Британская пресса предупреждает об отключениях отопления этой зимой из-за нехватки топлива. Причины этого дефицита – в закрытии британских газовых хранилищ, в дефиците сжиженного природного газа (СПГ), во взлете газовых цен и в уникальном сочетании природных катаклизмов. Однако всю ответственность на будущие проблемы британцы и европейцы возлагают на Россию, «Газпром» и президента Владимира Путина. А тот факт, что РФ пока выполняет контрактные обязательства по поставкам газа, европейцев не убеждает.
источник: ng.ru
Британская газета Telegraph пишет, что Москва сознательно устраивает кризис с поставками энергоресурсов в Европе, ограничивая сезонные потоки газа. Из-за этого европейцы и британцы не смогут восполнить сильно истощившиеся запасы газа до наступления зимы. «Соединенное Королевство не является мишенью этого геостратегического маневра, однако оно тоже может пострадать, поскольку оно сократило мощности газохранилищ до минимального уровня, чтобы уменьшить расходы», – пишет издание (перевод по Инопресса.ру).
Британская пресса уверена, что Россия воспользовалась неразберихой на глобальном энергетическом рынке, чтобы ограничить привычные объемы поставок газа в Европу через Украину и Польшу. «Она придерживает поставки, чтобы увеличить свое политическое влияние и заставить Еврокомиссию сертифицировать газопровод «Северный поток – 2» на монополистических условиях Кремля», – утверждает Telegraph. В издании признают: «Газпром» фактически «работает строго по правилам» – то есть доставляет ровно столько газа, сколько прописано в контрактах, но удерживает дополнительные объемы, необходимые для восполнения запасов в газохранилищах.
Главная цель России, по мнению британских медиа, – заставить регуляторов Германии и Евросоюза согласиться на условия, которые нарушают энергетические законы ЕС. В результате восточноевропейские страны могут в любой момент стать жертвами энергетического шантажа, уверяет газета.
По данным Gas Infrastructure Europe, в Великобритании насчитывается всего восемь работающих ПХГ. Для сравнения: в Германии 60 действующих ПХГ. Официальный объем поставок газа из РФ в Британию также небольшой. В 2019 году «Газпром» отчитывался о поставке 10,3 млрд куб. м газа. Германия за тот же период получила 57 млрд куб. м газа.
На сегодняшний день газохранилища заполнены на 58,6% в Германии и на 48,4% в Нидерландах, сообщает Gas Infrastructure Europe. Обычно в эти числа сентября резервы заполнены на 80–90%. В Соединенном Королевстве ситуация лучше: ПХГ заполнены на 89%. «Однако общая мощность газохранилищ настолько мала, что это вряд ли можно считать гарантией энергетической безопасности», – считает британская пресса.
Дефицит голубого топлива в Европе уже привел к росту цен на электроэнергию. В августе цены на электричество подскочили до 100 евро за мегаватт/час на большей части континента, а в Испании и Соединенном Королевстве они превысили 120 евро.
Telegraph не исключает, что в итоге британцы могут столкнуться с фактическим регулированием потребления электроэнергии или с мощным скачком цен. «Нам грозят возможные отключения электроэнергии и разрушение спроса», – приводит издание слова эксперта Hartree Solutions Адама Льюиса.
Британским властям, возможно, придется ограничить потребление газа гражданами из-за газопровода «СП-2», продолжает газета Daily Express. Издание полагает, что РФ может задержать поставки топлива на остров, что приведет к энергокризису, при этом сам трубопровод называется «оружием». «Стабильность Европы все же находится в руках президента России Владимира Путина», – указывает Daily Express. Именно природный газ по-прежнему играет ключевую роль в отоплении домов и в промышленности.
В британской Centrica, которая владеет компанией British Gas, ранее также предупреждали, что рост цен на природный газ, вызванный глобальными затруднениями в поставках, может привести к повышению стоимости коммунальных услуг и вынудить энергоемкий бизнес в Великобритании и Европе сократить активность. «Если вы не можете обеспечить достаточные поставки, единственной возможностью уравновесить рынок является сокращение спроса. Если этой зимой мы столкнемся с дефицитом поставок, придется ограничить экономическую активность, чтобы уравновесить рынок. Если цены на газ будут слишком высокими, то некоторые компании в Британии и Европе могут просто принять решение в пользу ограничения производства», – цитировал Интерфакс заявления представителей компании.
В то же время тезис о том, что именно Россия будет виновата в ограничениях на потребление газа в Британии, выглядит удивительно. Тот же Telegraph при этом обращает внимание на проблему интерконнекторов, по которым остров получает топливо с континента. «Соединенное Королевство может использовать интерконнекторы, чтобы удовлетворить спрос на электроэнергию зимой, – потоки регулируются автоматически при помощи механизма ценообразования. Однако Брюссель политизировал эти соединительные линии, превратив их в инструмент оказания давления во время переговоров», – отмечает британская пресса.
Аналитики указывают на то, что британское правительство допустило ошибку, отказавшись финансировать модернизацию крупнейшего ПХГ страны на побережье Йоркшира. «Великобритания имеет в своем распоряжении массу преимуществ, предоставляемых ей геологией Северного моря, но она ими не пользовалась, и теперь ей приходится полагаться на газ из хранилищ Германии и Нидерландов», – приводит их слова газета.
При этом неоднократно сообщалось, что цены на газ существенно выросли из-за глобального сочетания ряда факторов. Эксперты Barclays отмечают, что Европа столкнулась с «идеальным позитивным штормом». «Холодная и мокрая весна в Европе совпала с ужесточением системы торговли квотами на выбросы, действующей в Евросоюзе», – сообщают они.
Кризисная ситуация усугубилась резким ростом спроса на сжиженный природный газ (СПГ) в Азии, в результате чего запланированные для ЕС объемы СПГ уходили в Азию, а цены на газ продолжали расти (см. «НГ» от 02.09.21).
И цены на топливо в ЕС продолжают беспрецедентный рост. В понедельник, 6 сентября, в ходе торгов на бирже ICE Futures они подходили к 660 долл. за 1 тыс. куб. м.
Дефицит голубого топлива ведет и к росту цен на уголь. За год они выросли в три раза и достигли отметки в 62 евро за тонну. При этом нехватка газа в той же Британии привела к тому, что страна запустила старую законсервированную теплоэлектростанцию West Burton A, работающую на угле. В результате доля угля в выработке электроэнергии в стране уже к 7 сентября достигла 2,3%, в то время как в 2020 году составляла 1,6%.
Формально «Газпром» сложно обвинить в нарушении обязательств перед европейскими потребителями. Компания отчитывалась, что за восемь месяцев этого года экспорт в страны дальнего зарубежья увеличен до 131,3 млрд куб. м. Рост по сравнению с аналогичным показателем 2020 года на 19,4%, или на 21,3 млрд куб. м. В частности, компания нарастила поставки газа в Турцию (на 173,6%), Германию (на 39,3%), Италию (на 15%), Румынию (на 344%), Сербию (на 123,9%), Польшу (на 12%), Болгарию (на 50,9%), Грецию (на 15,8%), Финляндию (на 22,7%).
Часть экспертов полагает, что нежелание «Газпрома» увеличивать закачку газа в европейские ПХГ или увеличивать продажи на спотовом рынке накануне запуска «СП-2» также приводит к росту цен на голубое топливо.
Напомним, в середине августа «Газпром» решил не бронировать дополнительные мощности для транзита через Украину. «Оператор ГТС Украины» предложил на аукционе транзитные мощности на сентябрь в объеме до 15 млн куб. м в сутки. Однако российская компания забронировала лишь 4,3% из предложенных мощностей – 0,65 млн куб. м в сутки, или 19,5 млн куб. м в сумме на весь сентябрь.
Nord Stream 2 AG, оператор строительства «СП-2», сообщил о сварке последней трубы второй нитки газопровода. Поставки газа должны пойти до конца года, обещают в «Газпроме». Bloomberg пишет, что поставки по «СП-2» начнутся с 1 октября.
Европейские политики готовы использовать любой повод, в том числе и обвинять в высоких ценах на электроэнергию «Газпром», отмечают эксперты «НГ». «В итоге одни европейские чиновники заявляют, что хотят полностью отказаться от потребления российского газа, а другие – что «Газпром» не хочет поставлять газ сверх объемов, предусмотренных контрактом», – обращает внимание исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. Он также напоминает, что политики ЕС избрали курс на переход к углеродной нейтральности, и это толкает потребителей на отказ от потребления угля в пользу газа.
Что касается последствий для РФ от таких выпадов, то история введения все новых и новых санкций в адрес России, начиная с 2014 года, учит, что в целом какого то особого повода для их введения не нужно, рассуждает Тузов. «Представляется маловероятным, что они захотят, на фоне возросших цен на энергоносители, наложить какие-то новые ограничения на «Газпром» или его газопроводы и тем самым еще больше ухудшить ситуацию с ценами на газ в Европе», – рассуждает эксперт.
Во-первых, провалилась европейская политика в отношении диверсификации поставок и поставщиков, считает замдиректора Института Русстрат (Институт международных политических и экономических стратегий) Юрий Баранчик. «Сейчас в ЕС достаточно терминалов для СПГ (этот ресурс воспринимался как альтернатива российскому сырью), но они стоят полупустые. Причина в том, что США, Катар и другие страны предпочитают направлять свои объемы в Азию вместо Европы, так как там цены еще более высокие, чем в ЕС», – напоминает он. Вторая проблема – климатическая. «Холодная зима, а потом очень жаркое лето вместе с активным восстановлением экономики после пандемии привели к резкому росту спроса на энергоносители», – рассказывает эксперт.
В росте цен на газ в Европе виновата погода и, может быть, глобальное потепление, против которого в Европе вроде бы борются, но пока не слишком эффективно, соглашается замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. С другой стороны, продолжает она, уже 35% продаж легковых автомобилей в Европе приходится на электромобили, для которых требуется все больше зарядных электростанций, и значит, больше электричества. «Сократившееся производство электроэнергии не удовлетворяет возросший спрос на нее. Вот тут Европа и вспомнила про газ, от которого некоторые горячие головы из европейских партий призывали отказываться уже чуть ли не через десять лет», – подчеркивает эксперт.
Экономики ряда стран Европы и Великобритании оказались попросту не готовы к сложившейся на сегодня конъюнктуре цен на газ, рассказывает доцент РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко. «Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации ряд западных политиков и экономистов увидели в обвинении России в попытках манипулирования европейской энергобезопасностью, не забыв при этом традиционно упомянуть «бедную-несчастную» Украину, тщетно защищающуюся от «страны-агрессора». Однако этот словесный пазл не совсем складывается: со стороны России постоянно звучат утверждения о том, что запуск «Северного потока – 2» лишь стабилизирует ситуацию на рынке энергоносителей Европы, при этом часть указанного транзита через Украину планируется все же сохранить», – сообщает он. По мнению эксперта, обвинения в сторону России выглядят странно еще и потому, что сама Европа понимает экономическую целесообразность запуска «СП-2», как минимум исходя из того, что он, в дополнение к появляющейся стабильности поставок, выступает и в качестве инструмента снижения логистических расходов, а это прямой путь к стабилизации цены на рынке.
Чередниченко считает, что даже при наличии всех позитивных составляющих запуска «СП-2» запад все же сохраняет «козырь в рукаве», использование которого практически в любой момент исключить невозможно. «Риск инициирования и запуска очередного пакета санкций против физических лиц, компаний или экономики России в целом сохраняется», – утверждает он.
Поставки природного газа из Россию в Европу давно воспринимаются как политический вопрос, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Примечательно, что статья в Telegraph вышла в тот момент, когда РФ и Германия начали переговоры по украинскому транзиту. Киев же заявляет, что «Газпром» не бронирует мощности для транзита, чтобы воспользоваться запуском «СП-2», – напоминает эксперт.
Конечно, западные государства вполне могут все свои огрехи в энергетической политике свалить на российского поставщика и делается это наверняка с целью нового противодействия запуску трубопровода, считает аналитик. По мнению Деева, новые ограничения для запуска «Северного потока – 2» негативно скажутся не только на экономике «Газпрома» и РФ, но и накануне зимнего сезона приведут к пустым хранилищам в Европе.
«Традиционно Газпром поставлял газ по долгосрочным контрактам с формульной привязкой к ценам на нефтепродукты. Однако под давлением Еврокомиссии эти контракты были пересмотрены. За последние 10 лет доля поставок газа по контрактам с нефтяной привязкой у Газпрома кардинально снизилась — в первую очередь, под давлением европейских регуляторов — в пользу поставок с привязкой к ценам на хабах», — напоминает директор Центра экономической экспертизы Высшей школы экономики Марсель Салихов. По его словам, в условиях старой системы, когда доля привязки к хабам у «Газпрома» была невелика, при скачке цен на споте Газпрому было выгодно увеличивать экспорт, так как это позволяло получить дополнительную прибыль. «В текущей ситуации, когда более 85% поставок газа в Европу привязано в ценам на хабам, подобных стимулов становится меньше. И надо понимать, что контракты на поставку газа выполняются, речь идет о дополнительных объемах. В текущих условиях функционирования рынка действует как рациональный участник, который максимизирует собственную прибыль», — подчеркивает эксперт.
Другой вопрос, продолжает он, что даже если подобная стратегия является рациональной, она может вызвать ответную реакцию со стороны европейских регуляторов. «Европейский рынок является основным для «Газпрома», поэтому это зависимость обоюдная. Текущий экстремально высокий уровень цен на газ вызывает обеспокоенность у потребителей и очевидно влияет и на политические настроения в Европе. «Газпром» в этом смысле выступает удобной мишенью для нападок», — полагает экономист.
В долгосрочной перспективе сохранение высоких цен также будет негативно влиять на спрос и увеличивать конкурентоспособность альтернатив, в том числе, ВИЭ в электроэнергетике, рассуждает Салихов.
Цена газа в Европе превысила $760 за 1000 кубометров
источник: cdni.rt.com
Как сообщает ТАСС, стоимость октябрьского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах 13 сентября достигла $760,4 за 1 тыс. куб. м.
Как уточняет агентство, сегодня цена на газ преодолела сразу несколько психологических отметок, начиная от $730 за 1 тыс. куб. м.
Начальник департамента «Газпрома» Александр Иванников ранее заявил, что экспорт компании в Европу в 2021 году превысит 183 млрд кубометров газа.
«Газпром» в первом полугодии 2021 года увеличил поставки газа в страны Западной Европы на 28,52% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года — до 77,235 млрд куб. м.