Газовая самостийность обернулась для Украины катастрофой энергетики

отметили
21
человек
в архиве

источник: img.vz.ru

Все тридцать лет своей независимости Украина постоянно получала от России дармовые и незаслуженные деньги за транзит российского газа в Европу. Малейшая угроза этим доходам вызывала политический и газовый кризис в отношениях Киева и Москвы. Как развивалась эта история и почему Россия наконец получила шанс избавиться от украинского газового шантажа?

После распада СССР Украине по сравнению со многими другими осколками большой страны повезло. Ей досталось огромное советское наследие: и помимо гигантских запасов военной техники, впоследствии успешно распроданных, источником огромных денег стала газотранспортная система, по которой российский газ переправлялся в Европу. А кроме того, долгие годы Украина продолжала получать от России газ по ценам существенно ниже европейских – а Россия платила за транзит не живыми деньгами, а газом, то есть по бартеру.

Тогдашнего главу Газпрома Рэма Вяхирева украинский рынок и другие рынки СНГ мало интересовали. Он занимался исключительно экспортом газа в Европу. Причина проста – Европа всегда платила за газ твердую рыночную цену живыми деньгами. Украина же тогда, в 1990-е, была по сути неплатежеспособна, она годами копила долги за российский газ и регулярно воровала транзитное топливо.

Украинским потребителям, кроме российского газа, продавали даже туркменский газ. В 1994 году компания «Итера» покупала туркменский газ в обмен на продовольствие и продавала сырье Украине. Ее возглавлял Виталий Макаров, имевший связи с капризным Туркменбаши.

«В 90-е годы поставками газа на Украину занималось много мелких частных компаний-посредников. Можно даже сказать, это был либеральный рынок, конкуренция. Многие политические элиты Украины, в том числе Тимошенко и ряд других политиков, начинали зарабатывать на этих многоступенчатых газовых схемах. Это была мутная вода, в которой каждый пытался ловить рыбу. На Украине не стеснялись появления прокладок в государственных взаимоотношениях. Правила игры были тогда неопределенными», – говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В 90-е годы вообще в ходу были бартерные сделки, и за российский газ украинцы часто расплачивались товаром. Показателен пример, как в 1999 году Украина частично расплатилась за газ 11 стратегическими бомбардировщиками, которые остались на Украине после распада СССР. Иначе говоря, настоящие рыночные отношения подменялись в газовой сфере политическими договоренностями и подковерными сделками.

Только к 2000-м годам в России пришло понимание, что с Украиной пора выстраивать и в газовой сфере полноценные рыночные отношения. Появление альтернативного газопровода «Ямал – Европа» в 1999 году для поставок газа в Европу здесь сыграло не последнюю роль. «Украина сразу начала привязывать вопрос транзита к вопросу условий поставок газа для самой Украины. Стало понятно, что Украина может выкручивать руки, потому что была единственным транзитером российского газа в Европу. Поэтому быстро был построен газопровод «Ямал – Европа» через Белоруссию и Польшу. Но он не решил всех проблем, потому что вместо одной страны-транзитера появилось две», – рассказывает Юшков.

С приходом в Газпром Алексея Миллера в 2001 году компания обратила пристальное внимание на украинский рынок. Компания активно начала предлагать продать ей украинскую ГТС или часть ее, либо создать совместный консорциум для ее управления. С 2004 года президент Владимир Путин вел активные переговоры с президентом Украины Леонидом Кучмой по созданию такого консорциума, к работе даже подключали канцлера Германии Герхарда Шредера, однако Киев в итоге на это не согласился.

«К 2004 году Украина уже полностью политизировала трубу. Киев понял, что транзит является не только действенным экономическим рычагом Украины на Россию. Киев провозглашает ГТС символом независимости и отказывается ее продавать. Украина делает из трубы фетиш»,

– говорит Юшков.

Все это привело к первому газовому конфликту между Россией и Украиной, который случился в 2005-2006 годах. Газпром решил повысить цены на газ, поставляемый украинским потребителям, то есть сделать цену действительно рыночной, а не политической. Результатом конфликта стал пятилетний контракт на поставку газа «Росукрэнерго» по европейской формуле цены в 230 долларов за тысячу кубометров. Однако благодаря смешиванию российского газа с среднеазиатским украинская компания могла поставлять газ украинцам намного дешевле (95 долларов за тысячу кубов). Тогда же был поднят тариф за транзит газа через Украину, и Газпром начал расплачиваться с Украиной за транзит не газом, а живыми деньгами.

«С 2000-х годов рынок постепенно структурируется, на Украине несколько крупных игроков оттесняют мелочь. Появляются большие олигархические группы Ахметова, Коломойского, Фирташа. Появилось деление на восточных и западных олигархов, которые по очереди побеждали на выборах за киевский престол», – говорит Юшков.

На эту тему
  • России придется спасать Украину от замерзания
  • Украина провоцирует Россию применить энергетическое оружие
  • Европа ради выгоды пошла на предательство

Газпром после прихода Миллера становится единственным поставщиком газа для Украины. Появляется федеральный закон об экспорте, где закрепляется монополия Газпрома на экспорт трубопроводного газа. «России нужно было убрать конкуренцию между российскими компаниями за экспорт газа, чтобы они не сбивали цены на газ, от которых зависят доходы бюджета», – отмечает Юшков.

В конце 2008 года разразился новый газовый кризис. 1 января 2009 года Украина оказалась без газового контракта – а значит, и без российского газа. При этом транзит российского газа продолжался. Чтобы не замерзнуть, Украина начала отбирать, а по сути воровать газ из транзитной трубы.

Подписание нового долгосрочного контракта на европейский манер на поставку газа и на транзит газа через Украину в 2009 году стал переломным моментом. Между соседями наконец были оформлены настоящие коммерческие отношения в газовой сфере. В контракте фиксировалась формула цены с привязкой к нефти, как в европейских контрактах. Украина стала обычным потребителем российского ресурса, за который приходится платить реальные деньги. Долги, конечно, никуда не делись, но в конце концов они все-таки оплачивались.

«Контракт 2009 года – это переход к рыночному ценообразованию. Другое дело, что Украина никогда не платила ту цену, которую прописали в контракте. Потому что ей почти сразу же предоставили скидку в 100 долларов за тысячу кубометров в рамках Харьковского соглашения в счет оплаты базирования российского флота в Крыму», – говорит Юшков.

В любом случае с 2009-го вплоть по 2014 год газовые отношения Украины и России имели четкие коммерческие правила. Хотя, конечно, украинские политические элиты постоянно уверяли, что платят за российский газ много, а Газпром за транзит – якобы мало. Однако газовых кризисов в этот период не было. А главное – постоянная история с незаконным отбором газа Украиной из транзитной трубы с этого момента уходит в прошлое, говорит Юшков.

С 2009 года поставки газа на Украину крепко связываются с транзитом топлива в Европу. «Украина никогда не выполняла контрактное условие «бери или плати», а Газпром в отдельные годы не выполнял условие «качай или плати». Но вплоть до 2014 года это не создавало никаких проблем», – напоминает Юшков.

В 2013 году Виктор Янукович просил по всему миру кредиты, чтобы решить проблему дефицита бюджета. МВФ ему отказал. «Сначала он едет в Китай, но, видимо, безуспешно, а на обратном пути заезжает в Москву, где подписывает два соглашения», – говорит эксперт.

Первое – Россия готова купить украинские еврооблигации на 6 млрд долларов. Успела купить на 3 млрд долларов, которые Украина до сих пор не вернула. Второе – снижало стоимость газа практически на 100 долларов, примерно с 350 до 250 долларов за тысячу кубометров с 1 января 2014 год. Но было важное условие – если Украина не платит за газ квартал, то в следующем квартале эта скидка автоматически прекращает действовать. Однако зимой 2014 года на Украине произошел государственный переворот, к власти в Киеве пришли люди, настроенные крайне антироссийски – и они перестали платить за поставляемое Россией топливо.

Поэтому с 1 апреля скидка по допсоглашению отменилась. Плюс вскоре Крым вернулся в состав России, поэтому перестало действовать Харьковское соглашение – а значит, отменилась скидка еще на 100 долларов с тысячи кубометров.

«Украина осталась с голым реально коммерческим контрактом без каких-либо скидок. Цена резко выросла выше 450 долларов за тысячу кубометров во втором квартале 2014 года. Правда, потом она очень быстро упала вслед за снижением цен на нефть. Цены на газ пересчитывались поквартально, исходя из цен на нефть», – напоминает эксперт ФНЭБ.

Дальше начались долгие споры о долгах Украины перед Россией, и вообще по какой цене считать. Киев, конечно, не хотел лишать себя скидок. Каждая зима вызывала опасения, что повторится кризис 2008-2009 годов – Киев начнет воровать газ из транзитной трубы, и европейцы замерзнут. Поэтому пришлось привлекать Европу к переговорам, в результате которых появились так называемые зимние пакеты. Они урегулировали поставки газа в отопительный сезон, оставляя за скобками неурегулированные вопросы с ценой и украинскими долгами.

Наконец в 2015 году Украина официально отказалась от импорта российского газа. Киев заявлял о долгожданном обретении независимости от российского топлива. «Однако назвать это энергетической независимостью Украины сложно. Украина перестала покупать российский газ у Газпрома напрямую – это да. Но она продолжает покупать российский газ, просто через европейских посредников», – говорит Игорь Юшков.

Украина от этого экономически ничего не выиграла. Более того, и это признавали сами украинские политики и украинская статистика: покупать газ у европейских посредников по ценам на спотовом газовом рынке Европы оказывается дороже, чем напрямую у Газпрома. Украина вернулась к тому, с чего начинала в далекие 1990-е – покупает газ опять через компании-посредники, которые, конечно, на этом зарабатывают. И зарабатывает не только европейский бизнес, но и украинские политики, которые аффилированы с некоторыми трейдерами.

В 2019 году закончился 10-летний транзитный контракт Газпрома и Нафтогаза. Но новой газовой войны не случилось. Был подписан новый контракт на пять лет. Газпром обязался прокачивать через Украину в первый год 65 млрд, а в последующие – 40 млрд кубометров газа в год. Таким образом, до 2024 года газовые отношения с Украиной закреплены юридически. Что будет после?

«Впервые в новейшей истории России и Украины мы получаем реальную возможность отказаться от украинского маршрута. Впервые Украина перестанет быть безальтернативным транзитером российского газа»,

– говорит Юшков. Речь идет, разумеется, о газопроводе «Северный поток – 2» – он должен быть запущен до конца текущего года.

Юшков надеется, что возможность выбора пути транзита позволит деполитизировать газовые отношения России и Украины. «Российская нефть, например, спокойно идет транзитом через Украину. Никаких проблем здесь не возникает. Именно потому, что мы в любой момент можем взять и перекинуть нефть в порты. Будем надеяться, что в газовой сфере произойдет то же самое: Украина начнет конкурировать за транзит и поэтому предложит хорошие условия Газпрому», – считает эксперт. И в таком случае у Украины будет реальный шанс сохранить хоть какие-то объемы транзита российского газа.

«Украина десятилетиями зарабатывала на транзите и пользовалась советской инфраструктурой для облегчения поставок газа собственным потребителям, в том числе промышленным, которые экспортировали свои товары и приносили валюту в страну», – напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Однако нигде не прописано, что Украине дана эта «рента» пожизненно.

«Если бы украинское руководство повело себя умнее, то оно смогло бы продлить сроки этого транзитного дохода и даже увеличить доход. Например, если бы в 2004 году создала консорциум с Россией и Германией. Тогда шли переговоры между Путиным, Кучмой и Шредером на этот счет. Если бы это удалось, то все было бы по-другому», – считает Митрахович. В пример можно привести Белоруссию, которая давно продала свою ГТС Газпрому, что принесло пользу и Минску, и Москве.

В итоге невозможность нормально работать с Украиной заставила Россию начать строить обходные газопроводы. Сначала «Ямал – Европа», потом «Голубой поток», далее «Северный поток – 1», «Турецкий поток» и, наконец, «Северный поток – 2».

В Германии и США настаивают на том, что Россия обязана сохранить транзит газа через Украину и после 2024 года. Некоторые экономисты полагают, что и без политического давления в этом есть смысл – в Европе будет расти спрос на газ.

«Однако было бы рискованно заранее объявлять, что мы готовы заключить сколько-нибудь долгосрочный контракт после 2024 года», – считает Станислав Митрахович. Потому что в этом случае, поясняет он, шансы вывести «Северный поток – 2» и Opal из-под действия Третьего энергопакета и убрать ограничения по объемам прокачки будут сведены к нулю. Если же Россия займет жесткую позицию и не будет давать никаких гарантий по прокачке газа через Украину после 2024 года, тогда у России будет шанс добиться справедливых условий для работы своих трубопроводов.

Кроме того, спрос на газ в Европе может и не вырасти. Да и сложно предсказать, какими будут отношения Москвы и Киева через несколько лет. Поэтому вместо твердых долговременных контрактов лучше перейти на аукционы, где можно бронировать транзитные мощности на месяц, на квартал и даже на год.

«Евросоюз 15 лет учил нас, что на свободном рынке газа не должно быть долгосрочных контрактов. Вот пусть украинские мощности бронируются только на аукционах, как в Польше, без какого-либо контракта и на условиях не хуже польских. Это соответствует европейским нормам», – говорит Митрахович. Возможно, что тогда транзит российского газа через Украину в объеме примерно 20 млрд кубов сохранится в Молдавию, Румынию и даже Словакию. Но в любом случае от мощностей, заложенных в ГТС Украины в советское время (до 150 млрд кубометров транзита), это будет весьма и весьма далеко.

Добавил suare suare 23 Августа 2021
проблема (2)
Дополнения:
08:00 23.08.2021 (обновлено: 08:01 23.08.2021)
Валерий Михайлов

Украина удивит мир: экономический рывок неизбежен до конца года

Украина вновь погружается в рецессию, фактически не успев выйти из предыдущей. Об этом сообщили не СМИ или экономические эксперты «страны-агрессора», а агентство Bloomberg. Согласно предварительным данным украинской службы статистики, ВВП страны во втором квартале сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 0,8 процента с учетом сезонного фактора. Причем случилось это после падения экономики в том же измерении на 1,2 процента в первом квартале текущего года.
 
В агентстве Bloomberg очередную рецессию украинской экономики связывают с последствиями пандемии и повышением ключевой ставки Национального банка с целью препятствования дальнейшему росту инфляции, даже по официальным данным перевалившей за десять процентов.
 
Не исключая этих факторов, стоит отметить, что проблем, препятствующих экономическому росту, у украинской экономики значительно больше. И со стопроцентной вероятностью можно прогнозировать, что обещанного украинским правительством роста ВВП на 4,6 процента в нынешнем году не будет — даже несмотря на предельно низкую базу прошлого года.
Украинские чиновники предпочитают козырять другими цифрами. Мол, во втором квартале текущего года в сравнении с аналогичным кварталом предыдущего экономика выросла на 5,4 процента, а по итогам полугодия рост составил 1,7 процента и будет ускоряться.
 
В частности, об этом заявил министр экономики Алексей Любченко, который в числе главных факторов, способствующих подъему экономики, назвал президентскую программу «Большое строительство», программу «Доступные кредиты 5-7-9%» для малого бизнеса, а также благоприятную конъюнктуру на внешних сырьевых рынках.
 
Из перечисленного согласиться можно с последним: в первом полугодии цены на сырьевую продукцию украинского экспорта (железная руда, черные металлы, зерновые и подсолнечное масло) действительно росли опережающими темпами по отношению к другим товарам. Что же касается двух инициированных офисом президента Зеленского программ, то там куда больше воровства и коррупции, чем пользы экономике.
 
Но интереснее другое.
 
Во-первых, рост экономики во втором квартале в годовом измерении на 5,4 процента при ее падении в том же измерении во втором квартале 2020 года на 11,2 процента демонстрирует, что реальный ВВП не отыграл и половины падения. В первом же квартале он в годовом измерении и вовсе падал — на 2,2 процента после падения на 1,2 в первом квартале прошлого года. То есть в первом полугодии текущего года реальный ВВП Украины сократился по сравнению с первым полугодием 2019 года на пять процентов! К примеру, в России ВВП при том же сравнении вырос на 0,8 процента.
 
Во-вторых, экономические эксперты, опрошенные Bloomberg, прогнозировали рост украинской экономики во втором квартале в годовом измерении на 7,3 процента. Чего тоже недостаточно для компенсации прошлогоднего обвала. Но не удалось достичь и этого — даже в условиях действительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и наблюдавшегося в первом полугодии резкого сокращения импорта энергоносителей, — о чем забыл упомянуть украинский министр экономики.
 
Украинская власть обещала электорату, что в 2021 году реальный ВВП не только восстановится до уровня 2019-го, но и превзойдет его на 0,4 процента. Чтобы это произошло, во втором полугодии украинская экономика должна будет показать какой-то небывалый рост — на уровне примерно восьми процентов или более. Это даже не фантастика.
 
Bloomberg пеняет на то, что Украина пока проводит едва ли не самую медленную в Европе кампанию вакцинации, в стране привито всего шесть процентов населения. И осторожно прогнозирует, что это может сказаться на экономической динамике в дальнейшем.
 
Но есть целый ряд других факторов, предвещающих проблемы украинской экономике во втором полугодии.
 
Это и вскользь упомянутая агентством монетарная политика Национального банка. Он уже поднял ключевую ставку с начала года с шести до восьми процентов и грозится повысить ее еще больше. Росту цен это пока особо не воспрепятствовало, так как инфляция имеет преимущественно немонетарный характер: как и в других странах, она в значительной мере «импортируется» на Украину из США, благодаря бешеной работе печатного станка ФРС. Но вот еще большему охлаждению экономики поспособствовало. Украина и так занимает последнее место в Европе по соотношению кредитов реального сектора к ВВП. И ситуация усугубляется, а крохи ресурсов, ранее попадавшие на кредитный рынок, утекают на рынок государственных облигаций, на котором растут ставки. Туда же в связи с ростом ставок устремились и спекулятивные капиталы, обвалив курс доллара и создав тем самым дополнительную нагрузку на реальный сектор.
 
В ряде других развивающихся стран (в том числе и в России) центробанки тоже повышают ключевые ставки с сомнительной целью побороть рост цен (кстати, виновники торжества, США и ЕС, это делать не торопятся), что вызывает обоснованную критику. Но в той же России неоднозначные действия Центрального банка компенсируются усилиями правительства, финансирующего программы развития реального сектора. На Украине у правительства в принципе нет программы деятельности! Не говоря уж о планах развития каких-то секторов. Все это подменяется псевдопрограммами, инициируемыми офисом Зеленского (лучшие примеры — упомянутые «Большое строительство» и «Доступные кредиты 5-7-9%»), которые никакого отношения к развитию не имеют, зато непосредственно связаны с воровством, коррупцией и PR.
 
Но теперь ко всей этой прелести добавляется еще и грандиозный рост цен на импортируемые Украиной энергоносители. В первом полугодии Украина практически не закупала газа, дожидаясь пока он подешевеет. Теперь же, когда он «подешевел» на спотовых европейских рынках с 250 до 550 долларов и выше, закупки стартовали, поскольку в закромах к зиме его тотально не хватает. При этом руководство «Нафтогаза» не заключало долгосрочных контрактов на поставки по фиксированным ценам: на спотовых закупках проще воровать руководителям «Нафтогаза» и их западным кураторам. В итоге украинская промышленность уже покупает газ примерно по 45 тысяч рублей за тысячу кубометров, что ведет к нерентабельности и остановке зависимых от газа производств.
 
Примерно та же история с углем. В начале августа запасы угля на украинских ТЭС и ТЭЦ были рекордно низкими для этого месяца. Почему-то у правительства не было и планов особо его накапливать. На днях в украинском правительстве очнулись и решили накопить к отопительному сезону более трех миллионов тонн угля. Притом что сейчас запасы составляют менее 800 тысяч тонн, а цены на уголь на европейском рынке достигают 140 долларов за тонну (еще в мае были в пределах 75 долларов). Все это происходит на фоне начавших резко расти цен на электроэнергию для промышленности в результате дисбалансов на энергорынке и популистских действий властей. Дальнейший рост цен неминуем, как и потери зависимой от них промышленности.
 
Одним словом, экономическая рецессия на Украине неизбежна и будет только углубляться. Причем Украина рискует стать единственной страной Европы, добившейся такого результата. Чем от нее будет пытаться отвлечь население Зеленский и Ко, можно только догадываться. Но очень бы хотелось, чтобы не возобновлением войны в Донбассе.
 
08:00 20.08.2021 (обновлено: 08:04 20.08.2021)
Валерий Михайлов
 
Украина сделала скачок к независимости
 
Украинское правительство утвердило Стратегию энергетической безопасности, которая будет реализовываться Украиной до 2025 года.
 
Утвержденной целью государственной политики в данной сфере является обеспечение защищенности национальных интересов в сфере обеспечения доступа к надежным, устойчивым, доступным и современным источникам энергии для всех потребителей технически надежным, безопасным, экономически эффективным и экологически приемлемым способом в нормальных условиях и в кризисных ситуациях.
 
Мягко говоря, это далеко не первый утвержденный на Украине документ, направленный на создание условий энергобезопасности и энергонезависимости. Вот только и первой, и второй на Украине по факту становится с каждым годом все меньше. Думается, тренд не поменяется и после выхода нового документа.
 
Энергобезопасность и энергонезависимость Украины специфическим образом пытался обеспечить еще Леонид Кучма в период своего президентства — причем почему-то за счет нерегулярно оплачиваемого импортного (как туркменского, так и российского) газа и путем появления идеи взимать с России деньги за транзит (вместо оплаты газом) газа через Украину.
 
Позже его преемнику с блеском удалось реализовать эту идею, разделив контракты на покупку и транзит газа, что сразу же привело к резкому удорожанию голубого топлива для Украины, а значит, и ухудшению ее энергобезопасности вместе с ростом энергозависимости.
 
Что же касается добычи собственного газа, то уровня 1990 года Украина так никогда и не достигла.
 
Параллельно украинской властью создавались все более благоприятные условия для ликвидации украинской нефтеперерабатывающей промышленности: с 2005 по 2021 год в стране прекратили деятельность пять из шести доставшихся в наследство от СССР НПЗ. Что тоже явно не способствовало энергобезопасности и энергонезависимости.
 
Лишь угольная промышленность, добыча в которой в 1990-е годы обвалилась вдвое, в последующие годы хотя бы прекратила падение.
 
Но так было до Майдана.
 
После него на Украине настала эра «энергетической независимости», о которой уже в 2015 году отрапортовал президент Порошенко.
 
В утвержденном же документе приводятся цифры, в которых она выражается:
  • — потребляемый газ на 30% импортный (чей газ — очевидно), и это после развала промышленности с сопутствующим сокращением потребления и при продолжающемся падении собственной добычи;
  • — потребляемые нефтепродукты на 85% импортные, причем четыре пятых импорта приходится на Россию и Белоруссию;
  • — потребляемый уголь почти на 40% импортный, в основном из России, при этом добыча падает;
  • — потребляемое ядерное топливо импортное на 100%, и более половины приходится на российское даже после заключения контракта с Westinghouse на поставку существенно более дорогого топлива этой компании, производимого в Швеции;
  • — импорт электроэнергии из Белоруссии и России с начала 2021 года периодически превышал 1 ГВт мощности.
Из приведенных цифр все ясно и с энергонезависимостью, и с энергобезопасностью Украины. Причем ясно и то, что до Майдана и того, и другого у Украины было явно побольше.
 
Но можно добавить еще, что практически все энергоблоки ТЭС и ТЭЦ выработали свой ресурс, блоки АЭС начнут выводиться из продленной эксплуатации с начала 2030-х годов. Износ электрических сетей превышает 50% и достигает 70% — видимо, более точной информации у украинского правительства просто нет. Около 40% теплопунктов пребывают в аварийном состоянии, аварийными являются и 16% теплосетей. Свыше 44% энергии теряется во время преобразования и транспортировки к конечному потребителю.
 
Долги на электрическом и газовом рынках измеряются многими десятками миллиардов гривен. Немалых проблем добавляет рост зеленой энергетики без компенсирующих мер по повышению гибкости энергосистемы, при этом зеленая электроэнергия еще и выкупается по фантастическим ценам.
 
И это далеко не полный перечень проблем.
 
Но самое интересное, какой ответ украинское правительство собирается дать всем этим проблемам и связанным с ними угрозам.
 
Он оказался просто гениальным. Выяснилось, что достаточно организовать в энергосекторе управление на принципах функционирования энергорынков в ЕС, и все проблемы в одночасье рассосутся вместе с угрозами! А это, в свою очередь, позволит создать «высококонкурентную рыночную» и «благоприятную инвестиционную» среду, при этом «процесс принятия решения органами государственной власти станет последовательным и прозрачным». В общем, все сразу станет даже не хорошо, а прекрасно.
 
Ровно как в анекдоте, в котором сова посоветовала мышам стать ежиками, чтобы их перестали ловить кошки. Правда, как известно, на вопрос, как это сделать, сова ответить не смогла. Ведь ее дело — стратегия. Вот и в украинском правительстве засели стратеги.
 
Пожалуй, единственное внятное указание на какую-то конкретику касается будущей синхронизации энергосистемы Украины с энергосистемой ЕС и одновременным отсоединением от российской и белорусской систем. Но это решение принималось не в Киеве, а в Брюсселе. И оно уж точно не связано с развитием украинской энергогенерации, а скорее совсем наоборот — после присоединения Украину очень быстро заставят закрыть «древние» ТЭС, а там и до АЭС черед дойдет.
 
Другими словами, документ является отчасти констатирующим проблемы украинского энергосектора, но ни в коем случае не предлагающим их решения. Впрочем, даже если бы он какие-то решения и предлагал, вероятность их реализации была бы крайне низкой. Достаточно вспомнить, что в 2017 году на Украине уже утверждалась энергетическая стратегия на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность». Ее не только никто не исполнял — о ней забыли сразу после утверждения. И даже забыли отменить перед утверждением новой.
 
В рамках того карго-культа, которым занимаются украинские власти, иначе и быть не может. Документы утверждаются ради самого факта — о новой стратегии тоже забудут сразу. За исключением разве что внешних обязательств, к которым будут подталкивать внешние же управляющие. Энергетический сектор, в свою очередь, продолжит деградировать. Ну а через пару лет появится какая-нибудь новая стратегия, которая опять нарисует картину тотального будущего успеха, без намерений его как-либо достигать.
 
 
 
10:22 22.08.2021 (обновлено: 12:37 22.08.2021)
 
 
Сенатор Климов: США разорвали экономику Украины «в клочья»
 
 
 
 
 
03:30 19.08.2021 (обновлено: 10:16 19.08.2021)
 
 
Киевский экономист Атаманюк: Меркель «развела» Украину в вопросе «Северного потока — 2»
 
 
08:27 22.08.2021
 
 
Экономист Конопляник: «зеленая стратегия» Запада для Украины станет аналогом «плана Маршалла»
 
Добавил suare suare 23 Августа 2021
Комментарии участников:
BadMax
+10
BadMax, 23 Августа 2021 , url

Решение вопроса о запуске процедуры членства Украины в ЕС маловероятно в ближайшие годы, заявил вице-президент Еврокомиссии по экономическим вопросам Валдис Домбровскис.

Упс… И тут опять зрада. Только одному мне кажется, что лох не мамонт. 

vvsupervv66
+1
vvsupervv66, 23 Августа 2021 , url

Самостийность, экономически основанная на полезных ископаемых другого государства без захвата территории и недр этого государства, это нонсенс или самообман.

precedent
+1
precedent, 23 Августа 2021 , url

1999 году Украина частично расплатилась за газ 11 стратегическими бомбардировщиками

 «Сделка века» — я считаю.  А сегодня уже и взять -то нечего...((



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать