⚡ МИ­РО­ВОЙ ЭКС­КЛЮ­ЗИВ Чрез­вы­чай­ный и пол­но­моч­ный посол РФ в Аф­га­ни­стане Дмит­рий Жир­нов в пря­мом эфире СоловьёвLive

отметили
27
человек
в архиве

[Соловьёв]
A сейчас у нас с вами есть уникальная возможность. Я не могу от нее отказаться, потому что у нас на связи Дмитрий Александрович Жирнов. Дмитрий Александрович, простите что заставил минуту ждать по
сравнению с договорённым, понимаю, раз там жесткий график и разница во времени. Дмитрий Александрович российский дипломат, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Афганистане. Дмитрий Александрович, наверное, Вы сейчас на самом тяжелом и ответственном участке работы, где столкнулись прожектёрство, пустые надежды, трагедии, человеческие судьбы, которые, мы видим, заканчиваются кошмаром и они натыкаются на реальную политику, которую проводит Российская Федерация. Взвешенная, мудрая и спокойная. И результаты. Идут к нам, просят о помощи нас, взывают к нам.

Тяжелейшая ситуация в Афганистане. Талибы устали притворяться, музыку уже запретили, страшные кадры и расстрелов сотрудников, и дикие истерики у женщин, которых 20 лет за бешеные деньги американцы пытались переформатировать на западный манер. Какова ситуация в афганистане сейчас? Сегодня? В Кабуле?

[Жирнов]
Восьмые сутки подряд всё хорошо. Мы сегодня выезжали в город, чтобы удостовериться в этом своими глазами. Удостоверились. Так и есть. Жизнь не просто вернулась в нормальное русло. Дело в том, что до талибов нормального русла-​то и не было. Потому что в Кабуле орудовали ИГИЛ-​овцы. Фактически Кабул до талибов превратился в такой вот проходной двор ИГИЛ. То, что мы увидели сегодня — это было хорошо. На улицах женщины с маленькими детьми. У женщин волосы покрыты платком, но лица открыты. То есть, никакого шариата нет. Свадьбу видели. Открыты магазины, лавчонки. Дело идет своим чередом. Дорожное движение нормальное. Доехали до аэропорта, там посмотрели что происходит: талибы начали наводить порядок там, это то, чего не получилось у американцев. Потом поехали назад другим маршрутом, всё нормально. Да, на салонах красоты никто не замазывал женских фотографий, как о том сообщили западные «СМИ».

[Соловьёв]
Ну, западные СМИ рисуют абсолютную картину ужаса: то есть трагедии, демонстрации против Талибов в Кабуле, расстрелы на улицах. Где правда?

[Жирнов]
Демонстрации против талибов нет. 19-го августа здесь действительно были массовые акции, посвященные двум таким датам: первая это 102-я годовщина восстановления независимости Афганистана, с которой ассоциируется афганский триколор, который использовал предыдущий режим. И «День Ашуры», когда на улицы выходят шииты. Шииты здесь национальное меньшинство. Так вот, все конечно думали как отреагирует талибы? И тут ещё вот такой момент: последние 20 лет, когда шииты выходили на улицы, их взрывали террористы, и уже в последнее время, в последние месяцы, эти цифры, цифры жертв — они были ужасающие. 350 человек! Так вот. 19 августа в этот раз впервые за 20 лет шиитов никто не тронул! Талибы, перестраховываясь, обеспечили общественный порядок. Шииты смогли спокойно воздать дань уважения своим религиозным авторитетам. Те люди, которые хотели выйти в знак 102-й годовщины — вышли. Мы знаем, что несколько женщин-​активисток выходили с плакатами на улицы, их никто не тронул. Ситуация стала лучше.

[Соловьёв]
То есть, женщина-​губернатор не арестована? Женщина-​губернатор провинции.

[Жирнов]
В провинции мужчина-​губернатор.

[Соловьёв]
Нет, не в Кабульской. Одна из провинций Афганистана, там такая «ролевая модель»: женщина относительно молодая, которая является губернатором.

[Жирнов]
Вы знаете, сейчас очень много, очень много сообщений, афганские СМИ и раньше не отличались правдоподобностью, приходилось перепроверять каждое слово из трёх-​пяти источников. Сейчас и подавно! Плюс, сейчас такой есть «завод» западными «СМИ», что всё должно быть плохо, всё должно быть кровопролитно. Ко мне приезжал пакистанский посол, он ехал из Исламабада на автомобиле 180 километров до Кабула. Я спросил: ну и как, всё нормально?...

[Соловьёв, перебивая]
Она не губернатор, она мэр города Майданшахр, центр провинции Вардак.

[Жирнов]
Очень очень очень много сейчас сообщений оказываются абсолютной уткой какой-​то. Плюс, ну то что вот мы сами выяснили. Такое сейчас новое явление стало появляться — псевдо-​талибы. Такие вот ряженные талибы. Когда бандиты, мародеры, чтобы им как можно меньше оказывалось сопротивление, приходят в дом или там кого-​то пытаются схватить, арестовать. С целью выкупа, или ещё что-​то. Они говорят: вот мы талибы, и всё. Талибы это знают. Они выступили с заявлением, что мы такое не делаем, и более того — раздали телефоны горячей линии талибской полиции. Сказали: если к вам подошёл некто, представившийся талибом, чтобы сделать плохое — позвоните. Приедет реальный настоящий талиб, и все будет хорошо. И это то что мы ЗНАЕМ.

[Соловьёв]
Ну то есть это новое слово запрещённого в России талибана? То есть, они начинают очень активно работать и в социальных сетях, и бороться за создание нового имиджа?

[Жирнов]
Да. Сейчас на весь Афганистан осталась всего одна точка, которая не подконтрольна талибам. Это провинция Панджшер. У нас сегодня был в посольстве высокопоставленный представитель политического офиса талибов, и он просил, зная, что Россия пользуется большим авторитетом в Афганистане у разных политических сил, просил нас передать Панджшерцам политический сигнал. Если позволите, я воспользуюсь вашим эфиром, зная, что у вас очень большая аудитория. Думаю, что этот сигнал этот сигнал дойдет.

Там такая ситуация: в Панджшер из Кабула бежал первый вице-​президент Салех, который провозгласил себя президентом после того, как из города бежал Гани на вертолёте, набитом деньгами. И туда же в Панджшер сбежал сын такого известного полевого командира, как Ахмад Шах Масуд. Его зовут тоже Ахмад. И они пытаются там сколотить народное ополчение. Пока особо ничего не получается. У них и топлива нет. [1]. Но талибы ведут себя очень спокойно. Так вот значит, дословно. Дословно, я специально взял бумажку. Дословно они просили сообщить следующее. Чтобы Россия передала лидерам и жителям Панджшера следующее: «До настоящего времени талибы не предпринимали ни одной попытки войти в Панджшер силой. Группировка рассчитывает на нахождение мирного пути разрешение ситуации. Например, через достижение политического соглашения. Талибы не хотят кровопролития, и настроены на диалог». Это то, что нас просили передать в Панджшер. Я так понимаю, что талибы хотят показать этим мятежникам, что сами талибы не такие страшные, как их сейчас пытаются малевать. И сами талибы хотят урегулировать ситуацию более цивилизованно, чем то, как хочет поступить, в частности, бывший первый вице-​президент Салех.

[Соловьёв]
Дмитрий Саныч, но не столь радостные картины приходят, например, от Би-​Би-Си. [2]. Вот они показывают, что происходит в аэропорту. И там, конечно, паника-​паника, и люди, которые много лет доверяли войскам НАТО, с ними работали напрямую, сейчас чувствуют себя в жутком состоянии. Они пытаются прорваться, показывают свои паспорта, визы. Вы когда ездили в сторону аэропорта — вы наблюдали эту картину? Или это крайне локально? Сколько там тысяч человек на территории аэропорта?

[Жирнов]
Ещё раз. Это происходит не в самом аэропорту, а на взлётной полосе. К этому талибы не имеет никакого отношения. Там всё организовали американцы. Вернее сказать, дезорганизовали. Они сейчас отвечают за воздушное пространство аэропорта, и за то, что происходит внутри. Талибы пытаются навести общественный порядок ВОКРУГ аэропорта, фактически помогая американцам. Они хотят сделать так, чтобы не было давки, чтобы не было дополнительной толпы. Потому что уже, насколько я понимаю, внутри аэропорта погибло 40 человек. А может уже и больше. Так что, в общем, посмотрим.

[Соловьёв]
То есть это истерика американцев? Но талибы, конечно, ещё над ними издеваются в открытую, вот посмотрите, как они взяли, и переодевшись в американскую форму, скосплеили [3] знаменитую американскую фотографию. То есть, талибам не откажешь, что в области PR они, действительно, работают агрессивно и очень так с большой иронией. То есть — знают, что творят.

[Жирнов]
Возможно. Но сейчас для них важны, насколько вот я вижу, расценивая первые дни их практической власти, это не столько PR, сколько реальные дела.

[Соловьёв]
Дмитрий Саныч, а вот кто они? Кто эти студенты с белыми флагами? Почему Кабул упал к их ногам, как перезревшее яблоко?

[Жирнов]
Это крестьяне. Ну конечно, вооруженные крестьяне. Но я уже говорил в каком-​то интервью, что первое моё впечатление, когда я в мае прошлого года только прилетел и ехал в машине из аэропорта в посольство, то рядом шла девочка лет на вид 11-ти с автоматом. Социальная база, откуда они черпали своих бойцов, это примерно 95 процентов населения. Это нищета. Потому что страна, народ доведены до ПОЛНОЙ нищеты. И детям там многим есть нечего. [4]. Поэтому, за 20 лет войны огромная армия здесь была у США поначалу. Армия президента Гани, которая питалась американскими деньгами. Потом ещё ИГИЛ присоединился, который не любит талибов, и эта нелюбовь у них взаимна. И вот несмотря на эти три фронта, талибы не просто выстояли — они взяли Афганистан. Они его не завоевывали. Вы совершенно правы: они взяли Кабул без единого выстрела. Талибы 15-го утром вошли в Кабул без оружия. И когда вошли, они сделали две вещи. Первое: они упали на колени, и поцеловали Кабульскую землю, свою Родину. А второе, они так же без оружие подошли к полицейским нарядам, и предложили им сдать оружие, что и было сделано.

Беспорядки в Кабуле были до 10-ти вечера 15-го числа, пока талибов не было. Власть рухнула, на улицы вышли мародёры. Стреляли. Были пожары. Было действительно очень так неприятно. Талибов не было! Только после того, как талибы удостоверились, что президент бежал, а афганские национальные силы безопасности капитулировали… Я, кстати, сразу после этого встретился с талибами, так сказать, с военным комендантом Кабула, который принимал капитуляцию афганских национальных сил безопасности, мы с ним обсудили и сразу сверили весь список вопросов, связанных с безопасностью посольства. Так вот, только после того, как они удостоверились, что никаких стычек не будет, и народ их в общем ждёт, они поздно вечером 15-го числа вошли в Кабул. Первое, что они сделали — установили на первую ночь комендантский час, и удивительно быстро всё нормализовалось. С того момента, с 22-х часов 15-го числа, в Кабуле нет НИ ОДНОГО выстрела. Это связано с тем, что бандиты-​мародеры прекрасно знают, что с ними поступят по законам военного времени, даже вот где-​то в Тиктоке, или ещё где, есть эти кадры, как они расправляются. Допустим, там один есть подонок, который изнасиловал женщину, она умерла, и чем это для него прилюдно закончилось. Все это знают. В первые же сутки они в городе отловили 120 мародёров! И всё.

[Соловьёв]
Дмитрий Саныч, при этом, а в чём разница между ИГИЛом и талибами? [5]. Ведь американцы сегодня предупредили, что возможна попытка теракта в зоне аэропорта, которую готовит ИГИЛ или Аль-​Каеда. Американцы вообще в последнее время говорят настолько странные вещи, что такое ощущение, что они в каком-​то своём уже воображаемом мире. То есть они так генерирует случайные слова, когда речь заходит об Афганистане. Ну потому что более страшного провала их всех разведывательных служб, судя по итогу, чем тот, который случился в последнем месяце, сложно себе представить. Так чем отличаются талибы? Почему они идеологически так далеки друг от друга? Вроде Аль-​Каеда сказала: круто, наши братья победили, сейчас мы там снова будем готовить террористов.

[Жирнов]
Ну во-​первых я бы не слишком реагировал на эти фантомные какие-​то страшилки американцев. Я перед этим проработал 8 лет в США и уже, в общем, к концу срока своего пребывания там примерно понял, с чем их едят и сколько примерно это стоит. Это первое. Второе: понимаете, для талибов Афганистан — свой дом. Они здесь в хорошем смысле хозяева. Террористы им не нужны. Даже тот же ИГИЛ боится талибов как огня. Не будем загадывать, тьфу-​тьфу, постучим по дереву, но в первые 8 дней — ни одного теракта! А до 15-го августа В ДЕНЬ было в Кабуле по три-​четыре-пять терактов. Мы и сами слышали в своем компаунде, когда вот эти вот хлопки и взрывы, иногда даже около посольства, до нас доносились. Утром, днём, ночью. Будили наших сотрудников. Сейчас ничего нет. Талибы, насколько я понимаю, во всяком случае они это заявили и публично, и подтвердили нам в разговорах тет-​а-тет: им это не нужно. Им не нужно, чтобы Афганистан стал прибежищем террористов. Насколько я понимаю, если верить их заявлениям, они хотят, чтобы Афганистан стал нормальной страной.

[Соловьёв]
То есть они не пойдут в Таджикистан, Узбекистан? То есть экспансия не входит в их планы?

[Жирнов]
Я в это не верю. Я не верю в то, что что они пойдут. У них слишком много дел дома будет. Страна разрушена полностью. Страна лежит ничком. Вот эта вот гражданская война, и вот этот вот режим который здесь был, не просто вороватый, а который ободрал всех. Здесь нищета не в каком-​то ООН-​овском понятии среднестатистическом. Здесь нищета абсолютная. Когда, вот например, приходит сообщение: погибла, там, группа детей, мы начинаем проверять, кто их убил — талибы или кто? Выяснилось, что от голода дети ели листья дерева, а это дерево оказалось ядовитым. Потом приходит сообщение: погибли девочки. На мине. Выясняем, кто мину подложил, талибы? Нет. Девочки пошли в заброшенный склад армейский, и вынули мину, чтобы продать. Чтобы покушать. И она взорвалась.

[Соловьёв]
Дмитрий Саныч, но тогда непонятно. Америка, который учит весь мир транспарентности, как бороться с коррупцией, как уважать права LGBTQ, которая потратила триллионы! Tриллионы! И что же, за 20 лет своего правления выстроила самую коррумпированную власть в мире? Забавно, что младший брат Гани присягнул талибам, а сам Гани говорит, что, нет нет, я бежал голый. Голый! Просто лично лопасти вертел, в вертолёте ничего не было.

[Жирнов]
Но если он считает тот объем денег наличных, долларами, которые даже значит не вместился в салон самолёта — их набивали срочно, и часть выпала на взлетно-​посадочную полосу. Если он считает это наготой. То может быть. Может быть он рассчитывал на большее.

[Соловьёв]
Дмитрий Саныч, но вот передают, смотрите, что двух женщин забили талибы камнями. Кларисса Ворд показывает репортаж CNN [6] на весь мир, как к ней подходят злые мужчины, и требуют, чтобы она не только спрятала волосы, но и закрыла лицо. Так мне сейчас пишут люди: ну не может быть! Что рассказывает наш посол? Нам же говорят всё совсем иное! Кларисса Ворд это вот эта женщина, которая после своего репортажа быстро покинула Афганистан. Такая, ну как это часто бывает с журналистами CNN, очень самовлюбленная.

[Жирнов]
Я не собираюсь защищать талибов. Я не их адвокат. Я просто рассказываю то, что мы видели своими глазами. Что касается сообщения, могу сказать только одно: их нужно перепроверять. Всё.

[Соловьёв]
Глубоко. Мудро. Вы 8 лет до этого поработали в Америке. А у вас какие языки рабочие?

[Жирнов]
Китайский и английский.

[Соловьёв]
И при этом вы работаете послом в Афганистане? То есть сейчас изучаете Фарси?

[Жирнов]
Талибы говорят на пу...

[Соловьёв]
На пуштунском, ну ладненько.

[Жирнов]
У меня здесь великолепные переводчики. Великолепные.

[Соловьёв]
Нет, я наоборот, я просто думаю, насколько точно, потому что вы находитесь как раз на точке перелома и столкновения как раз американских и китайских интересов. Потому что, действительно, сейчас Афганистан на большой шахматной доске очень важная клетка, за которую идет борьба. То есть судьба Вас интересно забросила. Я не думаю, когда Вы отправлялись в эту командировку, Вы думали, что окажетесь в самом центре мировых событий. Слава нашла героя.

Тут наши коллеги с Украины, не знаю правда это или нет, но они записывают разные обращения. Говорят, что их страна бросила, и чтобы их не трогали, они говорят, что они русские, и вынуждены будут обратиться в российское посольство, чтобы оно помогло им выехать. Также говорят, что многие афганцы, которые работали с западными странами пытаются обращаться сейчас к России с просьбой о помощи. Насколько это соответствует действительности? Обращаются ли в российское посольство как граждане бывших наших республик, так и афганцы с просьбой об эвакуации?

[Жирнов]
Обращались. Мы им постараемся помочь.В том числе украинцам. Что касается афганцев: у нас здесь здесь много афганцев, которые имеют второе российское гражданство, поэтому, естественно, они у нас в приоритете. Мы их рассматриваем в качестве наших граждан. И им поможем. Ситуация в том, что они не столько бегут от каких-​то талибов, реалии такие, что никто им не угрожает, не перерезает горло, этого ничего нет. Нет в помине. У нас с июня месяца прекратилось, по техническим причинам (талибы тоже здесь не причем), с июня месяца прекратился прямой авиамаршрут с Россией, а сейчас, естественно, из-за того, что натворили американцы, не работает аэропорт. Поэтому наши граждане афганского происхождения нервничают. Но я думаю, что скоро всё будет хорошо.

[Соловьёв]
Нас любят?

[Жирнов]
Да.

[Соловьёв]
Почему?

[Жирнов]
Потому что Советский Союз здесь сделал столько! Ну в общем-​то всё, что здесь, всё что здесь есть в экономическом отношении — это всё Советский Союз. Я когда приехал сюда, то тут, ну естественно, война-​войной, всё разрушено, но кое-​что из каких-​то исторических культурных мест осталось. Здесь есть такие сады Бабура, был такой правитель здесь в 16 веке, он посадил эти сады, и до сих пор есть его могила красивая. Мы разговорились с экскурсоводами, и я прямо задал ему самый провокационный вопрос. Как вы относитесь к тому, что было здесь в 79-м — 89-м? И он ответил так: сначала мы думали что это интервенция, а потом мы поняли, что нас защищали. А потом, когда стало совсем плохо, и мы увидели, что мы живём только за счет тех экономических объектов, которые были построены Советским Союзом (они говорят или Шурави, или Русскими), то мы в этом втором выводе укрепились!

[Соловьёв]
Афганцы пожаловались на американских военных, которые не нашли ничего лучше, чем кормить мусульман свининой. Ну что это такое, ну как такие вещи можно делать? То есть, насколько надо не понимать страну пребывания?
Американцы на вас выходят, обращаются с просьбами? За помощью?

[Жирнов]
Нет, сейчас они занимаются своими делами. Они сейчас бегут. Вот видите, не всё получается, в том числе с этим аэропортом. Поэтому пусть они сначала разберутся сами с собой здесь.

[Соловьёв]
Зато, как я понимаю, у вас полное взаимопонимание с китайскими коллегами?

[Жирнов]
С китайскими, с пакистанскими всё нормально.

[Соловьёв]
Ну, учитывая, что у Вас ещё путунхуа, я думаю, вам легко с ними общаться. Находите общий язык на счёт раз :) Дмитрий Саныч, а сколько Вам лет?

[Жирнов]
44.

[Соловьёв]
Прекрасно, то есть молодой, сильный, знающий. Получил большое удовольствие от общения с Вами. Спасибо вам большое.
Коллеги пишут: а можно попросить вывести в прямой эфир, я прямо зачитаю. «Мы понимаем, что есть ограничения, но можно попросить господина посла в прямом эфире пообщаться с представителями Талибана, или тем же Карзаем»? Ну я думаю, что это немножко сложно, что всё надо готовить.

[Жирнов]
Будет. Попозже. Мы никуда не спешим ;)

 
 
Добавил waplaw waplaw 25 Августа 2021
Комментарии участников:
precedent
+1
precedent, 25 Августа 2021 , url

сейчас они занимаются своими делами. Они сейчас бегут.

 Это — афоризм ))



Войдите или станьте участником, чтобы комментировать