[«Рука руку моет и обе белы живут»*] Новак на ВЭФ-2021: Просьба «Роснефти» о возможности экспорта газа по «Северному потоку -2» совместно с «Газпромом» будет обсуждаться в правительстве
Теоретически это может стать путем для вывода Северного потока-2 из-под правил 3-го энергопакета ЕС случае отказа немецкого регулятора Nord Stream 2 в статусе независимого оператора ГТС.
Строительство магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 завершается, 2 сентября оставалось уложить около 5 км труб — 3-4 дня работы.
- на брифинге Н. Шульгинов заявил — вопрос возможного допуска Роснефти к экспорту трубопроводного газа обсуждается:
- А. Новак подтвердил:
- Роснефть обратилась в правительство РФ с просьбой предоставить ей возможность экспортировать трубопроводный газ,
- эта просьба рассматривается,
- ожидается отзыв министерств на данную инициативу Роснефти, а затем она будет обсуждаться в правительстве.
- Роснефть давно добивается возможности экспортировать добываемый ею газ по ГТС РФ, но монополист — Газпром:
- в 2013 г. В. Путин анонсировал позицию на заседании президентской комиссии в Ново — Огареве, в основном по СПГ;
- в 2014 г. Роснефть уже потребовала доступа к сетевому экспорту газа;
- в мае 2016 г. показалось, что Роснефти разрешают экспорт трубопроводного газа, но Газпром — опроверг;
- активно развивает газовые проекты, такие как Роспан и Харампур в Ямало-Ненецком автономном округе, что вынуждает компанию искать пути монетизации, наилучшим из которых стал бы экспорт.
- ожидаемо недоволен перспективами доступа сторонних компаний к инфраструктуре, в которую были сделаны большие инвестиции;
- технично препятствует амбициям Роснефти по экспорту газа, причем это касается не только трубопроводного, но даже экспорта газа в формате сжиженного природного газа (СПГ):
- спор с Роснефтью о доступе к мощностям Транссахалинского газопровода компании Sakhalin Energy, дочки Газпрома и оператора проекта Сахалин-2:
- Роснефть располагает собственными запасами газа на о. Сахалин в рамках проекта Сахалин-1,
- добываемый газ закачивается обратно в пласт, поскольку перспективы его монетизации неочевидны,
- Роснефть пыталась получить доступ к МГП проекта Сахалин-2 или организовать производство СПГ, но Газпром эти попытки блокировал,
- в ответ Роснефть не пошла навстречу Газпрому, когда тот хотел получить доступ к газу проекта Сахалин-1, чтобы обеспечить ресурсную базу под расширение СПГ-завода проекта Сахалин-2. Так и поговорили.
- Газпром активно участвовал в аукционах на участки недр, которые могли бы составить ресурсную базу СПГ-проектов Роснефти:
- выигран, например, аукцион на Лаявожское и Ванейвисское месторождения в Ненецком автономном округе (НАО), которые Роснефть хотела получить для проекта Печора СПГ,
- противостояние продолжилось было и на п-ве Таймыр, но сейчас вопрос решился в пользу Роснефти.
- недавнее решение немецкого суда отклонило апелляцию Nord Stream 2 AG на решение Федерального сетевого агентства Германии (BNetzA), отказавшего вывести газопровод из-под действия обновленной газовой директивы ЕС:
- после запуска газопровод должен соответствовать требованиям 3го энергопакета ЕС, в т.ч. в части разделения деятельности по добыче и транспортировке газа (анбандлинг) и доступа 3х сторон к прокачке газа по газопроводу.
- из-за принципиального отсутствия сторонних поставщиков газа, после запуска газопровод будет загружен лишь на 50%.
- Nord Stream 2 может попытать счастья в получении от BNetzA статуса независимого оператора ГТС (ITO) в Германии, что позволит обеспечить 100% загрузку:
- заявка подана, но для этого необходимо выполнение ряда условий,
- не факт, что регулятор посчитает их в достаточной мере выполненными, тем более, что в дело вступила Польша, к которой после решения суда по МГП OPAL следует относиться серьезно.
У Роснефти появился шанс на экспорт трубопроводного газа.Сроки запуска МГП Северный поток-2
- Н. Шульгинов:
- в ходе брифинга — подтвердил ранее анонсированные сроки, сообщив, что рассчитывает прокачку газа до конца 2021 г,
- в интервью Россия-24 — отметил:
- высокий спрос на российский газ в Европе сохранится, поскольку европейские газохранилища недостаточно заполнены,
- то есть, для Европы запуск МГП в нынешнем отопительном сезоне очень выгоден и нужен, если политические аспекты проекта оставить за скобками.
- А. Миллер — назвал аналогичный срок на селекторном совещании 2 сентября, посвященном Дню работников нефтяной и газовой промышленности.
- Россия категорически не согласна с тем, что МГП Северный поток-2 представляет угрозу;
- проект сыграет очень важную роль в обеспечении энергобезопасности Европы;
- это исключительно коммерческий проект, который не может предоставлять ни для кого никакую угрозу
Впрочем, как и в случае с В. Путиным, отсутствие совместной пресс- конференции Д. Байдена и В. Зеленского по итогам переговоров говорит о том, что ни о чем не договорились.
ЛитератураМнения разделились, но, видимо, решение склонялось в пользу Клавдия, ибо Геркулес[которого Клавдию удалось склонить на свою сторону], видя, что надо ковать железо, пока горячо, начал перебегать от одного к другому и всех подговаривать:«Не подводи, пожалуйста, меня, при случае я тебе отплачу чем угодно: рука руку моет.»
(пер. Ф.Петровского)
- Ю. С. Цыбульник. Крылатые латинские выражения. — М.:: ООО «Издательство АСТ», 2005. — С. 199. — 350 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2.
14:05, 3 сентября 2021
«Новатэк» поставил под сомнение выгоду от поставок газа по трубам «Газпрома»
Глава компании «Новатэк» Леонид Михельсон заявил, что не планирует поднимать вопрос об экспорте газа в европейские страны по трубопроводам «Газпрома». Об этом он сообщил в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке, передает ТАСС. Михельсон считает, что его компании выгоднее доставлять сжиженный природный газ (СПГ) на танкерах. «Новатэк» — второй по объемам добычи российский производитель природного газа и главный конкурент «Газпрома».
«Поставлять СПГ танкерами на европейский рынок по операционным затратам процентов на 50 более экономически целесообразно, по транспортным затратам. Транспорт танкерами намного дешевле, чем операционные затраты трубным [транспортом] на такие расстояния», — отметил бизнесмен.
2 сентября глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что первые поставки в Европу по «Северному потоку-2» могут начаться со стартом отопительного сезона до конца 2021 года. Две нитки газопровода пройдут из России в Европу по дну Балтийского моря. Протяженность «Северного потока-2» — 1224 километра, пропускная способность — 55 миллиардов кубических метров в год.
В начале сентября вице-премьер Александр Новак сообщил, что президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о допуске «Роснефти» к трубопроводам «Газпрома» для экспорта природного газа. Поручение последовало после письма главы «Роснефти» Игоря Сечина к президенту с соответствующей просьбой. Согласно действующему законодательству, «Газпром» имеет монополию на экспорт газа по трубопроводам.
В конце апреля Михельсон убедил Владимира Путина передать его компании Тамбейскую группу газовых месторождений на Ямале, права на разработку которых принадлежат «Газпрому». «Новатэк» планировал использовать полученные месторождения, чтобы производить СПГ и отправлять на Дальний Восток. Президент согласился, что продавать с Ямала сжиженный газ выгоднее, чем прокачивать по трубам.
Впервые единоличное право Газпрома на экспорт трубопроводного газа пошатнулось. Реальные шансы стать еще одним поставщиком российского голубого топлива в Европу появились у Роснефти. Почему российские власти десятилетиями сохраняли монополию Газпрома на экспорт и какой существенный аргумент Игоря Сечина может убедить власти разрушить монополию теперь?
Вице-премьер Александр Новак сделал громкое заявление. По его словам, обращение Роснефти с просьбой дать ей возможность поставлять газ по «Северному потоку – 2» находится на рассмотрении в правительстве. По его словам, сейчас он ждет мнения на этот счет министерств. Чуть ранее Новака глава Минэнерго Николай Шульгинов также подтвердил, что вопрос возможного допуска Роснефти к экспорту трубопроводного газа обсуждается.
Глава Роснефти Игорь Сечин уже давно строит амбиции начать экспорт газа, что разрешено пока только Газпрому. Впервые он их озвучил в 2016 году. В середине августа 2021 года «Коммерсанту» стало известно, что Сечин попросил в письме президента Владимира Путина разрешить компании экспортировать 10 млрд кубометров газа в год через агентское соглашение с Газпромом. Такое соглашение исключает необходимость менять законодательство.
До сих пор Сечину не удавалось убедить президента. Что же изменилось, что у Роснефти появился реальный шанс? Европа дала Сечину новый аргумент. Если пустить газ Роснефти в «Северный поток – 2», то газопровод станет соответствовать Газовой директиве ЕС – а значит, трубу можно будет загрузить на полную мощность, на 55 млрд кубометров в год, а не наполовину. Пустить в трубу альтернативного Газпрому поставщика – это действительно может стать выходом из сложившейся неприятной ситуации.
В письме Роснефти указывалось, что поставки ее газа «будут способствовать снятию ограничений» со стороны антимонопольного законодательства ЕС в отношении допустимой загрузки газопроводов «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», а также Opal (продолжение «Северного потока – 1»).
Недавно стало понятно, что Европа не даст «Северному потоку – 2» исключение и не снимет антимонопольные ограничения. Таково решение Федерального сетевого агентства Германии и Высшего земельного суда Дюссельдорфа, который отклонил апелляцию Nord Stream 2 AG, оператора газопровода. Ситуация с разрешением загружать на полную мощность Opal еще не решена в суде. Поэтому Газпрому придется так или иначе подстроиться под европейское законодательство, либо Opal и уже новый газопровод будут работать только вполовину мощности.
|
Третий вариант – это частичная или полная продажа оператора Nord Stream 2 AG, которому принадлежит газопровод «Северный поток – 2». На частичную продажу трубы Газпром вполне готов пойти, считает собеседник. Ведь он изначально планировал не единолично владеть оператором и трубой, а создать консорциум, куда вошли бы европейские партнеры Газпрома по аналогии с «Северным потоком – 1». Оператор первой трубы только на 51% принадлежит Газпрому, остальные 49% поделены между четырьмя европейскими акционерами. Создать консорциум помешала Польша в надежде лишить Газпром инвестиций от европейских партнеров.
«Продать часть «Северного потока – 2» совершенно не страшно. Но европейцам, судя по всему, этого будет недостаточно, они подталкивают к полной продаже газопровода. А это уже риски. Новый владелец может не обслуживать газопровод или резко повысить тарифы и так далее», – говорит Митрахович.
Наконец, четвертый путь для России – либерализовать поставки трубопроводного газа на экспорт, то есть допуск на европейский рынок других поставщиком, кроме Газпрома. Почему разрушение экспортной монополии Газпрома столь сложная тема? Потому что
государство боится потерять контроль и доходы от экспорта газа, которые пополняют бюджет.
Газпром платит повышенный НДПИ, в отличие от независимых производителей газа, экспортную пошлину и еще дивиденды государству как акционеру. В допандемийном 2019 году группа «Газпром» заплатила в бюджет налогов на 2,6 трлн рублей. Контролировать этот поток проще, когда он идет от одной, а не от десятка компаний, как было в 1990-е и начале 2000-х годов.
Монополия на экспорт газа была создана в 2006 году, чтобы исключить конкуренцию российских производителей на одних и тех же рынках и не сбивать цены на рынке. Тогда единственным рынком сбыта для российского газа была Европа. Теперь у России появился еще китайский рынок, куда газ идет по «Силе Сибири». Первый шаг к либерализации экспорта газа был сделан тогда, как у России появился собственный производитель сжиженного природного газа – «Новатэк». Право на экспорт по трубам сохранили за Газпромом, а вот право экспортировать СПГ получила еще и частная компания. Смысл идеи был в том, что «Новатэк» будет поставлять свой СПГ на азиатские рынки и не будет мешать Газпрому в Европе. Однако на практике выдержать это условие не получилось. В 2020 году Россия даже обогнала США по объемам поставок СПГ в Европу, экспортировав 22 млн тонн против 20 млн тонн у США.
И это первый риск – в теории Роснефть просит продавать только 10 млрд кубометров газа, а на практике объемы могут вырасти. Более того, если дать такое разрешение Роснефти, то подтянутся «Лукойл» и другие независимые производители газа в России, требующие доступа к экспортным трубам.
Второй риск – это финансовые потери бюджета РФ. «Если появится конкуренция между российскими поставщиками, то покупатель в Европе, естественно, будет требовать скидку», – говорит Митрахович.
Кроме того, Газпром платит повышенные налоги в бюджет, а также выполняет социальные функции внутри России, в частности, занимается газификацией регионов, поддерживает нормальное состояние системы энергоснабжения. Наконец, занимается, мягко говоря, не очень приятными клиентами, например, Кавказом, где вообще не принято платить за газ, добавляет собеседник.
Еще один риск состоит в том, что европейцы могут менять правила игры уже в процессе самой игры или придавать этим правилам новое прочтение. «Поправки в Газовую директиву ЕС, ограничивающие прокачку газа по морской части газопровода, ввели задним числом, когда инвестиционное решение по «Северному потоку – 2» уже было принято, деньги – выделены при старых правилах», – говорит Митрахович.
Газопровод Opal, например, сначала не мог работать на полную мощность, потом ему такое право предоставили, а потом снова отобрали.
Вот и с допуском Роснефти к «Северному потоку – 2» у европейцев могут возникнуть претензии, считает эксперт. К примеру, регуляторы Европы могут решить, что Роснефть – это такая же «неправильная» компания, как и Газпром, поэтому допуск ее к трубе не меняет ситуации. Либо европейцам не понравится форма допуска Роснефти к «Северному потоку – 2» – через агентское соглашение с Газпромом. Или Брюссель решит, что одной Роснефти недостаточно, пусть Россия дает право на экспорт газа и всем остальным российским компаниям.
«Европа может начать настаивать на дальнейшей либерализации экспорта. Им только покажи палец, они по локоть откусят», – говорит Митрахович. А это может обрушить цены на российский газ и привести к серьезным потерям доходов бюджета. Контролировать одну или две компании проще, чем рой мелких компаний.
Пока цены на газ в Европе высокие из-за ухода СПГ в Азию, европейцы могут быть более сговорчивыми относительно наших действий, чтобы загрузить «Северный поток – 2» на полную. Однако если газ снова будет стоить недорого, европейские регуляторы могут начать придумывать новые ограничения для российского проекта, сокрушается собеседник.
Но несмотря на все эти риски, шансы у Роснефти получить доступ к экспорту как никогда выросли именно благодаря «Северному потоку – 2». Другое дело, что и Россия, скорее всего, предъявит ряд условий для новоявленного экспортера. Например, компанию могут заставить платить НДПИ по повышенному коэффициенту, как это делает Газпром. А также обязать выполнять социальные обязательства, например, газифицировать отдаленные уголки страны. В-третьих, взять под контроль стоимость газа от Роснефти, чтобы компания не стала демпинговать на европейском рынке. «Могут официально или неофициально попросить Роснефть не давать скидки европейским покупателям или давать скидку, но не больше определенного процента», – считает эксперт ФНЭБ.
На Востоке Миллер отбился от Сечина, от Новатэка отбились по ресурсной базе для Усть-Луги, но это же Сечин...))
Бедное правительство! Надо переложить решение этого вопроса на европейцев )) Нет ничего для них самоубийственней, чем лезть в русскую драку: порвут, а потом продолжат драться друг с другом.
Я дополнил двумя публикациями и роликом. Обострение конкурентной борьбы всеми тремя крупнейшими фигурантами за европейский рынок при резко возросших ценах на газ подтверждается.
Ниче подобного. Я слышал что Роснефть давно борется против монополии Газпрома «на трубу». И Газпром «посылает» Роснефть. Вон выше комент precedentа косвенно это подтверждает. Может сейчас договоряться. Но это не «рука руку моет», а настоящие рамсы при смотрящем министре энергетики (который возможно и нажмет на «наше всё»)
Кстати с точки зрения логистики нивижу ничего плохого — что Роснефть по трубе свои углеводороды пустит. Как бы повысит заполняемость. Но в реальном деле — я конечно не секу.