Крупнейшие интернет-компании РФ объявили о создании Альянса по защите детей в Сети
Крупнейшие российские интернет-компании объявили о создании Альянса по защите детей в цифровой среде, подписав в присутствии президента РФ Владимира Путина соглашение о сотрудничестве и добровольные обязательства.
«Создание альянса — крайне важная задача, которая должна обеспечить их [детей] безопасность в цифровой среде. Мы приложим все усилия для того, чтобы это было реализовано», — отметил гендиректор АО "Газпром-медиа холдинг" Александр Жаров.
«Совместно с альянсом мы будем разрабатывать курс для детей, учителей, родителей по цифровой грамотности, чтобы дети лучше ориентировались в пространстве и могли сами принимать решения», — отметил управляющий директор группы компаний "Яндекс" Тигран Худавердян.
Он также сообщил, что одно из направлений для фокуса альянса — создание специализированных семейных режимов в программных продуктах компании. Такой режим позволит детям получать специализированную для него версию, защищенную от угроз и адаптированную под ребенка, при использовании онлайн-кинотеатра, музыкального сервиса, поисковика.
Гендиректор "Вымпелкома" Александр Торбахов подчеркнул, что в настоящее время вопросы безопасности физического и виртуального мира объединяются, поэтому сотрудничество компаний — участников альянса «принесет хорошие плоды».
В свою очередь в пресс-службе "Билайна" сообщили ТАСС, что задача альянса и участия в нем «Вымпелкома» — сделать интернет источником знаний и развития и вдохновения, а не угроз для психического и физического здоровья детей.
Мнение и инициативы участников альянсаГендиректор "Лаборатории Касперского" Евгений Касперский сообщил, что компания ведет работу с образовательными учреждениями. У «Лаборатории Касперского» есть программы для обучения детей и родителей по самым разным направлениям с точки зрения безопасности поведения в интернете, добавил гендиректор компании.
Генеральный исполнительный директор "Мэйл.ру груп" Борис Добродеев подчеркнул, что сейчас настало время, когда интернет-компаниям необходимо объединять усилия. «Мы поддерживаем создание этого альянса. Мы считаем, что если мы наладим обмен информации и совместные действия, то это принесет очень много пользы».
Гендиректор "Национальной медиа группы" Светлана Баланова сообщила о планах интегрировать в рамках альянса в российские детские шоу уроки цифровой грамотности и кибербезопасности.
Президент МТС Вячеслав Николаев отметил важность создания детских режимов приложений, а также введения индустриальных стандартов, благодаря которым дети смогут пользоваться большим числом приложений безопасно.
Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский отметил, что у компании существует развернутая в десятках российских школ специальная программа фильтрации противоправного контента.
Участники и задачи соглашенияСреди подписантов добровольных обязательств — генеральный исполнительный директор «Мэйл.ру груп» Борис Добродеев, генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский, управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян, гендиректор «Национальной медиа группы» Светлана Баланова, генеральный директор АО «Газпром-медиа холдинг» Александр Жаров, президент "Ростелекома" Михаил Осеевский, президент МТС Вячеслав Николаев, гендиректор "Мегафона" Хачатур Помбухчан и гендиректор «Вымпелкома» Александр Торбахов.
Альянс будет содействовать развитию механизмов саморегулирования, разработке и продвижению этических принципов по защите детства в цифровой среде. Участники объединения, владельцы крупнейших российских платформ, видеохостингов и поисковиков, берут на себя повышенные обязательства самостоятельно выявлять и ограничивать доступ к противоправной информации и контенту, способному нанести вред здоровью и развитию детей, а также обмениваться лучшими практиками и новейшими разработками по их обнаружению.
Цель альянса — создание безопасной и благоприятной цифровой среды, которая давала бы детям возможности для творческого и профессионального саморазвития, социализации и безопасного общения в виртуальном пространстве. В числе его приоритетов — формирование морально-нравственных ориентиров и ответственного поведения детей в Сети, популяризация созидательного использования технологий, повышение цифровой грамотности, распространение знаний о медиагигиене, способах защиты прав и личной информации в интернет-пространстве среди детей, родителей и педагогов. Такой просветительский контент будет распространяться на младшую аудиторию через детские СМИ в форме информационных кампаний, образовательных программ и тренингов.
Альянс намерен уделять особое внимание проведению исследований и обзоров зарубежного опыта в вопросах защиты детей от интернет-угроз. Будут также представлены новые соответствующие программы и решения с доступными инструкциями по применению.
… Фактически в хартии речь идет об исполнении компаниями законов о саморегулировании соцсетей и защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, поясняет собеседник «Ведомостей» в одной из компаний. Закон о саморегулировании обязывает работающие преимущественно в России онлайн-платформы мониторить контент пользователей для выявления и удаления детского порно, сведений о способах и методах изготовления наркотиков, совершения суицида и информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам и вовлекающей детей в противоправную деятельность. Закон вступил в силу в начале года.
www.vedomosti.ru/media/articles/2021/08/31/884579-rossiiskie-hartiyu
Также широкий перечень сведений охватывает закон о защите детей от причиняющей вред их развитию информации, включая оправдание насилия и жестокости, отрицание семейных ценностей и пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. В отличие от законов, хартия вводит в сферу регулирования фигуру молодежного цифрового омбудсмена, с которым компании-подписанты будут взаимодействовать по крайней мере по вопросам поддержки будущих лидеров IТ. Это 21-летний студент МГФА им. Кутафьина Дмитрий Гуляев, уроженец Енисейска (Красноярский край), занявший этот пост весной. Гуляев только учится на юриста, но уже написал статью в научный журнал «Вопросы российской юстиции», которую посвятил теме борьбы с экстремизмом в молодежной среде.
Самое главное отличие хартии – создание таких механизмов саморегулирования, которые перенесут бремя контроля с государства на участников рынка. По словам собеседника в АП, цель – добиться того, чтобы не Роскомнадзор вносил в реестр запрещенной информации противоправный контент, а сами компании его удаляли. Соглашение позволит снизить нагрузку на Роскомнадзор, полагает главный аналитик РАЭК Карен Казарян.
Представители всех компаний-подписантов отказались от официальных комментариев.
«Тема безопасности детей в сети – это тренд. Компании срабатывают на опережение, предлагая отраслевое регулирование, опасаясь, что государство может выступить с более жестким регулированием этой темы», – поясняет один из подписантов хартии. С ним соглашается глава Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков. К примеру, отмечает он, законодатели пока не прописали отдельных штрафов для компаний по закону о саморегулировании соцсетей, но они могут быть выше, чем нынешние 4–8 млн руб., которые прописаны в КоАПе.
По мнению директора Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, такое отраслевое соглашение приведет к кратному снижению количества противоправного контента на платформах, поскольку законодательство сегодня не успевает за развитием технологий и без диалога с крупными площадками и операторами добиться этого вряд ли удастся.