«Газпром» сделал режим работы «СП-2» последней надеждой ЕС не замерзнуть этой зимой без газа: в сезон закачки тотально опустошил европейские ПХГ, а СПГ ушёл в Азию по конкурентной цене
Главным рычагом влияния России на поставки газа в Европу станет режим работы газопровода «Северный поток — 2». От этого зависит вопрос, сможет ли Старый Свет пережить зиму 2021-2022 без потрясений из-за локальной или даже глобальной недостачи газа.
Это делает достаточно сильными позиции России на переговорах по исключению «СП-2» из Третьего энергопакета ЕС, поскольку в полной загрузке газопровода заинтересованы уже сами европейцы, перед которыми замаячила угроза ледяной зимы без российского газа.
Почему Европа осталась без газа
По итогам торгов на хабе TTF в Нидерландах 16 августа цена на газ в Европе почти достигла отметки 580 долларов за 1000 куб. м. Таких высоких цен на газ на субконтиненте не было со времен нефтяного пика 2008 года, когда за счет привязки к нефти природный газ повторял максимумы цен на черное золото.
За последующие годы ЕС приложил массу усилий, чтобы отвязать котировки природного газа от нефти. В частности, российскому «Газпрому» пришлось участвовать в нескольких болезненных судебных процессах, в ходе которых его обвиняли в злоупотреблении монопольным положением, а его покупатели требовали ухода от «нефтяной привязки».
Альтернативой, на которой всегда настаивали и Брюссель, и покупатели, и вставшие на их сторону европейские суды, был так называемый спотовый рынок. Спот — это покупка газа «здесь и сейчас», без каких-либо долгосрочных обязательств или формул цены.
Основная идея Евросоюза заключалась в том, что продавцы газа, заинтересованные в емком европейском рынке, будут толпиться на споте, а покупатели из Старого Света — через губу торговаться с ними, диктуя свои условия по цене газа. Дополнительным фактором еврочиновники считали сжиженный природный газ (СПГ), предполагая, что его будут везти к ним со всего мира: из Африки, из США, с Ближнего Востока и даже из Австралии.
Однако уже в конце 2020 года эта фантазийная схема столкнулась с суровой реальностью. На фоне быстрого восстановления экономик стран Юго-Восточной Азии, раньше всех оправившихся от пандемии COVID-19, и небывало морозной зимы спрос на газ в ЮВА резко увеличился. Цена газа на азиатском споте периодами достигала чуть ли не 1000 долларов за 1000 куб. м. В итоге многие традиционные поставщики СПГ, которые до этого спокойно продавали свой газ в Европе, развернули свои танкеры — и направили их в Азию. Да так там и остались — азиатские цены высоки до сих пор.
В былые времена ЕС мог бы рассчитывать на собственную добычу природного газа или на поставки из Норвегии. Однако на протяжении последних 10 лет добыча газа в этой скандинавской стране практически не растет, а добыча газа в Великобритании и Нидерландах, которые были основными внутренними поставщиками газа в ЕС, сокращается год за годом.
В такой ситуации единственной надеждой ЕС стал… российский «Газпром», с якобы «избыточным» влиянием которого Брюссель беспощадно боролся доброе десятилетие.
Но не все так просто для Европы.
Что делает Россия
С 11 августа «Газпром» начал отбор голубого топлива из всех своих подземных хранилищ газа (ПХГ) в Европе. Запасы корпорации в ПХГ «Реден», «Катарина» и «Йемгум» в Германии составляли более 1 млрд куб м, но эксперты уже посчитали, что если «Газпром» будет отбирать газ такими темпами, как сейчас, то газа ему хватит только на три недели, до начала сентября.
Дело в том, что несмотря на постоянные декларации ЕС о «борьбе» с «Газпромом» и попытках ограничить его долю рынка комфортными для Евросоюза 25%, доля российского газа в общем газовом балансе Европы только растет. Так, в 2020 году «Газпром» занимал уже 32,2% от всех европейских продаж природного газа. А в нынешнем году газовый гигант значительно превзошел прошлогодний рекорд, за первое полугодие увеличив поставки газа в Европу еще почти на четверть и, скорее всего, достигнув там отметки 40% от общих продаж голубого топлива.
Таким образом, «Газпром» сегодня в ударном темпе замещает Европе выпавшие поставки СПГ, падение добычи газа в Норвегии (за 2020 год — минус 6%) и ее собственный провал по добыче газа в Великобритании и Нидерландах. А что же говорят СМИ Евросоюза? Легко догадаться: «Русские взвинчивают цену на газ, пользуясь трудным положением Европы!»
В такой ситуации, конечно, будущие переговоры по запуску и статусу «СП-2» могут идти хоть и в непростом, зато комичном ключе:
— ЕС, снимите ограничения с трубы!
— Нам это не позволяет сделать наш Третий энергопакет!
— Тогда сидите без газа и замерзайте!
— Русские, вы шантажируете нас недопоставкой газа!
— Ну так снимите ограничения с трубы!
— …
Скорее всего, именно с этими целями немецкий канцлер Ангела Меркель собирается в ближайшее время в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Это не просто дежурный визит вежливости уходящей на покой Меркель, но и попытка выстроить нужное взаимопонимание в вопросе будущих переговоров по «СП-2».
Насколько будет успешным этот визит, покажет время. Пока же очевидно другое: сезон закачки европейских ПХГ, который обычно стартует в начале августа, в этом году превратился в сезон их тотального опустошения.
Так что кто бы ни вел следующие переговоры по газовому вопросу в Москве: преемник ли Меркель или ее политические конкуренты в ФРГ, — разговаривать с Россией они будут, имея пустые хранилища у себя дома.
Фактический отказ «Газпрома» бронировать дополнительные мощности транзита через Украину на сентябрь спровоцировал рост цен на газ в Европе до очередного исторического максимума. Опрошенные “Ъ” аналитики видят в шаге «Газпрома» стремление обосновать необходимость ввода «Северного потока-2». При этом некоторые эксперты связывают такое решение и с нехваткой газа для экспорта после аварии под Новым Уренгоем на фоне повышенных потребностей внутреннего рынка.
«Газпром» забронировал на первый осенний месяц всего 0,65 млн кубометров в сутки дополнительных мощностей украинской газотранспортной системы (ГТС), или 4% от объема, предложенного оператором ГТС. Об этом свидетельствуют данные венгерской системы бронирования мощностей Regional Booking Platform. Всего компания могла зарезервировать дополнительный транзит в объеме 15 млн кубометров в сутки, что и делала в предыдущие месяцы. На запрос “Ъ”, почему компания на этот раз не стала бронировать эти мощности, «Газпром» не ответил.
Решение «Газпрома» привело к тому, что цены на газ в Европе обновили очередной максимум. Так, в 18:27 мск сентябрьский фьючерс на индекс TTF торговался на уровне €47,9 за 1 тыс. кВт•ч. В Европе на протяжении нескольких месяцев цены на газ продолжают расти на фоне высокого спроса, рекордно низких запасов в ПХГ (см. “Ъ” от 12 августа) и, наконец, из-за аварии на производстве «Газпрома» на заводе под Новым Уренгоем 5 августа. Вследствие аварии поставки газа в Европу по газопроводу «Ямал—Европа» сократились примерно вдвое, или на 25 млн кубометров в сутки.
Решение «Газпрома» не наращивать поставки газа в Европу, несмотря на техническое наличие такой возможности и рекордно высокие цены, может быть связано с целью компании продемонстрировать важность «Северного потока-2», полагает старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.
Можно предположить, что «Газпром» стремится продемонстрировать, что без «Северного потока-2» Европу может ждать дефицит газа, а также добиться максимального заполнения трубопровода после его запуска»,— говорит эксперт.
«Газпром» намекает Европе о необходимости вывести «Северный поток-2» из-под норм третьего энергопакета ЕС, считает научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Согласно принятым в 2019 году поправкам в газовую директиву ЕС, морские газопроводы признаны частью внутриевропейской газовой сети — из-за этого «Газпром», вероятно, не сможет заполнять «Северный поток-2» своим газом больше чем на 50%. До сих пор попытки компании освободить газопровод от этого регулирования не увенчались успехом.
Второе объяснение, почему «Газпром» забронировал всего 4% от доступного объема, по мнению господина Митраховича, заключается в необходимости удовлетворять внутренний спрос на газ.
У «Газпрома» сейчас приоритет — закачка газа в российские ПХГ, на которые оказала влияние прошедшая холодная зима»,— предполагает эксперт.
При этом Станислав Митрахович отмечает, что 15 млн кубометров составляют небольшую часть ежесуточного объема экспорта.
По данным «Газпрома», компания с января по 15 августа этого года значительно нарастила экспорт газа в ряд европейских стран, в частности в Германию, на 41,5%. При этом в августе ее среднесуточные поставки зарубежным потребителям на 9,4% выше, чем год назад. Впрочем, на этот рост повлияло в том числе существенное увеличение поставок в Китай по газопроводу «Сила Сибири».