Рекордные цены на газ в Европе могут продержаться до весны
источник: img.vz.ru
Газпром начал отбор газа из хранилищ газа в ЕС и РФ. Это событие, а также пожар на газоконденсатном заводе в Уренгое напугали рынок – цены на газ достигли 540 долларов. Если раньше аналитики предсказывали падение цен осенью, то сейчас фьючерсы на газ превышают 500 долларов вплоть до II квартала 2022 года. И это при том, что европейские хранилища пока пусты, а насколько морозной будет зима – никто не знает.
Газпром экстренно начал отбор газа из подземных хранилищ в Европе и России. Это событие совпало с пожаром 5 августа на заводе стабилизации конденсата на Ямале. По данным портала Gas Infrastructure Europe, в режим активного отбора перешли хранилища Реден в Германии, Хайдах в Австрии и Бергермеер в Нидерландах.
Напомним, в ночь на четверг в 23 километрах от Нового Уренгоя загорелось здание завода Газпрома по подготовке конденсата к транспорту. Это крупнейшее газоперерабатывающее предприятие в ЯНАО. Подробно Газпром не комментировал последствия аварии и сообщал лишь об «анализе причин и последствий инцидента». Завод является частью Уренгойского газодобывающего комплекса, обеспечивающего прием и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона.
К утру пятницы пожар был полностью ликвидирован, но прокачка через газопровод «Ямал – Европа» снизилась в один момент вдвое. Ежегодная мощность газопровода составляет 32,9 млрд кубометров. Это один из ключевых трубопроводов для ЕС. Газ с севера Западной Сибири идет через Белоруссию и Польшу в ФРГ. Так, в течение всего дня 5 августа ГТС Германии на входе принимала примерно 1,9-2,1 млн кубометров газа, а после 18.00 мск четверга прием упал до 1 млн кубометров в час. В пятницу с 7.00 мск объем прокачки немного подрос, примерно до 1,5-1,6 млн кубометров газа в час.
Это ЧП значительно повлияло на стоимость газа: в Европе она превысила 540 долларов за тысячу кубометров. По информации «Коммерсанта», фьючерсы на газ с поставкой в октябре, привязанные к спотовым котировкам крупнейшего европейского хаба TTF в Нидерландах, достигали отметки 547 долларов за тысячу кубов.
Цены на газ выше 500 долларов – на все месяцы вплоть до марта 2022 года. Снижения до 330 долларов рынок, согласно фьючерсным котировкам, ждет только следующим летом.
По оценке Bank of America, цены на газ на европейском форвардном рынке растут с начала июля в связи с увеличением спроса на топливо после постепенного выхода европейских стран из коронавирусных локдаунов. Другим фактором стало снижение поставок сжиженного природного газа, который выгоднее продавать на азиатских рынках, где цена выше.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что Газпром до сих пор не представил достаточно данных об аварии, поэтому реальная картина с поставками газа остается неясной. Однако он уверен, что «европейцам не стоит беспокоиться», а «накал страстей» вызван скорее ростом цен, а не событиями под Новым Уренгоем. «Российские газовые хранилища больше европейских, они позволяют поставлять газ в экстренных ситуациях. Пока даже никто не говорит о том, что Газпром не будет исполнять обязательства», – заверил Пикин.
По оценке эксперта, Газпром сможет отбирать газ из своих хранилищ «много недель», однако перед зимой придется резко восполнить газ в этих хранилищах. Отопительный сезон в среднем начинается с середины октября.
«Если Газпром справится с последствиями пожара за несколько дней, то аварию никто не заметит»,
– уверен собеседник.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков согласен, что говорить о критичной ситуации не приходится. По его словам, пострадавший завод занимается переработкой газового конденсата, а отбор Газпромом голубого топлива из европейских и российских хранилищ происходит по другим причинам. Если бы даже был поврежден сам газопровод, то подачу газа можно оперативно перекинуть на другую магистраль, которых на российской территории «довольно много», говорит эксперт.
«В какой-то период Газпром, видимо, перестраховался и сократил прокачку по отдельным трубам, прежде всего внутри страны, но потом восстановил эту прокачку в определенных объемах, хоть и не до конца. Это значит, что газотранспортная система не повреждена и Газпром сможет исполнить все свои контрактные обязательства, а если потребуется, то подача газа будет увеличена через Бованенково – еще один центр газодобычи на Ямале», – пояснил Юшков, добавив, что транзит газа по территории Украины не уменьшался, что тоже указывает на отсутствие критических моментов для Газпрома.
Рост цен на газ, подчеркнул Пикин, связан не с аварией, а «из-за проблем со сжиженным газом». «Цена в 500 долларов возникла из-за того, что сжиженный газ идет не в Европу, а в Азию. Пресловутая конкуренция с американским СПГ нам и не снилась, потому что этого газа просто нет в Европе. Если осенью будет введен в эксплуатацию «Северный поток – 2», то это облегчит ситуацию в ЕС и к концу года цены могут стабилизироваться на уровне 400 долларов за тысячу кубометров. А если газопровод заработает без ограничений в 50% из-за антимонопольного регулирования, то ничего не мешает прийти к нормальному уровню 300-350 долларов. В этом году Газпром установит исторический рекорд по поставкам газа в Европу – значительно больше 200 млрд кубов», – прогнозирует Пикин.
Кроме того, уровень цен на газ зависит от климатических условий. Если зима будет такая же морозная, как прошедшая, то «мы снова можем пройти ее с ценой 500 долларов и выше». «Никакой конкуренции со стороны других поставщиков не намечается. Конкурентов просто нет из-за цен – сейчас газ выгоднее поставлять в другие регионы, а не в Европу. В этой ситуации Газпром только выигрывает. С одной стороны, он получает больше выручки, хотя реальная цена для него ниже 500 долларов, потому что не все контракты завязаны на спот. Но все равно это не 40 долларов, как в прошлом году. В итоге Газпром получает большую цену и большие объемы поставок», – указал Пикин.
Юшков добавляет, что цены в Европе растут прежде всего вслед за азиатскими. «Вот пожалуйста – ценовой арбитраж. Европейцы хотели глобальный рынок, вот он появился. Получается, что поставщик СПГ направляет свои танкеры только туда, где выше цена. Хотите получить СПГ? Платите столько же.
Мы видим, что потихоньку цены в Европе доползают до азиатских.
Но в сентябре-октябре цены могут немного отскочить от нынешних рекордных показателей. Сейчас в ЕС из-за жаркого лета много энергии тратится на кондиционирование, как и в Азии. Как только сократится потребление энергии, возникнет профицит предложения – и цены пойдут вниз. А дальше все будет зависеть от того, какой будет зима и когда начнется отопительный сезон в ЕС», – считает Юшков.
Эксперт уверен, что в ЕС сейчас не делают запасы на зиму именно из-за высокой цены газа. «Европейцы боятся закачивать газ в подземные хранилища, потому что сейчас цена подскочила до 500 долларов, а зимой она может опуститься до 400 долларов. Если покупать сейчас – будут финансовые потери из-за переплаты и трат на хранение. Сейчас все боятся, что мы достигли пика цен и никто не хочет покупать газ, по крайней мере, для закачки на будущее, на отопительный сезон», – подытожил Юшков.
06.08.2021 В 20:43
Рост цен на газ в Европе поможет «Северному потоку-2»
Эксперт рассказал, почему авария на заводе в ЯНАО привела к взрыву цен на газовом рынке ЕС
Крупная авария на дочернем предприятии «Газпрома», в результате которой пришлось остановить производственные мощности и сократить почти вдвое поставки газа в Европу, привела к резкому росту цен на голубое топливо на европейских рынках. В пятницу цена на газ составила 540 долларов за тысячу кубометров топлива, днем ранее торги закрылись на отметке в $525.
По словам Сергея ПИКИНА, директора Фонда энергетического развития, в таком взрывном росте цен на газ Европа виновата сама: тормозили строительство «Северного потока-2», плюс настояли на том, чтобы поставки газа из России шли по спотовым, а не фиксированным ценам.
— Получается, Европа на самом деле сильно зависит от нашего газа, если пожар, возникший на заводе газпромовской дочки, моментально спровоцировал рос цен на газ тамошних рынках?
— Поскольку в результате аварии почти в два раза снизился объем поставляемого в Европу газа, то безусловно это сыграло свою роль, отразилось на ценах. Треть всего поставляемого в ЕС газа идет из России.
— Что тогда европейцам мешает оперативно найти других поставщиков?
— Нынешняя ситуация очень ярко иллюстрирует, насколько несостоятельны все доводы противников строительства газопровода «Северный поток-2» о том, что сжиженный газ может составить конкуренцию нашему, который идет в Европу по трубопроводам. Все поставщики сжиженного газа, как европейские, так и американские, гонят его сейчас в Азию, потому что там цены на голубое топливо еще выше европейских, причем значительно. Вот и получается, что единственный надежный поставщик газа в Европу – это Россия.
— Правда ли, что цены на газ побили исторический максимум?
— Думаю, это придумали ваши коллеги, журналисты. Потому что цены поднимались и выше сегодняшних 540 долларов за тысячу кубометров. Но это безусловно высокая цена, особенно если учесть, что год назад она опускались ниже 40 долл. за тысячу кубометров.
— Получается, за год цены выросли почти в 14 раз?
— Да, и думаю, что это еще не предел.
— Что еще послужило триггером для такого роста цен?
— Тут несколько факторов. Первое – в конце отопительного сезона из-за аномально холодной зимы хранилища газа в Европе были опустошены. Да и сейчас они заполнены только на треть – это точно исторический минимум, а времени на закачку перед новым отопительным сезоном остается совсем мало. Соответственно цена на топливо растет.
Второе – «Северный поток-2» еще не введен в эксплуатацию, хотя он мог бы увеличить объемы поставок газа. Вот и получается, что любая нештатная ситуация, авария на предприятиях «Газпрома» или ремонт трубопровода, все, что замедляюет темпы поставок топлива в Европу, отражается на его ценах. Это нормальная зависимость: раз газа в Европе сейчас мало, значит, цены на него растут.
В общем, вся эта ситуация — с ростом цен и пустыми газовыми хранилищами —- лишний раз доказывает, что «Северный поток-2» необходимо как можно быстрее достраивать и вводить в эксплуатацию. И нужен он прежде всего Европе, причем не по политическим, а чисто экономическим, я бы даже сказал, по прагматическим причинам. У российского газа в Европе нет никакой конкуренции со сжиженным газом. Последний идет туда, где выше цена, а газ из России — туда, с кем заранее договорились о поставках, с кем заключили контракт. Так что «Газпром» дает Европе не зависимость от своих поставок, а надежность и стабильность.
— Вы говорите, что хранилища в Европе заполнены лишь на треть, почему? Кто медлит с закачкой топлива: «Газпром» или его партнеры?
— Конечно, заполнять хранилища по такой высокой цене не спешат европейцы, они выжидают, вдруг цены упадут, хотя это вряд ли. А «Газпром», напротив, в этом году установил рекорд по объемам поставок в Европу.
— Для нашей страны хорошо, что газ в Европе дорожает, или мы его поставляем туда по фиксированной цене?
— Часть газа в ЕС идет по долгосрочным контрактам, тогда цена на газ привязана к ценам на нефть, и если подорожание начинается, то оно проявляется не сразу, а только через полгода. Но с каждым годом таких контрактов становится все меньше. Европейцы выступают против такой привязки по ценам, говорят, что мы, якобы, навязываем им свои цены в долгосрочной перспективе. Хорошо, ребята, если вам так нравится, получайте динамику цен за год по полтысячи долларов. Если вас все устраивает, будем и дальше работать по спотовым ценам.
— Они, наверно, отказались от фиксированных цен в контрактах на фоне низких цен на газ?
— Нет, это их постоянная риторика на протяжении последних 20 лет. Европейцы всегда хотели большей гибкости контрактов, чтобы не было долгосрочной жесткой привязки по ценам, чтобы все было завязано на спот. Но спот, как любая краткосрочная торговля имеет два конца, с одной стороны – цена может резко упасть, а может так же резко вырасти. А для конечного потребителя это не очень хорошо. Сегодня вы покупаете газ дешево, по 40 $, а через год в 14 раз дороже. Мне кажется, уж лучше знать среднюю цену на перспективу и иметь стабильность на рынке, чем такие скачки.
— Поясните нашим читателям, что такое спотовая цена?
— Спот — это торговля с поставкой на следующие сутки. Поэтому любые нюансы: аномально низкая температура зимой, какие-то проблемы с поставками топлива и т.д. – все отражается на рыночных ценах.
— Но спотовые цены актуальны для оптовиков, а как это отражается на конечном потребителе, ведь газ нужен европейцам, чтобы обогревать квартиры?
— Для них цена будет еще выше, потому что к оптовой цене добавятся затраты на транспортировку, плюс каждый посредник заложит в цену свою маржу. Поэтому, когда газ поступит в квартиры европейских жителей, он будет стоить уже не 540 долларов за тысячу кубометров, а всю тысячу. Безусловно, это серьезный удар по кошельку обывателей. Представьте, что сегодня вам придет один счет за отопление, а в следующем месяце в разы больше...
— Поможет ли стремительный рост цен на газ в Европе завершить наконец многострадальный проект «Северного потока-2»?
— Думаю, да. Европейцы максимально замотивированы сейчас, чтобы как можно быстрее закончить этот проект. Надеюсь, к началу отопительного сезона трубопровод будет достроен и сертифицирован, несмотря на все препоны, которые продолжают возводить наши недоброжелатели. Так что несмотря ни на что в октябре газ уже пойдет по трубе.