливые люди, что тут ещё сказать. По крайней мере, тут они очевидно первые в мире: до них это не удавалось никому, даже в богатой на подобную экономико-политическую экзотику Африке.

Но нынешние украинские власти — смогли.

И нам сейчас только и остаётся, что зафиксировать данное выдающееся достижение.

Чтобы было понятно.

Главная роль, главное значение Украины, что в советской, что в постсоветской экономике была не в её реально развитой промышленности. И даже не в реально знаменитых на весь мир «украинских чернозёмах» — всё это, что называется, было важным, но не было главным. А главным было то, что именно Украина чисто географически была основным транспортно-логистическим узлом как в советской, так и в постсоветской экономике.

Чтобы было совсем понятно — даже поезда из Москвы в Сочи до 2014 года шли через территорию этой во всех смыслах данного слова цветущей и процветающей республики. И ветку через Миллерово военные строители Шойгу тянули не просто так.

Собственно, никакого особого секрета в этом нет, даже и сами «домайданные» украинские власти это абсолютно открыто декларировали — тут довольно вспомнить знаменитое определение Леонида Кучмы Украины как своеобразного «моста» между Россией и Западом. А от себя добавим: не только Россией, но и тем же Китаем, например.

И именно вот в таком виде Украина и была интересна глобальной экономике, да и «глобальной политике», в общем, тоже. И никакого иного реального интереса, кроме как к посреднику между Евразией и Европой, к этой территории нет даже у англосаксов.

Что после «сделки» между Германией и США по поводу Nord Stream 2 мы, собственно, и имеем честь чуть ли не в режиме реального времени наблюдать.

И кстати, тут даже не очень понятно, на что нынешние украинские власти жалуются: если ты сам декларируешь свою роль как «моста», но при этом принципиально закрываешь общение с одним из «берегов», то куда, простите, этот мост ведёт-то, уж скажите хотя бы? И кому он тогда вообще в принципе нужен, если он никуда не ведёт. Но даже не это, в принципе, в происходящем самое смешное. Самое смешное тут в другом: по сути, транзитную роль Украины — в истории с поставками энергоносителей это просто особенно очевидно, — от которой Украина чуть ли не сама отказалась, с огромным удовольствием и с несомненной выгодой для себя забрала именно Германия. Которая, в общем-то, всё это мероприятие, судя по всему, изначально и организовывала, и финансировала. Что бы там американцы при этом ни говорили. Та самая Германия, напомним, которая сейчас типа должна по условиям «сделки» с Вашингтоном «отвечать» за Восточную Европу.

Вам-то самим не смешно?

Включая, видимо, и ту самую Украину, которую ей, Германии, удалось там замечательно, выражаясь специфическим бизнес-сленгом, «кидануть». И тут за немцев, кстати, можно только порадоваться: «кинуть хохлов», да ещё и так изящно — это не каждому, простите, дано. Да, они, немцы, увы, по итогам Второй мировой войны до сих пор лишены политического суверенитета, но свои суверенные задачи в экономике решать по-прежнему мастера. И это, кстати, очень большой стимул и для российской экономики: теперь математически доказано, что с немцами в бизнесе по-прежнему можно иметь дело. И мы напрасно боялись: за свои слова они по-прежнему вполне в состоянии отвечать.

Что же касается Украины, то её территория, к сожалению, с точки зрения глобальной логистики теперь действительно окончательно превращается в глухой и абсолютно провинциальный тупик. И тут украинские власти, отдадим должное, совершенно правильно оценивают ситуацию и где-то даже справедливо беспокоятся: ибо вслед за экономическим, как правило, куда-то уходит и куда более важный для украинских властей геополитический интерес. Увы.

Повторимся: этот мир, к сожалению, предельно циничен и довольно жесток.

А чего вы хотели, дорогие украинские друзья?

Рынок — это такая штука, что на нём не только покупают, но чаще даже совсем наоборот — продают. Вот вас, в общем-то, и продали. Причём, честно говоря, по дешёвке. Ну значит — столько вы и стоите в своём нынешнем реальном виде.

Абсолютно нормальная коммерческая операция.

А то, что без вашего участия, — так извините, вы сами, передав свой суверенитет в чужие руки, сделали эту сделку не только допустимой, но и желательной. И винить в том, что она возможна в принципе, да ещё с такими последствиями, вам можно только и исключительно именно что самих себя.

Дмитрий Лекух
писатель

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавил suare suare 28 Июля 2021
проблема (2)
Комментарии участников:
Stopor
+1
Stopor, 29 Июля 2021 , url

«Корридоры кончаются стенкой» ©

Никандрович
+3
Никандрович, 29 Июля 2021 , url



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать